Картотека лексико - грамматические игры и упражнения
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети чувствуют себя почти наравне с взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_leksicheskie_temy.docx | 103.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ФРУКТЫ (1.1)
1. Знать названия фруктов, описать их по плану:
- что это.
- форма.
- цвет.
- величина.
- вкус.
- что из него можно приготовить.
2. Подобрать прилагательные (какой? какая? какое?):
Абрикос – круглый, сочный, спелый,…….
Груша –
Яблоко –
Персик –
Слива –
3. Игра «Назови ласково»:
Яблоко – яблочко груша –
Слива – вишня -
Черешня – апельсин -
Лимон - мандарин –
4. Образовать прилагательные:
Груша – грушевый яблоко –
Кизил - слива –
Персик - абрикос –
Лимон - вишня –
Алыча - черешня –
Мандарин - апельсин –
5. Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – персик, …..
Моя –
Моё –
6. Игра «Один – много»
Яблоко – яблоки – много яблок груша –
Апельсин - абрикос –
Вишня - слива –
Айва - лимон –
7. Играй «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Апельсин апельсина апельсинов
Вишня
Слива
Груша
Черешня
Лимон
Яблоко
Абрикос
8. Подобрать глаголы (что делают?):
Яблоки – поспевают, наливаются, падают, гниют, ….
Вишня –
Лимон –
9. Выучить стихотворение и загадки.
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
В шкурке золотистой,
Сладкий и душистый.(апельсин)
На сучках висят шары,
Посинели от жары.(сливы)
ОСЕНЬ. (1.2)
- Выучить осенние месяцы.
- Игра «Назови ласково»:
Лист – листочек лужа-
Дождь- туча –
Солнце - ветер –
Облако - туман -
- Игра «Один – много»
Туча – тучи – много туч
Лужа –
Облако –
Дождь –
- Игра «С чем?»
Туча – с тучей
Дождь –
Солнце –
Ветер –
Небо –
Туман –
- Образовать сравнительную степень:
Холодно – холоднее, очень холодно
Ветрено –
Тепло –
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – дождь, туман,……..
Моя - …
Моё - ….
Мои - …..
- Образовать прилагательные:
Осень – осенний сентябрь –
Октябрь - ноябрь –
Дождь - ветер –
Облако - солнце –
Холодно - тепло –
- Подобрать прилагательные (какой? какая? какое?):
Туча – чёрная, большая, грозовая, …..
Дождь –
Небо –
Погода –
- Подобрать глаголы (что делает?, что делают?)
Дождь – льёт, капает, …..
Ветер –
Листья –
Птицы –
- Игра «Скажи наоборот»:
Быстрый - медленный
Тёплый –
Длинный –
Светлый –
Ветреный –
- Выучить стихотворение:
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах,
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Тёмны, тёмны ночи.
ДЕРЕВЬЯ. (1.3)
- Назвать виды деревьев:
Хвойные – ель, пихта, …..
Лиственные – тополь, ….
Фруктовые – слива, …
- Игра «Один – много»
Берёза – берёзы – много берёз
Тополь –
Рябина –
Дуб -
Груша –
Яблоня –
Ива –
Сосна –
Клён –
Ель –
- Игра «Назови ласково»:
Берёза –берёзонька Ива –
Тополь - сосна –
Рябина - липа –
Дуб - ель –
Груша - яблоня –
Вишня - осина –
- Назвать части дерева:
Корень, ствол, кора, ветви, листья, иголки.
- Подобрать прилагательные (какой? какая?)
Дуб – высокий, могучий, ……
Ива -….
Сосна - ….
Яблоня - ….
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Тополь тополя тополей
Дуб
Сосна
Груша
Яблоня
Липа
Ива
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – тополь, дуб, клён,….
Моя – берёза, ….
Мои – тополя,…
- Знать:
- Где растут деревья?
- В какое время года опадают листья?
- Какую пользу приносят деревья?
- Что можно делать с деревьями?
- Выучить стихотворение и загадку.
ЯБЛОНЬКА
В саду фруктовом яблоня
Посажена была.
Она цветами белыми
Весною расцвела.
Следил наш старый дедушка,
Известный садовод,
Чтоб наливала яблоня
Румяный сладкий плод.
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
ОВОЩИ. (1.4)
- Знать названия овощей, описать их по плану:
- что это.
- цвет.
- форма.
- величина.
- вкус.
- что из него можно приготовить.
2.Игра «Назови ласково»:
Помидор – помидорчик огурец –
Капуста - баклажан –
Свекла- горох –
Перец - морковь –
Репа - лук –
3.Подобрать прилагательные (какой? какая?)
Помидор – кислый, маринованный,…
Огурец –
Лук –
Морковь –
Перец –
Чеснок –
4. Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Помидор помидора помидоров
Огурец
Баклажан
Кабачок
5. Подобрать существительные к местоимениям:
Моя – морковь, редька, петрушка, ….
Мой –
6. Игра «Один – много».
Помидор – помидоры фасоль –
Морковь - капуста –
Кабачок - баклажан –
Патиссон - редиска –
7. Подобрать существительные к действиям:
Выкапывают – картофель, …..
Выдергивают – редиску, ….
Срывают – помидор, ….
Срезают – капусту, ….
8. Образовать прилагательные:
Горох – гороховый фасоль –
Морковь - картофель –
Чеснок - укроп –
Свекла - капуста –
Баклажан - кабачок –
9.Выучить стихотворение и загадки:
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Прежде чем его мы съели,
Все, наплакаться успели. (Лук)
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (Морковь)
Бела, рассыпчата, вкусна,
И на столе всегда она. (Картофель)
ГРИБЫ, ЯГОДЫ. (1.5)
- Знать названия грибов и ягод.
- Игра «Один – много»
Подберёзовик – подберёзовики – подберёзовиков
Белый гриб – рыжик -
Груздь – сыроежка -
Опенок – масленок –
Малина – смородина -
Виноград – калина -
Земляника - клубника -
- Игра «Назови ласково»
Моховик –моховичок опёнок –
Сыроежка - мухомор –
Дождевик - клубника –
Малина - смородина –
Виноград - земляника –
Калина - черника -
- Подобрать прилагательные (Какой?Какая?)
Белый гриб – коричневый, большой, съедобный, ….
Поганка –
Подосиновик –
Лисичка –
Крыжовник –
Смородина –
Виноград -
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Опёнок опенка опят
Лисичка
Рыжик
Масленок
Ежевика
малина
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – белый гриб, крыжовник,…
Моя –лисичка, малина
- Подобрать глаголы (что делать?)
Грибы – собирать, мыть,..
Ягоды - …
- Образовать родственные (похожие) слова:
Гриб – грибы, грибной,…
- Составить рассказ о грибе по плану.
-название,
-съедобный или ядовитый
-внешний вид (цвет, величина, …)
-где растет
-что можно приготовить
- Образовать прилагательные.
Ягоды – ягодный земляника -
Малина – виноград -
Рябина- ежевика -
Смородина - калина -
- Выучить стихотворение и загадки.
ГРИБОК
Мы в лесок пойдём,
Мы грибок найдём.
В шапочке нарядной,
Светло – шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.
На пороге у дорожки – красные горошки.
Кто мимо пройдёт – в рот к себе кладет.
(земляника)
ИГРУШКИ. (1.6)
- Знать названия игрушек, составить рассказ по плану.
-цвет.
-форма.
-как называется.
-из чего сделана.
- Игра «Один – много»
Кукла – куклы – много кукол
Кубик- матрешка-
Пирамидка- неваляшка –
Машинка - клоун –
Флажок - мяч-
- Игра «Назови ласково»
Кукла – куколка барабан -
Мяч – гармошка -
Флажок – пирамидка -
Машина - неваляшка -
- Подобрать прилагательные (Какой?Какая?)
Мяч – резиновый, круглый, …
Матрёшка - ..
Кукла -
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Кукла куклы кукол
Мяч
Флажок
Клоун
Кубик
матрёшка
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – мяч, шар, мишка,….
Моя - ….
- Образовать родственные (похожие) слова:
Игра – играть, игрушки,…
- Образовать прилагательные:
Из резины – резиновый
Из пластмассы –
Из железа –
Из меха –
Из плюша -
Из дерева -
- Выучить загадки.
Он и пляшет, и поёт,
И гудит как самолёт.
Он бежит бегом,
Он жужжит жуком.(волчок)
Эти чудо – кирпичи
Я в подарок получил
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.(конструктор)
ОДЕЖДА. (1.7)
- Знать названия одежды и её деталей.
Воротник, манжет, рукав, карман, оборка….
- Игра «Назови ласково»
Шуба – шубка пальто –
Платье - воротник –
Курка - брюки –
Майка - шорты -
- Образовать прилагательные
Ткань Одежда
Шерсть шерстяная
Драп
Ситец
Трикотаж
Шелк
Кожа
Мех
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Носок носка носков
Юбка
Рубашка
Кофта
Халат
Брюки
пальто
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – пиджак, сарафан, …
Моя –
Моё –
Мои –
- Подобрать глаголы (что делать?)
Платье – шить, стирать, …..
Рукава – кроить, …
- Игра «Скажи наоборот»
Большой – маленький новый -
Чистый – мятый -
Тёплый – длинный –
Летний - широкий -
- Выучить стихотворение и загадки.
ПОРТНИХА
Целый день сегодня шью,
Я одела всю семью
Погоди немножко кошка,
Будет и тебе одёжка.
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился (варежки)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда наступят холода. (шарф)
ОБУВЬ (1.8)
- Знать названия предметов обуви и её частей.
Подошва, каблук, стельки, пряжки, молния, голенище, язычок, шнурки, ….
- Игра «Назови ласково»:
Босоножки – босоноженьки
Сапоги –
Ботинки –
Туфли –
Валенки -
Кроссовки -
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Сапог сапогсапог
Ботинок
Тапочек
Валенок
Галоша
Кроссовок
- Игра «Скажи наоборот»:
Чистый – грязный
Высокий - рваный –
Толстый - мокрый –
Старый - завязать -
- Образовать прилагательные.
Из резины – резиновый
Из кожи –
Из меха –
Из войлока -
- Подобрать глаголы - что делают с обувью?
Чистят, подбивают, ….
- Классификация обуви по сезонам:
Лето – босоножки, шлёпки,….
Осень –
Зима –
Весна -
- Выучить стихотворение и загадки:
САПОЖНИК
Мастер, мастер, помоги, -
Прохудились сапоги!
Забивай покрепче гвозди,
Мы пойдём сегодня в гости!
Всегда шагали мы вдвоём,
Похожие, как братья
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.(тапочки)
Если дождик - мы не тужим, -
Бойко шлёпаем по лужам,
станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять.(галоши)
ЛЕС. ПАРК. САД. (1.9)
1. Знать, что растет.
- в лесу
- в парке
- в саду
2. Игра «Назови ласково»:
Лес – лесок сад-
Куст - дерево-
Гриб - цветок –
Трава - ягода –
Поляна - лист –
3. Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Парк парка парков
Клумба
Карусель
Цветок
Ягода
Сосна
4. Игра «Один - много»:
Парк –парки – много парков клумба –
Лес - газон –
Сад - трава –
Ягода - лист –
Зверь - дерево -
5. Образовать прилагательные.
Лес – лесной дерево –
Сад - трава –
Парк - цветок –
Луг - ягода –
Гриб - берёза –
Хвоя- фрукты –
6. Подобрать глаголы (что делает?)
Парк – зеленеет, развлекает,…
Цветок –
Насекомые –
Ягоды -
7. Подобрать прилагательные (какой? какая? какое?)
Лес – дремучий, густой,…
Сад -…
Клумба - …
Дерево - …
8.Отгадать и выучить загадки:
Его весной и летом
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Лес)
На пеньке живет семья:
Мама, папа, брат и я,
Дом у нас один, а крыша
Есть у каждого своя. (Опята)
ПРОФЕССИИ. (1.10)
- Знать где и кем работают родители.
- Игра «Кто где работает?»
на почте – почтальон на стройке –
в магазине - в колхозе –
в ателье - на заводе –
в парикмахерской - в армии –
в поликлинике - в школе –
в детском саду - в театре –
- Игра «Кому что нужно для работы?»:
продавцу - учителю –
швее - врачу –
строителю - маляру –
парикмахеру - повару –
- Игра «Один –много»
Продавец – продавцы портной –
Почтальон - повар –
Учитель - шахтер –
Воспитатель - артист –
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – учитель, парикмахер,….
Моя –
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Милиционер милиционера милиционеров
Парикмахер
Медсестра
Учитель
Плотник
Водитель
Пожарник
Повар
Врач
- Образовать прилагательные:
Почта – почтовый больница -
Аптека – колхоз -
Милиция – столяр –
Строитель - завод –
Слесарь - касса –
Фабрика - повар –
Почта - токарь –
Школа - театр –
- Подобрать прилагательные (какой? какая?):
Солдат – сильный, смелый, ….
Доктор –
Воспитательница –
Милиционер –
- Образовать глаголы (что делать?):
Строитель – строить швея – шить
Учитель - летчик –
Продавец - тренер –
Водитель - грузчик –
Чистильщик - сварщик –
Воспитатель - фотограф –
- Подобрать глаголы (что делает?).
Учитель – учит, рассказывает, проверяет тетради,….
Художник - …
Сапожник -…
Садовник- …
Врач -…
- Выучить загадки:
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (сантехник)
Скажите, кто так вкусно
Готовит борщ капустный,
Пахучие котлеты.
Салаты, винегреты? (повар)
ТРАНСПОРТ. (1.11)
- Знать названия видов транспорта, и их части
Почему так называется?
Наземный транспорт –
Воздушный транспорт –
Водный транспорт –
- Кто управляет:
Автобусом - пароходом –
Трамваем - тепловозом –
Самолётом - ракетой –
- Откуда отправляются:
Поезда – вокзалы, станции. Пароходы –
Трамваи - Автобусы –
Самолёты - Такси –
- Игра «Назови ласково»:
Трамвай - вагон - самолёт –
Автобус - паровоз - машина –
Грузовик - катер - паровоз –
Лодка - корабль - вертолёт –
Мотор - колесо - кабина –
- Игра «Один – много»
Трамвай - трактор - самосвал –
Мотоцикл - катер- самолёт-
Электровоз - автобус- ракета –
- Образовать прилагательные:
Из стекла – стеклянный трамвай -
Из пластмассы – автобус -
Из алюминия – трактор -
Из поролона – машина-
Из метала – пароход -
Из кожи - корабль –
- Образовать сложные слова: (много мест –многоместный)
Одно место -…. Три колеса - …..
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Велосипед
Руль
Мотоцикл
Троллейбус
Мотор
Колесо
Ракета
Трамвай
- Игра «Скажи наоборот»:
Высоко –низко глубоко –
Медленно - твёрдо –
Далеко - грязно –
Прямо - тихо –
- Подобрать прилагательные (какой?какая?какое?):
Самолет – большой, шумный, быстрый,…
Машина –
Самолёт –
- Подобрать глаголы (что делает?):
Автобус – подъезжает, останавливается, ….
Самолёт –
Светофор –
- Выучить стихотворение:
КОРАБЛИК
Плывет, плывёт кораблик,
Кораблик золотой.
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
МЕБЕЛЬ. (1.12)
- Знать названия мебели и её частей.
- Составить рассказ о мебели по плану:
- что это.
-какого цвета.
-формы.
-величины.
-из чего сделано.
-для чего нужно
- Игра «Назови ласково»:
Стол – столик
Стул –
Диван –
Кровать –
Шкаф –
Полка-
- Игра «Один – много»:
Диван – диваны – диванов шкаф –
Кровать - полка –
Стул - стенка –
Стол - сервант –
Кресло - вешалка -
- Игра «Скажи наоборот»:
Новый –старый короткий –
Узкий - высокий –
Чистый - большой -
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -3-
Стол
Стул
Кресло
Кровать
Шкаф
- Подобрать прилагательные (какой? какая? какое?)
Стол – большой, деревянный,…
Кровать –
Кресло -
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – диван,….
Моя –
Моя -
- Образовать прилагательные:
Стол из дерева – деревянный
Кровать из железа –
Кресло из кожи –
Полки из стекла -
- Отгадать и выучить загадки:
В квартире нашей новый дом,
Живёт посуда в доме том.
Там место есть и для конфет,
Он называется …. (буфет)
В раздевалки я служу,
На весу пальто держу.(вешалка)
РЫБЫ (1.13)
- Знать названия рыб, и их частей тела.
Голова, чешуя, плавники, жабры, усы,….
- Игра «Назови ласково»:
Окунь – окунек сазан –
Карась – судак –
Лещ - плавник -
- Игра «Один – много»:
Окунь – окуни – много окуней
Щука - карп –
Ёрщ - лещ –
Сазан - сом -
Акула - судак –
- Подобрать прилагательные (какой? какая?)
Щука – хищная, зубастая, ….
Сом -
- Подобрать существительные к местоимениям:
Моя – красноперка
Мой -..
- Образовать прилагательные:
Рыба – рыбный (рыбий)
Щука –
Сазан -
- Подобрать глаголы (что делает?)
Рыба – плавает,….
- Изменить слово по образцу:
Сазан – сазанище карп –
Ёрш - судак –
Сом - окунь –
Щука -
- Образовать приставочные глаголы:
Плыть – заплыть, приплыть, уплыть, ….
Нырять - …
- Изменить слова по вопросам:
Что делала? Что делает? Что будет делать?
Плыть - плыла плывет будет плыть
Клевать
Нырять
Ловить
- Отгадать и выучить загадки:
Крылья есть,
Да не летает,
Ног нет,
Да не догонишь.(рыбка)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.(щука)
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Эта рыбка не простая.
Рыбка эта …… (золотая)
ДОМ И ЕГО ЧАСТИ (1.14)
- Знать названия частей зданий:
Этажи, окна, стены, дверь, пол, потолок, порог, рамы,…
- Игра «Назови ласково»:
Дом – домик балкон - дверь –
Стена - лестница - кухня –
Окно - квартира - комната –
Замок - потолок - ванна -
- Игра «Один – много»:
Дверь – двери – много дверей
Окно - дом - замок –
Стена - кухня - рама -
- Игра «Скажи наоборот»
Высокий - широкий –
Длинный - светлый –
Гладкий - чистый –
Твёрдый - большой -
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Этаж
Квартира
Окно
Дверь
- Подобрать прилагательные (какой? какая? какое?)
Стена – кирпичная, высокая, гладкая,…
Дом –
Комната -
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – дом, замок, …
Моя –
Моё –
Мои –
- Образовать прилагательные:
Из кирпича – кирпичный
Из песка - из дерева –
Из бетона - из глины –
Из цемента - из стекла -
- Подобрать глаголы (что делает?)
Дверь – закрывается, открывается,….
- Объяснить значение словосочетаний:
Многоэтажный дом –
Кирпичная стена -
- Объяснить значение зданий:
Кинотеатр – это здание, где показывают фильмы.
Ателье –
Магазин –
- Выучить стихотворение и загадку:
Папа строит дом кирпичный.
Папа – каменщик отличный.
Если папа кран попросит,
Тот ему кирпич приносит.
Скоро люди в новом доме,
В нашем доме будут жить.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо люди жили в нём. (строители)
ВРЕМЕНА ГОДА. (1.15)
- Называть времена года в их последовательности,
знать месяцы, соответствующие каждому времени года.
- Подобрать прилагательные (какая? какое?)
Зима – холодная, морозная, снежная,…
Весна –
Лето –
Осень –
- Знать, чем отличаются времена года:
Лето – зима
Осень – весна
- Назвать зимние, летние развлечения.
- Образовать прилагательные:
Зима – зимний лето –
Осень - весна –
Январь - февраль –
Март - апрель –
Май - июнь –
Июль - август –
Сентябрь - октябрь –
Ноябрь - декабрь –
- Подобрать родственные слова:
Зима – зимний, зимушка, зимовье,…
Весна –
Лето –
Осень –
- Составить описательный рассказ о временах года по картинке.
- Отгадать и выучить загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прикатила. (Зима)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветёт (весна)
Солнце печет,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (летом)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает? (осенью)
ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. (1.16)
- Знать зимние месяцы.
- Игра «Один много»:
Комок – комки – много комков
Горка - лопата - каток-
Снеговик - сугроб - клюшка –
Шайба - снежок - санки –
- Игра «Назови ласково»:
Комок – комочек снежок - снежинка –
Санки - сугроб - снеговик –
Горка - шайба - валенки –
Тёплый - белый - холодный –
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – снеговик, комок, …
Моя –
Мои –
- Подобрать прилагательные (какой? какая? какие?):
Коньки – новые, блестящие, острые, ….
Лыжи –
Санки –
Снеговик –
- Игра «Скажи наоборот»:
Быстрый - чистый - ветреный-
Большой - гладкий - солнечный –
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Сугроб
Снежок
Снеговик
Снежинка
Санки
Горка
- Подобрать глаголы (что делает? что делают?)
Снеговик –
Санки –
Ребята –
- Отгадать и выучить загадки.
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили
И скатились все потом
С моего горба гуртом.(снежная горка)
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла.(снеговик)
- Выучить стихотворение:
Как на горке, на горе,
На широком, на дворе:
Кто на санках, кто на лыжах,
Кто повыше, кто пониже,
Кто потише, кто с разбегу,
Кто по льду, а кто с разбегу,
Кто по льду, а кто по снегу.
С горки – УХ, на горку – УХ!
БУХ! Захватывает дух!
ЛЕТО. (1.17)
- Знать приметы лета, названия летних месяцев.
- Уметь объяснить слова:
Звонкоголосый –
Пёстрое –
Разноцветное лето –
- Игра «Назови ласково»:
Солнце – солнышко вода –
Небо - трава –
Рука - песок –
- Образовать прилагательные:
Лето – летний солнце –
Июнь - ветер –
Июль - жара –
Август - дождь –
- Игра «Один –много»:
Цветок – цветы –много цветов
Трава - облако-
Море - день –
Река - лес –
Озеро - поле –
Сад - ночь –
- Подобрать прилагательные (какой?, какая?, какое?):
Лето – солнечное, жаркое, сухое,…
Солнце –
День –
Ночь –
море –
- Подобрать глаголы (что делает?):
Лето – начинается, веселит, радует, …
Солнце –
Море –
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
День
Ночь
Дерево
Облако
- Подобрать существительные:
Теплый – день, ветер,…
Тёплая –
Тёплое –
- Выучить стихотворение:
ЛЕТО
Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
- Отгадать и выучить загадку:
На тарелке колобок –
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая –
Не видать конца и края (солнце, небо)
ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА. (1.18)
- Выучить названия пальцев.
- Игра «Назови ласково»:
Голова - живот –
Лоб - спина -
Глаза - рука –
Брови - локоть –
Ресницы - палец –
Губы - пятка –
Коленка –
- Игра «Один – много»:
Палец –
Локоть –
Плечо –
Ладонь –
Ухо –
Глаз –
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Палец
Ухо
Рука
Нога
Бровь
Ресница
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
Мои –
- Подобрать признаки (какой?, какая?, какие?, какое?):
Лоб – высокий, гладкий, загорелый, …
Рука –
Лицо –
Волосы –
- Подобрать глаголы (что делают?)
Рукой – берут, пишут, здороваются, ….
Ногами –
- Образовать прилагательные:
Длинные волосы – длинноволосый
Короткие волосы –
Пышные волосы –
Чёрные брови –
Большие глаза –
Голубые глаза –
Карие глаза –
- Отгадать и выучить загадки:
Мы на них стоим и пляшем,
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут? (ноги)
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах
Воздух бродит:
То заходит,
То выходит.(нос)
Не сеют, не сажают,
А сами вырастают.(волосы)
ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. (1.19)
- Знать названия перелётных птиц. Составить рассказ о птице по плану:
- кто это.
- внешний вид.
- где живет.
- чем питается.
- какую приносит пользу.
- Игра «Назови ласково»:
Скворец – скворушка жаворонок –
Журавль - соловей –
Кукушка - грач –
- Игра «Один – много»:
Грач – грачи – грачей
Зяблик - скворец –
Журавль - жаворонок –
Соловей - ласточка –
Стриж - кукушка –
Дрозд - лебедь –
- Подобрать названия птиц к местоимениям:
Мой – зяблик, жаворонок, стриж,…..
Моя –
- Подобрать прилагательные (какой?, какая?)
Скворец – чёрный, красивый ,полезный,….
Ласточка –
Лебедь –
- Подобрать глаголы (что делает?):
Соловей – летает, поёт, улетает, клюёт,…
Кукушка –
- Сравнить птиц (чем похожи, отличаются)
Ласточка - скворец
Иволга – кукушка
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Грач
Зяблик
Журавль
Соловей
Дрозд
Ласточка
Скворец
- Игра «Кто с кем?»
Грач – с грачом
Скворец -
Журавль -
Кукушка -
Ласточка -
Стриж –
- Выучить стихотворение и загадки.
Мы раскрыли окна
Распахнули двери
Солнечный и мокрый
К нам пришёл апрель.
Забурлил ручьями,
Зазвенел, запел
Первыми скворцами
На берёзы сел.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.(ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)
ЭЛЕКТРОБЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ. (1.20)
- Знать названия электробытовых приборов, также знать какие бывают кухонные электроприборы.
- Знать, для чего нужны:
Холодильник –
Магнитофон –
Пылесос –
Кондиционер –
- Знать, что есть у:
Холодильника –
Телевизора –
Пылесоса –
Стиральной машины –
- Игра «Один – много»:
Утюг – утюги – много утюгов
Холодильник –
Телевизор –
Пылесос –
Магнитофон –
Телефон –
- Игра «Скажи наоборот»:
Чисто – грязно острый –
Большой - холодный –
Тихо - гладкий –
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
Моё –
- Образовать прилагательные:
Дерево - резина-
Железо - пластик –
Стекло - алюминий –
Пластмасса - металл –
- Образовать сравнительные прилагательные:
Большой – больше – большущий
Новый –
Красивый –
Холодный –
Тяжёлый –
- Подобрать глаголы (Что делает?)
Холодильник – работает, дает холод, ….
Телевизор –
Утюг –
Стиральная машина –
- Отгадать и выучить загадки.
То назад, то вперёд,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявишь море.(утюг)
В нашей кухне,
Целый год.
Дед мороз,
В шкафу живёт.(холодильник)
НАШИ МАМЫ. (1.21)
- Знать имя отчество своей мамы, где и кем она работает.
- Подобрать признаки (какая?):
Мама – добрая, ласковая,…
- Подобрать действия (что делает?):
Мама – готовит, ….
- Составить рассказ о маме по плану:
- как зовут.
- как она выглядит?
- почему я люблю свою маму?
- как я помогаю маме?
5. Игра «Один – много»:
Медсестра – медсёстры – много медсестёр
Портниха –
Певица –
Швея –
Воспитательница –
- Выучить стихотворение.
МАМИН ДЕНЬ.
Все хожу, всё думаю, смотрю:
«Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет?
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек – огонёк.
ВЕСНА, ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ. (1.22)
- Знать названия весенних месяцев. Назвать приметы весны.
- Подобрать родственные слова:
Лес – лесок, лесной ,лесник,….
Сад –
Весна –
Цветы –
- Подобрать существительные:
Красивый – лист, куст, цветок,…
Красивая –
Красивое –
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Дерево
Стебель
Ручей
Пень
Ствол
Лист
Цветок
насекомое
- Образовать прилагательные:
Дерево –деревянный трава –
Лист - хвоя –
Сад - лес –
Поле - луг –
Солнце - цветок –
Март - апрель –
Май - берёза -
- Игра «Назови ласково»
Солнце - куст –
Цветок - ветер –
- Подобрать прилагательные (какой? какая? какое?):
Весна – ранняя, тёплая,…
Дерево –
Дождь -
- Подобрать глаголы (что делает?)
Дерево – растет, зеленеет,…
Цветок –
Трава –
Сад –
Подснежник -
- Отгадать и выучить загадки:
Желтая, пушистая,
Нужная, душистая,
Боится мороза,
Зовётся …. (мимоза)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу - подснежник расцветёт.(весна)
- Выучить стихотворение:
НЕЗАБУДКИ
Их видимо – невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Весёлых, голубых?
Должно быть оторвали
От неба лоскуток,
Чуть – чуть поколдовали
И сделали цветок.
ЦВЕТЫ. (1.23)
- Знать названия садовых, лесных, полевых цветов.
- Знать значения слов:
Бутон, букет, пыльца, нектар, лепесток, стебель.
- Знать, кто ухаживает за цветами в саду, как он это делает.
- Игра «Назови ласково»:
Тюльпан - фиалка –
Ромашка - роза –
Незабудка - василёк –
Гвоздика - подснежник –
- Игра «Один – много»:
Василёк – васильки – васильков
Гвоздика - мак –
Роза - пион –
Гладиолус - астра –
Ромашка - колокольчик -
- Подобрать прилагательные (какой? какая?):
Роза – ароматная, цветущая,…
Василёк - ..
- Подобрать глаголы (что делает?):
Колокольчик – расцветает, голубеет, звенит,…
Лилия –
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – мак, ландыш,…
Моя –
- Образовать прилагательные:
Цветок – цветочный ландыш –
Ромашка - роза –
Василёк - мак –
Аромат - фиалка –
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Ромашка
Василёк
Незабудка
Колокольчик
Ландыш
Тюльпан
Подснежник
Хризантема
- Отгадать и выучить загадки:
У желтенького солнышка
Лучи не горячи.
У желтенького солнышка
Белые лучи. (ромашка)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (одуванчик)
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают. (цветы)
ПРОДУКТЫ (1.24)
- Назвать продукты, которые продаются в отделах магазина:
В молочном –
В мясном –
В рыбном –
В бакалейном –
В кондитерском-
- Знать, что:
Утром завтракают
Днем – обедают
Вечером – ужинают
- Назвать какие блюда едят на:
Первое – борщ, щи,…
Второе –
Третье –
- Игра «Назови ласково»:
Колбаса - хлеб –
Суп - молоко –
Салат - торт –
Творог - конфета –
Кефир - сметана –
Мясо - булка –
Пряник - сыр –
- Подобрать прилагательные (какой? какая? какое?):
Борщ – горячий, вкусный, …
Конфета –
Кефир -
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – суп, хлеб, творог,…
Моя –
Моё –
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Торт
Вафля
Сухарь
Рыба
Котлета
Булка
Конфета
- Образовать прилагательные:
Молоко – молочный кефир-
Сахар - рыба –
Мясо - овощи –
Творог - сметана –
- Подобрать глаголы (что делать?):
Хлеб – покупать, продавать, печь,…
Яйцо –
Молоко –
Мясо –
Колбаса –
- Выучить загадки:
Белая водица всем нам пригодится
Из водицы белой, всё что хочешь – делай
Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу. (молоко)
Маленькое сдобное, колечко съедобное.
Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (бублик)
ВЕСНА (1.25)
- Знать названия весенних месяцев, признаки весны, весенние праздники.
- Уметь объяснить слова:
Оттепель –
Капель –
Ледоход -
Половодье –
- Почему так говорят?
- природа просыпается
- весна – утро года
- Образовать сравнительную степень:
Тепло – теплее- очень тепло
Светло –
Холодно –
Ветрено –
- Образовать родственные (похожие) слова:
Вода – водичка, водный, водоросли, водолаз,…
Весна –
Ветер –
- Игра «Назови ласково»:
Солнце - сосулька- ветка-
Облако - дерево - куст –
Ветер - капля - туча –
Холод - дождь - ручей –
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Облако
Сосулька
Ручей
Почка
Капля
Дерево
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – ручей, дождь,..
Моя -
Моё –
Мои –
- Игра «Один – много»:
Весна - ледоход - облако –
Дождь - капель - почка –
Оттепель - трава - лист –
- Образовать прилагательные
Весна – весенний солнце - трава –
Дождь - тепло - цветок –
Лист - светло - подарок–
Ветер - облако - небо –
- Подобрать глаголы (что делает?)
Почка –лопается, появляется, распускается,…
Снег –
Ручей –
Дождь –
Природа –
- Подобрать прилагательные (какой? какая? какое?)
Весна – ранняя, теплая, …
Небо –
Солнце –
- Выучить стихотворение и загадку:
Отшумела злая вьюга, Первым вылез из темницы
Стала ночь короче дня. На проталинке.
Тёплый ветер дует с юга, Он мороза не боится
Капли падают, звеня. Хоть и маленький.
Солнце, землю согревая, (подснежник)
Гонит с нашей горки лед,
Тает баба снеговая,
И ручьями слёзы льёт.
ПОСУДА (1.26)
- Знать названия посуды и её частей, в каком магазине продаются, из чего делают, уметь показать части: крышка, носик, ручка, стенки, дно,…
- Знать классификацию:
Кухонная посуда –
Столовая посуда –
Чайная посуда –
Столовые приборы –
- Игра «Назови ласково»:
Чашка- блюдце –
Стакан - чайник –
Миска - крышка –
Ковш- тарелка –
Кувшин - бутылка -
- Игра «Один – много»:
Ложка - нож –
Салатница - сахарница-
Вилка - кастрюля –
Маслёнка - половник -
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой – дуршлаг, кувшин,…
Моя –
Моё –
Мои –
- Игра «Посчитай»:
-1- -2- -5-
Сковородка
Блюдо
Кастрюля
Конфетница
чайник
- Подобрать глаголы (что делать?):
Тарелки – покупать, разбивать,…
Мясорубка –
Чайник -
- Подобрать прилагательные (какой?, какая? какое?):
Посуда – фарфоровая, чистая,…
Блюдце –
Чайник -
- Образовать прилагательные:
Алюминий – алюминиевая
Глина –
Фарфор –
Керамика –
Эмаль -
Хрусталь –
Чугун -
- Образовать сравнительную степень:
Чистый – чище – очень чисто
Звонкий –
Красивый –
Мелкий -
- Подобрать однокоренные (похожие) слова:
Соль – солонка, присолить,…
Сахар –
Масло -
- Отгадать и выучить загадку:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела –
Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
И ИХ ДЕТЁНЫШИ (1.27)
- Знать названия домашних животных и их детёнышей, почему они называются «домашними». Знать названия частей тела и уметь их показать.
- Игра «Кто где живёт?»:
Корова – в коровнике собака –
Свинья - конь –
- Игра «Папа, мама, сын»:
Кабан –
Баран –
Конь-
Пёс -
Кот -
Козёл –
- Игра «Один – много»:
Кот - козёл- верблюд-
Бык- кошка - телёнок –
Пёс - баран - козлёнок –
Конь - щенок- котёнок –
Коза - свинья- поросёнок-
Овца- лошадь- жеребёнок-
- Игра «Чей?, Чья?, Чьё?, Чьи?»:
Чей хвост? – кошачий,…
Чья лапа? –
Чьё копыто? -
Чьи рога? –
- Игра «Кто как голос подаёт?»:
Корова - собака –
Овца - кошка –
Лошадь - свинья –
- Игра «Назови ласково»
Коза - Лошадь –
Бык - Собака-
Кот- Кошка-
Пёс - Корова –
Овца - Козёл –
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Собака
Кошка
Свинья
Лошадь
Баран
Ягнёнок
- Подобрать прилагательные (какой? какая?):
Корова –
Кот –
Собака –
Конь –
- Подобрать глаголы (что делает?):
Кошка –
Коза –
- Отгадать и выучить загадки:
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (кошка)
Нос пятачком, а хвост крючком. (свинья)
Стоит гора, спереди вилы,
А сзади метла. (корова)
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
И ИХ ДЕТЁНЫШИ (1.28)
- Знать названия диких животных и их детёнышей, почему они называются «дикими».
- Описать по плану:
- внешний вид.
- повадки.
- где живет.
- чем питается.
- Игра «Кто где живёт?»:
белка – в дупле медведь –
лиса - волк –
заяц - ёж -
- Игра «Кто у кого?»:
У белки – бельчонок
У лисы –
У медведя –
У волка -
- Игра «Один – много»:
Лиса – лисы – много лис
заяц - лось- зайчонок-
волк – ёж - медвежонок –
белка - кабан - бельчонок -
- Игра «Чей?, Чья?, Чьё?, Чьи?»:
Чей хвост? – лисий,…
Чья морда? –
Чьё жилище? -
Чьи следы? –
- Игра «Назови ласково»:
Лиса - белка –
Ёж - заяц –
Медведь -
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Медведь
Зайчонок
Волк
Лиса
Лось
Заяц
Белка
- Подобрать прилагательные (какой? какая?):
Лиса –
Медведь –
Белка –
Заяц –
Ёж –
Волк –
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
Мои -
- Подобрать глаголы (что делает?):
белка –
лиса –
медведь -
- Выучить стихотворение:
Скачет между травками быстроногий зайчик.
Смял своими лапками белый одуванчик.
Полетели высоко белые пушинки.
Скачет зайчик далеко по лесной тропинке.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
И ИХ ДЕТЁНЫШИ (1.29)
- Знать названия диких животных и их детёнышей, почему они называются «дикими». Называть и показывать части тела
- Игра «Папа, мама, сын»:
Петух –
Индюк -
Селезень -
Гусь -
- Игра «Кто где живёт?»:
белка – в дупле медведь –
лиса - волк –
заяц - ёж -
- Игра «Кто у кого?»:
У гуся –
У курицы –
У индюка –
У утки-
- Игра «Один – много»:
Петух – петухи – много петухов
индюк - гусыня- цыплёнок -
курица – утка - селезень –
гусь - утёнок - гусёнок -
- Игра «Кто как голос подаёт?»:
Петух - утка –
Курица - индюк –
Гусь - цыплёнок -
- Игра «Назови ласково»:
Петух - утка –
Курица - индюшка –
Гусь - цыплёнок -
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Индюк –
Гусь –
Петух -
Курица -
Селезень -
Утка -
Гусёнок -
- Подобрать прилагательные (какой? какая?):
Петух –
Гусь –
Курица –
Индюк –
Утка -
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
Мои -
- Подобрать глаголы (что делает?):
курица –
гусь –
утка -
- Отгадать и выучить загадку:
Жёлтые комочки
Лёгкие, как вата
Бегают за квочкой.
Это кто? (цыплята)
НАСЕКОМЫЕ (1.30)
- Знать названия насекомых. Называть и показывать части тела. Усики, брюшко, крылья, голова, глаза, ножки,…
- Изменить слово по образцу:
Жук – жучище шмель -
таракан - Комар -
лапа - Глаза -
- Игра «Один – много»:
Муха - бабочка –
Пчела - стрекоза –
Оса - муравей –
Жук - кузнечик -
- Игра «Назови ласково»:
стрекоза –
пчела –
жук –
паук-
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Пчела –
Жук
Шмель
Оса
Муравей
Паук
Бабочка
Стрекоза
Божья коровка
- Подобрать прилагательные (какой? какая?):
Жук –
Оса –
Кузнечик –
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
- Подобрать глаголы (что делает?):
жук –
пчела –
паук –
- Образовать прилагательные:
Муравей – муравьиный
Пчела-
Оса-
Стрекоза -
Таракан –
- Изменить слова по вопросам:
Что делал? Что делает? Что будет делать?
Летать
Жалить
Ползать
Жужжать
Плести
- Отгадать и выучить загадки:
Волосата, зелена –
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может (гусеница)
Спал цветок, и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх, и улетел. (бабочка)
ЗИМА (1.31)
- Знать признаки зимы, названия зимних месяцев.
- Уметь объяснить слова:
Вьюга- дует ветер пурга –
Метель - позёмка –
Оттепель – иней -
- Игра «Один – много»:
Зима - снег - мороз –
Снежинка - вьюга - позёмка -
Лед - ветер - туча –
Оттепель - метель - дерево -
- Игра «Назови ласково»:
зима – мороз - метель –
лёд - ветер - снежинка –
снег - сугроб - сосулька –
туча - солнце - снеговик -
- Почему так говорим:
Снегопад –
Гололёд -
- Подобрать прилагательные (какой? какая?):
Зима–
ветер –
небо –
сосулька -
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
Мои -
- Подобрать глаголы (что делает?):
снег –
мороз –
снежинка –
ветер -
- Образовать качественные прилагательные:
Зима – зимний снег -
мороз- лёд -
солнце- ветер -
- Образовать родственные слова:
Снег –
Зима -
- Выучить стихотворение и загадки:
СНЕЖИНКА
У сестрёнки, у Маринки
На ладошке две снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь – снежинки не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
Зимой – лежал,
Весной – в речку убежал. (снег)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (мороз)
Странная звёздочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала. (снежинка)
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ (1.32)
- Знать названия зимующих птиц.
- Составить рассказ по плану:
- кто это.
- внешний вид.
- где живёт.
- чем питается.
- приносит ли пользу.
- Игра «Один – много»:
Воробей - дятел –
Голубь - щегол –
Синица - сорока –
Овсянка - ворона –
Снегирь - клёст -
- Игра «Назови ласково»:
Воробей –
Голубь –
Синица -
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
воробей
голубь
синица
дятел
ворона
сорока
снегирь
- Подобрать прилагательные (какой? какая?):
Воробей –
ворона –
снегирь –
сорока –
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
- Подобрать глаголы (что делает?):
Воробей –
Ворона –
дятел –
сорока -
- Игра «Чей?, Чья?, Чьё?»:
Чей хвост –
Чья лапа –
Чьё перо –
Чьи глаза -
- Игра «Кто с кем?»:
Воробей –с воробьёнком
Ворона –
Голубь -
Сорока -
- Отгадать и выучить загадки:
Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (дятел)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл – а всё же птица! (воробей)
Комнатные растения (1.33)
- Знать названия комнатных растений и их основные части.
- Игра «Один – много»:
фиалка - кактус –
герань - бегония –
традесканция - лиана –
папоротник - фикус –
корень - лист –
цветок - стебель -
- Игра «Назови ласково»:
фиалка – стебель –
лиана - корень –
роза - цветок –
лист - отросток -
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Фиалка
Кактус
Герань
Фикус
Лиана
Стебель
Лист
- Подобрать прилагательные (какой? какая?):
Кактус –
Фиалка -
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
- Подобрать глаголы (что делает?):
Цветок –
Лист -
- Выучить стихотворение:
КАМНЕЛОМКА
Круглые листочки
И мелкие цветочки.
И словно для красы –
Развесились усы.
Усы нежны и тонки
У нашей камнеломки.
К земле лишь прикоснуться –
И сразу приживутся.
НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК (1.34)
- Игра «Один – много»:
Ёлка - хоровод –
Выступление - сюрприз –
Эстафета - песня –
Развлечение - маска –
Игра- праздник -
- Игра «Назови ласково»:
ёлка – сосулька - ветка –
иголка - флажок - бусы –
звезда - гирлянда - маска –
хлопушка - костюм – шар -
- Подобрать прилагательные (какой? какая? какие?):
Ёлка –
Игрушка –
Праздник –
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
Мои -
- Подобрать глаголы (что делает? Что делают?):
Ёлка –
Иголки –
Дед Мороз –
Игрушки -
- Образовать прилагательные:
Праздник – праздничный новый год -
Подарок – ёлка -
Игрушка – наряд -
Смех - радость -
- Знать случаи переносного значения:
Ёлка в гости к нам пришла.
- Составить рассказ по плану:
-форма.
-цвет.
-величина.
-из чего сделана.
-как называется.
- Выучить стихотворение и загадки:
ДЕД МОРОЗ
Он в колодец заглянул – льдом колодец затянул.
А на речку поглядел – в ледяной тулуп одел!
Старый дедушка Мороз, если шутит, то всерьёз.
Наступает Новый год,
Всем подарки он несёт.
Вокруг ёлки в светлом зале,
Дети водят …. (хоровод)
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
ПРЕДМЕТЫ ТРУДА (1.35)
- Кому это нужно?
Весы, касса, гири, товар –
Рубанок, молоток, топор, пила –
Газеты, письма, квитанции –
Градусник, бинт, вата, лекарства –
Кирпичи, цемент, песок, бетон –
Мел, доска, указка, учебник –
Плита, кастрюля, нож, продукты –
Иголки, нитки, ткань, ножницы –
Кисти, краски, мольберт, палитра -
- Игра «Один – много»:
Краски - сковорода –
Игла - шприц –
Весы - доска –
Кирпич - глобус -
- Подобрать прилагательные (какой? какая? какие?):
Посылка – весы - журнал-
Бинт - ткань - ножницы -
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
Мои -
- Подобрать глаголы (что делает? Что делают?):
Молоток –
Иголка –
Ножницы –
Плита –
Утюг -
- Образовать прилагательные:
Из железа - из резины –
Из стекла - из полиэтилена –
Из пластмассы - из бумаги -
- Игра «Скажи наоборот»:
Острый - больной - гладкий –
Поломанный - хрупкий - колючий –
Горький - твёрдый - прямой -
- Составить рассказ по плану:
-что это.
-из чего сделано.
-величина.
-цвет и форма.
-для чего нужно.
- Выучить стихотворение и загадки:
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок!
Хорошо, что есть на свете
Клещи, гвозди, молоток,
Нитки есть и есть лопата –
Можно шить и можно рыть!
Уважайте труд, ребята!
Приучайтесь труд любить!
Зубы имеет,
А зубной боли не знает. (расческа)
Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает. (пила)
НАША УЛИЦА (1.36)
- Знать свой адрес и названия некоторых улиц:
- на какой улице находится детский сад?
- где живут родственники?
- Игра «Один – много»:
Дом – витрина - скамейка –
Двор - дорога - улица –
Переулок - забор - бордюр -
- Игра «Назови ласково»:
Улица - дорога - забор –
Двор - дом - скамейка -
- Подобрать прилагательные (какой? какая? какие?):
Улица –
Тротуар –
Скамейка –
Дерево –
Забор -
- Подобрать существительные к местоимениям:
Мой –
Моя –
- Подобрать глаголы (Что делают?):
Улицу –
Витрину –
Забор –
Газон –
- Игра «Посчитай»
-1- -2- -5-
Улица
Магазин
Забор
Дорога
Дерево
Двор
- Знать и уметь объяснить значения слов и словосочетаний:
Тротуар, бордюр, газон, проезжая часть, переулок, витрина, вывеска, киоск.
- Отгадать и выучить загадку:
Я в этот лабиринт пущусь
И в нём один не заблужусь!
А будем с бабушкой вдвоём,
То можно и зажмурится:
У дома своего войдём,
А выйдем через улицу. (Подземный переход)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи по теме: "Рассказывание по картине "В школу". Лексико-грамматические игры и упражнения".
Занятие предназначено для проведения в подготовительной группе детского сада. Охватывает такие области как познание и речевое развитие. Будет интересно воспитателям и учителям начальных классов....
Лексико-грамматические игры и упражнения для дошкольников
Материал будет интересен логопедам, воспитателям логогрупп и студентам педССУЗов....
Конспект ООД по развитию речи. Лексико-грамматические игры и упражнения по теме «Инструменты»
Конспект занятия по развитию речи. Лексико-грамматические упражнения по теме "Инструменты....
Рекомендации для родителей лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме Насекомые
Лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме "Насекомые"...
Картотека лексико-грамматических игр и упражнений по лексической теме «Мой город Чебоксары. Моя республика Чувашия» для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека лексико-грамматических игр и упражнений по лексической теме «Мой город Чебоксары. Моя республика Чувашия» для детей старшего дошкольного возраста....
Лексико-грамматические игры и упражнения.
В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Решение этих задач в старшем дошкольном возрасте по сравнению с ...
Картотека лексико-грамматических игр и упражнений
Картотека может быть использована в работе с родителями детей логопедических групп....