Программа коррекционного курса Обучение грамоте
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития). Подготовительная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа коррекционного курса Обучение грамоте | 55.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).
Подготовительная группа
Учитель-логопед:
Гурова Екатерина Юрьевна
Красноярск 2022 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – подготовка к обучению грамоте дошкольников 6-7 лет с ОНР II-III уровня.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
- Формирование умения строить предложение адекватно замыслу.
Описание места курса в содержании АООП.
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является частью программы «Коррекционно-развивающей работы». Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – фронтальное занятие. Продолжительность проведения – не более 25-30 минут. Время проведения – первая половина дня. (п.11.10 СанПин ДОУ)
Содержание курса тесно связано с содержанием курса «Развитие речи», а также с содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения. На занятиях курса «Обучение грамоте» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных на индивидуальных занятиях, а также закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.
Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).
Недоразвитие фонематического восприятия.
Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).
III уровень
Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).
Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.
Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов в слове / предложении).
Планирование работы
Группа | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
Подготовительная группа | 1 | 31 | 30 минут |
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка.
В плане развития просодической стороны речи:
• владеет правильным речевым дыханием;
• владеет мягким голосоведением, может менять высоту голоса;
• способен удерживать заданный ритм и темп речи по подражанию учителю-логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением;
• владеет навыками восприятия интонации, может использовать в собственной речи разную интонацию.
В плане коррекции произносительной стороны речи:
• активно владеет речевым аппаратом;
• сформированы правильные уклады свистящих, шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков;
• поставленные звуки автоматизированы в свободной речевой и игровой деятельности;
• умеет дифференцировать звуки по участию голоса (С-З), по твёрдости-мягкости (Л-Ль), по месту образования (З-Ж).
В плане работы над слоговой структурой слова:
• умеет различать на слух длинные и короткие слова;
• умеет запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;
• усвоил и использует в речи слова различной звуко-слоговой структуры;
• владеет слоговым анализом и синтезом слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов (динозавр, температура), может составить слоговую схему слова.
В плане овладения элементарными навыками чтения и письма:
• умеет различать на слух гласные и согласные звуки;
• умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);
• умеет выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;
• умеет выделять ударный звук в слове;
• знает буквы, умеет преобразовывать прямые и обратные слоги (СА-АС), одно и двусложные слова (ЛАК-ЛУК, НОГА-РОГА);
• владеет звуковым анализом и синтезом одно и двусложных слов (РАК, ЛИПА);
• умеет составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов, может составить графическую схему предложения;
• умеет печатать буквы, слоги и слова.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:
- подготовительный этап (старшая группа)
- основной этап (подготовительная группа)
Подготовительный этап обучения
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы);
- развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука; определение места звука в слове).
Основной этап обучения
Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
- знакомство со всеми звуками и буквами русского языка;
- развитие звуко-буквенного анализа слова;
- обучение чтению;
- формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном этапе включаются игры с буквами («Наладь букву», «Буква потерялась», ребусы), работа с карточками – схемами; задания на развитие мелкой моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, печатание букв, слогов и слов.
Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
№ недели | Тема | Содержание занятий | |
СЕНТЯБРЬ | |||
1-4 1.09-30.09 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | ||
ОКТЯБРЬ | |||
1 03.10-07.10 | Органы артикуляционного аппарата. Речевые и неречевые звуки. Звук А. Буква А | Повторение пройденного материала. Закрепить знания об органах артикуляционного аппарата. Дать понятие «слово», длинные и короткие слова. Деление слов на слоги. Сравнить звуки окружающего мира и с речевыми звуками. Дифференцировать звуки: речевые и неречевые (музыкальные, механические). Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. Закрепить понятие «гласный звук». Закрепить умение выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Работа со схемой слова (начало, середина и конец слова). Определение позиции звука в слове. Различение понятий «звук» и «буква». Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. . Дать понятие «ударный слог». | |
2 10.10-14.10 | Звук У. Буква У | Закрепить умение выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Дифференциация звуков А, У по акустическим и артикуляционным признакам. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков.. Печатание и чтение слов АУ, УА. | |
3 17.10-21.10 | Звук И. Буква И | Закрепить умение выделять звук И из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. Печатание и чтение слов ИА, АУ, УА. Составление предложений по картинкам. | |
4 24.10-28.10 | Звук Ы. Буква Ы. | Закрепить умение выделять звук Ы из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. Дифференциация звуков Ы, А, И, О, У по артикуляции и звучанию в начале и конце слова. | |
НОЯБРЬ | |||
1 31.10-03.11 | Звук О. Буква О | Закрепить умение выделять звук О из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. | |
2 07.11-11.11 | Звук Э. Буква Э. Закрепление гласных звуков. | Закрепить умение выделять звук Э из ряда звуков, слогов и слов Определение количества и последовательности звуков в словах: ЭСКИМО, КАНОЭ. Составление слов из слогов. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Дифференциация звуков О, Э по артикуляции и звучанию. | |
3 14.11-18.11 | Звуки П-ПЬ. Буква П | Закрепить умение выделять звук П из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в словах. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Чтение, печатание и звуковой анализ слов ПАПА, ПИОН, ПАУТИНА. Составление и печатание слов по первым звукам в названиях картинок. Разгадывание ребусов. | |
4 21.11-25.11 | Звуки М-МЬ. Буква М | Закрепить умение выделять звук М из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Дифференциация понятий «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Определение «звонкости» согласного. Различение звука М по твердости и мягкости в словах. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. Печатание и чтение слогов МА, МУ, МЫ, АМ. Чтение обратных и прямых слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, МА, МУ, МЫ, МИ. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Чтение, печатание и звуковой анализ слов МАМА, МУ-МУ. | |
ДЕКАБРЬ | |||
1 28.11-02.12 | Звуки Б-БЬ. Буква Б Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ | Закрепить умение выделять звук Б из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Определение количества звуков в словах БАНТ, БАНКА Упражнение в чтении и звуковом анализе слогов БАМ, БОМ, БИМ, БУМ. БАНТ, БАНК, БИНТ, ВИНТ Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Развитие графо-моторных навыков. Закрепление понятия «слово». | |
2 05.12-09.12 | Звуки Т-ТЬ. Буква Т | Закрепить умение выделять звук Т из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в словах КОТ, УТКА, ТАНК. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. Чтение и печатание слогов ТУ, ТО, слов ТОМА, ТИМ. Упражнение в чтении слов ТОК, ТУК, ТИК, ТАК, слов ТУ-ТУ, ТИК-ТАК, ТУК-ТУК, ТАК-ТИК. Различение звука К по твердости и мягкости в словах. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Чтение, | |
3 12.12-16.12 | Звуки Д-ДЬ. Буква Д. | Закрепить умение выделять звук Д из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Упражнение в печатании, чтении и звуко-слоговом анализе слова УДАВ. Определение «ударного гласного звука». Закрепить умение дифференцировать звуки Т, Д по глухости и звонкости (картинки). Разгадывание ребусов. | |
4 19.12-23.12 | Звуки Н-НЬ. Буква Н | Закрепить умение выделять звук Н из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. Различение звука Н по твердости и мягкости в словах. Печатание и чтение слогов ОН, АН, УН, ИН, НО, НА, НУ, НИ и слов НИНА, МАМА, МУ-МУ. Дифференциация звуков М, Н по артикуляции и звучанию. | |
5 26.12-30.12 | Звуки В-ВЬ. Буква В. | Закрепить умение выделять звук В из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Развитие графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в печатании, чтении и составлении звуковых схем слов ВОВА, ВИНТ, ВНУК. Разгадывание ребусов. | |
ЯНВАРЬ | |||
1 01.01-06.01 | Каникулы | ||
2 09.01-13.01 | Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф | Закрепить умение выделять звук Ф из ряда звуков, слогов и слов. Определение количества и последовательность звуков в словах КОФТА, ШКАФ Определение позиции звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Чтение слогов АФ, ОФ, УФ, ЫФ, ИФ, ЕФ, ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФИ, ФЕ Составление предложения У ФЕДИ КОНФЕТЫ. Закрепление понятия «предложение». | |
3 16.01-20.01 | Звуки К-КЬ. Буква К. | Закрепить умение выделять звук К из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в словах МАК, МУКА, ОКНА. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки, печатание слов МАК, МАКИ, КОНИ. Различение звука К по твердости и мягкости в словах. Чтение, печатание и звуковой анализ слов МУКА, ОКНА, ОКУНИ Чтение и печатание предложений: У МАМЫ МУКА, У НИНЫ МАК. | |
4 23.01-27.01 | Звуки Г-ГЬ. Буква Г | Закрепить умение выделять звук Г из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Развитие графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Определение количества звуков в словах ВАГОН, ГНОМ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Составление и печатание слов по первым звукам в названиях картинок. Упражнение в соотнесении прочитанного слова и картинки Составление предложений с предложенными словами. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 30.01-03.02 | Звуки Х-ХЬ. Буква Х | Закрепить умение выделять звук Х из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в словах МОХ, УХА. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. Печатание и чтение слогов ОХ, ХА, ХИ, ХА-ХА, ХО-ХО, УХ-УХ, ХИ-ХИ, слов УХА, УХО, МУХА, МУХИ Составление и печатание слов по первым и последним звукам в названиях картинок. Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки. Разгадывание ребусов. | |
2 06.02-10.02 | Звук Й. Буква Й | Закрепить умение выделять звук Й из ряда звуков, слогов и слов. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения, определять позицию звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в словах ГАЙКА, МАЙКА. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой З. | |
3 13.02-17.02 | Буква Я | Познакомить с буквой Я. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Я. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Я. | |
4 20.02-24.02 | Буква Е | Познакомить с буквой Е. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Е. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Звуковой анализ слов. Упражнение в соотнесении прочитанных слов с картинкой. Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Е. | |
МАРТ | |||
1 27.02-03.03 | Звуки С-СЬ. Буква С | Закрепить умение выделять звук С из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Определение количества и последовательности в словах СОМ, СУМКА. Составление слова по первым буквам в картинках Упражнение в чтении, печатании слов КОСЫ, БУСЫ, ВЕСЫ, УСЫ, ОСЫ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. | |
2 06.03-10.03 | Звуки З-ЗЬ. Буква З | Закрепить умение выделять звук З из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в словах ЗОНТ, КОЗА, ФАЗАН Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой З. Разгадывание слова по первым буквам в названиях картинок. Составление предложения. | |
3 13.03-17.03 | Звук Ц. Буква Ц | Закрепить умение выделять звук Ц из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в слове ОВЦЫ. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками. Дифференциация свистящих звуков С, З, Ц по акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики». | |
4 20.03-24.03 | Звуки Р-РЬ. Буква Р. | Закрепить умение выделять звук Р из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Определение количества и поледовательности звуков в словах: КРАН, ЗАБОР. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании, чтении слов с буквой Р. Дифференциация звуков Л, Р по артикуляции и акустическим. Упражнение в чтении и соотнесении предложений с картинками. | |
5 27.03-31.03 | Звуки Л-ЛЬ. Буква Л | Закрепить умение выделять звук Л из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове, дифференцировать мягкий и твёрдый звук. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Определение последовательности и количества звуков в словах: СТУЛ, ЛИМОН, ЛИСТ. Чтение и печатание слов: ПЕЛА, ПИЛА, МЫЛА, СЕЛА, СКАЛА. Деление слов на слоги. Определение ударного слова в словах. Составление слова по последним звукам в названиях картинок. Составление предложения. | |
АПРЕЛЬ | |||
1 03.04-07.04 | Буква Ё | Познакомить с буквой Ё. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ё. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ё. Упражнение в чтении слов и соотнесении их с картинками. | |
2 10.04-14.04 | Буква Ю | Познакомить с буквой Ю. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ю. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ю. | |
3 17.04-21.04 | Звук Ш. Буква Ш | Закрепить умение выделять звук Ш из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепить умение подбирать слоги к данной звуковой схеме. Разгадывание ребусов. Упражнение «Впиши пропущенную букву». Упражнение в чтении слов со звуком Ш. Дифференциация звуков С, Ш по артикуляции и акустическим. Составление предложений. | |
4 24.04-28.04 | Звук Ж. Буква Ж | Закрепить умение выделять звук Ж из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в словах: ЖАБА, ЛУЖА. Составление звуковой схемы слов. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Чтение слогов и слов со звуком Ж. Познакомить с правилом написания слогов ЖИ-ШИ. Упражнение в печатании слогов ШИ и ЖИ. Разгадывание ребусов - упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками. Дифференциация звуков З, Ж по артикуляции и акустическим признакам - «Найди рисунки Жени и Зои». | |
МАЙ | |||
1 02.05-05.05 | Звук Ч. Буква Ч Звук Щ. Буква Щ. | Закрепить умение выделять звук Ч из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в словах: ЧАШКА, БОЧКА. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании и чтении слов с буквой Ч. Разгадывание ребусов. Дифференциация звуков Ть, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги тигрёнку и черепашке найти свои шарики». Закрепить умение выделять звук Щ из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой Щ. Дифференциация звуков Щ, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги щенку и черепашке найти свои шарики». | |
2 10.05-19.05 | Мягкий знак. Твердый знак. | Познакомить с буквой Ь и функцией смягчения и разделения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Сравнение количества звуков и букв в словах. Составление слов из слогов. Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками. Упражнение в чтении слогов и слов с разделительным Ь. Познакомить с буквой Ъ и функцией разделения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Вставь пропущенные буквы» Дифференциация Ь и Ъ - вставь пропущенные буквы и прочитай слова. | |
3 22.05-31.05 | Повторение | Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка. |
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Демонстрационный материал:
Картинки на развитие воздушной струи
Артикуляция звуков в графическом изображении
Звуковые дорожки
Пособие «Звуковой домик»
«Звуковой паровозик» (позиция звука в слове)
«Весёлые звуковички» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)
Схема характеристики звука
«Волшебные домики» (слоговые домики)
Наглядный материал «Буквы»
Панно «Разрезная азбука»
Алфавит
Пособие «На что похожа буква»
Пособие «Лифт» (для чтения слогов)
Схемы предложений
...
Дидактические и развивающие игры:
Логопедическое лото
«Звонкий - глухой»
Магнитные кубики «Я сам читаю»
Игры с прищепками «Слоги», «Слова»
Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, сухой фасолевый бассейн)
...
Методическая литература
- Косинова Е.М. «Пишем вместе с логопедом». – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2021.
- Методические рекомендации «Составление рабочих программ курсов логопедической направленности» / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007./ Н.В. Нищева.
- Примерна адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР /Л. В. Лопатина.
- Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.
- Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т. Филичева, Г. Чиркина.
- Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.
- Успенская Л.Г. Учитесь говорить правильно.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно.
- Кочугова Н.П. Трёхсложные слова с открытыми слогами (картинный материал).
- Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой).
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами.
- Жукова Н.С. Букварь.
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением речи. Москва, 2000г.
- Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
- Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
- Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
- Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
- Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Владос,2001
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
- Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
- Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
- Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
- Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.
- Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
- Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
- Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.- М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
- Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса "Обучение грамоте"
Коррекционный курс "Обучение грамоте" разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.Цель курса: подготовка к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет, имеющих общее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСАОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕДля дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...
Рабочая программа коррекционного курса Обучение грамоте" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте" для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи – III уровня речевого развития)....
Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте детей 6-7 лет"
Цель коррекционного курса: создание условий по овладению элементами грамоты, обеспечивающих у дошкольников с ТНР дальнейшую социализацию и успешное обучение в школе....
Рабочая программа коррекционного курса ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (подготовительная группа)
Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной а...
Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте" Старшая группа.
Рабочая программа коррекционного курса " Обучение граммоте" Старшая группа....
Рабочая программа коррекционного курса обучение грамоте
Рабочая программа коррекционного курса обучение грамоте....