Логопедическое занятие по грамоте: Страна Жужжандия. Звук и буква Ж.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Василенко Галина Анатольевна

Логопедическое занятие по грамоте: Страна Жужжандия. Звук и буква Ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_zhuzhzhandiya.zvuk_i_bukva_zh.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое  занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе

Тема: Страна Жужжандия. Звук и буква Ж.

Цель: Знакомство со звуком и буквой  Ж

Коррекционно- развивающие задачи:

Закрепить правильное произношение звука –Ж

Уточнить артикуляцию звука ж

Формировать представление о том, что звук "Ж" всегда твердый

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза.

Активизировать словарный запас.

Закреплять навык слогового, слитного чтения.

Вызывать интерес к языку на основе упражнений по интонационной окраске фразы.

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Оборудование: предметные картинки со звуком /ж/, жук – игрушка, слоговые таблицы, тарелочки с буквами  звуками, пластилиновые карточки, семена фасоли, гороха, звуковые домики, су-джок шарики и колечки, сюжетная картинка с буквами, схемы характеристики звука

Ход занятия.

Организационный момент. Психогимнастика : «Весна»

Дети становятся в круг.  Приветствие ладошками.

- Отгадайте загадку:

 « Природа оживает и цветочки расцветают,

Птицы с юга прилетают,

 Когда это бывает?» (весной)

 Дети выполняют психогимнастику под музыку. Садятся на места.

1. Введение в тему занятия.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершим путешествие в одну сказочную страну. Хотите? Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Отгадайте загадку и ответьте, какой звук часто повторяется в ней:

Не жужжу когда сижу,

Не жужжу когда хожу,

Не жужжу когда тружусь,

А жужжу когда кружусь!

(Дети. Это жук. Звук –Ж.)

Появляется  игрушка- жук на палочке. Давайте расскажем жучку о его звуке:

2. Уточнение артикуляции. (по схеме)

Логопед: Произнесите звук /ж/ В каком положении находятся губы?

Дети: округлены, в положении «рупор».

Упражнение для губ « Рупор»

Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Дети: разомкнуты.

Логопед: Где находится кончик языка?

Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Упражнение « Чашечка»

3. Характеристика звука. (по схеме)

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с горлышком?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Основная часть.

Логопед. Я вижу, что вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук –Ж и наш жучок. Сейчас — поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

В сказке очутились мы опять. (жужжание насекомых)

4. Выделение звука /ж/ на слух.

Вот мы с вами очутились в стране Жужжандия, где живет звук /ж/. Он такой озорной и непоседливый…

Игра : «Поймай звук, слог, слово»

Для того, чтобы нам продолжить дальше сказку давайте попробуем поймать вместе с жучком этот звук, хлопнув в ладоши

Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж

Логопед: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком и стукнуть кулачками по столу:  жа, ва, ло, жо, ду, жу.

Логопед: задание еще усложняется, нужно услышать слово с этим звуком и топнуть ногами: занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка, оранжерея, животные…..

Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух!

5. Речевая зарядка с су-джок шариками:

Мы с вами поймали звук /ж/ - слышите, как жужжит. Давайте посадим звук /ж/ на язык и проговорим слоги, надевая колечки на пальчики.

Упражнение «Колечки»: жа-жо-жу-жи- же

6. Определение позиции звука в словах. Звуковые домики.

Наш звук /ж/ развеселился и предлагает нам поиграть с ним в игру .

Пододвиньте к себе «звуковые домики» и  расселите правильно картинки по домикам: начало слова , середина и конец , но в конце звук Ж заменяется глухим звуком   Ш

7. Физминутка: « Жук»

- Молодцы! Звук /ж/ хочет снова с вами поиграть – в жуков. Посадили звук [ж] на язычок, зажужжали, как жуки, и полетели по групповой комнате.

    «В нашу группу жук влетел.

Закружился и запел;

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Очень весело кружу!»

Вот он вправо полетел -

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел -

Каждый влево посмотрел.

Жук кружится и хохочет,

К Маше на нос сесть он хочет.

Ты, жучишка, не шали!

Где мы скажем, там сиди.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук с ладошки улетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно;

Хлоп, хлоп, хлоп,

Улетай скорей, жучок.

8. Знакомство с буквами Ж

- Ребята, звук ж живёт в букве- Ж. Давайте станем волшебниками и превратим звук «ж» в букву Ж. Стих о букве:

Эта буква широка

И похожа на жука.

И к тому же этот жук,

Издаёт жужжащий звук.

Показ буквы. - На что похожа буква Ж?

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.

- Выложите на пластилиновой основе портрет  буквы Ж из семян фасоли, гороха…..

Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась замечательная!

9. Игра: «Поможем жучку найти цветок»

- Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

- Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок

10. Чтение слогов по слоговой таблице

Дети, буква Ж дружит и с гласными буквами,

давайте прочитаем слоги, что получится? – ЖА (ЖО, ЖИ, ЖУ)

Ребята, а где-же буква Ы? Может мы её забыли?

Почему она не дружит с буквой Ж?

11. Правило ЖИ

Какое мы знаем привило про слоги ЖИ (проговаривание)

12. Звуко- буквенный  анализ слова: ЖУКИ.

- Посмотрите внимательно на картинки и назовите слово, которое состоит из 3 звуков (жук). А если жук не один, как будет звучать слово?

-Выполним его звуко- буквенный  анализ.

- Сколько слогов в слове? Сколько звуков?

13. Итог занятия. Рефлексия.

Звук /ж/ вам очень благодарен за то, что вы с ним поиграли, подружили его с гласными. А вам чем запомнилось наше сегодняшнее занятие?

- Что вам больше всего понравилось?

- А в чем были трудности?

Пора нам возвращаться из страны Жужландия в наш детский сад.

Раз, два, три повернись –

В детском саду опять покажись!

- Молодцы! Все хорошо занимались! Наше занятие подошло к концу. Звенит звонок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

Логопедическое занятие-эстафета по теме: «Посуда. Звук и буква С».

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. Нетрадиционная форма проведения занятия - эстафета. Цель - активизация устойчивого внимания и интереса к занятию детей с гиперакти...

Конспект занятий по грамоте «Знакомство со звуком «Ф»; буквой «Ф»»

Конспект занятия по грамоте для старшей группе....

Конспект занятий по грамоте «Знакомство со звуком «В»; буквой «В»»

Конспект занятия по грамоте для старшего возраста....

Презентация занятия по грамоте "Знакомство со звуком и буквой Ш"

Презентация занятия "Знакомство со звуком и буквой Ш" поможет дошкольникам в формировании навыков чтения и основ элементарного графических навыков, развитии речевых умений, обогащении и...

Логопедический проект (краткосрочный) "В стране гласных звуков и букв"

Актуальность темы:Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших про...