Конспект подгруппового занятия с элементами развлечения с участием родителей по лексической теме: «Моя семья»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В процессе занятия дети расширят знания и представления о семье, о людях, которые живут вместе; примут участие в совместной с родителями деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 55 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЧУДЕСНИЦА» Г. ВОРКУТЫ
«Быдсяма 55 №-а челядьöс видзанiн «Чудесница»
школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.
Конспект подгруппового занятия с элементами развлечения с участием родителей по лексической теме: «Моя семья»
для детей старшей группы
Подготовила: учитель -логопед Курачева А.В. |
Воркута
2023
Цель: воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Интеграция: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе;
- активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью;
- упражнять детей в умении рассказывать о своих семьях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь – доказательство;
- формировать навыки применения диалогической и монологической речи;
- развивать умения рассуждать и доказывать,
- развивать мышление, память.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье;
- воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью;
- создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости;
- способствовать развитию, гармонизации детско-родительских отношений, доброты и взаимопонимания в семьях дошкольника;
- стремиться к эмоциональному сближению всех членов семьи, сплочению коллектива родителей воспитанников.
Предварительная работа с детьми в группе: беседа о семье, чтение рассказов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама», Д. Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Как Вовка бабушек выручал», Л. Толстого «Старый дед и внучек», чтение и совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье, разучивание стихотворений о семье, ее членах, изготовление фамильных деревьев, оформление речевого стенда «Говорят дети» (выражения детей о своей семье, родителях).
Предварительная работа с родителями: составление с ребёнком рассказа на тему «Моя семья», подбор семейных фотографий для изготовления чудо-деревьев.
На занятии использованы технологии: логоритмика, су-ждок, психогимнастика. личностно-ориентированного взаимодействия, здоровьесберегающие, игровые, сотрудничества, консультативного сопровождения.
Методы и приемы: игровые, словесные, наглядно-демонстрационные, сопоставление, выбор правильных формулировок, практические, самостоятельной работы и работы под руководством взрослого.
Материал и оборудование: су-джок, заготовки фамильных деревьев на каждого ребенка, семейные фотографии, для украшения фамильных деревьев, семейные фотографии, расставленные в разных местах группы, воздушные шары по количеству присутствующих мам, маркеры по количеству присутствующих мам, набор различных круп, повязки для глаз по количеству присутствующих пап, клей-карандаш, клеенки, салфетки, ноутбук, аудио запись с песнями о членах семьи.
Ход занятия
Этапы | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I. Вводная часть. Создание мотивации | Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Логопед приглашает детей сесть на стулья. Обратите внимание, какие сегодня у нас гости – это члены ваших семей. Давайте поприветствуем их. Как вы понимаете, что такое семья? Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. | Дети входят в группу. Присаживаются. Семья – это дом. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека |
II. Основная часть | Отгадывание загадок Ребята! Я загадаю вам загадки и думаю, что вы не ошибётесь с ответами. Моей маме она мама, а мне … Мне она тётя, а моей маме… Моей маме он сын, а мне … Моему папе он папа, а мне Моему папе она жена, а мне… Папе он родной брат, а мне… Моему папе она дочка, а мне … Моей маме он муж, а мне … Ребята, у вас есть семьи, но они разные, непохожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычный шарик. Когда вы возьмете его в руки и будете катать по ладоням, говорите о своей семье, разные слова, не похожие друг на друга (шарик су - джок). У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой сказать о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе» (берёт су – джок, катает по ладони и говорит о своей семье.). Логопед: Шарик вернулся ко мне, полный добрых и хороших слов о семье. Каждый из вас говорил о семье интересно, по-своему. А вот вижу здесь музыкальную семью. Ребята, интересно знать, а музыкальная семья какая еще может быть? Можно сказать, про спортивную семью, что она дружная. Почему? Логопед: я очень рада, что у вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Мы все очень любим, когда вся семья вместе, а это бывает это обычно по выходным дням. Приглашаю Диму прочесть стихотворение. Логопед: Ребята! Сегодня я приглашаю наших гостей принять участие в нашем празднике! Сейчас ребята будут давать описание наших родителей, а вы, уважаемые взрослые попробуйте угадать о ком будет идти речь. Игра «Узнай себя по описанию» Взрослые угадывают себя. Логопед: Наши взрослые узнали себя по описанию и сейчас я прошу вас, уважаемые родители, занять места рядом со своими детьми. Родители садятся рядом с детьми. Логопед: У наших мам руки золотые. Они могут вкусно приготовить, стол праздничный накрыть, и уют в доме навести. А вот как они умеют рисовать, мы сейчас проверим, приглашаю подойти ко мне наших мам. Игра «Портрет любимого ребенка» (рисуют маркером на воздушных шариках). Мамы показали свои художественные способности. Нас ожидает веселая разминка. Ритмическая разминка «Кто живёт у нас в квартире?» Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши). Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте). Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте). Всех могу пересчитать (шагаем на месте). Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши). Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево). Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево). Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши). Игра «Словесная загадка» (для родителей) Логопед: Родители справились с загадками на отлично. Релаксационное упражнение «Ссора» (психогимнастика) Ребята! Представьте такую ситуацию: вы обиделись на кого-нибудь из членов вашей семьи. Вот-вот начнете ругаться. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит ругаться и обижаться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Приглашаю Кирилла прочесть стихотворение о папе. Логопед: Папа - самый близкий и дорогой ребенку человек! Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только умениям и навыкам, но и выдержке, стойкости, доброму отношению к людям. «Отец сына худому не научит», говориться в народе. Игра «Отгадай на ощупь?» (для пап) Папы с завязанными глазами отгадывают на ощупь различные крупы: макароны, фасоль, горох, рис, гречка и т.д.). Нашим папам любое задание по плечу! Предлагаю вам очутиться в чудесном, необычном саду. (Раздает детям и взрослым заранее приготовленные рисунки деревьев). Вы скажите, что это совсем обычные деревья? Пока да, но сейчас они с вашей помощью превратятся в необычные, семейные деревья, где вместо плодов «созревают» фотографии членов ваших семей. Логопед: Посмотрите на свои деревья, они стали необычными, чудесными. Это – фамильные деревья. Давайте, ребята, послушаем, рассказы о ваших семьях. Ребята, у вас очень интересные рассказы о ваших семьях. Мы с вами ещё вернёмся в наш чудесный сад и расскажем остальным детям вашей группы о своих семьях. | бабушка сестра брат дедушка мама дядя сестра папа Дети по очереди передают друг другу су-джок, говоря о своей семье. Дружная, весёлая, танцевальная, красивая Все члены семьи вместе занимаются спортом Очень-очень счастлив я, В сборе вся моя семья: И папа со мной, и мама со мной, Какой замечательный выходной! Сегодня никто никуда не спешит, Никто на работу с утра не бежит. Мы просто все вместе по парку идём, Играем, смеёмся и даже поём! (Е. Гомонова) Родителям предлагается описания мам и пап, предложенные детьми. Арина описывает маму Давида и т.д. Давид: - Кто на свете всех милее? Мама! - Кто на свете всех добрее? Мама! - Кто нас лечит от болезней? Мама! - Варит морс кто нам полезный? Мама! - Кто на всё ответы знает? Мама! - Кто нас лучше понимает? Мама! - Кто за нас всегда болеет? Мама! - Кто нас любит и жалеет? Мама! Но бываем мы упрямы, Не сердитесь только, мамы! (М. Балачевцева). Встают, выполняют движения по тексту После присаживаются на стулья. Дети загадывают загадки, родители отгадывают. 1.Обычно это насыпают в стиральную машину. А что будет, если его насыпать в суп, я не знаю, еще не пробовал (Стиральный порошок). 2. У детей этого половина на половину. Потому что мама, то ругает, то мороженое покупает (Счастье). 3. Самая вкусная получается у бабушки, у мамы тоже хорошо получается. А папа зато хлеб хорошо режет! (Еда). 4. Девушка, которая готовит мужчине обед, стирает белье, ухаживает за его ребенком (Жена 6. Это очень важное место у человека. Там расположены макароны, компот, борщ. Среди всего этого где-то еще сердце помещается. (Живот). Выполняют движения по указанию логопеда. Кирилл: Я скажу вам без прикрас: Дома папа — высший класс! Всю неделю с нетерпеньем Жду субботы, воскресенья. Вот наступает воскресенье — И с папой мы идем гулять. Как это здорово, ребята, Мне с папой рядышком шагать! Дети и взрослые украшают рисунки «плодами» из фотографий членов своих семей. Выслушиваются рассказы о семьях всех детей. |
III. Рефлексия | Ребята! Чему мы посвятили нашу встречу? Какие задания были самые веселые, а какие самые сложные для вас? Какие правила нужно соблюдать, чтобы всем в семье было радостно, весело? Давайте все вместе возьмёмся за руки и образуем круг. Когда в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг в семье возникает ссора, дети не послушались родителей, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим. Детский сад - это тоже семья, мы с вами большая дружная семья. Давайте вместе повторим такие слова: Семья - это важно, семья - это сложно. Но счастливо жить одному невозможно! | Ответы детей. Дети дают оценку своим достижениям на занятии. Вместе с родителями встают в круг. |
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши).
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте).
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте).
Всех могу пересчитать (шагаем на месте).
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши).
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево).
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево).
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши).
Выполняется разминка 3 раза. После присаживаются на стулья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с элементами ЭОР по развитию речи детей среднего дошкольно возраста с диагнозом ОНР.Пересказ рассказа «Мышки»
Конспект подгруппового занятия с элементами ЭОР по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР Цель: Обучение пересказу.Задачи:Создание эмоционального фона занятия.Развитие словесно-л...
Методическая разработка : «ПУТЕШЕСТВИЕ К СЕМИ ГНОМАМ» Конспект подгруппового занятия с элементами мнемотехники
«ПУТЕШЕСТВИЕ К СЕМИ ГНОМАМ» Конспект подгруппового занятия с элементами мнемотехникис детьми старшей группы ...
конспект занятия-экспериментирования с элементами развлечения с участием родителей "Воздух"
конспект НОД в средней группе по экспериментированию с элементами развлечения...
Конспект подгруппового занятия с элементами Су — Джок терапии.
Цели:1) коррекционно-образовательные · Уточнять и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ш] в словах, предложениях,...
План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме «Осень».
План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме "Осень"....
Конспект подгруппового занятия "Помогаем друзьям" на автоматизацию поставленных звуков по лексической теме "Мебель"
Конспект подгруппового занятия на автоматизацию поставленных звуков в словах и предложениях в процессе игровых заданий на лексическом материале темы "Мебель"...
Конспект подгруппового занятия по развитию речи в логопедическом пункте по лексической теме «Где живут самолеты?»
Конспект составлен для проведения подгруппового логопедического занятия с детьми старше-подготовительного возраста. Цель занятия: дифференциация звуков Р-Рь-Л-Ль в предложениях....