Рекомендации для родителей лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме Насекомые
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Шубина Александра Ивановна

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы по теме "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Насекомые -  подготовительная к школе группа

словарь

Существительные: жук, стрекоза, паук, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница, божья коровка, кузнечик, куколка, яйцо, личинка, крыло, глаза, усы, водомерка, шмель, бабочка, пыльца, таракан, тля.

Глаголы: летать, виться, порхать, парить, нестись, зимовать, копошиться, кружиться, ползать, мельтешить, жужжать, звенеть, собирать, торопиться.

Прилагательные: быстрый, трудолюбивый, весёлый, проворный, дружный, заботливый, пчелиный, комариный, пёстрый, разноцветный, полезный, вредный.

Д / и «Назови ласково»

Цели: формировать грамматический строй речи, упражнять в образовании существительных с использованием уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Взрослый называет насекомое и бросает мяч ребёнку. Задача ребёнка назвать насекомое «ласково».

Например: муравей- муравьишка                        Комар- комарик                   Гусеница- гусеничка                                              Пчела- пчёлка

Жук- жучок                                                             Паук- паучок.

Стрекоза- стрекозка                                               Таракан- таракашка.

Муха- мушка.                                                         Букашка – букашечка

Клоп – клопик                                                        

Игра  «Насекомые - великаны»

Цель:  образование существительных с увеличительными оттенками
Не
паук, а ... паучище
Аналогично: муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка

Игры «Один – не один, кого нет?»

Цели: Совершенствовать умение образовывать сущ.  Ед.. и  мн.  числа  именительного  и родительного . падежей: 

Оса – осы – нет ос,                         бабочка – бабочки - бабочек,

Жук – жуки – жуков,                     стрекоза  – стрекозы  – стрекоз,

 Комар – комары  – комаров,         паук – пауки – пауков,

 кузнечик – кузнечики - кузнечиков.

 Игра «Сосчитай-ка»

 Цели: формировать грамматический строй речи, упражнять в согласовании существительных с числительным в роде, числе и падеже.

Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Взрослый начинает счёт, ребенок продолжает  (от 1 до 10).

Например: один маленький комар, два маленьких комара, три маленьких  комара…. Десять маленьких комаров.

Слова: надоедливая муха, трудолюбивая пчела, разноцветная бабочка,  страшный паук, муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка.

Игра «Какое слово не подходит?»

 Цель: Развивать слуховое внимание.

Гусеница – гусеница – лиственница – гусеница

Игра «Насекомые»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, память, совершенствовать мелкую моторику.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение (можно сочетать чтение стихотворения с показом картинок), а затем нарисовать насекомых, которых ребенок запомнил.

Слушай и запоминай,

Насекомых называй.

Муравей, пчела, оса,

Бабочка и стрекоза.

      А теперь бери тетрадку,

            Нарисуй всех по порядку.                                                                                                                   С. Чешева

Отгадай загадки, объясни, что тебе помогло их отгадать.

Цель: Развивать логическое мышление.

Одежды не шью, а ткань тку. (Паук)

Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)

Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

Осенью в щель забьется, а весной проснется. (Муха)

Игра «Чей?»

Цель: образование притяжательных прилагательных
У комара писк - комариный
У пчелы мед - ...
У муравья лапка - ...
У шмеля жужжание - ...
У таракана усы - ...
У паука паутина - ...

Игра «Собери предложение из слов»

Цель: Закреплять умение правильно строить предложения.
Цветок, села, на , бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: развивать слуховое внимание, мышление.

Червяк склевал скворца.

Мохнатая гусеница съела кукушку.

Цветок порхает над бабочкой.

Куколка превратилась в гусеницу.

Девочка поймана бабочкой.

Бабочка ловит девочку.

Пальчиковая гимнастика. «Пчелки»

Цель: Развитие мелкой моторики.

Берем пельменницу  или рисуем соты на бумаге.  Пельменницу переворачиваем поверхностью похожей на соты, вверх, и пальцы ребенка (указательный и средний) «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги.

                Пальцы, как пчелы, летают по сотам

                И в каждую входят с проверкою: что там?

                Хватит ли меда всем нам до весны,

                Чтобы не снились голодные сны?

                                                   Исаева Н. А

Игра с мячом.

Звуко - слоговой анализ и синтез слов по теме с составлением схем слов из сигналов.

«Мячик ты скорей лови,

Слова на слоги раздели,

А потом, а потом

Их по звукам разберём».

Слова для анализа: муха, мошкара, жук

Игра  с мячом «Подбери признак»

Цель: уточнять и обогащать словарь детей.

 -Бабочка (какая?)-… Красивая, порхающая, лёгкая, воздушная.

- Муравей (какой?)-… Маленький, трудолюбивый.

- Жук (какой?)- … Большой, рогатый

- Таракан (какой?)-…. Быстрый, усатый

-Кузнечик (какой?)-… Зелёный, прыгающий

-Пчела (какая?)-… Полосатая, яркая, трудолюбивая.

Рекомендуем прочитать с детьми.

  • Сказку по Сладкову Н. «Ивовый пир» (  https://peskarlib.ru/n-sladkov/ivovyy-pir/)
  • По Ушинскому К  «Майский жук»

Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички в землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года на четвертый они превращаются в майских жуков.

 Вопросы: 1. Опасен ли майский жук для людей?

2. А для растений?

 3. Как появляется на свет майский жук?

Литература и интернет-ресурсы

Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР./ СПб, Детство-пресс, 2001.

 Исаева Н. А. Литературный дневник. https://stihi.ru/diary/nataisaeva/2013-11-23 

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей.- СПб,Литера, 2005.

Коноваленко В. В.Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп./М., Гном и Д, 2001

Лопухина И. С. Логопедия. Упражнения для развития речи.-Спб, Дельта, 1997

Лопухина И. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., Дельта, 1997

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., Детство-пресс, 2005.

Рассказ по Ушинскому  К  «Майский жук» http://sosh15ugansk.ru/storage/app/media/STR%20%20%20DOSHKOLNIKOV/Zadaniya%20VESNA/rasskazy-dlya-sovmestnogo-chteniya-starshaya-gr.pdf

Сказка по Сладкову Н. «Ивовый пир»   https://peskarlib.ru/n-sladkov/ivovyy-pir

Составитель - учитель – логопед Шубина А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Подгрупповое занятие по обучению детей грамоте, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки Б, Бь. Согласование числительных с существительными».

Подгрупповое занятие по обучению детей грамоте, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: «Звуки Б, Бь. Согласование чис...

"День Победы" - игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к школе гр....

"День Победы" - игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы

лексико - грамматические игры и упражнения для детей подготовительной к шк. гр.. по теме "День Победы"...

Дидактические игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы "Основы первоначальной грамоты"

Игры и упражнения составлены для того, чтобы включать их в занятия "Подготовка к обучению грамоте". Данные упражнения могут быть использованы и в индивидуальной работе с детьми....