Программа коррекционного курса "Обучение грамоте"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) по теме
Коррекционный курс "Обучение грамоте" разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Цель курса: подготовка к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи II-III уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса "Обучение грамоте" | 65.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 322 «Морозко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Автор - составитель:
учитель-логопед Борисова Н.Б.
г. Красноярск 2018
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – подготовка к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет с ОНР II-III уровня.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
- Формирование умения строить предложение адекватно замыслу.
Описание места курса в содержании АООП.
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является частью программы «Коррекционно-развивающей работы». Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – фронтальное занятие. Продолжительность проведения – не более 25-30 минут. Время проведения – первая половина дня. (п.11.10 СанПин ДОУ)
Содержание курса тесно связано с содержанием курса «Развитие речи», а также с содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения. На занятиях курса «Обучение грамоте» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных на индивидуальных занятиях, а также закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.
Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).
Недоразвитие фонематического восприятия.
Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).
III уровень
Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).
Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.
Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов в слове / предложении).
Планирование работы
Группа | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
Старшая группа | 1 | 36 | 25 минут |
Подготовительная группа | 1 | 36 | 30 минут |
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка.
В плане развития просодической стороны речи:
• владеет правильным речевым дыханием;
• владеет мягким голосоведением, может менять высоту голоса;
• способен удерживать заданный ритм и темп речи по подражанию учителю-логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением;
• владеет навыками восприятия интонации, может использовать в собственной речи разную интонацию.
В плане коррекции произносительной стороны речи:
• активно владеет речевым аппаратом;
• сформированы правильные уклады свистящих, шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков;
• поставленные звуки автоматизированы в свободной речевой и игровой деятельности;
• умеет дифференцировать звуки по участию голоса (С-З), по твёрдости-мягкости (Л-Ль), по месту образования (З-Ж).
В плане работы над слоговой структурой слова:
• умеет различать на слух длинные и короткие слова;
• умеет запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;
• усвоил и использует в речи слова различной звуко-слоговой структуры;
• владеет слоговым анализом и синтезом слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов (динозавр, температура), может составить слоговую схему слова.
В плане овладения элементарными навыками чтения и письма:
• умеет различать на слух гласные и согласные звуки;
• умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);
• умеет выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;
• умеет выделять ударный звук в слове;
• знает буквы, умеет преобразовывать прямые и обратные слоги (СА-АС), одно и двусложные слова (ЛАК-ЛУК, НОГА-РОГА);
• владеет звуковым анализом и синтезом одно и двусложных слов (РАК, ЛИПА);
• умеет составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов, может составить графическую схему предложения;
• умеет печатать буквы, слоги и слова.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:
- подготовительный этап (старшая группа)
- основной этап (подготовительная группа)
Подготовительный этап обучения
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы);
- развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука; определение места звука в слове).
Основной этап обучения
Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
- знакомство со всеми звуками и буквами русского языка;
- развитие звуко-буквенного анализа слова;
- обучение чтению;
- формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном этапе включаются игры с буквами («Наладь букву», «Буква потерялась», ребусы), работа с карточками – схемами; задания на развитие мелкой моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, печатание букв, слогов и слов.
Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
Подготовительный этап (старшая группа, дети с ОНР II-III уровня)
№ недели | Тема | Содержание занятий | |
для детей с ОНР II уровня | для детей с ОНР III уровня | ||
СЕНТЯБРЬ | |||
1-2 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | ||
3 | Знакомство с органами артикуляци-онного аппарата. | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Дать понятие «слово», длинные и короткие слова. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. |
4 | Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. | Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками. Учить дифференцировать звуки: речевые и неречевые (музыкальные, механические). | Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками. Учить дифференцировать звуки: речевые и неречевые (музыкальные, механические). |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Звук А. Буква А. | Познакомить со звуком А (его символом) и буквой А. Различение понятий «звук» и «буква». Учить выделять звук А из ряда звуков. Знакомство с понятием «слово». | Познакомить со звуком А (его символом) и буквой А. Различение понятий «звук» и «буква». Дать понятие «гласный звук». Выделение в словах первого гласного звука. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова). |
2 | Звук У. Буква У. | Познакомить со звуком У (его символом) и буквой У. Учить выделять звук У из ряда звуков. «Длинные» и «короткие» слова. | Познакомить со звуком У (его символом) и буквой У. Выделение в словах первого гласного звука. Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез и чтение слов АУ, УА. |
3 | Звук И. Буква И. | Познакомить со звуком И (его символом) и буквой И. Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова). Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком И (его символом) и буквой И. Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных: АИ, ИУ. Чтение слогов АИ, УА, ИУ. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звук Ы. Буква Ы. Дифференциация звуков Ы-И. | Познакомить со звуком Ы (его символом) и буквой Ы. Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков. Дать понятие «гласный звук». Выделение первого гласного звука (Ива, Автобусы, Удочка, Иголка и др.) Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ы (его символом) и буквой Ы. Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков, слогов и слов. Выделение первого и последнего гласного звука (ИвА, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА и др.) Развитие графо-моторных навыков. |
НОЯБРЬ | |||
1 | Звук О. Буква О. | Познакомить со звуком О (его символом) и буквой О. Выделение первого гласного звука. Определение наличия или отсутствия в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки). | Познакомить со звуком О (его символом) и буквой О. Выделение первого и последнего гласного звука. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА) Определение наличия или отсутствия в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки). |
2 | Звук Э. Буква Э. Закрепление гласных звуков. | Познакомить со звуком Э (его символом) и буквой Э. Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов. Выделение первого и последнего гласного звука (ИвА, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА, ЭскимО и др.) Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Э (его символом) и буквой Э. Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов. Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ, …) Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звуки М-МЬ. Буква М. | Познакомить со звуком М, его артикуляцией и буквой М. Учить выделять звук М из ряда звуков. Дать понятие «согласный звук». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком М, его артикуляцией и буквой М. Учить выделять звук М в конце слова. Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного. Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Анализ, синтез и чтение обратных слогов АМ, ОМ, УМ. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки П-ПЬ. Буква П. | Познакомить со звуком П, его артикуляцией и буквой П. Характеристика звука П (по схеме-помогайке: не поётся, согласный, обозначаем синим цветом). Работа со схемой слова, определение позиции звука П в словах. Звуковой анализ слога АП. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком П, его артикуляцией и буквой П. Характеристика звука П (по схеме-помогайке: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)). Работа со схемой слова, определение позиции звука П в словах. Анализ, синтез и чтение прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО, ПУ. Развитие графо-моторных навыков. |
5 | Звуки Б-БЬ. Буква Б. Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ. | Познакомить со звуком Б, его артикуляцией и буквой Б. Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Характеристика звука (по схеме: Звук Б не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Бь не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Звуковой анализ слогов БО, БИ. Закрепление понятия «слово». Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Б, его артикуляцией и буквой Б. Характеристика звука Б (по схеме: согласный, звонкий, твёрдый (мягкий)). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дифференциация согласных звуков по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Анализ, синтез и чтение двусложных слов с открытыми слогами (БАБА, ПАПА). Закрепление понятия «слово». Развитие графо-моторных навыков. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Звуки Т-ТЬ. Буква Т. | Познакомить со звуком Т, его артикуляцией и буквой Т. Характеристика звука Т (по схеме: Звук Т не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Ть не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.). Учить выделять звуки Т, Ть в названиях картинок. Звуковой анализ слогов: АТ, ТА, ТИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Т, его артикуляцией и буквой Т. Характеристика звука Т (по схеме: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Анализ и синтез слогов и слов: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ, ТОМ, ТИМ. Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Звуки Д-ДЬ. Буква Д. | Познакомить со звуком Д, его артикуляцией и буквой Д. Характеристика звуков Д, Дь (по схеме). Учить выделять звуки Д, Дь в названиях картинок. Дать понятие «слог». Учить делить слова на слоги, подбирать слоговую схему к слову. Звуковой анализ слогов ДО, ДИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Д, его артикуляцией и буквой Д. Характеристика звуков Д, Дь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дать понятие «слог». Учить делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение 1-2-сложных слов ДОМ, ДИМА. Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звуки В-ВЬ. Буква В. | Познакомить со звуком В, его артикуляцией и буквой В. Характеристика звуков В, Вь (по схеме). Упражнение в выделении звуков В, Вь из названий картинок. Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову. Звуковой анализ слогов ВА, ВИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком В, его артикуляцией и буквой В. Характеристика звуков В, Вь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление звуко-слоговой схемы слова. Анализ, синтез и чтение двусложных слов ИВА, ВАТА. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф. | Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией и буквой Ф. Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову. Звуковой анализ слогов ФО, ФИ. | Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией и буквой Ф. Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Звуко-буквенные схемы слов ФОМА, ФИМА. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | Звуки Н-НЬ. Буква Н. | Познакомить со звуком Н, его артикуляцией и буквой Н. Характеристика звуков Н, Нь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова НИНА. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Н, его артикуляцией и буквой Н. Характеристика звуков Н, Нь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление звуко-слоговой схемы слова БАНАНЫ. Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звуки С-СЬ. Буква С. | Познакомить со звуком С, его артикуляцией и буквой С. Учить определять «звонкость/глухость» согласного. Характеристика звуков С, Сь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах. Звуковой анализ слова НОС. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком С, его артикуляцией и буквой С. Характеристика звуков С, Сь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки З – ЗЬ. Буква З. | Познакомить со звуком З, его артикуляцией и буквой З. Характеристика звуков З, Зь (по схеме). Упражнение в нахождении слов со звуком З, Зь в начале, в середине слова. Определение количества слогов в словах. Дать понятие «предложение». Составление схем простых предложений. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком З, его артикуляцией и буквой З. Характеристика звуков З, Зь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дать понятие «предложение». Составление схем простых предложений. Развитие графо-моторных навыков. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Звук Ц. Буква Ц. | Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией и буквой Ц. Характеристика звука Ц (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуковой анализ слова ЦЫП. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией и буквой Ц. Характеристика звука Ц (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Анализ, синтез и чтение 2-3-сложных слов ОВЦА, ВОДИЦА. Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Дифференциация звуков С-З-Ц | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Определение количества слогов в словах. Составление схемы простого предложения. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Определение количества слогов в словах. Работа со схемой предложения. |
3 | Звуки К-КЬ. Буква К. | Познакомить со звуком К, его артикуляцией и буквой К. Характеристика звуков К, Кь (по схеме). Упражнение в нахождении картинок со звуком К, Кь. Определение количества слогов в словах. Звуковой анализ слова ПАУКИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком К, его артикуляцией и буквой К. Характеристика звуков К, Кь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-буквенный анализ слова ПАУКИ. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки Г-ГЬ. Буква Г. | Познакомить со звуком Г, его артикуляцией и буквой Г. Характеристика звуков Г, Гь (по схеме). Упражнение в нахождении картинок со звуком Г, Гь. Определение количества слогов в словах. Звуковой анализ слова ГУСИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Г, его артикуляцией и буквой Г. Характеристика звуков Г, Гь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в чтении чистоговорок. Развитие графо-моторных навыков. |
МАРТ | |||
1 | Звук Х-ХЬ. Буква Х. | Познакомить со звуком Х, его артикуляцией и буквой Х. Характеристика звуков Х, Хь (по схеме). Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы. Звуковой анализ слов МУХА, МУХИ. Сравнение звуковых схем. | Познакомить со звуком Х, его артикуляцией и буквой Х. Характеристика звуков Х, Хь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление слов по начальным звукам данных слов. Звуко-буквенные схемы слов ПУХ, МУХА. |
2 | Звук Ш. Буква Ш. | Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией и буквой Ш. Характеристика звука Ш (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуковой анализ слова ДУШ. Составление схемы простого предложения. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией и буквой Ш. Характеристика звука Ш (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Чтение предложений. Работа со схемой предложения. Определение количества слов в предложении. Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звук Ж. Буква Ж. | Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией и буквой Ж. Характеристика звука Ж (по схеме). Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы. Звуковой анализ слова ЖУК. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией и буквой Ж. Характеристика звука Ж (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Деление слов на слоги, выделение «ударного гласного» в слове. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Дифференциация звуков Ш-Ж | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Формировать навыки преобразования слогов - игра «Наоборот» (ша-жа, шу-жу). Составление предложения по картинке. Закреплять умение составлять схему предложения. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простого предложения. Закреплять умение составлять схему предложения. |
5 | Дифференциация звуков С-Ш. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Формировать навыки преобразования слогов - игра «Наоборот» (ша-са, шо-со). | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Упражнение «Вставь пропущенную букву». |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Дифференциация звуков З-Ж | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Закрепить навыки преобразования слогов - игра «Наоборот» (за-жа, зы-жи). Упражнение «Наладь букву». Составление предложения по картинке. Закреплять умение составлять схему предложения. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Упражнение «Наладь букву». Графический диктант. Упражнение «Вставь пропущенную букву». |
2 | Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. | Познакомить со звуком Л, его артикуляцией и буквой Л. Характеристика звуков Л, Ль (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова ЛИСА. Закреплять умение составлять схему предложения. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Л, его артикуляцией и буквой Л. Характеристика звуков Л, Ль (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в чтении слогов, слов и предложений. Закреплять умение составлять схему предложения. Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звуки Р-РЬ. Буква Р. | Познакомить со звуком Р, его артикуляцией и буквой Р. Характеристика звуков Р, Рь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в определении количества слогов в словах. Звуковой анализ слова РАК. | Познакомить со звуком Р, его артикуляцией и буквой Р. Характеристика звуков Р, Рь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в чтении слогов и слов, в определении количества слогов в словах. Разгадывание ребусов. |
4 | Дифференциация звуков Л-Р | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Развитие графо-моторных навыков. Звуко-слоговой анализ слов РОМА, МИЛА. Учить выкладывать из букв разрезной азбуки прямые и обратные слоги РА, АР, ЛА, АЛ и др. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах (картинки). Развитие графо-моторных навыков. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Звуко-буквенные схемы слов РОМА, МИЛА. Учить выкладывать из букв разрезной азбуки односложные и двусложные слова с открытыми слогами. |
МАЙ | |||
1 | Звук Й. Буква Й. | Познакомить со звуком Й, его артикуляцией и буквой Й. Характеристика звука Й (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в определении количества слогов в словах, в рисовании слоговой схемы. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Й, его артикуляцией и буквой Й. Характеристика звука Й (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в чтении слогов, слов и предложений. Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Звук Ч. Буква Ч. | Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией и буквой Ч. Характеристика звука Ч (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова ЧАСЫ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией и буквой Ч. Характеристика звука Ч (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Закрепление умения определять количество слогов в словах, рисовать слоговую схему. Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звук Щ. Буква Щ. | Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией и буквой Щ. Характеристика звука Щ (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова ЩУКА. Закрепление умения составлять схему простого предложения. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией и буквой Щ. Характеристика звука Щ (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Дифференциация звуков Ч-Щ | Дифференциация звуков по акустическим признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Развитие графо-моторных навыков. Проговаривание чистоговорок со звуками Ч, Щ - упражнение «Доскажи словечко». Работа с предложением: составление по картинке, определение количества слов в предложении, графическое изображение предложения. | Дифференциация звуков по акустическим признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Развитие графо-моторных навыков. Упражнение «Закончи слово». Звуко-буквенный анализ слов ЧАШКИ, ЩУКИ. Работа с предложением: составление по картинке, определение количества слов в предложении, графическое изображение предложения. |
5 | Повторение | Закрепление полученных навыков. Закрепление пройденного материала: игры с буквами, слогами и словами. Работа над деформированным предложением. | Закрепление полученных навыков. Закрепление пройденного материала: игры с буквами, слогами и словами. Работа над деформированным предложением. |
Основной этап (подготовительная группа, дети с ОНР III уровня)
№ недели | Тема | Содержание занятий | |
СЕНТЯБРЬ | |||
1-2 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | ||
3 | Органы артикуляционного аппарата. | Повторение пройденного материала. Деление слов на слоги. | |
4 | Речевые и неречевые звуки. | Повторение пройденного материала. Деление слов на слоги. | |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Звук А. Буква А | Закрепить понятие «гласный звук». Закрепить умение выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Различение понятий «звук» и «буква». Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. | |
2 | Звук У. Буква У | Закрепить умение выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Дифференциация звуков А, У по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Печатание и чтение слов АУ, УА. | |
3 | Звук И. Буква И | Закрепить умение выделять звук И из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Составление предложений по картинкам. Составление схем предложений (Тигр идёт. Кит плывёт. и др.). | |
4 | Звук Ы. Буква Ы. | Закрепить умение выделять звук И из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Дифференциация звуков Ы, И по артикуляции и звучанию. | |
НОЯБРЬ | |||
1 | Звук О. Буква О | Закрепить умение выделять звук О из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Чтение слогов и слов. | |
2 | Звук Э. Буква Э. Закрепление гласных звуков. | Закрепить умение выделять звук Э из ряда звуков, слогов и слов. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Дифференциация звуков О, Э по артикуляции и звучанию. Закрепление умения делить слова на слоги. Дать понятие «ударный слог». | |
3 | Звуки П-ПЬ. Буква П | Закрепить умение выделять звук П из ряда звуков, слогов и слов. Закрепление понятия «согласный звук». Дифференциация понятий «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Разгадывание ребусов - печатание и чтение слогов. Чтение и звуковой анализ обратных слогов АП, ОП, УП, ИП. | |
4 | Звуки М-МЬ. Буква М | Закрепить умение выделять звук М из ряда звуков, слогов и слов. Дифференциация понятий «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Разгадывание ребусов - печатание и чтение слогов. Чтение и звуковой анализ обратных и прямых слогов АМ, ОМ, УМ, ЭМ, ИМ, ЫМ, МА, МО, МУ, МЫ, МИ. | |
5 | Звуки Б-БЬ. Буква Б Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ | Закрепить умение выделять звук Б из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Упражнение в чтении и звуковом анализе слогов БА, БО, БУ, БЫ, БИ. Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов БИМ, БОМ. Закрепление понятия «слово». | |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Звуки Т-ТЬ. Буква Т | Закрепить умение выделять звук Т из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Упражнение в чтении и звуковом анализе слогов ТЫ, АТ, ТИ. Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Чтение и анализ двусложных слов ТОМА, ТИМА. Дифференциация звуков П, Т по артикуляции и звучанию. | |
2 | Звуки Д-ДЬ. Буква Д. | Закрепить умение выделять звук Д из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Упражнение в печатании, чтении и звуко-слоговом анализе слов ДЫМ, ДИМА. Определение «ударного гласного звука». Закрепить умение дифференцировать звуки Т, Д по глухости и звонкости (картинки). Разгадывание ребусов - подобрать слог к картинкам. | |
3 | Звуки Н-НЬ. Буква Н | Закрепить умение выделять звук Н из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение слова НИНА. Дифференциация звуков М, Н по артикуляции и звучанию. | |
4 | Звуки В-ВЬ. Буква В. | Закрепить умение выделять звук В из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании, чтении и составлении звуковых схем слогов и слов ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВОВА, ВИНТ. Закрепление умения разгадывать ребус - составлять слово по первым звукам данных слов. | |
ЯНВАРЬ | |||
1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф | Закрепить умение выделять звук Ф из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Чтение и составление схем слогов АФ, ОФ, УФ, ЫФ, ИФ, ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФИ. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». | |
3 | Звуки К-КЬ. Буква К. | Закрепить умение выделять звук К из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов АК, КА, ОК, КО, УК, КУ, ИК, КИ, КОТ, КИТ. Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки. | |
4 | Звуки Г-ГЬ. Буква Г | Закрепить умение выделять звук Г из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза слов ВАГОН, НОГИ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Упражнение в соотнесении прочитанного слога и картинки, в названии которой он «спрятался». Составление предложений с предложенными словами. | |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Звуки Х-ХЬ. Буква Х | Закрепить умение выделять звук Х из ряда звуков, слогов и слов. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов АХ, ХА, ОХ, ХО, УХ, ХУ, ИХ, ХИ, МУХА, МУХИ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки. Дифференциация звуков К, Х по артикуляции или акустическим признакам. | |
2 | Звук Й. Буква Й | Закрепить умение выделять звук Й из ряда звуков, слогов и слов. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения, определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Чтение и составление схем слогов ОЙ, АЙ, МАЙ. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». | |
3 | Буква Я | Познакомить с буквой Я. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Я. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Я. | |
4 | Буква Е | Познакомить с буквой Е. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Е. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Е. | |
МАРТ | |||
1 | Звуки С-СЬ. Буква С | Закрепить умение выделять звук С из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании, чтении и звуковом анализе слогов и слов СА, ОС, СИ, ОСЫ, ГУСИ, СОВЫ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. | |
2 | Звуки З-ЗЬ. Буква З | Закрепить умение выделять звук З из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов ИЗ, ЗИ, ЗЫ, ЗОНТ, ЗИМА. Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой З. Разгадывание ребуса - составить слово по первым звукам данных слов. Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. | |
3 | Звук Ц. Буква Ц | Закрепить умение выделять звук Ц из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепить умение подбирать слоги к данной звуковой схеме. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза слов ЗАЙЦЫ, СИНИЦА. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. Дифференциация свистящих звуков С, З, Ц по акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики». | |
4 | Звуки Р-РЬ. Буква Р. | Закрепить умение выделять звук Р из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании, чтении и звуковом анализе слогов РА, РО, РУ, РЫ, АР, РИ, РЕ, РЯ. Закрепление умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов РАК, ГИРИ. Упражнение «Вставь потерянные буквы». Упражнение в чтении и соотнесении предложений с картинками. | |
5 | Звуки Л-ЛЬ. Буква Л | Закрепить умение выделять звук Л из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове, дифференцировать мягкий и твёрдый звук. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании и чтении слогов АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ИЛ, ЕЛ, ЯЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛИ, ЛЕ, ЛЯ. Закрепление умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ВОЛК, ЛИСА. Упражнение «Вставь пропущенные буквы». Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками. Дифференциация звуков Р, Л по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики». | |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Буква Ё | Познакомить с буквой Ё. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ё. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Впиши потерянные буквы». Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ё. | |
2 | Буква Ю | Познакомить с буквой Ю. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ю. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение «Впиши потерянные буквы». Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ю. | |
3 | Звук Ш. Буква Ш | Закрепить умение выделять звук Ш из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепить умение подбирать слоги к данной звуковой схеме. Закрепление умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ДУШ, ШУБА. Разгадывание ребусов - составить слова по последним звукам данных слов и найти картинки-отгадки. Упражнение «Впиши пропущенную букву». Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. Дифференциация звуков С, Ш по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики». | |
4 | Звук Ж. Буква Ж | Закрепить умение выделять звук Ж из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Закрепление умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЖУК, ПИЖАМА. Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. Познакомить с правилом написания слогов ЖИ-ШИ. Упражнение в печатании слогов ШИ и ЖИ. Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками. Дифференциация звуков З, Ж по артикуляции и акустическим признакам - «Найди рисунки Жени и Зои». | |
МАЙ | |||
1 | Звук Ч. Буква Ч | Закрепить умение выделять звук Ч из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой Ч. Закрепление умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЧАЙ, БОЧКА, ВРАЧ. Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. Дифференциация звуков Ть, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги тигрёнку и черепашке найти свои шарики». | |
2 | Звук Щ. Буква Щ. | Закрепить умение выделять звук Щ из ряда звуков, слогов и слов. Закрепить умение определять позицию звука в слове. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой Щ. Закрепление умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЩУКА, ЩИТ. Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками. Дифференциация звуков Щ, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги щенку и черепашке найти свои шарики». | |
3 | Мягкий знак. | Познакомить с буквой Ь и функцией смягчения и разделения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Звуко-буквенный анализ и синтез слов КОНЬ, ГУСЬ, ПАЛЬТО. Сравнение количества звуков и букв в каждом слове. Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками. Упражнение в чтении слогов и слов с разделительным Ь. | |
4 | Твердый знак. | Познакомить с буквой Ъ и функцией разделения. Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы. Упражнение в печатании, чтении и сравнении слов СЕЛ - СЪЕЛ; СЪЕЛ - СЪЕЛА. Дифференциация Ь и Ъ - вставь пропущенные буквы и прочитай слова. | |
5 | Повторение | Закрепление пройденного материала: разгадывание кроссворда, ребусов, составление предложений по предложенной схеме. |
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Демонстрационный материал:
Картинки на развитие воздушной струи
Артикуляция звуков в графическом изображении
Звуковые дорожки
Пособие «Звуковой домик»
«Звуковой паровозик» (позиция звука в слове)
«Весёлые звуковички» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)
Схема характеристики звука
«Волшебные домики» (слоговые домики)
Наглядный материал «Буквы»
Панно «Разрезная азбука»
Алфавит
Пособие «На что похожа буква»
Пособие «Лифт» (для чтения слогов)
Схемы предложений
...
Дидактические и развивающие игры:
Логопедическое лото
«Звонкий - глухой»
Магнитные кубики «Я сам читаю»
Игры с прищепками «Слоги», «Слова»
Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, сухой фасолевый бассейн)
...
Методическая литература
- Методические рекомендации «Составление рабочих программ курсов логопедической направленности» / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007./ Н.В. Нищева.
- Примерна адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР /Л. В. Лопатина.
- Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.
- Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т. Филичева, Г. Чиркина.
- Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.
- Успенская Л.Г. Учитесь говорить правильно.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно.
- Кочугова Н.П. Трёхсложные слова с открытыми слогами (картинный материал).
- Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой).
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами.
- Жукова Н.С. Букварь.
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением речи. Москва, 2000г.
- Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
- Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
- Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
- Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
- Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Владос,2001
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
- Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
- Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
- Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
- Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.
- Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
- Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
- Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.- М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
- Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...
Коррекционно-развивающая программа по обучению грамоте детей 6 - 7 лет с ФФНР.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСАОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕДля дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (обучение грамоте)
Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Цель коррекционного курса: освоение фонетико-фонематической стороны родног...
Рабочая программа коррекционного курса Обучение грамоте" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте" для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи – III уровня речевого развития)....
Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте детей 6-7 лет"
Цель коррекционного курса: создание условий по овладению элементами грамоты, обеспечивающих у дошкольников с ТНР дальнейшую социализацию и успешное обучение в школе....
Программа коррекционного курса Обучение грамоте
Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития). Подготовительная группа....