Программа коррекционного курса Обучение грамоте
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Гурова Екатерина Юрьевна

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития). Подготовительная группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад № 322 «Морозко»

        

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).

 Подготовительная группа

                               

Учитель-логопед:

 Гурова Екатерина Юрьевна

       

                               

                                                    Красноярск 2022 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса – подготовка к обучению грамоте дошкольников 6-7 лет с ОНР II-III уровня. 

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
  4. Формирование умения строить предложение адекватно замыслу.

Описание места курса в содержании АООП.

        Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является частью программы «Коррекционно-развивающей работы». Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – фронтальное занятие. Продолжительность проведения – не более 25-30 минут. Время проведения – первая половина дня. (п.11.10 СанПин ДОУ)

        Содержание курса тесно связано с содержанием курса «Развитие речи», а также с содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения. На занятиях курса «Обучение грамоте» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных на индивидуальных занятиях, а также закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

II уровень        

        Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

        Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

        Недоразвитие фонематического восприятия.

        Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

III уровень

        Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений  языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.

        Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

           Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

        Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

        Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов  в слове / предложении).

Планирование  работы

Группа

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Продолжительность занятия

Подготовительная группа

1

31

30 минут

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

                К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка.

В плане развития просодической стороны речи:

       • владеет правильным речевым дыханием;

       • владеет мягким голосоведением, может менять высоту голоса;

       • способен удерживать заданный ритм и темп речи по подражанию учителю-логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением;

       • владеет навыками восприятия интонации, может использовать в собственной речи разную интонацию.

В плане коррекции произносительной стороны речи:

       • активно владеет речевым аппаратом;

       • сформированы правильные уклады свистящих, шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков;

• поставленные звуки автоматизированы в свободной речевой и игровой деятельности;

• умеет дифференцировать звуки по участию голоса (С-З), по твёрдости-мягкости (Л-Ль), по месту образования (З-Ж).

В плане работы над слоговой структурой слова:

       • умеет различать на слух длинные и короткие слова;

       • умеет запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;

       • усвоил и использует в речи слова различной звуко-слоговой структуры;

       • владеет слоговым анализом и синтезом слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов (динозавр, температура), может составить слоговую схему слова.

В плане овладения элементарными навыками чтения и письма:

       • умеет различать на слух гласные и согласные звуки;

       • умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);

       • умеет выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;

       • умеет выделять ударный звук в слове;

 • знает буквы, умеет преобразовывать прямые и обратные слоги (СА-АС), одно и двусложные слова (ЛАК-ЛУК, НОГА-РОГА);

       • владеет звуковым анализом и синтезом одно и двусложных слов (РАК, ЛИПА);

       • умеет составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов, может составить графическую схему предложения;

 • умеет печатать буквы, слоги и слова.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
  • итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

        Обучение грамоте - это сложный процесс, который  рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:

  • подготовительный этап (старшая группа)
  • основной этап (подготовительная группа)

Подготовительный этап обучения

Цель этапа:  подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Задачи этапа:

- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы);

- развитие  элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука; определение места звука в слове).

 

Основной этап  обучения

Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Задачи этапа:

- знакомство со всеми звуками и буквами русского языка;

- развитие звуко-буквенного анализа слова;

- обучение чтению;

- формирование первоначальных навыков письма.

В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе  возраста.

Занятия  на подготовительном этапе  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.

Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

На основном  этапе  включаются игры с буквами («Наладь букву», «Буква потерялась», ребусы), работа с  карточками – схемами; задания на развитие мелкой моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, печатание букв, слогов и слов.

Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.  

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

недели

Тема

Содержание занятий

СЕНТЯБРЬ

1-4

1.09-30.09

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

ОКТЯБРЬ

1

03.10-07.10

Органы артикуляционного аппарата.

Речевые и неречевые звуки. Звук  А. Буква А

Повторение пройденного материала.

Закрепить знания об органах артикуляционного аппарата.

Дать понятие «слово», длинные и короткие слова.

Деление слов на слоги.

Сравнить звуки окружающего мира и с речевыми звуками.

Дифференцировать звуки: речевые и неречевые (музыкальные, механические).

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

Закрепить понятие «гласный звук».

Закрепить умение выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов.

Работа со схемой слова (начало, середина и конец слова).

Определение позиции звука в слове.

Различение понятий «звук» и «буква».

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков. . Дать понятие «ударный слог».

2

10.10-14.10

Звук У. Буква У

Закрепить умение выделять звук У  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Дифференциация звуков А, У по акустическим и артикуляционным признакам.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков..

Печатание и чтение слов АУ, УА.

3

17.10-21.10

Звук И. Буква И

Закрепить умение выделять звук И  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков.

Печатание и чтение слов  ИА, АУ, УА.  

Составление предложений по картинкам.

4

24.10-28.10

Звук Ы. Буква Ы.

Закрепить умение выделять звук Ы  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков.

Дифференциация звуков Ы, А, И, О, У по артикуляции и звучанию в начале и конце слова.

НОЯБРЬ

1

 31.10-03.11

Звук  О. Буква О

Закрепить умение выделять звук О  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков.

2

07.11-11.11

Звук  Э. Буква Э.

Закрепление гласных звуков.

Закрепить умение выделять звук Э  из ряда звуков, слогов и слов

Определение количества и последовательности звуков в словах: ЭСКИМО, КАНОЭ.

Составление слов из слогов.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Дифференциация звуков О, Э по артикуляции и звучанию.

3

14.11-18.11

Звуки   П-ПЬ.

Буква П        

Закрепить умение выделять звук П  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Определение количества и последовательности звуков в словах.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Чтение, печатание и звуковой анализ слов ПАПА, ПИОН, ПАУТИНА.

Составление и печатание слов по первым  звукам в названиях картинок.

Разгадывание ребусов.

4

21.11-25.11

Звуки М-МЬ.

Буква М

Закрепить умение выделять звук М  из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове.  

Дифференциация понятий «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Определение «звонкости» согласного. Различение звука М по твердости и мягкости в словах.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков.

Печатание и чтение слогов МА, МУ, МЫ, АМ.

Чтение обратных и прямых слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, МА, МУ, МЫ, МИ.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Чтение, печатание и звуковой анализ слов МАМА, МУ-МУ.

ДЕКАБРЬ

1

28.11-02.12

Звуки Б-БЬ.

Буква Б

Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ

Закрепить умение выделять звук Б  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Определение количества звуков в словах БАНТ, БАНКА

Упражнение в чтении и звуковом анализе слогов БАМ, БОМ, БИМ, БУМ. БАНТ, БАНК, БИНТ, ВИНТ

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Развитие графо-моторных навыков.

Закрепление понятия «слово».

2

05.12-09.12

Звуки Т-ТЬ.

Буква Т

Закрепить умение выделять звук Т  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Определение количества и последовательности звуков в словах КОТ, УТКА, ТАНК.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков.

Чтение и печатание слогов ТУ, ТО, слов ТОМА, ТИМ.

Упражнение в чтении слов ТОК, ТУК, ТИК, ТАК, слов ТУ-ТУ, ТИК-ТАК, ТУК-ТУК, ТАК-ТИК.

Различение звука К по твердости и мягкости в словах.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Чтение,

3

12.12-16.12

Звуки Д-ДЬ.

Буква Д.

Закрепить умение выделять звук Д  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

Упражнение в печатании, чтении и звуко-слоговом анализе  слова УДАВ. Определение «ударного гласного звука».  

Закрепить умение дифференцировать звуки Т, Д по глухости и звонкости (картинки).

Разгадывание ребусов.

4

19.12-23.12

Звуки Н-НЬ.

Буква Н

Закрепить умение выделять звук Н  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков.

Различение звука Н по твердости и мягкости в словах.

Печатание и чтение слогов ОН, АН, УН, ИН, НО, НА, НУ, НИ и слов НИНА,  МАМА, МУ-МУ.

Дифференциация звуков М, Н по артикуляции и звучанию.

5

26.12-30.12

Звуки В-ВЬ.

Буква В.

Закрепить умение выделять звук В  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Развитие графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в печатании, чтении и составлении звуковых схем слов ВОВА, ВИНТ, ВНУК.

Разгадывание ребусов.

ЯНВАРЬ

1

01.01-06.01

                                                    Каникулы

2

09.01-13.01

Звуки Ф-ФЬ.

Буква Ф

Закрепить умение выделять звук Ф  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение количества и последовательность звуков в словах КОФТА, ШКАФ

Определение позиции звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Чтение слогов АФ, ОФ, УФ, ЫФ, ИФ, ЕФ, ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФИ, ФЕ

Составление предложения У ФЕДИ КОНФЕТЫ.

Закрепление понятия «предложение».

3

16.01-20.01

Звуки  К-КЬ.

Буква К.

Закрепить умение выделять звук К  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в словах МАК, МУКА, ОКНА.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков.

Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки, печатание слов МАК, МАКИ, КОНИ.

Различение звука К по твердости и мягкости в словах.

Чтение, печатание и звуковой анализ слов МУКА, ОКНА, ОКУНИ

Чтение и печатание предложений: У МАМЫ МУКА, У НИНЫ МАК.

4

23.01-27.01

Звуки Г-ГЬ.

Буква  Г

Закрепить умение выделять звук Г  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Развитие графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Определение количества звуков в словах ВАГОН, ГНОМ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.

Составление и печатание слов по первым  звукам в названиях картинок.

Упражнение в соотнесении прочитанного слова  и картинки Составление предложений с предложенными словами.

ФЕВРАЛЬ

1

30.01-03.02

Звуки Х-ХЬ.

Буква Х

Закрепить умение выделять звук Х  из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Определение количества и последовательности звуков в словах МОХ, УХА.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы, графо-моторных навыков.

Печатание и чтение слогов ОХ, ХА, ХИ, ХА-ХА, ХО-ХО, УХ-УХ, ХИ-ХИ, слов УХА, УХО, МУХА, МУХИ

Составление и печатание слов по первым и последним звукам в названиях картинок.

Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки.

Разгадывание ребусов.

2

06.02-10.02

Звук Й. Буква Й

 Закрепить умение выделять звук Й  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения, определять позицию звука в слове.

Определение количества и последовательности звуков в словах ГАЙКА, МАЙКА.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой З.

3

13.02-17.02

Буква Я

Познакомить с буквой Я. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Я.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Я.

4

20.02-24.02

Буква Е

Познакомить с буквой Е. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Е.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Звуковой анализ слов.

Упражнение в соотнесении прочитанных слов с картинкой.

Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Е.

МАРТ

1

27.02-03.03

Звуки С-СЬ.

Буква С

Закрепить умение выделять звук С  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Определение количества и последовательности в словах СОМ, СУМКА.

Составление слова по первым буквам в картинках

Упражнение в чтении,  печатании слов КОСЫ, БУСЫ, ВЕСЫ, УСЫ, ОСЫ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.

Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.

2

06.03-10.03

Звуки З-ЗЬ.

Буква З

Закрепить умение выделять звук З  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Определение количества и последовательности звуков в словах ЗОНТ, КОЗА, ФАЗАН

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой З.

Разгадывание слова по первым буквам в названиях картинок.

Составление предложения.

3

13.03-17.03

Звук Ц. Буква Ц

Закрепить умение выделять звук Ц  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Определение количества и последовательности звуков в слове ОВЦЫ.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в чтении и соотнесении слов  с картинками.

Дифференциация свистящих звуков С, З, Ц по акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики».

4

20.03-24.03

Звуки Р-РЬ.

Буква Р.

Закрепить умение выделять звук Р  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Определение количества и поледовательности звуков в словах: КРАН, ЗАБОР.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании, чтении слов с буквой Р.

Дифференциация звуков Л, Р по артикуляции и акустическим.

Упражнение в чтении и соотнесении предложений с картинками.

5

27.03-31.03

Звуки Л-ЛЬ.

Буква Л

Закрепить умение выделять звук Л  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове, дифференцировать мягкий и твёрдый звук.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Определение последовательности и количества звуков в словах: СТУЛ, ЛИМОН, ЛИСТ.

Чтение и печатание слов: ПЕЛА, ПИЛА, МЫЛА, СЕЛА, СКАЛА.   Деление слов на слоги. Определение ударного слова в словах.

Составление слова по последним звукам в названиях картинок.

Составление предложения.

АПРЕЛЬ

1

03.04-07.04

Буква Ё

Познакомить с буквой Ё. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ё.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ё.

Упражнение в чтении слов и соотнесении их с картинками.

2

10.04-14.04

Буква Ю

Познакомить с буквой Ю. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ю.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ю.

3

17.04-21.04

Звук Ш. Буква Ш

 Закрепить умение выделять звук Ш из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Закрепить умение подбирать слоги к данной звуковой схеме.

Разгадывание ребусов.

 Упражнение «Впиши пропущенную букву».

Упражнение в чтении слов со звуком Ш.

Дифференциация звуков С, Ш по артикуляции и акустическим.

Составление предложений.

4

24.04-28.04

Звук Ж. Буква Ж

Закрепить умение выделять звук Ж из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Определение количества и последовательности звуков в словах: ЖАБА, ЛУЖА. Составление звуковой схемы слов.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Чтение слогов и слов со звуком Ж.

Познакомить с правилом написания слогов ЖИ-ШИ. Упражнение в печатании слогов ШИ и ЖИ.

 Разгадывание ребусов - упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками.

Дифференциация звуков З, Ж по артикуляции и акустическим признакам - «Найди рисунки Жени и Зои».

МАЙ

1

02.05-05.05

 Звук Ч. Буква Ч

Звук Щ. Буква Щ.

Закрепить умение выделять звук Ч из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Определение количества  и последовательности звуков в словах: ЧАШКА, БОЧКА.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании и чтении слов с буквой Ч.

Разгадывание ребусов.

Дифференциация звуков Ть, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги тигрёнку и черепашке найти свои шарики».

Закрепить умение выделять звук Щ из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой Щ.

Дифференциация звуков Щ, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги щенку и черепашке найти свои шарики».

2

10.05-19.05

Мягкий знак.

Твердый знак.

Познакомить с буквой Ь и функцией смягчения и разделения.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Сравнение количества звуков и букв в словах.

Составление слов из слогов.

Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками.

Упражнение в чтении слогов и слов с разделительным Ь.

Познакомить с буквой Ъ и функцией разделения.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы» Дифференциация Ь и Ъ - вставь пропущенные буквы и прочитай слова.

3

22.05-31.05

Повторение

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка.

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Демонстрационный материал:

Картинки на развитие воздушной струи

Артикуляция звуков в графическом изображении

Звуковые дорожки

Пособие «Звуковой домик»

 «Звуковой паровозик» (позиция звука в слове)

«Весёлые звуковички» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)

Схема характеристики звука

«Волшебные домики» (слоговые домики)

Наглядный материал «Буквы»

Панно «Разрезная азбука»

Алфавит

Пособие «На что похожа буква»

Пособие «Лифт» (для чтения слогов)

Схемы предложений

...

Дидактические и развивающие игры:

Логопедическое лото

«Звонкий - глухой»

Магнитные кубики «Я сам читаю»

Игры с прищепками «Слоги», «Слова»

Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, сухой фасолевый бассейн)

...

Методическая литература

  1. Косинова Е.М. «Пишем вместе с логопедом». – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2021.
  2. Методические рекомендации «Составление рабочих программ курсов логопедической направленности» / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
  3. Программа  коррекционно-развивающей  работы  в логопедической группе детского сада для  детей  с общим  недоразвитием речи  (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007./ Н.В. Нищева.
  4. Примерна адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР /Л. В. Лопатина.
  5. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.
  6. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т. Филичева, Г. Чиркина.
  7. Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.
  8. Успенская Л.Г. Учитесь говорить правильно.
  9. Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно.  
  10. Кочугова Н.П. Трёхсложные слова с открытыми слогами (картинный материал).
  11. Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой).
  12. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами.
  13. Жукова Н.С. Букварь.
  14. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
  15. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением  речи. Москва, 2000г.
  16. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
  17. Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
  18. Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
  19. Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
  20. Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
  21. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков  и слов»  - М.: Владос,2001
  22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
  23. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
  24. Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
  25. Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
  26. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
  27. Милостивенко Л. Методические   рекомендации   по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
  28. Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.
  29. Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
  30. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
  31. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  32. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
  33. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.-  М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
  34. Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
  35. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса "Обучение грамоте"

Коррекционный курс "Обучение грамоте" разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.Цель курса: подготовка к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет, имеющих общее ...

Рабочая программа коррекционного курса Обучение грамоте" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте" для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи – III уровня речевого развития)....

Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте детей 6-7 лет"

Цель коррекционного курса: создание условий по овладению элементами грамоты, обеспечивающих у дошкольников с ТНР   дальнейшую социализацию и успешное обучение в школе....

Рабочая программа коррекционного курса ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (подготовительная группа)

Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной а...

Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте" Старшая группа.

Рабочая программа коррекционного курса " Обучение граммоте" Старшая группа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ(Подготовительная группа)

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.Развитие звукобуквенного анализа слова.Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма....

Рабочая программа коррекционного курса ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ для детей 6-7 лет с ТНР

Рабочая программа коррекционного курса ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ для детей 6-7 лет с ТНР...