Презентация на тему "Артикуляционная гимнастика в работе учителя-логопеда"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Шурховецкая Ирина Александровна

В современном мире, овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности.Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, ясно и понятно выражает свои мысли, желания и т. д. Овладение чистой речью, это полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов, которая играет важную роль в формировании правильного произношения звуков, слогов, слов, предложений. Произношение звуков речи - сложный двигательный навык. Для чёткой артикуляции нужны силовые, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Что же такое артикуляционная гимнастика? Это комплекс специальных упражнений для развития движения органов речи, необходимый для правильного произношения звуков. Эти упражнения предназначены для органов речи: губ, языка, маленького язычка, нёбной занавески и являются важными для правильного звучания гласных и согласных звуков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №1

Шурховецкая Ирина Александровна

Слайд-2.

   Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой правильной, чистой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности. Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих факторов, одним из  которых  является  полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. 

Слайд-3.

Важную роль в формировании  правильного произношения звуков играет четкая, точная координированная работа  артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки , как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звуко-произносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для чёткой артикуляции нужны силовые, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит  при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межрёберные мышцы).

Слайд-4.

Что же такое Артикуляционная гимнастика?

Это комплекс специальных упражнений для развития движения органов речи, необходимый для правильного произношения звуков. Эти упражнения предназначены для органов речи: языка, губ, маленького язычка, нёбной занавески и являются важными для правильного звучания гласных и согласных звуков.

Наиболее подвижный орган артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является – язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку, как наиболее рабочему органу речи.

Слайд-5.

Артикуляционная гимнастика:

-помогает сформировать правильное положение органов речи для произнесения того или иного звука.

-В речи звуки произносятся один за другим и артикуляционный аппарат должен достаточно быстро менять своё положение.

- Для чёткого произношения звуков необходима точная, скоординированная работа всех органов артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.            

Слайд-6.

К каждому ребёнку я подбираю индивидуальный комплекс упражнений в соответствии с его дефектом речи.

Слайд-7.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики: 

1. Провожу  артикуляционную гимнастику  ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполняю  упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не предлагаю детям более 2-3упражнений за раз. Каждое упражнение ребёнок выполняет по 5-7 раз.

2. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 3. Артикуляционную гимнастику ребёнок выполняет сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Начинаю выполнение  гимнастики  с упражнений для губ.

5.  Если у ребёнка не получаются некоторые упражнения – не удивляюсь, не сержусь и не проявляю негативных эмоций.

6.   Для выполнения какого либо упражнения помогаю ему шпателем, ручкой чайной ложки, а так же могу использовать  просто чистый палец.

7.  Если ребёнок не может найти правильное положение языка, например при выполнении упражнения «Вкусное варенье», можно намазать верхнюю губу чем-то вкусным, что любит ребёнок.

 Слайд -8-9.  К выполнению упражнений подхожу творчески.

    Все артикуляционные упражнения ребёнком выполняются строго перед настенным зеркалом, логопед находится за спиной ребёнка, справа от него. Когда ребёнок будет выполнять упражнения уверенно можно убрать зеркало или попросить выполнить упражнение с закрытыми глазами, привлекая внимание ребёнка к возникающим ощущениям в органах артикуляции. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

     Придерживаюсь педагогических принципов, идти от простого к сложному, выполняя упражнения сначала в медленном темпе под счёт, затем  в более быстром темпе. А также  прошу выполнить другие команды, количество повторений увеличиваю постепенно.

Слайд-10. 

     Занятия провожу обязательно в игровой форме, привлекаю любимые игрушки, рассказываю сказки или весёлые истории, придумываю свои игры, подхватываю идеи ребёнка, слежу чтобы ребёнок не заскучал. Результат моих занятий будет зависеть от того, смогу ли я преобразовать утомительно-тяжёлую работу в увлекательную игру.

Слайд-11-27. 

Для отработки определённых звуков использую артикуляционные упражнения:

Слайд-28. 

 В своей работе использую пособия:

«Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Т.А. Куликовской;

«Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой;

«Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева;

«Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа» Л.П. Воронина, Н.А. Червякова;

«Гимнастикадля язычка и пальчиков для девочек и мальчиков» для детей 5-6 лет, О.И. Крупенчук;

«Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовская.

Слайд-29. 

Вывод: Артикуляционная гимнастика является самым действенным средством формирования и коррекции правильного звукопроизношения.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №1

Шурховецкая Ирина Александровна

Слайд-2.

   Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой правильной, чистой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности. Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих факторов, одним из  которых  является  полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. 

Слайд-3.

Важную роль в формировании  правильного произношения звуков играет четкая, точная координированная работа  артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки , как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звуко-произносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для чёткой артикуляции нужны силовые, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит  при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межрёберные мышцы).

Слайд-4.

Что же такое Артикуляционная гимнастика?

Это комплекс специальных упражнений для развития движения органов речи, необходимый для правильного произношения звуков. Эти упражнения предназначены для органов речи: языка, губ, маленького язычка, нёбной занавески и являются важными для правильного звучания гласных и согласных звуков.

Наиболее подвижный орган артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является – язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку, как наиболее рабочему органу речи.

Слайд-5.

Артикуляционная гимнастика:

-помогает сформировать правильное положение органов речи для произнесения того или иного звука.

-В речи звуки произносятся один за другим и артикуляционный аппарат должен достаточно быстро менять своё положение.

- Для чёткого произношения звуков необходима точная, скоординированная работа всех органов артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.            

Слайд-6.

К каждому ребёнку я подбираю индивидуальный комплекс упражнений в соответствии с его дефектом речи.

Слайд-7.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики: 

1. Провожу  артикуляционную гимнастику  ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполняю  упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не предлагаю детям более 2-3упражнений за раз. Каждое упражнение ребёнок выполняет по 5-7 раз.

2. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 3. Артикуляционную гимнастику ребёнок выполняет сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Начинаю выполнение  гимнастики  с упражнений для губ.

5.  Если у ребёнка не получаются некоторые упражнения – не удивляюсь, не сержусь и не проявляю негативных эмоций.

6.   Для выполнения какого либо упражнения помогаю ему шпателем, ручкой чайной ложки, а так же могу использовать  просто чистый палец.

7.  Если ребёнок не может найти правильное положение языка, например при выполнении упражнения «Вкусное варенье», можно намазать верхнюю губу чем-то вкусным, что любит ребёнок.

 Слайд -8-9.  К выполнению упражнений подхожу творчески.

    Все артикуляционные упражнения ребёнком выполняются строго перед настенным зеркалом, логопед находится за спиной ребёнка, справа от него. Когда ребёнок будет выполнять упражнения уверенно можно убрать зеркало или попросить выполнить упражнение с закрытыми глазами, привлекая внимание ребёнка к возникающим ощущениям в органах артикуляции. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

     Придерживаюсь педагогических принципов, идти от простого к сложному, выполняя упражнения сначала в медленном темпе под счёт, затем  в более быстром темпе. А также  прошу выполнить другие команды, количество повторений увеличиваю постепенно.

Слайд-10. 

     Занятия провожу обязательно в игровой форме, привлекаю любимые игрушки, рассказываю сказки или весёлые истории, придумываю свои игры, подхватываю идеи ребёнка, слежу чтобы ребёнок не заскучал. Результат моих занятий будет зависеть от того, смогу ли я преобразовать утомительно-тяжёлую работу в увлекательную игру.

Слайд-11-27. 

Для отработки определённых звуков использую артикуляционные упражнения:

Слайд-28. 

 В своей работе использую пособия:

«Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Т.А. Куликовской;

«Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой;

«Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева;

«Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа» Л.П. Воронина, Н.А. Червякова;

«Гимнастикадля язычка и пальчиков для девочек и мальчиков» для детей 5-6 лет, О.И. Крупенчук;

«Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовская.

Слайд-29. 

Вывод: Артикуляционная гимнастика является самым действенным средством формирования и коррекции правильного звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда"

В соответствии с новыми образовательными стандартами материал подготовлен в виде презентации и был представлен на педагогическом совете. В краткой лаконичной форме показан один из этапов работы учител...

презентация"Многофункциональное применение артикуляционной гимнастики в работе учителя -логопеда"

Методическая разработка "Многофункциональное применение артикуляционной гимнастики в работе учителя - логопеда" представляет собой  презентацию - теоретическое руководство к действию уч...

Презентация "Использование модульной гимнастики в работе учителя-логопеда"

Разновидностью модульной гимнастики являются игры с прищепками. Одновременно с развитием мелкой моторики происходит совершенствование речи, пополнение словарного запаса....

Презентация «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя – логопеда (опыт работы)»

laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»...

Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

В данной статье рассказывается о использовании дыхательной гимнастики в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда...

Дыхательная гимнастика в работе учителя -логопеда

данная презентация для  увеличения объема  дыхания и нормализации  и  ритма,и выработки плавного , длительного , экономного  выдоха...

Презентация – «Игры на липучках в работе учителя-логопеда» Составила учитель-логопед первой квалификационной категории-Шурховецкая Ирина Александровна.

Презентация – «Игры на липучках в работе учителя-логопеда»Составила учитель-логопед первой квалификационной категории-Шурховецкая Ирина Александровна.Цели: Развитие познавательной ак...