Методические рекомендации по изучению образной речи
статья по логопедии (старшая группа)

Коркина Юлия Алексеевна

Так Волков Г.Н. выделил четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами. На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки», «Год кончается, год начинается», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по изучению образной речи

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Так Волков Г.Н. выделил четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами. На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки», «Год кончается, год начинается», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».

Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.

Кроме того, Г.Н. Волков систематизировал пословицы в виде следующих групп: тематические, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями; художественные пословицы в стихотворной и прозаической форме; логико-тематические изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта; инокультурные пословицы, разных языковых культур.

В ходе подготовки ко второму этапу исследования  в нашей группе была проведена следующая подготовительная работа:

 – употребление пословиц воспитателем и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям;

– рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок 

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

«Хочется есть – да не хочется лезть»

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

«Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть»

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

«Отчего кот гладок.? Поел, да и на бок»

«Поспешишь – людей насмешишь»

– рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов;

– чтение рассказов Л.Н.Толстого по пословицам  «От добра, добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь» (с показом картинок). Например:                                               «Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его.     Видно, правда, -  подумал заяц, что от добра, добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».

«Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь»;

– внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.

Кроме этого была подготовлена консультация для родителей о роли пословиц и поговорок в современной жизни.

По итогам проведенной работы  можно сделать вывод о том, что пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.

Большинство детей старшего дошкольного возраста понимают пословицы в буквальном смысле и не всегда могут выразить обобщающий смысл, заложенный в пословице. Трудности у детей вызывает установление причинно -следственных связей, непонимание отдельных слов.

Дошкольники редко используют обобщенные слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей часто непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый, грамматически неоформленный характер.

В свободное от занятий время дошкольникам можно  предложить нарисовать  картинки к пословицам или поговоркам.  Из готовых работ можно сделать альбом, который  помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана и предложить сделать свои картинки.

Педагог К. Д. Ушинский в своей книге «Родное слово» утверждает: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественного языка, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию.

По форме – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из его живого, глубокого источника – вечно юный, вечно развивающейся души народа. Эти пословицы и поговорки, сами, дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения там, что в них, как в зеркале отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя ввести так дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная. Его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни. Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам».

Пословицы – явления мысли, языка и искусства. Главное в пословице как жанре фольклора не ее логическая природа, не информация, заложенная в ней, а художественный образ, смысловая двуплановость.

В детских образовательных организациях  специально организовывать речевую среду таким образом, чтобы ее развивающийся потенциал сделать высоким специально, оптимальным для каждой возрастной степени. Речевая среда со специально установленным высоким развивающимся потенциалом называется искусственной речевой средой.

Ребенку поют песенки, тешат потешками, прибаутками, читают стихи, рассказывают сказки, и в нем рождается чувство приобщения к прекрасному, красота и счастье становятся для него синонимами. Знакомясь с пословицами, поговорками, ребенок вникает в основы человеческой мудрости, он познает мир, жизнь, приобретает навыки: «Семь раз отмерь, - один отрежь!»; «Слово – не воробей, вылетит не поймаешь.» И это все дает родной язык! Эта область народного творчества представляет одно из средств народной педагогики.

Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, но воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой. Для развития ребенка необходимо постоянное общение с ним, обращение к нему с речью, словом, песней. Слово, сказанное ли, спетое, выраженное в знаках руками глухонемого, а то и вообще не высказанное, лишь чувствуемое, - любое слово всегда стремилось к своему образному совершенству. Красивая, образная речь не может быть глупой речью. Умение хорошо говорить много, вовсе не равносильно говорить много, но и дремучие болтуны были отнюдь не в чести, над ними подсмеивались. Намеренное молчание считалось признаком недоброжелательности. Так что пословица «Слово – серебро, молчание – золото» годилось не во всякий момент и не в каждом месте.

Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития лечи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания. Особенно значимыми в этом отношении представляются пословицы, в краткой афористической форме передающие точку зрения народа на основе вопросы бытия. В основном пословицы носят наднациональный характер, отражают общие законы природы, в том числе человеческой, предписывают определенные правила поведения.

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более легкие темы, а затем давать более сложные, «от пословиц о природе, временах года, о человеке, его наружности, переходить к семейным отношениям». К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Именно поэтому в качестве инструмента по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста были выбраны пословицы и поговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию образной памяти детей с использованием мнемотехнических приемов.

У детей младшего дошкольного возраста еще отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Ребенок этого возраста еще не умеет целенаправленно за...

Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорок

Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорокОдной из характеристик связной речи является ее образность. Образность в более широком ...

Методические рекомендации по изучению темы "Дни воинской славы" с детьми старшего дошкольного возраста

Праздник победы советского народа над нацисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов- один из главных праздников в истории нашего народа. Рассказывая о войне, ориентируйтесь на возр...

Методические рекомендации по изучению темы "Садовые и полевые цветы, насекомые" с детьми старшего школьного возраста

В виде интересных игровых заданий представлены методические рекомендации родителям по изучению темы "Садовые и полевые цветы, насекомые" с детьми старшего школьного возраста...

методические рекомендации по изучению темы "Азбука безопасности" с детьми старшего дошкольного возраста

В виде игровых заданий представлены методические рекомендации родителям по изучению темы "Азбука безопасности" с детьми дошкольного возраста...

Методические рекомендации по изучению темы "Опыты и эксперименты" с детьми старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Любое место в квартире может стать местом для эксперимент...

Методические рекомендации по изучению и использованию государственных символов РФ. Обновление содержания образовательной программы вопросами изучения государственных символов РФ.

Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляе...