Рабочая программа коррекционного курса Развитие речи
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития). Подготовительная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекционного курса Развитие речи | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).
Подготовительная группа
Учитель – логопед:
Гурова Екатерина Юрьевна
Красноярск 2022г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II-III уровня).
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа), обучающихся по ООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня).
Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые.
Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 25-30 минут. Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. | 1. Развитие стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. |
2. Закрепление умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, выслушивать друг друга до конца. | 2. Совершенствование навыков ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. |
3. Формирование умения составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану. | 3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. |
4. Формирование умения связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. | 4. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием. |
5. Закрепление навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. | 5. Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. |
6. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию. | 6. Развитие коммуникативной функции речи. |
Описание места курса в содержании ООП.
Содержание курса «Развитие речи» тесно связано с содержанием коррекционного курса «Грамматика», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание работы в других образовательных областях опирается на темы, изучаемые в курсе «Развитие речи». Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки словообразования и словоизменения, сформированные в рамках коррекционного курса «Грамматика». А на занятиях курса «Грамматика» закрепляются навыки употребления синтаксических конструкций, сформированные на занятиях по «Развитию речи».
Характеристика воспитанников группы
Группу посещают 23 ребенка с тяжелыми нарушениями речи:
9 – девочек, 14– мальчиков.
ОНР II уровня – 3 детей
ОНР II-III уровня– 17 детей
ОНР III уровня– 3 детей
Дизартрия –23 ребёнка
Заикание – 1 ребёнок
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.
Диалогическая речь в основном развита.
Автоматизированная форма речи - затруднена.
Сопряжённая форма речи – затруднена.
Отражённая форма речи – затруднена.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.
Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.
Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
III уровень
Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Экспрессивная речь – фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.
Диалогическая речь развита.
Автоматизированная форма речи – сформирована.
Сопряжённая форма речи – сформирована.
Отражённая форма речи – сформирована.
Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире активного.
Словообразование - значительно затруднены: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; приставочных глаголов. Часты ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, детёнышей животных.
Словоизменение - незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР Ш уровень) |
В плане развития импрессивной речи: | |
|
|
В плане развития экспрессивной речи: | |
|
|
В плане развития связной речи и навыков речевого общения: | |
|
|
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие экспрессивной речи.
3. Формирование навыков речевого общения.
4. Развитие связной речи.
- Развитие импрессивной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
глаголов, образованных при помощи приставок (наливает, выливает, переливает и т.д.)
|
- Развитие экспрессивной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
(плачет – смеется, поднимается – опускается, входит – выходит и т.д.);
|
- Формирование навыков речевого общения.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
4. Развитие связной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»
для детей с ОНР II-III уровня
Месяц и неделя | Тематическое событие | Словарь | Связная речь |
Сентябрь Осень | |||
Сентябрь 1-4 1.09-30.09 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | ||
Октябрь Осень | |||
1 03.10-07.10 | «Встречаем осень» «Есть у нас огород – посмотри, что там растет» | Существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, погода, грязь, земля. Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный. Глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать. Наречия: мокро, сыро, ненастно, солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно. Существительные: овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки); помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй (вершки); огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища. Прилагательные: красный, оранжевый, коричневый, зелёный, белый, фиолетовый, жёлтый, чёрный, бордовый (цвет); кислый, сладкий, горький (на вкус); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, ровная, неровная (поверхность); овощной (-ая, -ое), картофельный (-ая, -ое) и т.д. Глаголы: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, есть. | 1. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. 2. Составление рассказов-описаний по предложенному плану. 3. Составление рассказа-сравнения осени и лета. 1. Знакомство с многозначными словами (лук). 2. Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов. 3. Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану. |
2 10.10-14.10 | «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят» | Существительные: фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос; сад, урожай; дерево, ветки; вода, полив; компот, варенье, сок и т.д. Прилагательные: кислый, сладкий, сочный (на вкус); зелёный, красный, жёлтый, оранжевый (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая (поверхность); фруктовый (-ая, -ое), яблочный (-ая, -ое) и т.д. Глаголы сажать, расти, цвести, созревать, собирать, срывать, мыть, есть, варить, резать. | 1. Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки. 2. Составление рассказа-описания о фруктах по предложенному плану. |
3 17.10-21.10 | «Встречаем осень» «У медведя во бору, грибы, ягоды беру» | Существительные: гриб, лисичка, подосиновик, мухомор, мухомор, ножка, шляпка, корзина, клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива (садовые ягоды); малина, ежевика, земляника, черника, брусника, калина, рябина, волчья ягода (лесные ягоды); сад, лес, полянка, куст, дерево, грядка, вода, полив; урожай; варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д. Прилагательные: садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; красный, жёлтый, белый, чёрный, синий (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); кислый, сладкий, горький (на вкус); ягодный (-ая, -ое), клубничный (-ая, -ое) и т.д. Глаголы: сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, сушить, срезать, чистить, нагибаться. | 1. Знакомство с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка). 2. Составление рассказа по картинке "Где ёжик сушил грибы?" (с использованием предлогов на, в, под). 3. Составление рассказов-описаний о ягодах по предложенному плану. |
4 24.10-28.10 | «Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня» | Существительные: лес, роща; дерево, берёза, дуб, осина, клён, орешник, липа, рябина, ива, ольха, тополь; ель, ёлка, сосна, пихта и т.д.; корни, ствол, кора, ветки, листья, почки; земля, лес, хвоя, иголки; ягоды, грибы; кусты. Прилагательные: лиственные, хвойные (деревья), лиственный, хвойный, смешанный, дремучий, светлый, летний, осенний, зимний, весенний (лес); берёзовый, осиновый и т.д.; зелёный, жёлтый, красный, бурый, чёрный (цвет). Глаголы: расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать; ломать, пилить, охранять, собирать, гулять. | 1. Упражнение в конструировании предложений по опорным словам. 2. Составление рассказа-описания. |
Ноябрь Предметы в окружающем мире | |||
1 31.10-03.11 | «О чем «рассказывает» одежда» | Существительные: одежда; бельё, майка, трусы, носки, колготки; брюки, рубашка, платье, юбка, кофта, свитер и т.д.; пальто, куртка, плащ, шуба и т.д.; варежки, рукавицы, перчатки; детали одежды - рукава, воротник, манжеты, карман, пуговицы, молния, завязки, оборки, кнопки, пояс, штанины; зима, весна, лето, осень, погода, мороз, жара, сырость и т.д., сезон; ткачиха, швея, портной. Прилагательные: нижняя, верхняя, спортивная, зимняя, летняя, осенне-весенняя, сезонная (одежда). Глаголы: шить, вышивать, зашивать, подшивать, вшивать, пришивать, одевать, надевать, снимать, застёгивать, расстёгивать, носить, покупать и т.д. | Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану |
2 07.11-11.11 | «Я их чищу, берегу. По дорожке в них бегу» | Существительные: обувь, туфли, ботинки, сандалии, босоножки, тапочки, сапоги, валенки, галоши, кроссовки и т.д.; подошва, шнурки, носок, каблук, ремешки; ноги; зима, лето, осень и т.д. Прилагательные: летняя, зимняя, осенне-весенняя, сезонная; женская, мужская, детская; спортивная; резиновая, кожаная и т.д. Глаголы: обувать, обуваться, разуваться, носить, покупать, ремонтировать, промокать. | 1.Знакомство с многозначным словом (язычок, носок, пятка). 2. Составление рассказа- сравнения о 2-х видах обуви по предложенному наглядному плану. |
3 14.11-18.11 | «Домашние помощники» (посуда) | Существительные: посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, кастрюля, сковорода, половник, ложка, вилка, стакан и т.д.; хлебница, сахарница, солонка, маслёнка, сухарница, перечница, соусник; кухня, столовая, гостиная; чай, кофе, суп; завтрак, обед, ужин, полдник; утро, день, вечер; вода, заварка; раковина; повар. Прилагательные: столовая, кухонная, чайная, кофейная (посуда), столовые (приборы); утренний, дневной, вечерний, обеденный; горячий, холодный; стеклянный, глиняный, керамический, деревянный, пластмассовый, фарфоровый, алюминиевый. Глаголы: готовить, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть, вытирать, разбивать. | 1. Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко). 2. Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану. |
4 21.11-25.11 | «Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире» | Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (стенки, дверцы, дно, ножки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо; дерево, пластмасса, обивка и т.д.; кухня, коридор, кабинет. Прилагательные: деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, плюшевый, велюровый; мягкий, твёрдый, удобный; кухонный, столовый и т.д.; платяной (шкаф), обеденный (стол); столовая, гостиная, детская, спальная, ванная (комнаты). Глаголы: сидеть, лежать, есть, ставить, натирать, мыть, выбивать, спать. | 1. Составление сложноподчиненных предложений (стул нужен для того, чтобы на нем сидеть). 2. Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»). |
Декабрь Зима | |||
1 28.11-02.12 | «Красавица зима» | Существительные: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль. | 1. Составление рассказов-описаний по предложенному плану. 2. Составление рассказа с опорой на предметные картинки. |
2 05.12-09.12 | «Зимние виды спорта» | Существительные: тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка, корт, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник(ца), конькобежец(ка), стрелок, лучник(ца), теннисист(ка), пловец, пловчиха, шахматист(ка), шашист(ка), турист(ка), прыгун(ья), гимнаст(ка), хоккеист(ка); Прилагательные: легкоатлетический, гимнастический, утренняя, сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый; Глаголы: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться. | 1. Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением. 2. Пересказ с опорой на предметные картинки. |
3 12.12-16.12 | «Пернатые друзья» (зимующие птицы) | Существительные: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока, кормушка, корм, грудка, спинка, головка, хвост, крыло, перо, клюв, ноги, когти, шея, лапы, пух, зима, холод, голод, снег, ветер, птица, клест, семена, крошки, сало, угощения. Прилагательные: зимующая, мелкая, крупная, большой-маленький, короткий-длинный, тонкие-толстые, шустрый, драчливый, быстрый, ловкий, красивый, ленивый, грустный, желтый, красный, пестрый, хлебные (крошки), дынные, арбузные, ясеневые и другие (семена). Глаголы: слетел, улетел, зимует, клюет, защищается, чистит, садится, собирает, прыгают, летают, поют, щебечут, чирикают, каркают, воркует, шипит, заботится, кормит. | Составление рассказа по серии картинок |
4 19.12-23.12 | «Мастерская Деда Мороза» | Существительные: праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, ночь, серпантин, гости, поздравление, год, месяц. Прилагательные: веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный, разноцветные, нарядные. Глаголы: выступать, зажигать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять. | 1. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. 2. Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику. |
5 26.12-30.12 | «Новогодний праздник» | Существительные: елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски, карнавал, семья. Глаголы: встречать, праздновать, петь, танцевать, веселиться. Прилагательные: новогодний, елочный, карнавальный, душистый, колючий, блестящий, стеклянный, бумажный, разноцветный, подарочный. Наречия: весело, высоко, низко, празднично, нарядно, радостно. Антонимы: холодный - теплый, высокий – низкий… Синонимы: украшать – наряжать. | Рассказ о Новогоднем празднике с опорой на картинку. |
Январь Безопасность | |||
1 01.01-06.01 | Каникулы | ||
2 09.01-13.01 | «Как прекрасен город наш!» | Существительные: Россия, столица, город - Москва; район, округ; улица, переулок, проезд, бульвар, проспект, площадь, шоссе; парк, сквер; здание, театр, музей, цирк, кинотеатр, стадион, магазин, достопримечательности (Кремль, Большой театр и т. д.), фонтан; транспорт (подробно рассматривается в следующей теме), дорога; детская площадка, детский сад, школа; дом, этаж, квартира, балкон, окна, стены, двери и т.д.; горожане, москвичи. Прилагательные: большой, чистый, красивый, многолюдный (город); просторная, шумная (улица); одноэтажные, многоэтажные (дома). Глаголы: строить, возводить (здания); убирать, чистить (улицы); гулять, прогуливаться, осматривать (достопримечательности). | Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад. |
3 16.01-20.01 | «Если дома ты один» ОБЖ | Существительные: нож, вилка, иголка, спички, шприц, таблетки, игрушки, ножницы, бумага, пожар, вода, топор. Прилагательные: острый, тупой, горячий, холодный, опасный. Глаголы: резать, пилить, шить, пинать, кидать, зажигать, собирать, запускать, перебегать, переходить, играть, тушить, вызывать. Антонимы: острый-тупой, горячий-тёплый. Предлоги: в, на. | 1. составление предложений по вопросам логопеда. 2. Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что» (нельзя брать нож, потому что…) |
4 23.01-27.01 | «Мы едем, едем…» | Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолёт, автомобиль, грузовик, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, поливочная машина, вертолёт; колёса, кузов, кабина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»; светофор, улица, перекрёсток, дорога, земля, вода, воздух; груз, пассажир, работа; водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист. Прилагательные: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, железнодорожный, спортивный. Глаголы: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, выходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать). | 1. Обучение отгадыванию загадок по теме. 2. Обучение комментированию своих действий - игра «В автобусе». |
Февраль Окружающий мир | |||
1 30.01-03.02 | «Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!» | Существительные: животное, лошадь, конь, жеребёнок, жеребята; корова, бык, телёнок, телята; овца, баран, ягнёнок, ягнята; коза, козёл, козлёнок, козлята; свинья, боров, поросёнок, поросята; собака, пёс, щенок, щенята; кошка, кот, котёнок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа. Прилагательные: травоядные, млекопитающие, домашние, нужные, полезные, добрые. Глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать. | Составление рассказа по предложенному плану (упражнение «Расскажи-ка»). |
2 06.02-10.02 | «Тайны подводного мира» | Существительные: рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, рак, осётр, ёрш, плотва и т.д.; мальки, икринки, продукты, уха; река, море, океан, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, хищники, рыбалка, крючок, червяк. Прилагательные: речные, морские, океанические, аквариумные, хищные. Глаголы: вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить, есть. | Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов — описаний, загадок — описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке. |
3 13.02-17.02 | «В зоопарке мы гуляем, про животных узнаем» | Существительные: животное, жираф, слон, кенгуру, тигр, лев, белый медведь, песец, тюлень, носорог, бегемот, верблюд, зебра, дикобраз; Африка, Австралия, джунгли, пустыня, север, льды. Прилагательные: южные, северные, дикие, хищные, травоядные. Глаголы: кормить, ухаживать, охранять, любить. Рычать, есть, спать. | 1. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Четвёртый лишний», «Нелепицы»). 2. Составление сравнительных рассказов по образцу и с опорой на схему (упражнение «Расскажи-ка»). |
4 20.02-24.02 | «Каждый мальчик может стать солдатом» | Существительные: солдат, Родина, Россия ракетчик, танкист, десантник, ракета, танк, летчик, самолет, пограничник, герой, парашют, враг, бомба, подводник, пехотинец, предатель, война, рана, автомат, оружие. Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, военный, доблестный. Глаголы: воевать, защищать, драться, победить, ранить, перевязать, вылечить, сражаться, сопротивляться. | 1. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Ответь на вопросы»). 2. Разучивание стихотворений |
Март Весна | |||
1 27.02-03.03 | «Ты весна приходи, всю природу разбуди» | Существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка. Прилагательные: Глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать | Составление предложений из 4-5 и более слов по предметной картинке. |
2 06.03-10.03 | «Мамин день» | Существительные: весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка. | Составление рассказа о маме по заданному плану. |
3 13.03-17.03 | «Пернатые друзья» (перелётные птицы) | Существительные: кормушка, корм, весна, оттепель, грач, грачиха, ласточка, кукушка, скворец, соловей, гнездо, корм, поилка, Прилагательные: | Составление рассказов по серии из 2-3 картинок |
4 20.03-24.03 | «На птичьем дворе, шум и гам на заре» | Существительные: птица, петух, курица, цыплёнок; селезень, утка, утёнок; индюк, индюшка, индюшонок; гусь, гусыня, гусёнок; дом, человек, голова, клюв, две лапы, крылья, перья; зерно, семечки, крошки; яйца, птенцы, перья, мясо; курятник, насест, озеро. Прилагательные: домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие. Глаголы: выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, клевать; кукарекать, кудахтать, крякать, гоготать. | Составление сравнительных рассказов с опорой на картинный план. |
5 27.03-31.03 | «Кто в глуши лесной таиться? Что за зверь?» | Существительные: животное, олень, олениха, оленёнок, оленята; заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; ёж, ежиха, ежонок, ежата; кабан, кабаниха, кабанёнок, кабанята; белка, бельчонок, бельчата; мышь, мышонок, мышата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; волк, волчица, волчонок, волчата; лиса, лис, лисёнок, лисята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; лес, поле, нор, дупло, берлога, логово. Прилагательные: млекопитающие, травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гордый, спокойный, сильный, слабый, дикий. Глаголы: жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять. | Учить составлять предложения с противительным союзом а (упражнение «Нелепицы»). |
Апрель Труд людей | |||
1 03.04-07.04 | «Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит» | Существительные: транспорт, шофер, водитель, летчик, капитан, кондуктор, руль, штурвал, билет. Глаголы: водить, управлять, продавать, получать. Наречия: много, мало, больше, меньше, столько же. он, она, оно, они, вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за | 1. Отгадывание и заучивание загадок по теме. 2. Составление рассказа о профессии по плану (с опорой на картинку). |
2 10.04-14.04 | «Космонавтом быть хочу, может в космос полечу» | Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник,полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т.д.). Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное. Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться. Наречия, предлоги: далеко, близко, высоко, низко. Вверху, внизу, слева, справа, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. | 1. Отгадывание и толкование загадок по теме. 2. Рассказ о космонавте по плану. |
3 17.04-21.04 | «Все профессии хороши-выбирай на вкус» | Существительные: профессия, работа; учитель, воспитатель, уборщица, художник, врач, повар, продавец, кассир, шофёр, водитель, машинист, кондуктор, пилот, строитель, маляр, штукатур, военный, логопед, танцор, спортсмен, певец, дворник, инженер и т.д. Прилагательные: нужный, полезный, необходимый, тяжёлый, интересный, весёлый, опасный и т.д. Глаголы: знать, чем занимаются люди каждой профессии: учитель — учит детей, повар - готовит еду, строитель - строит дома и т.д. | 1. Составление сложноподчинённых предложений, сложносочинённых (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Закончи предложения»). 2. Составление рассказа по серии картинок. |
4 24.04-28.04 | «Нас в школу приглашают задорные звонки. Мы тоже скоро будем – ученики» | Существительные: школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, ранец, рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краска, доска, мел, учитель, директор, класс, дежурный, дневник, отличник, урок, задание, библиотека, зал, столовая, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка, подставка, форма. Прилагательные: домашнее, интересная, нужная, важная, учебная, школьная, спортивный, многоэтажное, аккуратный, опрятный, нарядный, чистая, спокойная, прилежная, заботливая, важная, любимая, внимательная. Глаголы: слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять, положить, достать, рисовать. Наречия: внимательно, старательно, прилежно, хорошо, отлично, плохо, грязно, умело, красиво. | 1. Закреплять умение составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»). 2. Составление рассказа по серии картинок. |
Май Скоро лето | |||
1 02.05-05.05 | «Майский праздник – | Существительные: война, ветеран, герой, фашист, враг, победа, парад, салют, подводник, десантник, артиллерист, пехотинец, танкист, моряк, пограничник, офицер, солдат, генерал, медаль, орден. Прилагательные: Глаголы: защищали, охраняли, стреляли, убивали, погибали, победили, маршируют. | Закреплять навык составления рассказа по картине. |
2 10.05-19.05 | «Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду» «Скоро лето» | Существительные: растение, цветок; нарцисс, роза, гвоздика, тюльпан, ирис, георгин, пион, гладиолус, лилии и т.д. (садовые цветы); незабудка, вьюнок, лютик, клевер, василёк, колокольчик, одуванчик, ромашка, мак (полевые цветы); крапива, зверобой, подорожник, ноготки, мята, чистотел, тысячелистник, мать-и-мачеха, чертополох (лекарственные растения); кувшинка, подснежник, медуница, ландыш, лилия (растения, занесённые в Красную книгу); земля, сад, клумба, поле, луг, лес; корни, стебель, листья, бутон, лепестки; вода, полив; ваза, букет, венок, подарок, праздник; польза, корм, лекарство, чай, мёд, Красная книга. Прилагательные: красивые, пахнущие, нежные, цветущие; красный, жёлтый, белый, зелёный и т.д. (цвет); полевые, луговые, лесные, садовые, дикие; лечебные, полезные, пахучие, сушёные; редкие, исчезающие. Глаголы: сажать, выращивать, ухаживать; расти, цвести, распускаться; срезать, собирать, рвать, сушить, заваривать, лечиться, дарить, радовать, есть; заносить (в Красную книгу), охранять, исчезать. Существительные: лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка, василёк, одуванчик, незабудка, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат. Глаголы: плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать, ухаживать, согревать, светить. Прилагательные: яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний, ясные (дни), лазурное (небо). Наречия: жарко, сухо, пасмурно, ясно, тепло. | Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану. 1. Составление предложений о лете с использованием иллюстраций. 2. Составление рассказа о лете по картинкам (по предложенному плану. |
3 22.05-31.05 | Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка. |
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование логопедического кабинета
Стол логопедический – 1 шт.
Стол детский – 1 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Стул – 1 шт.
Стол – 1 шт.
Шкаф-стеллаж – 1 шт.
Доска магнитная – 1 шт.
Светильники потолочные – 2 шт.
Плакаты:
- Овощи
- Фрукты
- Перелётные птицы
- Зимующие птицы
- Схемы для описания птиц
- Насекомые
- Игрушки
- Животные наших лесов
- Птицы (домашние)
Папки по лексическим темам:
-Дикие животные
-Домашние животные
-Цветы
-Насекомые
-Деревья и кустарники
-Овощи
- Фрукты
-Ягоды
-Грибы
-Профессии
-Транспорт
-Одежда
-Обувь
-Птицы: домашние, перелётные
-Посуда
-Продукты питания
-Мебель
-Игрушки
-Семья
-Весна
-Лето
-Осень
-Зима
Дидактические игры
«4 лишний»
«Волшебные картинки» (папка дошкольника)
«Большой – маленький»
«Собираем урожай»
«Определи по контуру»
«Узнай и назови»
«Мои любимые сказки»
«Осень, зима, весна, лето»
«Картинка в картинке»
«Кто спрятался?»
«Кто что ест?»
«Кто где живет?»
«Чей домик?»
«Кто какой?»
«Большой, средний, маленький»
«Времена года»
«Часть и целое»
«Профессии»
«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)
«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)
«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)
Кубики
Магнитный театр «Репка»
Пальчиковый театр «Теремок»
Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»
Фигурки животных
Силуэты животных
Разрезные картинки
Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»
Учебно-методическая литература
1. Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, 2005.
2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.
3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий» (подготовительная группа)
4. Борисенко М.Г. «Потешки про Ваню».
5. Борисенко М.Г., Лукина Н.В. «Грамматика в играх и картинках»:
- Овощи
- Насекомые
- Игрушки
- Перелётные и зимующие птицы
- Фрукты
- Животные наших лесов
- Птицы (домашние)
6. Глинка Г.А. «Развиваем мышление и речь».
7. Дурова И.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников через познание окружающего мира» - М.:Школьная книга, 2020. – 120с:цв.илл.
8. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда».
9. Киселёва Г.А. «Книжка-учишка 1,2,3».
10. Комратова Н.Г. «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.
11. Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
13.Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
14. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
15. Нищева Н. В. « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
16. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».
17. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи».
18. Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.
19. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
20. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
21. Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи».
22. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
23. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (4 альбома).
24. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006.
25. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.
27. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
28. Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной речи у детей».
29. Цейтлин С. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000.
30. Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы. СПб.: КАРО, 2006.
31. Серия «Живое чтение» по сказкам:
«Репка»
«Красная шапочка»
«Курочка Ряба»
«Волк и семеро козлят»
«Три поросенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" (средняя группа)
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня....
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи"(старшая группа)
Развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушен...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для дошкольников 6 - 7 лет с ТНР.
ОНР II - III уровень речевого развития. Подготовительная группа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСАРАЗВИТИЕ РЕЧИДля дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1,5.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с тяжелыми нарушениями речи (вари...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с задержкой психического развития ( Вариант 7.1, 7.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с задержкой психического развития...