"Интегративный подход как средство формирования патриотического воспитания старших дошкольников"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Галиева Нурсия Радифовна
Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: не сформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Наш проект направлен на выявление потенциальных возможностей литературы и музыки в патриотическом воспитании детей логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_galieva_n.r.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема проекта: Интегративный подход на музыкальных занятиях как средство формирования патриотического воспитания старших дошкольников логопедической группы.

Автор проекта: Галиева Н.Р.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Цель и задачи проекта …………………………………………………..5
Этапы проекта …………………………………………………………...7

Ресурсное обеспечение проекта………………………………………...9

Показатели результативности………………………………………… 10
Используемая литература………………………………………………11
Глоссарий………………………………………………………………..12
Приложение……………………………………………………………..13

Введение

        Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

       На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным краем в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине.

      В нашем дошкольном учреждении в настоящее время есть логопедическая группа. Для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению, отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями.

      Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: не сформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.

      Наш проект направлен на выявление потенциальных возможностей литературы и музыки в патриотическом воспитании детей логопедической группы. Изложен на 54 страниц.

Актуальность проекта

      Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

        Анализ состояния теории и педагогической практики позволили выявить противоречия между:

-современными высокими требованиями общества в патриотическом воспитании дошкольников и отсутствием теоретической и методической разработанности для формирования патриотической воспитанности у детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях;

-значительными потенциальными возможностями патриотического воспитания для личностного развития, социального становления, преодоления имеющихся нарушений речи у дошкольников и отсутствием целостной модели процесса их патриотического воспитания.

     Выявленные нами противоречия обусловили проблему: каковы потенциальные возможности литературы и музыки в патриотическом воспитании дошкольников.

       

Цель и задачи проекта

3.1 Цель проекта

Цель проекта: изучить потенциал  использования интегрированного подхода в патриотическом воспитании.

Задачи проекта:

 - воспитать патриотические чувства к своему родному краю, прививать глубокое уважение к своему народу;

-обогащать музыкальными впечатлениями детей, знакомя их с разнообразными произведениями родного края;

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогического коллектива по данной проблеме.

Целевая группа проекта: дети старшей логопедической группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагоги (воспитатели группы).

Проектное решение

Идея проекта заключается соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга как средство развития чувства патриотизма для детей с нарушением речи  в детском саду. Все задания в проекте направлены на развитие музыкальных способностей и формирование гармонического развития личности. Творческие задания - способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребёнка и выявить потенциальные возможности литературы и музыки в патриотическом воспитании детей с нарушением речи. 

5.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

5.1 Сроки реализации проекта: 01.12.2022- 30.05.2023

5.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный с 01.12 по 15.01

2. Основной с 16.01 по 15.05

3. Заключительный с 15.05 по 30.05

План проекта

1 этап проекта – Подготовительный
(1декабря – 15 января)

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность учителя-логопеда

Взаимодействие специалистов с детьми

Взаимодействие специалистов с воспитателями

Взаимодействие специалистов с родителями

1. Планирование:
- анализ проблемы;

- анализ программы, определение и изучение литературы и других источников информации;

- постановка задач;
- распределение ролей между участниками педагогического процесса.

2. Принятие решения

- выбор оптимального варианта;

- разработка перспективного плана;

1. Первичная диагностика детей логопедической группы

2. Наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности

1. Сбор информации об особенностях речи, поведении в группе.

2. Ознакомление с перспективным планом работы с детьми.

3. Консультация учителя -логопеда: «Мы танцуем и поем - вместе весело живем!».

4. Консультация муз. руководителя: «Развитие эмоциональной сферы ребенка через музыкально-художественную деятельность».

1. Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребёнка».

2. Консультация педагога-психолога «Значение чувства патриотизма в жизни ребёнка».

2 этап – Реализация
(16 января– 15 мая)

Реализация проекта

Создание условий для самостоятельной деятельности детей в группе

Взаимодействие специалистов с родителями

1. Проведение интегрированного занятия «С чего начинается Родина».

2. Проведение музыкально –театрального вечера «М.Джалиль как поэт и герой».

3. Выставка работ «Рисуем родной край», «Защитники Отечества», «Моя мама», «День Победы».

4. Организация совместной деятельности и индивидуальной работы. Праздники патриотического характера:

- “ Мы – будущие защитники страны ”,

-“День России”,

-“9 Мая – День Победы”,

-“День защиты детей” и др.

5. Включение в организованную деятельность:  

- дидактические игры;

- музыкально-речевые игры : «Находим ритм в стихах и музыке», и др.;

- распевки на автоматизацию звуков;

- музыкально-речевые развлечения «Живи в веках, моя Родина»

6.Игры- хороводы с музыкальным сопровождением:

- «Калина»;

- «Плетень»;

- «На горе – то ,калина»;

-«Масленица» и др.

1. Создание фонотеки в группе (песни для включения в режимные моменты)

2. Обучению способам расслабления и снятия напряжения.

3. Создание развивающей среды (музыкально-речевые игры; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку).

4. Показ форм изобразительной деятельности: Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка )

1. Консультация «Патриотическое воспитание детей с нарушением речи».

2. Домашнее задание «Изготовление голубей»

3. Мастер-класс «Какая музыка»

4. Выставка рисунков, совместного творчества ребенок – родитель «Рисуем родной дом»

3 этап – Завершающий
(15 – 30 мая)

1. Анализ выполнения проекта и достигнутых результатов.

2. Проведение повторной диагностики, наблюдение за детьми во время организованной и самостоятельной деятельности.

3. Рефлексивная деятельность у старших дошкольников с нарушением речи

1. Участие в коллективном анализе и оценке результатов общей работы.

2. Подготовка к мастер-классу с родителями и детьми.

3. Рефлексия.

1. Мастер – класс для родителей и детей по теме «Использование музыкально-речевых игр для развития музыкального и фонематического слуха».

2. Рефлексия.

Наименование

Количество

  1. Музыкальные инструменты:
  • Ложки
  • Бубен
  • Дудочки
  • Погремушки
  • Гитара
  • Гармонь
  • Колокольчики

2. Логопедический материал.

3.Дидактический материал «Рассказ музыкального инструмента»

4.Дидактический материал «Подбери пару»

5.Дидактический  материал «Найди свой вагончик»

6.Материал для рисования:

  • Альбомы
  • акварельные и гуашевые краски
  • простые и цветные карандаши
  • мелки
  • пастель
  • баночки для воды
  • трафареты для рисования

5.Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея, ёмкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон.

По количеству детей, родителей

1

1

1

1

По количеству детей, родителей

По количеству детей, родителей

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Воспитывать патриотические чувства к своему родному краю, прививать глубокое уважение к своему народу.

2. Дети самостоятельно научатся рассказывать сказки, узнают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивать стихи и песни о родном крае, играть в народные игры.

3. У педагогов повысится уровень знаний, как правильно  использовать музыкальные произведения в воспитании чувства патриотизма для детей логопедической группы.

8. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

Ф.И. ребенка

Эмоциональный отклик

Чувство ритма

Музыкальный

слух

Уровень восприятия -мышления

Творческое восприятие

1

5б высокий

4б средний

3б низкий

                Несмотря на высокие показатели диагностики критериям, которые были выявлены (в логопедической  группе):

5б - составляет высокий уровень;

4 б - средний уровень

3 б - низкий уровень

       Осознали значимость проблемы воспитания чувства патриотизма, у детей дошкольного возраста с нарушением речи. Решили организовать работу в ДОУ на более высоком уровне  в тесном взаимодействие со всеми педагогами ДОУ.            

Заключение

Результаты проектной работы интегративный подход на музыкальных занятиях как средства формирования патриотического воспитания для детей с нарушением , позволило достичь конкретных результатов за короткий период. Развиваются чувство патриотизма, звуковой анализ и синтез, звуковысотный и фонематический слух, активизируется словарь, совершенствуется певческий голос и интонационная выразительность речи,  формируется умение  ритмично и выразительно двигаться под музыку и координировать слова с движениями, создается эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника.

В дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно- эстетическое восприятие мира. Через музыку и рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание. Музыка, воплощенная в рисунках, лучше осмысливается и запоминается. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Проект расширит кругозор детей, позволит новыми средствами, доступными данным детям выражать как свои эмоции и настроение, так и давать оценку всему происходящему в окружающем мире. Для воспитателей и родителей полезен приобретением новой формы общения с детьми логопедической группы.

           В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Литература

  1. Алексеева М.М.,  В.И.  развития  и  родному  : Учебное  для  высших и  пед. . заведен. -М.:  » Академия»,2006;
  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / М.: ЦГЛ,2005.
  3. Опыт работы по «Программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста», разработанной Л. В. Пименовой.
  4. Борисова Е. В., Орлова О. С. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2010. — № 1 том 3.
  5. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкол. воспитание.— 2003.— № 6.— С.45—55.
  6. Принципы организации педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом, конспекты занятий.
  7. Юдина Г. Патриотическое воспитание: Из опыта работы педагогов ДОУ № 11 г. Армавира // Ребенок в дет. саду.— 2001.— № 4.— С.59—64; Аюева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в дет. саду.— 2001.— № 5.— С.69—72.
  8. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Волгоград, 2011г.
  9. Борисова Е. В. Патриотическое воспитание в логопедической работе с дошкольниками // Логопедия. – 2009.- №3 (25).- С.65-67 (0,2 п. л.).
  10. Борисова Е. В. Воспитание патриотизма в современной социокультурной ситуации / Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство: материалы научно-практических межвузовских конференций // Борисова Е. В./ Ред. колл.: В. М. Захаров и др., – Москва: Изд-во ГОУВПОГАСК, 2010.- №2. – С.128-135 (0,4 п. л.).
  11. От  до . Основная   дошкольного  / Под ред. Н.Е. , Т.С.Комаровой, .-, 2010.; С.54-57
  12. https://infourok.ru/statya-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-pedagogov-detey-i-roditeley-v-formirovanii-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-do-1346309.html 
  13. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya rabota/2018/02/07/formirovanie-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-u
  14.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/13/diagnostika 
  15. https://moluch.ru/archive/352/78992/?ysclid=l9e3d50lfv831923390
  16.  https://cyberleninka.ru/article/n/problema-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniyami rechi?ysclid=l9e3dawf5j159996208

Глоссарий

Интегрированный подход -  соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.

Логопедическая группа - это форма коррекционного обучения, способствующая развитию всех речевых компонентов у ребенка.

Патриотическое воспитание - постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, а помогает в этом учителю различные внеклассные мероприятия формирующие чувства патриотизма.

Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

Музыкально-художественная деятельность — это способ взаимодействия человека с музыкой.

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Приложения

Картотека игр по патриотическому воспитанию:

Плетень. Игра под музыку

Дети стоят шеренгами у четырёх стен комнаты, взявшись за руки «корзиночкой».

На первую музыкальную фразу одна шеренга идёт вперёд к стоящей против неё второй шеренге, с концом фразы останавливается и кланяется.
На повторение первой фразы первая шеренга, идя спиной, отходит обратно на своё место.

На вторую фразу и повторение её то же исполняет вторая шеренга.

На повторение песни то же исполняют третья и четвёртая шеренги, стоящие у других стен.

Затем исполняется весёлая плясовая мелодия, и дети, отпустив руки, свободно пляшут по всей комнате врассыпную.
С прекращением музыки дети бегут на свои места, строятся шеренгами и берутся за руки «корзиночкой».

Выигрывает шеренга, которая построилась и взялась за руки первой.

Игра повторяется несколько раз.

Учимся

1. Двигаться в соответствии со спокойным, хороводным характером мелодии (ходьба шеренгами) и весёлым, плясовым.
2. Менять направление движений в соответствии с музыкальными фразами.
3. Уметь исполнять плясовые движения из программы.
4. Уметь ходить шеренгами.
5. Уметь быстро строиться в шеренги после пляски.

Методические указания 

Вначале нужно в виде упражнения отдельно поучить следующие движения:

а) построение «плетня»: предложить детям, стоящим в шеренге, развести руки в стороны и соединить их с руками детей, стоящих через одного, затем предложить пойти врассыпную и по сигналу «построить плетень».
б) ходьбу шеренгами вперёд и назад (вначале шеренги строить из небольшого количества детей, не больше четырёх).

Подготовкой к игре может служить упражнение "Ходьба шеренгами".

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.

Материал: иллюстрации, фотографий города и нашей области.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

 «Кто в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народами. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс – «ец».

Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут (Китай-китаец, Африка-африканец…)

«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете. Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.

«Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.

Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают.

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища. Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры: Медведю – берлога. Белке – дупло.

«Страны и народы»

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

 «Жилое – Нежилое»

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми.

В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений.

Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение: Дом - жилой, магазин – нежилой….

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами. Материал: Ход игры: Миша - Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля.

« Я люблю… »

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Птицы нашего города (края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать . Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

«Богатства недр земли».

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Мир предметов»

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода.

Ход игры: чугун - чугунный, дерево - деревянный…

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки,

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»


Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическая игра «Позови свою маму»


Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дидактическая игра «Городские силуэты»

Цель: Закреплять представления о внешнем облике скульптурного убранства города, развитие восприятия внимания памяти, речи.

Игровой материал: Иллюстрации с цветными изображениями достопримечательностей. Карточки с изображением силуэтов скульптурного убранства города, каждая из которых включает в себя включает только один правильный силуэт.

Ход игры: Предлагается рассмотреть и назвать все цветные изображения.

Выбрать из прилагаемых вариантов карточек с силуэтами соответствующий цветному изображению.

Усложнение игры:

1. выбрать силуэт по памяти.

2. составить небольшой рассказ о памятнике или скульптуре.

Дидактическая игра «Узнай, обведи, назови»

Цель: Закреплять знания о символах города, развитие восприятия, внимания и речи, подготовка руки к письму.

Игровой материал: Рабочие листы с контурными изображениями символами, скульптурами и памятниками.

Правила игры: Узнать по контурному изображению символ, памятник или скульптуру. Обвести контур цветным карандашом.

Дидактическая игра «Логическая связь»

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.

Ход игры: Найти логическую взаимосвязь между картинками и объединить их в пары. Уметь обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Что лишнее? »

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.

Ход игры: Рассмотреть картинки с изображениями. Выбрать «лишнюю» картинку. Уметь обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Что общее? »

Цель: Закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить, анализировать, развивать речь, доказывать, уметь обосновывать свой ответ.

Игровой материал: картинки с изображениями символов, памятников, скульптур.

Ход игры: Рассмотреть картинки с изображениями. Объяснить чем они похожи.

Дидактическая игра «Какой дом»

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:

- Дом из 2 этажей (какой) - …. (двухэтажный) .

- Дом из 3 этажей (какой) - (трехэтажный)

- Дом из 5 этажей (какой) - (пятиэтажный)

- Дом из 9 этажей (какой) - ….

- Дом из 12 этажей (какой) - ….

Дидактическая игра «Какой дом»

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:

- Дом из дерева (какой) - …. (деревянный) .

- Дом из кирпича (какой) - (кирпичный)

- Дом из глины (какой) - …

- Дом из камня (какой) - ….

- Дом из стекла (какой) - ….

- Дом изо льда (какой) - … .

- Дом из снега (какой) - …

- Дом из бумаги (какой) - … .

- Дом из картона (какой) - … .

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.

Игровое действие: Представьте себе 2 дома: один настоящий, большой, а другой – маленький, игрушечный.

Я буду говорить про большой дом, а вы про маленький.

- У меня дом, а у вас? (домик) .

- У меня стены, а у вас? (стеночки) .

- У меня дверь, а у вас? … .

- У меня окно, а у вас? ….

- У меня ступеньки, а у вас? ….

- У меня крыльцо, а у вас? … .

- У меня кирпичи, а у вас? … .

Дидактическая игра «Да - нет»

Цель игры: развивать логику, умение ставить вопросы, делать умозаключения.

Правила игры: на вопросы водящего можно отвечать только «да» или «нет», вопросы строятся в логической последовательности.

Игровое действие: водящий выходит из комнаты, дети выбирают среди иллюстраций одну, по которой водящий будет задавать вопросы.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель игры: упражнять в умении анализировать изображение, выделять характерные черты, части и особенности объекта.

Правило игры: рассматривая картинку, определить недостающую деталь, фрагмент.

Игровое действие: словесно или наглядно восстановить объект.

Дидактическая игра «Мой край»

Цель игры: Упражнять в узнавании достопримечательностей города.

Правило игры: отгадывать только по видимому фрагменту.

Игровое действие: ребёнок - «фотограф» выкладывает иллюстрацию с изображением достопримечательности в «фотоаппарат» и предлагает отгадать, что он собирается снять. Остальные дети видят лишь часть иллюстрации в объектив фотоаппарата и пытаются узнать достопримечательность.

Дидактическая игра «Птицы нашего края»

Цель игры:

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом пт

Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Дидактическая игра «Собери герб нашего города».

Цель: закреплять представление детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки.

Материалы: образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов

Ход игры: 1. Дети собирают герб по образцу.

2. Дети собирают герб по памяти.

 Интегрированное занятие:

Тема: «С чего начинается Родина?»

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Программные задачи:

  • Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о столице нашей Родины;
  •  Систематизировать знания детей о символике государства
  • Развивать память, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.;
  • Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;
  • Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;
  • Развивать грамматический строй речи.
     

Предварительная работа:

  •  Беседы о российской символике, о символике Республики Татарстан.
  • Чтение стихотворений о Родине;
  • Заучивание стихотворений о гербе и флаге России;
  • Слушание  государственного гимна России.

 

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, листы бумаги с контуром герба Татарстана, цветные карандаши, изображение флагов: России.

 Ход занятия:

Воспитатель. (показ глобуса) Дети, кто знает, что это?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Правильно, это глобус, модель земного шара. На земном шаре 5 континентов: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия. (показ на глобусе). Большую часть территории занимает наша Родина – Россия, где мы живём. «Наше Отечество, наша Родина-матушка-Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью зовём потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; одна у человека мать – одна у него и Родина.» Крепко любят свою Родину русские люди. Сложили о ней пословицы и стихи.

«Родина любимая, что мать родимая».

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Аксельрод «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Слайд 2.(карта страны)   

Воспитатель. Посмотрите, ребята,  - это карта нашей страны. Видите, какую огромную территорию она занимает: от запада до востока, от севера и до юга.   Это наша большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна, в которой мы живём?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Правильно, - это Россия. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя –Россия.

Игра «Кто, где живёт?»

Воспитатель.  Давайте поиграем в игру. Я называю вам страну, а вы народ, который там живёт. Как называем мы людей, которые живут в нашей стране?

Дети. (россияне)

Воспитатель. Америка

Дети. (американцы)

Воспитатель. Англия.

Дети. (англичане)

Воспитатель. Франция.

Дети. (французы)

Воспитатель. Индия.

Дети. (индийцы)

Воспитатель. Правильно, дети! Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, языку национальным традициям (слайд 3)

Воспитатель.  Ребята, в каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны называется столица. И у нас в России такой город тоже есть.

Воспитатель.  Как называется  столица нашей Родины?

Дети. ( Москва) Слайд 4.   

Воспитатель. Ребята, а кто же управляет такой большой страной?

Дети. (президент). Слайд 5

Воспитатель.  Назовите его имя.

Дети. ( В.В.Путин) 

Воспитатель. Одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей.

Воспитатель. А кто знает, как зовут губернатора Татарстана?

Дети. (ответы)

(слайд 6 губернатор нашей республики) 

Воспитатель. В Кремле работает правительство России, которое помогает президенту управлять, руководить жизнью нашей страны. Слайд 7

Воспитатель. У каждой страны, ребята, есть свои отличительные знаки, государственные символы. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Вы уже догадались, о чём я говорю? Это герб, флаг и гимн. Есть такие символы и у России Слайд  8,9  

Воспитатель. Назовите три государственных   символа.

Дети. (герб, флаг, гимн)

Воспитатель.  Сейчас, мы с вами говорили о большой Родине – России. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём – это наша родная область.

Воспитатель.  Как называется наша область, в которой мы живём?

Дети. (Республика Татарстан)   Слайд 10.

Воспитатель. У нашей республики  есть тоже своя символика: герб, флаг.

Воспитатель.  А вы знаете, что изображено на гербе Татарстана?   

Дети. (ответы)

золотой лентой. Слайд 12

Воспитатель.  Ребята,  а сейчас вам предлагаю поиграть в игру  «К своему флагу беги»

 (На стульчиках лежат флаги: России, Татарстан,  у детей в руках один из флагов. Дети под музыку двигаются врассыпную, по окончании музыки, дети должны как можно быстрее собраться около своего флага).

Воспитатель.  Молодцы, хорошо знаете флаги.

Воспитатель. Как называется посёлок, в котором мы живём?

Дети. (Горный)

Воспитатель. Мы с вами живём в Татарстане. Давайте раскрасим герб нашего города. (Детям даётся готовый контур, они его раскрашивают).

Воспитатель. В нашем посёлке много улиц. (стук в дверь, логопед получает письмо от звукоеда)

Воспитатель. Ребята, звукоед прислал нам письмо. Он пишет, что когда считал улицы нашего посёлка, то потерял один звук. А какой, не может понять. Просит вас срочно ему помочь. Вот послушайте: одна улиа, две улиы, три улиы, четыре улиы, пять ули

Воспитатель. Какой звук потерял буквоед?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Давайте правильно посчитаем улицы и отправим ему ответ звуковым письмом. (можно организовать скайп)

Игра «Считаем улицы»

Одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц.

Воспитатель.  Слайд 15. Ребята, а это фото вы узнаёте?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Это наш любимый детский сад. Наш второй дом. Часть нашей Родины.  В нём живут дети. В этом доме никогда не будет войны.

Воспитатель. Все люди мечтают о мире, мечтают, чтобы на их Родине всегда царил мир.  Вы, дети, знаете, что есть ещё такие места на планете, где идёт война и гибнут люди. На земном шаре живут люди разных национальностей. Они хотят жить под солнцем вместе, дружной семьёй. Это главное желание всех людей, всех детей на планете.

Воспитатель. Давайте послушаем Аню, Лизу, Сашу.

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица – с небом,

Как травы – с лугом,

Как ветер – с морем,

Поля - с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей вселенной

Похожей нету.

Во всей вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

Воспитатель. (звучит музыка). Давайте беречь

От невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой!

Давайте же, ребята,

Назло непогодам

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

Тучи и дым,

В обиду её

Никому не дадим!

Воспитатель.  Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Чем оно вам понравилось?

Дети. (ответы)

Воспитатель. Молодцы ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

Воспитатель. Весь мир открыт перед вами. Скоро вы вырастите, окончите школу, получите профессию, но куда бы, ни забросила вас судьба, всегда помните, что вы - граждане России. Любите и гордитесь своей Родиной!

Литературно- музыкальная композиция

«Гомрем минем моңлы бер җыр иде...»

(Муса Җәлил иҗатына багышланган кичә)

Максат: Муса Җәлилнең тормыш һәм иҗат юлы белән таныштыру, балаларның танып-белү сәләтен үстерү, сөйләм телен үстерү, өлкән буынга карата ихтирам тәрбияләү, патриотик тәрбия бирү.

Җиһазлау: портрет, китаплар күргәзмәсе, рәсемнәр (слайдлар), календарь, мультимедиа әсбаплары.

Зал бәйрәмчә бизәлгән. Уртада Җәлил портреты. Бәйрәмчә киенгән балалар залга үтә.

Тәрбияче: “Җырларым” (М.Җәлил) шигырен укый

Алып баручы: Халкыбызның күңеленә тирән уелган исемнәр бар. Җир шарының кайсы гына почмагына килеп чыгып: “Без – Татарстаннан, без – Муса Җәлил ватандашлары!” - дисәк безне таныйлар. Муса Җәлил – татар халкының горурлыгы, каһарман шагыйре. Бүген без аның туган көнен билгеләп үтәргә җыелдык. Ә хәзер, балалар, әйдәгез календаребезнең беренче битен ачыйк. 1905нче елның 15 февралендә Оренбург губернясы Мостафа авылында алтынчы бала булып ир бала дөньяга килә. Аңа Муса дип исем кушалар. Ул кечкенәдән үк бик тырышб акыллы булып үсә. Алты яше тулганчы ук мәктәпкә китә. Беренче шигырьләрен башлангыч сыйныфта ук яза башлый. Аның шигырьләре туган як табигатенә, аның кешеләренә, Туган илгә мәхәббәт белән сугарылган була. Нит елгасы, авылы янындагы чишмә буйларына бик яратып йөри Муса.

Бала: “Җилләр” шигырен укый.

                        Җилләр, җилләр, сез җитез,

                        Сез исәсез нинди тиз!

                        Тик бер сорау бирергә

                        Зинһар, рөхсәт итегез!

                        Әллә ничә диңгезле,

                         Әллә ничә урманлы,

                         Шат кояшлы көндезле

                         Тагын берәр ил бармы?

                          Җилләр, җилләр әйттеләр:

                          - Мондый ил тик бер генә;

                          Чәчәк кенә, гөл генә

                          Безнең туган ил генә

Җыр: “Чишмә” (М.Җәлил сүзләре, Җ.Фәйзи музыкасы)

– Календаребезнең икенче битен ачыйк. Авыр тормыш Мостафа абзый гаиләсенә дә кагылмый калмый. Ул гаиләсе белән Оренбургка күчеп китә. Муса өчен шәһәр тормышы башлана. Ул мәдрәсәдә укый, Габдулла Тукай иҗаты белән таныша. Үзе дә шигырьләр иҗат итә.

“Куян” шигыре укыла

Бала: Куян салкыннан

          Туңган, куырылган,

          Башы салынган,

          Колагы шиңгән

          Әйдәгез, дуслар,

          Аны терелтик

          Җылы бүлмәгә,

          Мәктәпкә илтик.

          Куян уянды,

          Куркып уйланды

          Сикереп урманга

          Чабып югалды

          - Куян, син кайда?

          - Яшел тугайда.

          - Куян, син кайда?

          - Ерак чүлләрдә.

           - Куян, син кайда?

           - Калын урманда.

           - Куян, син кайда?

           - Карлы буранда.

        

        Әйдәгез, дуслар,  

        Кырны, урманны,

        Чүлне актарып,

        Табыйк куянны.

Алып баручы: Муса Җәлилнең балаларга атап язылган шигырьләре арасында хайваннарга, кошларга багышланганнары да бик күп. Композиторларыбыз бу әсәрләргә көйләр дә иҗат иткән.

(“Карак песи” җыры (М.Җәлил сүзләре, Җ.Фәйзи музыкасы)

  • Балалар, Муса Җәлилнең бик күп әсәрләре рус теленә һәм башка телләргә тәрҗемә ителгән. Димәк, аның турында илебездә генә түгел, бөтен дөньяда да беләләр. Ә хәзер аның “Маэмай” җырын рус телендә тыңлап китик.

(“Маэмай” җыры, Муса Җәлил сүзләре, Җ.Фәйзи музыкасы)

Алып баручы: Әйдәгез, календаребезнең тагын бер битен ачыйк. 1922 нче елда Муса Җәлил Казанга килә. “Татарстан” газетасында эшли. Аннан Мәскәү университетына укырга керә. Казанга кайтып эшли башлагач, “Алтынчәч” либреттосын яза.

(Музыка яңгырый. Музыкага ике кыз керә. Җиләк җыялар. Аларны эзләп Алтынчәч керә. Бергә бииләр.)

Алтынчәч һәм кыз керәләр.

Алтынчәч: Җиләк җыйдым урманда,

                Дусларым белән бергә

                Йөри-йөри адаштым.

                Урманда куркып калдым...

                Бер яктан җыр ишеттем,

                Мин монда килеп чыктым.

Алып баручы: Сез безнең балалар бакчасына әкияттән килеп чыктыгыз. Балалар, таныдыгызмы инде, бу матур кызны? Кем ул?

Балалар: Алтынчәч.

Кыз: Җырлаганыгызны ишеттек, безгә бәлки биеп тә күрсәтерсез.

Алып баручы: Йөгерә-йөгерә көн дә иртән

                        Су сибәм гөлләремә.

                        Гөлләремне бүләк итәм

                        Иң якын күргәнемә.

                        Ах... матур соң гөлләрем!

Кызлар “Гөлләрем” биюен башкаралар (З.Хәбибуллин музыкасы)

Алтынчәч: Рәхмәт сезгә, балалар.

Кыз: Безгә әкият иленә китәргә дә вакыт җиткән икән.

Алып баручы: Календаребезнең дүртенче битенә күз салыйк. 1941нче ел... Фашистлар илебезгә басып керделәр. Илебез халкы изге сугышка күтәрелде. Бөек Ватан сугышы башланды. Ирләр сугышка алынды, алар арасында язучылар, галимнәр, рәссамнар, артистлар да бар иде. Муса Җәлил дә бик күп язучылар белән бергә сугышка китә.

Тәрбияче: Хуш, акыллым, соңгы сәламемне

                Юллыйм сиңа җилләр аркылы,

                Барсын сиңа кайнар сәлам булып

                Йөрәгемнең сүнмәс ялкыны.

                Киттем, дускай кайнар өмет белән,

                Дошман явын җиңеп кайтырга

                Батырларча каты сугышырга

                Тап төшерми изге антыма.

Алып баручы: Җәлил сугыш кырында да шигырьләр язуын дәвам итә. Туп тавышлары әзрәк тынып торуга, шигырь язарга утыра. Аның шигырьләре туган ягын сагыну, Туган илгә мәхәббәт, дошманга нәфрәт белән сугарылган була. Ә шигырьләрнең иң матурларын, иң назлыларын кызы Чулпанга һәм хатыны Әминәгә багышлый.

Бала М.Җәлилнең “Кызыма” шигырен укый.

Ә хәзер М. Җәлил шигыренә язылган “Сәгать” җырын тыңлап үтик.

– Волхов фронты... Көне буе сугышлар бара. Бу сазлыклы, баткак урында гәүдәне күтәрерлек түгел. Сугышчылар инде хәлдән тайган. Башларын куюга йокыга талалар. Муса Җәлил дә алар арасында, ул төшендә тыныч көннәрне, туган ягы Сабантуйларын күрә. Ә колагында исә гармун тавышы. Төше өнгә әйләнүенә ул бик ышана. Ә хәзер балалар башкаруында дүртле бию карап үтик.

Алып баручы: Балалар, календаребезнең иң караңгы битен ачабыз. 1942 нче ел... Каты яраланган Муса әсирлеккә эләгә. Муса Җәлил һәм аның көрәштәшләре өчен караңгы төрмә көннәре башлана. Алар төрмәдә дә югалып калмыйлар, яшерен оешма төзеп, дошманга каршы көрәш юлларын эзлиләр. Муса төрмәдә дә кечкенә кәгазь кисәкләреннән теккән дәфтәренә шигырьләр яза. Соңыннан ул дәфтәргә “Моабит дәфтәрләре” исеме бирелә. Дәфтәрне төрмәдәге дусты Андре Тимерманска тапшыра. Сугыштан соң, Андре Тимерманс дәфтәрне безнең илебезгә китереп җиткерә. Шулай итеп, без Җәлилнең төрмәдә нинди шигырьләр иҗат итүен беләбез.

Бала “Катыйльгә” шигырен укый.

                Мин тез чүкмәм, катыйль, синең алда,

                Кол итсәң дә, тоткын итсәң дә

                Кирәк икән, үләм аягүрә,

                Балта белән башым киссәң дә.

                Меңен түгел, бары йөзен генә

                Юк итәлдем синең сыңарның

                Һәм халкымнан, кайткач, шуның өчен

                Мин тезләнеп гафу сорармын.

Алып баручы: Әйе, Җәлил Туган иленә кайтарына бик ышана. Ләкин кайтырга насыйп булмый. Фашистлар Җәлил һәм аның көрәштәшләрен җәзалап үтерәләр. Үзе кайтмаса да, аның җырлары Туган илебезгә кайтып җиттеләр һәм аны үлемсез иттеләр. Муса Җәлил һәм аның көрәштәшләренә Кремль янында һәйкәл куелган, аларның исемнәре ташка чокып язылган. Һәйкәл яныннан халык өзелми, яраткан шагыйренә чәчәкләр китерә.

                Сезне һәркем белә, башын ия,

                Алдыгызга зурлап чәчәк сибә.

                ...Сынаулары белән сыный тормыш,

                Моабитлар аша үткәрә

                Рух вә җаны көчлеләрне

                Йолдыз итеп күккә күтәрә!

                Йолдыз итте сезне дә ул, Җәлил

                Алиш, Кормаш, Әхмәт, Баттал,

                Фоат, Әхәт, Гариф, Сәлим,

                Зиннәт!

                Йолдыз итте

                Күңел күкләрендә кабызып!

                Көрәшчеләр рухы көч-дәрт бирә –

                Без яшибез сезгә табынып!

Балалар оркестры башкаруында “Җырларым”

Тәрбияче: Җыр өйрәтте мине хөр яшәргә

                Һәм үләргә кыю ир булып,

                Гомрем минем моңлы бер җыр иде

                Үлемем дә яңрар җыр булып.

Алып баручы: Җәлил, Алиш җырлары йөрәкләребездә мәңге сүнмәс. Киләчәк буын вәкилләре дә аларны хәтерләп яшәсен. Җыр безгә яшәргә көч өстәүче дәрт ул. Әйдәгез, кичәбезне матур җыр белән тәмамлыйк.

 (“Җыр керсен күңелгә” – З.Хәйретдинов музыкасы)

Развлечение «Пусть будет на планете мир!

Наша вся страна

По дорогам Родины

Вновь идет весна.

Здравствуй, здравствуй,

Теплый, ясный,

День Победы,

День прекрасный.

Ребенок: Над землею там и тут

Загорается салют

Взрослые и детвора

Дружно грянули

Все: Ура!

Песня о мире

Ребенок: Вам поклон солдаты,

За цветущий май.

За рассвет над хатой,

За родимый край.

Ребенок: Поклонюсь солдаты,

Вам за тишину.

За простор крылатый-

Вольную страну.

Ведущий: Все для фронта, все для победы! Под таким лозунгом жила страна в суровые годы. На военных заводах делали снаряды взрослые и подростки. Младшие дети собирали посылки на фронт. Что дети могли положить туда? Носки, шарфы, рукавицы, чтобы солдатам было тепло, мыло и крепкий табак, и обязательно писали письмо, в котором желали победы над врагом. Давайте сейчас попробуем собрать такую посылку.

Эстафета «Собери посылку»

Две команды по 6 человек. Перед ними на столах лежат вещи (рукавицы, шарф, носки, мыло, табак, письмо). Напротив них стоит посылочный ящик. Дети по очереди подбегают к ним и складывают вещи. Побеждает команда первая, выполнившая задание.

Ведущий: Враг захватил нашу землю, города и села. Во времена вражеских налетов людям было страшно, они прятались в бомбоубежище - подвалах, под укрытия. Взрослые брали с собой самое необходимое-одежду, еду, питье, а дети-игрушки.

Инсценировка стихотворения «Утенок из ваты»

Мама: Куда ты, дочка, собралась?

           Ведь скоро прилетят!

Дочка: Ой, мама, я на этот раз

            Забыла про утят,

             Тот самый маленький один

             Под бомбу бы не угодил!

Мама: Здесь ватный твой утенок, тут,

             Возьми и береги,

             Уже зенитки наши бьют,

             В убежище беги!

Автор: Они спускаются во тьму,

             Пока дадут отбой,

             И шепчет девочка ему…

Дочка: Не бойся, я с тобой!

Ведущий: По всей стране открывались госпитали, где лечили раненых солдат. И первыми помощниками были дети. Они ухаживали за больными, писали за тяжелораненых письма домой, устраивали для бойцов концерты. Ведь с музыкой любая боль легче переноситься.

Ребенок: Что с ногами не пойму

Вправо, влево носятся,

Не стоят они на месте,

В танец так и просятся.

Танец «Веселые дети»

Ведущий:  Много сложено пословиц о силе, отваге, о солдатах. Давайте, проверим, знают ли их наши родители.

  1. Смелость - силе воевода.
  2.  Кто смел, тот на коня сел.
  3. Либо в стремя ногой, либо в пень головой.
  4. Пуля смелого боится
  5. Пуля – дура, штык – молодец.
  6. Смелость города берет.
  7. Тяжело в ученье – легко в бою.

Ребенок: Откуда песня ты берешь начало?

Ты в сердце у народа родилась…

В военных грозах ты звучала!

Ты с нами на трибуны поднялась

Тебя под вечер в поле люди пели –

Так ты была нужна и дорога

Ты на войне в солдатской шла шинели

И твой припев бил наповал врага!

Ребенок: Мы любим военные песни,

И сами их часто поем.

Давайте-ка грянем «Катюшу»,

Все вместе, все дружно споем!

Песня «Катюша»

Ребенок: Пусть гремит салют Победы,

В небе пусть огни горят.

Поздравляем наших дедов,

Дню Победы 65!

Ребенок: В этот день весенний,

Солнце ярче светит.

В этот день счастливый

Радуются дети.

Игра «Салют»

В игре участвуют 3 взрослых. Они встают в разных местах зала, держа салютики красного, зеленого и желтого цвета. Под музыку дети двигаются в разных направлениях, по окончанию музыки, взрослые говорят: «Салют, зажгись, скорей соберись»

Ребенок: Бабушка дала мне

Красный лоскуток.

Подарила шелку

Желтенький моток.

Ножницы мы взяли, вырезали флаг

И на красном флаге

Написали так:

«Миру-мир!»

 Ведущий:  Мы тоже сейчас с вами будем складывать слова: «Мир и май».

Игра «Сложи слово»

Две команды по три человека. На полу разбросаны буквы. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием музыки, дети составляют из букв слова на фланелеграфе. Первая команда составляет слово «Мир», вторая «Май».

Ребенок: Я птицу в небо отпустила.

И ярче солнце засветило!

Я рыбку отпустила в пруд.

Теперь там лилии растут!..

Но что мне сделать,

Чтоб с планеты

Убрать все бомбы  и ракеты?

Ведущий: Давайте попросим всех взрослых сохранить чистое и мирное небо. Ведь все вы, ребята, с детства бережете мир каждую минуту: кормите птиц, помогаете старшим, стараетесь вырасти добрыми и умными. Давайте сделаем большой плакат «Мы за мир!» и повесим его в нашем детском саду. Пусть все знают, что дети хотят мира на земле.

Изготовление плаката

         Дети с родителями садятся за столы, обводят карандашом свою руку на листе цветной бумаги, родители вырезают её, часть родителей вырезает по трафарету летящих голубей. Родители приклеивают внизу листа вырезанные из бумаги ладошки и вверху летящих голубей.

Ребенок: Летите голуби, летите,

Для вас нигде преграды нет!

Несите, голуби, несите

Народам мира наш привет!

Ребенок: Летите, голуби, летите

В лучах зари и грозной мгле!

Зовите, голуби, зовите

К труду и миру на земле!

  1. Развлечение «Мы – будущие защитники страны»
  2. Задачи:
  • Укреплять здоровье детей;
  • Расширять представления детей о Российской армии;
  • Формировать гендерные представления, в мальчиках стремление быть сильными и смелыми, защитниками Родины;
  • Развивать двигательную активность, закреплять двигательные навыки;
  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, Армию.
  1. Оборудование: колокольчики, обручи, ориентиры, корзины, канаты, бруски, конверты, автоматы, мячики, маленькие закручивающиеся бутылочки.
  2.                                                 Ход мероприятия:

Под музыку девочки заходят в зал и присаживаются на стульчики. Затем, гордо маршируя, заходят мальчики. Они обходят строевым шагом музыкальный зал и тоже присаживаются.

1 девочка: Ещё снежок по-зимнему искрится,

Ещё всё также резок скрип саней,

Но с каждым утром песенка синицы

Становится нежнее и длинней.

2 девочка: Итак, февраль уже почти закончен.

Всё чаще слышим мы весёлую капель.

И лёд речной теперь не так уж прочен,

И не страшна нам снежная метель.

3девочка: Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

Зима нам дарит звонкий праздник,

Какой же праздник, детвора?

4 девочка: Праздник всех Солдатов наших –

Вот что значит этот день!

День защитников отважных

Да и просто всех парней!

Ведь любой из них мечтает

Защитить детей, семью,

Покорить хоть что-то в мире

И найти свою судьбу!

Ведущий: Мы поздравляем всех мужчин

С таким прекрасным днем «мужчинным »!

Богатых жизненных картин!

Дорог счастливых, сложных, длинных

Мы пожелать вам всем хотим!

Ведущий: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить особенный праздник – День защитника Отечества. 23 февраля вся Россия будет поздравлять мужчин – ваших пап, братьев, дедушек с днем рождения нашей армии.

1-й ребенок: Российский воин бережет

Родной страны покой и славу.

Он на посту, и наш народ

Гордится армией по праву.

2-й ребенок: День рождения армии сегодня.

Сильней ее на свете нет.

Привет защитникам народа.

Российской армии.

Привет!

3-й ребенок: За все, что есть сейчас у нас.

За каждый наш счастливый час,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Исполняется песня «        »

Ведущий: Как гордо звучат слова: «Защитник Отечества»! Наши солдаты, офицеры, генералы в любую минуту готовы встать на защиту нашей Родины и нас с вами. Наши мальчики очень хотят быть похожими на них, стать такими же сильными и отважными.

Давайте же сейчас поздравим наших будущих защитников Отечества. От всей души мы пожелаем им расти сильными, смелыми, мужественными, добрыми и благородными. И всегда помнить о высоком звании мужчин.

Ведущий: Сейчас мы проведем веселые конкурсы, чтобы убедиться лишний раз, что все мальчики уже готовятся к службе в армии. Чтобы конкурсы проходили весело и задорно, мы разделим мальчиков на две команды. Для этого мы им прикрепим отличительные знаки – звезды  красного и синего цвета, чтоб каждый мог найти свою команду.

Ведущий: Как известно, день у солдат начинается с подъема. Они встают, быстро одеваются и быстро встают в строй. Давайте и мы попробуем.

Эстафета «Рота, подъем!»

По команде ведущей: «Рота, подъем!» мальчики встают со своих мест и быстро строятся в шеренги, в соответствии с цветом кружков.

                               Команды говорят свои девизы.

Ведущий: После завтрака солдат ожидают разные занятия: строевая и физическая подготовка, изучение устава, состязания в силе и сноровке, и многое другое.

Ведущий: Делу – время, час – забаве.

Команда первая – направо,

Тут вторая становись!

Состязанья начались.

1 состязание «Тренируем ноги» – идти гусиным шагом до финиша, обратно бегом.

2 состязание «Кто быстрее?» – ползти по–пластунски, подлезть под шнур с подвязанными на нем колокольчиками и бегом  до финиша, обратно к команде.

3 состязание «Переправа». Перед вами река, и нужно переправиться на другой берег. Первый участник – вплавь (бегом), держа в руках паром (обруч), захватывает следующего игрока, бежит назад. Остаётся на берегу. А второй бежит за третьим и т.д.

Ведущий: Всех защитников страны

Нынче поздравляем мы.

Этот танец, без сомненья,

Всем поднимет настроенье.

И так, музыкальная пауза.

             «Танец- упражнение с полотнами»  (девочки)

4 состязание «Минное поле». Перед вами поле с минами (обручи, в два ряда в шахматном порядке, а на линии финиша лежат обручи с бутылочками)  Вы должны его разминировать – пробежав «змейкой между обручами и открутить крышки от бутылочек, крышки бросить в пустую, рядом стоящую корзину. Чья команда быстрее.

Ведущий: Солдат должен уметь хорошо стрелять, попадать прямо в цель. Приглашаю новобранцев на стрельбище.

5 состязание «Меткий стрелок» (эстафета). Все команды строятся в две шеренги.

Ведущий: Перед вами, на некотором расстоянии ставится пластиковая корзина и вам выдаются мячи (теннисные или подобные). Каждый из вас должен бросить мяч в корзину. Какая команда больше число раз попадёт, та и выигрывает.

(Каждый участник бросает по одному разу. Бросают парами – участник и его противник).

Ведущий:

6 состязание «Донесение в штаб». А сейчас нужно применить ловкость и сноровку. По очереди с пакетом пробежать по канату, перепрыгнуть через брусок, обежать ориентир и вернуться к команде, передав пакет игроку своей команды.

7 состязание - игра «На посту»

Ведущий: Двум игрокам команд завязывают глаза и ставят на расстоянии 1 м друг от друга. Кто-нибудь из детей старается пройти между ними, ступая как можно тише. Если игроки слышат его, они должны сказать «Стой! Кто идет? Если «нарушитель» переходит границу, команда выигрывает. Игра повторяется с другими игроками.

8 состязание «Перетягивание каната»

Ведущий: Молодцы, ребята! Нести службу нелегко. Солдаты должны быть сильными, ловкими, выносливыми. Но как бы трудно не было, всегда выручает веселая песня.

Дети исполняют песню «»

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А это значит, что у нас будет, кому защищать нашу Родину. Мы поздравляем еще раз всех с Днем защитника Отечества, желаем здоровья и счастья. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет только голубым!

Дети под марш покидают зал.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья младших школьников, повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, упрочение семейных отношений.
Задачи:

  1. Совершенствование связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общешкольным мероприятиям.

2.  Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления через групповые формы работы.

3.  Развитие ловкости, внимания, координации движения, быстроты.

Место и время проведения: 26 ноября 2011г., спортзал школы №1.

Участники соревнований: учащиеся и родители 1 - 4 классов.

Состав: папа, мама и ребёнок (участники должны иметь спортивную форму).

Инвентарь: 

Для учителя 

  • свисток;
  • секундомер.

Для команд

  • 3 кегли;
  • 3 теннисных шарика;
  • 3 волейбольных мяча;
  • 3 резиновых мяча;
  • 3 мяча «Хип-хоп»;
  •  бельевая верёвка;
  • 3 ведёрка;
  • 30 тряпочек;
  • 30 прищепок;
  •  3 сочка;
  • 75 яиц «киндер сюрпризов»;
  • 6 обручей;
  • 35 воздушных шариков;
  • 3 больших футболки;
  • 3 совка;
  • 3 метёлки;
  • 9 стаканов (500мл.);
  • 27 соломинки;
  • 4,5 литра сока.

Судейство:  итоги подводятся между параллелью 1-2 классов, и между 3-4 классов. Команда, которая выполнит   задание  первой, получает 5 баллов, вторая – 4 балла, третья – 3 балла, четвёртая – 2 балла, пятая – 1 балл. Команда, набравшая наибольшее количество очков, является победителем.

Награждение: команды награждаются грамотами за 1-е, 2-е и 3 места, остальные команды награждается грамотой за активное участие.

Подготовка к празднику:

Для учащихся и родителей

-  каждый  класс выбирает по одной семьи;

- название команды;

- эмблему;

- девиз;  

- приветствие соперникам и судьям;

Для учителя 

- музыкальный фон (сопровождение);

- жюри (учителя, родители);

- ведомости для жюри, где ведётся учёт результатов конкурсов;

- грамоты;

- украсить зал;

- развесить плакаты: «В здоровом теле – здоровый дух», «Если хочешь быть здоров – постарайся!»,  «Со спортом дружить – здоровым быть!», «Где мир да лад, там божья благодать», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье

лад».

- воздушные шарики.

Порядок проведения и программа: каждая семья выступает в конкурсах под номером, полученным по жеребьёвке. Семье в каждом конкурсе даётся только одна попытка. Перед проведением эстафет напомнить о технике безопасности.          

В программу входит:

1. Конкурс «Визитная карточка».

2. Эстафета «Весёлые мячи».

3. Эстафета «Удержи мячик».

4. Эстафета «Большая стирка».

5. Конкурс «Самый ловкий папа»

6. Конкурс капитанов «Весёлые толстяки».

7. Эстафета мам «Генеральная уборка». 

8. Конкурс «Дружные водохлёбы».

 Сценарий  соревнований.

Команды под музыку «Спортивного марша» входят в зал. Рассаживаются на скамейки.

Ведущий.

Добрый день, дорогие гости! Мы рады, что, отложив все дела, вы пришли на наш праздник. Гость есть гость, гостю особая честь и уважение, тем более к нам пришли такие дружные семьи.

1 ребёнок:

Чем жива семья сегодня?

Всех проблем не одолеть.

И порою забываем,

Что в заботах и тревогах

Главное – семью сберечь.

2 ребёнок:

Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на сотни лет!

Ведущий.

Все вы знаете, как полезно заниматься физкультурой, как необходимо закаляться, делать зарядку, бывать на воздухе, но как трудно бывает иногда пересилить себя, встать пораньше, сделать несколько упражнений, облиться холодной водой. Мы откладываем всё на «потом». А что, если попробовать заниматься вместе, всей семьёй? Может, тогда будет легче?!

 1 ребёнок:

Дом, в котором мы живём,-

Это очень шумный дом.

После разных дел с утра

В нём всегда идёт игра!

2 ребёнок:

Папа, мама, словно дети,

Сами ждут минуты эти.

Им на игры, право слово,

Не хватает выходного.

1 ребёнок:

А на празднике, друзья,

Нам без игр никак нельзя.

Больше страсти, больше смеха,

Пусть вовсю идёт потеха!

Ведущий.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит.

Сегодня у нас, как на настоящих спортивных соревнованиях, оценивать результаты будет жюри в лице…

( Оглашается состав жюри)

Сегодня ни одна из команд – участниц не останется без памятного приза. Подсчёт будет подведён между параллелью 1-2 классов, и между 3-4 классов. Команда, которая выполнит  задание  первой, получает 5 баллов, вторая – 4 балла, третья – 3 балла, четвёртая – 2 балла, пятая – 1 балл.  После каждого этапа соревнования,  жюри будет подсчитывать баллы, и давать информацию о ходе конкурса. После последнего этапа жюри объявит окончательные результаты. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по сумме всех конкурсов. Желаем участникам соревнований успехов!

1-й конкурс «Визитная карточка»

Ведущий.

В спортивном празднике принимают участие 9 семейных команд (представление команд).

Первый конкурс – визитные карточки семейных команд. Я не сомневаюсь, что визитные карточки наших команд – это их обаяние, остроумие, способности и талант, трудолюбие и, бесспорно, умение преподать себя. Так посмотрим, кому это удастся лучше всех. Конкурс оценивается в 5 баллов.

Жюри объявляет итоги конкурса.

Давайте приступим к состязаниям.

2-я эстафета «Весёлые мячи».

Инвентарь: 3 кегли, 3 теннисных шарика, 3 волейбольных мяча, 3 резиновых мяча.

Задание: Ребёнок стартует на четвереньках, перед ним на полу теннисный шарик, он дует на него и передвигается так до кегли, огибает её, обратно бежит бегом. Передаёт эстафету маме. У мамы между коленями зажат волейбольный мячик. Мама двигается прыжками на двух ногах до кегли, огибает её, обратно бежит бегом. Передаёт эстафету папе. Папа двигается на четвереньках, ведя головой резиновый мяч до кегли, огибая её. Обратно бежит бегом.

Правила:

1) Эстафета начинается по сигналу судьи.

2) Заступать за линию старта запрещается.

3) Если мяч у мамы выпал, подобрать, продолжить движение с того места, где совершена ошибка.

Побеждает команда, которая при прохождении дистанции покажет минимальное время.

Жюри объявляет итоги эстафеты.

3-я эстафета «Удержи мячик».

Инвентарь: 3 кегли, 3 мяча «Хип-хоп», 3 волейбольных мяча.

Задание: Ребёнок двумя руками держит мяч «Хип-хоп» за ручку, садится на мяч и выполняет прыжки до кегли и обратно, передаёт эстафету родителям. Папа с мамой стоят лицом друг к другу, удерживая лбами волейбольный мяч, держа друг друга за руки, приставными шагами двигаются до кегли и обратно.

Правила:

1) Эстафета начинается по сигналу судьи.

2) Заступать за линию старта запрещается.

3) Если мяч выпал, подобрать и вернуться на то место, где мяч упал.

Побеждает команда, которая при прохождении дистанции покажет минимальное время.

Жюри объявляет итоги эстафеты.

4-я эстафета «Большая стирка»

Инвентарь: бельевая верёвка, 3 ведёрка, 30 тряпочек, 30 прищепок.

Задание: Ребёнок стартует с ведёрком, где лежат тряпочки и прищепки, бежит до противоположного конца площадки, где натянута верёвка. Вешает прищепки на верёвку, бежит обратно, передаёт ведро маме с тряпочками. Мама бежит до верёвки, вешает «бельё», закрепляя прищепкой. Бежит обратно, передаёт пустое ведро папе. Папа бежит

до верёвки снимает бельё и прищепки, укладывая в ведро. Финиширует на линии старта.

Правила:

1) Эстафета начинается по сигналу судьи.

2) Заступать за линию старта запрещается.

Побеждает команда, которая при прохождении дистанции покажет минимальное время.

Жюри объявляет итоги эстафеты.

Выступление учащихся секции борьба «дзюдо», руководитель Сорокин А.С.

Ведущий.

Ну- ка, папы выходите!

Свою ловкость покажите!

На виду у всех детей!

Поймайте мячик поскорей!

5-й конкурс пап «Самый ловкий папа».

Инвентарь: 6 обручей, 3 сочка, 75 яиц «киндер сюрприз».

Задание: На расстояние 3 метра на полу лежат два обруча. В одном обруче встаёт папа, на противоположном конце находятся мама и ребёнок. За 1 минуту мама и ребёнок по очереди бросают «яйца от киндер сюрпризов», которые папа ловит сочком.

Правила:

1) Бросать начинает ребёнок  по сигналу судьи.

2) Заступать за линию старта запрещается.

Выигрывает папа, поймавший большее количество яиц.

Жюри объявляет итоги эстафеты.

6-й конкурс капитанов «Весёлые толстяки».

Инвентарь: 3 обруча, 3 больших футболки, 35 воздушных шариков.

Задание: Капитаны надевают футболки большого размера, встают в центр обруча. По команде «Марш!», за 1 минуту папа и мама должны из своего ребёнка сделать «толстяка», затолкав ему под футболку как можно больше воздушных шариков.

Правила:

1) Ребёнок из обруча не выходит.

2) Папа и мама могут брать только по одному шарику.

Выигрывает капитан, у которого под футболкой окажется больше всего шариков.

Жюри объявляет итоги эстафеты.

Ведущий.

Испытание для мам,

Наших распрекрасных дам!

Что-то мамы заскучали и, наверное, устали.

Надоело им стоять - надо мамам поиграть!

7-я эстафета мам «Генеральная уборка»

Инвентарь: 3совка, 3 метёлки, 3 ведёрка, 45 яиц.

Задание: У мамы в одной руке ведёрко, во второй руке совок с метёлкой. По команде «Марш!» добежать до разметки, где на полу рассыпаны «яйца от киндер сюрпризов».

При помощи совка и веника набрать 15 яиц, руками не помогать. Финиширует на линии старта.

Правила:

1) Эстафета начинается по сигналу судьи.

2) Заступать за линию старта запрещается.

Жюри объявляет итоги эстафеты.

Ведущий.

У наших семей есть шанс, проявить сплочённость.

8-й конкурс «Дружные водохлёбы».

Инвентарь: 9 стаканов, 27 соломинки, 4,5 литра сока.

Задание: Выпить 500 мл. вкусного сока через соломинки. Но пить нужно сразу всем членам команды.

Правила:

1) Эстафета начинается по сигналу судьи.

2) Выигрывает команда, которая быстрее всех выпьет сок.

Выступает ученица 4а класса -  Городецкая Полина (1 взр. разряд), Акробатический номер.

Ведущий. 

Пусть всё это игра,

Но мы сказать хотели:

Великое чудо семья!

Храните её, берегите её!

Нет в жизни важнее цели!!!

Для подведения итогов соревнований слово предоставляется жюри (награждение команд).

 Ведущий.

Наш праздник завершается

Но мы грустить не будем

Пусть будет мирным небо

На радость добрым людям,

Пусть дети на планете

Живут, забот не зная,

На радость папам, мамам,

Скорее подрастая!

Дружите вы со спортом

Здоровыми все будьте

И наш весёлый праздник

Вы, не позабудьте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Художественное слово как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать челове...

Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников

В процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуваж...

Паспорт проекта «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников» (долгосрочный)

Цель педагогического проекта:Создать систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности и приобщение родителей к сов...