Рабочая программа коррекционного курса Обучение грамоте" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Утко Светлана Никитична

Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте" для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи – III уровня речевого развития).

 Подготовительная группа

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Степновский детский сад «Колосок».

Красноярский край, Назаровский район, п. Степной, ул. Садовая – 12 тел. (391 55) 9-33-79, E-mail: du.kolosok@mail.ru

Согласовано:

Психолого – педагогическим  консилиумом                                      

От «_____» ____________20___г.                                       протокол №_______

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

Степновский детский сад «Колосок»

_______________В.И.Градобоева

«_____»__________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).

 Подготовительная группа

 

Автор - составитель:

Учитель-логопед

Утко Светлана Никитична

п.Степной – 2020г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса – подготовка к обучению грамоте дошкольников 6-7 лет с ОНР II-III уровня. 

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
  4. Формирование умения строить предложение адекватно замыслу.

Описание места курса в содержании АООП.

        Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является частью программы «Коррекционно-развивающей работы». Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – фронтальное занятие. Продолжительность проведения – не более 25-30 минут. Время проведения – первая половина дня. (п.11.10 СанПин ДОУ)

        Содержание курса тесно связано с содержанием курса «Развитие речи», а также с содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения. На занятиях курса «Обучение грамоте» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных на индивидуальных занятиях, а также закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

II уровень        

        Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

        Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

        Недоразвитие фонематического восприятия.

        Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

III уровень

        Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений  языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.

        Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

           Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

        Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

        Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов  в слове / предложении).

Планирование  работы

Группа

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Продолжительность занятия

Подготовительная группа

1

36

30 минут

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

                К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка.

В плане развития просодической стороны речи:

       • владеет правильным речевым дыханием;

       • владеет мягким голосоведением, может менять высоту голоса;

       • способен удерживать заданный ритм и темп речи по подражанию учителю-логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением;

       • владеет навыками восприятия интонации, может использовать в собственной речи разную интонацию.

В плане коррекции произносительной стороны речи:

       • активно владеет речевым аппаратом;

       • сформированы правильные уклады свистящих, шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков;

• поставленные звуки автоматизированы в свободной речевой и игровой деятельности;

• умеет дифференцировать звуки по участию голоса (С-З), по твёрдости-мягкости (Л-Ль), по месту образования (З-Ж).

В плане работы над слоговой структурой слова:

       • умеет различать на слух длинные и короткие слова;

       • умеет запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;

       • усвоил и использует в речи слова различной звуко-слоговой структуры;

       • владеет слоговым анализом и синтезом слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов (динозавр, температура), может составить слоговую схему слова.

В плане овладения элементарными навыками чтения и письма:

       • умеет различать на слух гласные и согласные звуки;

       • умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);

       • умеет выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;

       • умеет выделять ударный звук в слове;

 • знает буквы, умеет преобразовывать прямые и обратные слоги, одно и двусложные слова;

       • владеет звуковым анализом и синтезом одно и двусложных слов;

       • умеет составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов, может составить графическую схему предложения;

 • умеет печатать буквы, слоги и слова.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
  • итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

        Обучение грамоте - это сложный процесс, который  рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:

  • подготовительный этап (старшая группа)
  • основной этап (подготовительная группа)

Подготовительный этап обучения

Цель этапа:  подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Задачи этапа:

- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы);

- развитие  элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука; определение места звука в слове).

 

Основной этап  обучения

Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Задачи этапа:

- знакомство со всеми звуками и буквами русского языка;

- развитие звуко-буквенного анализа слова;

- обучение чтению;

- формирование первоначальных навыков письма.

В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе  возраста.

Занятия  на подготовительном этапе  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.

Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

На основном  этапе  включаются игры с буквами («Почини букву», «Буква потерялась»), работа с  карточками – схемами; задания на развитие мелкой моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, печатание букв, слогов и слов.

Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.  

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

недели

Тема

Содержание занятий

СЕНТЯБРЬ

1-3

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

4

Органы артикуляционного аппарата.

Речевые и неречевые звуки.

Повторение пройденного материала.

Деление слов на слоги.

ОКТЯБРЬ

1

Звук  А. Буква А

Закрепить понятие «гласный звук». Закрепить умение выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Различение понятий «звук» и «буква».

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

2

Звук У. Буква У

  • Закрепить умение выделять звук У  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.
  • Дифференциация звуков А, У по акустическим и артикуляционным признакам.
  • Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).
  • Печатание и чтение слов АУ, УА.

3

Звук И. Буква И

  • Закрепить умение выделять звук И  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.
  • Составление предложений по картинкам. Составление схем предложений (Тигр идёт. Кит плывёт. и др.).

4

Звук Ы. Буква Ы.

  • Закрепить умение выделять звук И  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.
  • Дифференциация звуков Ы, И по артикуляции и звучанию.

НОЯБРЬ

1

Звук  О. Буква О

  • Закрепить умение выделять звук О  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.
  • Чтение слогов и слов.

2

Звук  Э. Буква Э.

Закрепление гласных звуков.

  • Закрепить умение выделять звук Э  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.
  • Дифференциация звуков О, Э по артикуляции и звучанию.
  • Закрепление умения делить слова на слоги. Дать понятие «ударный слог».

3

Звуки   П-ПЬ.

Буква П

  • Закрепить умение выделять звук П  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепление понятия «согласный звук». Дифференциация понятий «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.
  • Разгадывание ребусов - печатание и чтение слогов.
  • Чтение и звуковой анализ обратных слогов АП, ОП, УП, ИП.

4

Звуки М-МЬ.

Буква М

  • Закрепить умение выделять звук М  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Дифференциация понятий «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Определение позиции звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.
  • Разгадывание ребусов - печатание и чтение слогов.
  • Чтение и звуковой анализ обратных и прямых слогов АМ, ОМ, УМ, ЭМ, ИМ, ЫМ, МА, МО, МУ, МЫ, МИ.

5

Звуки Б-БЬ.

Буква Б

Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ

  • Закрепить умение выделять звук Б  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Упражнение в чтении и звуковом анализе слогов БА, БО, БУ, БЫ, БИ.
  • Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. Чтение и анализ  односложных слов БИМ, БОМ. Закрепление понятия «слово».

  • ДЕКАБРЬ

1

Звуки Т-ТЬ.

Буква Т

  • Закрепить умение выделять звук Т  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.
  • Упражнение в чтении и звуковом анализе слогов ТЫ, АТ, ТИ.
  • Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Чтение и анализ  двусложных слов ТОМА, ТИМА.  
  • Дифференциация звуков П, Т по артикуляции и звучанию.

2

Звуки Д-ДЬ.

Буква Д.

  • Закрепить умение выделять звук Д  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.
  • Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Упражнение в печатании, чтении и звуко-слоговом анализе  слов ДЫМ, ДИМА. Определение «ударного гласного звука».  
  • Закрепить умение дифференцировать звуки Т, Д по глухости и звонкости (картинки).
  • Разгадывание ребусов - подобрать слог к картинкам.

3

Звуки Н-НЬ.

Буква Н

  • Закрепить умение выделять звук Н  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение  слова НИНА.
  • Дифференциация звуков М, Н по артикуляции и звучанию.

4

Звуки В-ВЬ.

Буква В.

  • Закрепить умение выделять звук В  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Упражнение в печатании, чтении и составлении звуковых схем слогов и слов ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВОВА, ВИНТ.
  • Закрепление умения разгадывать ребус - составлять слово по первым звукам  данных слов.

  • ЯНВАРЬ

1

  • КАНИКУЛЫ

2

Звуки Ф-ФЬ.

Буква Ф

  • Закрепить умение выделять звук Ф  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Чтение и составление схем слогов АФ, ОФ, УФ, ЫФ, ИФ, ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФИ.
  • Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

3

Звуки  К-КЬ.

Буква К.

  • Закрепить умение выделять звук К  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов АК, КА, ОК, КО, УК, КУ, ИК, КИ, КОТ, КИТ.
  • Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки.

4

Звуки Г-ГЬ.

Буква  Г

  • Закрепить умение выделять звук Г  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза слов ВАГОН, НОГИ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.
  • Упражнение в соотнесении прочитанного слога  и картинки, в названии которой он  «спрятался». Составление предложений с предложенными словами.

ФЕВРАЛЬ

1

Звуки Х-ХЬ.

Буква Х

  • Закрепить умение выделять звук Х  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов АХ, ХА, ОХ, ХО, УХ, ХУ, ИХ, ХИ, МУХА, МУХИ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.
  • Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки.
  • Дифференциация звуков К, Х по артикуляции или акустическим признакам.

2

Звук Й. Буква Й

  • Закрепить умение выделять звук Й  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения, определять позицию звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Чтение и составление схем слогов ОЙ, АЙ, МАЙ.
  • Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

3

 Буква Я

  • Познакомить с буквой Я. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Я.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Упражнение «Вставь пропущенные буквы».
  • Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Я.

4

Буква Е

  • Познакомить с буквой Е. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Е.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Упражнение «Вставь пропущенные буквы».
  • Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Е.

МАРТ

1

Звуки С-СЬ.

Буква С

  • Закрепить умение выделять звук С  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепить умение определять позицию звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Упражнение в печатании, чтении и звуковом анализе слогов и слов СА, ОС, СИ, ОСЫ, ГУСИ, СОВЫ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.
  • Упражнение «Вставь пропущенные буквы».
  • Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.

2

Звуки З-ЗЬ.

Буква З

  • Закрепить умение выделять звук З  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепить умение определять позицию звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов  ИЗ, ЗИ, ЗЫ, ЗОНТ, ЗИМА.
  • Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой З.
  • Разгадывание ребуса - составить слово по первым звукам данных слов.
  • Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.

3

Звук Ц. Буква Ц

  • Закрепить умение выделять звук Ц  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепить умение определять позицию звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Закрепить умение подбирать слоги к данной звуковой схеме.
  • Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза слов ЗАЙЦЫ, СИНИЦА.
  • Упражнение «Вставь пропущенные буквы».
  • Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.
  • Дифференциация свистящих звуков С, З, Ц по акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики».

4

Звуки Р-РЬ.

Буква Р.

  • Закрепить умение выделять звук Р  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепить умение определять позицию звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Упражнение в печатании, чтении и звуковом анализе слогов РА, РО, РУ, РЫ, АР, РИ, РЕ, РЯ.
  • Закрепление  умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов РАК, ГИРИ.
  • Упражнение «Вставь потерянные буквы».
  • Упражнение в чтении и соотнесении предложений с картинками.

5

Звуки Л-ЛЬ.

Буква Л

  • Закрепить умение выделять звук Л  из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепить умение определять позицию звука в слове, дифференцировать мягкий и твёрдый звук.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Упражнение в печатании и чтении слогов АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ИЛ, ЕЛ, ЯЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛИ, ЛЕ, ЛЯ.
  • Закрепление  умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ВОЛК, ЛИСА.
  • Упражнение «Вставь пропущенные буквы».
  • Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками.
  • Дифференциация звуков Р, Л по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики».

АПРЕЛЬ

1

Буква Ё

  • Познакомить с буквой Ё. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ё.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Упражнение «Впиши потерянные буквы».
  • Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ё.

2

Буква Ю

  • Познакомить с буквой Ю. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ю.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Упражнение «Впиши потерянные буквы».
  • Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ю.

3

Звук Ш. Буква Ш

  • Закрепить умение выделять звук Ш из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепить умение определять позицию звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Закрепить умение подбирать слоги к данной звуковой схеме.
  • Закрепление  умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ДУШ, ШУБА.
  • Разгадывание ребусов - составить слова по последним звукам данных слов и найти картинки-отгадки.
  • Упражнение «Впиши пропущенную букву».
  • Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.
  • Дифференциация звуков С, Ш по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики».

4

Звук Ж. Буква Ж

  • Закрепить умение выделять звук Ж из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепить умение определять позицию звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Закрепление  умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЖУК, ПИЖАМА.
  • Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.
  • Познакомить с правилом написания слогов ЖИ-ШИ. Упражнение в печатании слогов ШИ и ЖИ.
  • Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками.
  • Дифференциация звуков З, Ж по артикуляции и акустическим признакам - «Найди рисунки Жени и Зои».

МАЙ

1

Звук Ч. Буква Ч

  • Закрепить умение выделять звук Ч из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепить умение определять позицию звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой Ч.
  • Закрепление  умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЧАЙ, БОЧКА, ВРАЧ.
  • Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.
  • Дифференциация звуков Ть, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги тигрёнку и черепашке найти свои шарики».

2

Звук Щ. Буква Щ.

  • Закрепить умение выделять звук Щ из ряда звуков, слогов и слов.
  • Закрепить умение определять позицию звука в слове.
  • Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.
  • Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой Щ.
  • Закрепление  умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЩУКА, ЩИТ.
  • Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.
  • Дифференциация звуков Щ, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги щенку и черепашке найти свои шарики».

3

Повторение

  • Закрепление пройденного материала: разгадывание кроссворда, ребусов, составление предложений по предложенной схеме.

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Демонстрационный материал:

Картинки на развитие воздушной струи

Артикуляция звуков в графическом изображении

Звуковые дорожки

Пособие «Звуковой домик»

 «Звуковой паровозик» (позиция звука в слове)

«Весёлые звуковички» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)

Схема характеристики звука

«Волшебные домики» (слоговые домики)

Наглядный материал «Буквы»

 Алфавит

Пособие «На что похожа буква»

 Схемы предложений

Дидактические и развивающие игры:

Логопедическое лото

«Звонкий - глухой»

 Игры с прищепками «Слоги», «Слова»

Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, сухой фасолевый бассейн)

 

Методическая литература

  1. Методические рекомендации «Составление рабочих программ курсов логопедической направленности» / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
  2. Программа  коррекционно-развивающей  работы  в логопедической группе детского сада для  детей  с общим  недоразвитием речи  (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007./ Н.В. Нищева.
  3. Примерна адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР /Л. В. Лопатина.
  4. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.
  5. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т. Филичева, Г. Чиркина.
  6. Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.
  7. Успенская Л.Г. Учитесь говорить правильно.
  8. Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно.  
  9. Кочугова Н.П. Трёхсложные слова с открытыми слогами (картинный материал).
  10. Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой).
  11. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами.
  12. Жукова Н.С. Букварь.
  13. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
  14. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением  речи. Москва, 2000г.
  15. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
  16. Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
  17. Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
  18. Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
  19. Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
  20. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков  и слов»  - М.: Владос,2001
  21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
  22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
  23. Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
  24. Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
  25. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
  26. Милостивенко Л. Методические   рекомендации   по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
  27. Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.
  28. Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
  29. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
  30. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  31. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
  32. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.-  М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
  33. Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
  34. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»

Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи Подготовительная группа компенсирующей и комбинированной направленности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речиПодготовительная группа компенсирующей и комбинированной  направленности...

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР – III уровня речевого развития) Подготовительная группа....

Рабочая программа коррекционного курса "Грамматика" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционного курса "Грамматика" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...