РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ(Подготовительная группа)
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_obuchenie_gramote_2.docx58.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Принята решением                                                                                 Утверждаю:

педагогического совета                                                 Заведующий МАДОУ № 322

от _________2023г.                                                                             Мухаматгалеева К.А.                                                                      

     протокол №_______                                                               ________________                                                              «___»____________2023г.                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).

 Подготовительная группа

Составитель: учитель-логопед

Астаева Наталья Николаевна

Красноярск 2022

СОДЕРЖАНИЕ

п /п

Разделы программы

страницы

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи

3

1.2.

Принципы и подходы программы

3

1.3.

Характеристика коррекционного курса

4

1.4.

Описание места курса в содержании АОП

5

1.5.

Характеристика воспитанников группы

5

1.6.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

6

1.7.

Система оценки достижения планируемых результатов

7

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1.

Подготовительный этап обучения

8

2.2

Основной этап обучения

8

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

9

3.1

Тематическое планирование

9

3.2.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

20

3.2.1.

Демонстрационный материал

20

3.2.2.

Дидактические игры

20

3.2.3.

Методическая литература

20

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной адаптированной образовательной программой (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022). Программа основана на адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на педагогическом совете № 01 от 30.08.2023г.

  1. Цель курса – Обеспечение условий для развития речи детей с ТНР, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

  1. Обучение нормативному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики;
  2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;
  3. Развитие операций языкового анализа и синтеза.
  4. Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
  5. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
  6. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
  7. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
  1. Принципы и подходы программы.

Рабочая программа формируется на основе принципов и с учетом подходов, изложенных в адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г.

Принципы:

  • Позитивная социализация ребенка.
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
  • Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Сотрудничество Организации с семьей.
  • Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
  • Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
  • Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

Подходы:

Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.

Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях

Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.

Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.

Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.

Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.

Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.

  1. Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
  4. Формирование умения строить предложение адекватно замыслу.

  1. Описание места курса в содержании АОП.

        Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является частью программы «Коррекционно-развивающей работы». Форма организации занятий – групповые (подгрупповые), индивидуальные.

        Частота групповых (подгрупповых) занятий составляет 1 раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся с часто болеющими детьми. Продолжительность проведения – 25-30 минут (Сан Пин с.26, п.11.10). Время проведения – первая половина дня.

        Содержание курса тесно связано с содержанием курса «Развитие речи», а также с содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения. На занятиях курса «Обучение грамоте» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных на индивидуальных занятиях, а также закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».

  1. Характеристика воспитанников группы

Группу посещают 21 ребенок с тяжелыми нарушениями речи:

Девочек- 4, мальчиков-17.

 ОНР-I – 1

ОНР- II -5

ОНР- II-III -6

ОНР –III -9

Дизартрия -15

Моторная алалия -2

Моторная алалия, дизартрия -4

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

II уровень        

        Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

        Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

        Недоразвитие фонематического восприятия.

        Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

III уровень

        Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений  языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.

        Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

           Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

        Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

        Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов  в слове / предложении).

  1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

                К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка.

В плане развития просодической стороны речи:

       • владеет правильным речевым дыханием;

       • владеет мягким голосоведением, может менять высоту голоса;

       • способен удерживать заданный ритм и темп речи по подражанию учителю-логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением;

       • владеет навыками восприятия интонации, может использовать в собственной речи разную интонацию.

В плане коррекции произносительной стороны речи:

       • активно владеет речевым аппаратом;

       • сформированы правильные уклады свистящих, шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков;

• поставленные звуки автоматизированы в свободной речевой и игровой деятельности;

• умеет дифференцировать звуки по участию голоса (С-З), по твёрдости-мягкости (Л-Ль), по месту образования (З-Ж).

В плане работы над слоговой структурой слова:

       • умеет различать на слух длинные и короткие слова;

       • умеет запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;

       • усвоил и использует в речи слова различной звуко-слоговой структуры;

       • владеет слоговым анализом и синтезом слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов (динозавр, температура), может составить слоговую схему слова.

В плане овладения элементарными навыками чтения и письма:

       • умеет различать на слух гласные и согласные звуки;

       • умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);

       • умеет выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;

       • умеет выделять ударный звук в слове;

 • знает буквы, умеет преобразовывать прямые и обратные слоги (СА-АС), одно и двусложные слова (ЛАК-ЛУК, НОГА-РОГА);

       • владеет звуковым анализом и синтезом одно и двусложных слов (РАК, ЛИПА);

       • умеет составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов, может составить графическую схему предложения;

 • умеет печатать буквы, слоги и слова.

Обозначенные в Программе ДО возрастные ориентиры имеют условный характер, что предполагает широкий диапазон для достижения ребёнком планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
  • итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        Обучение грамоте - это сложный процесс, который  рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:

  • подготовительный этап (старшая группа)
  • основной этап (подготовительная группа)

2.1. Подготовительный этап обучения

Цель этапа:  подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Задачи этапа:

- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы);

- развитие  элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука; определение места звука в слове).

 

2.2. Основной этап  обучения

Цель этапа- формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Задачи этапа:

- знакомство со всеми звуками и буквами русского языка;

- развитие звуко-буквенного анализа слова;

- обучение чтению;

- формирование первоначальных навыков письма.

В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе  возраста.

Занятия  на подготовительном этапе  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.

Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

На основном  этапе  включаются игры с буквами («Наладь букву», «Буква потерялась», ребусы), работа с  карточками – схемами; задания на развитие мелкой моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, печатание букв, слогов и слов.

Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.  

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

3.1. Тематическое планирование

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

недели

Тема

Содержание занятий

СЕНТЯБРЬ

1-3

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

4

Органы артикуляционного аппарата.

Речевые и неречевые звуки.

Повторение пройденного материала.

Деление слов на слоги.

ОКТЯБРЬ

1

Звук  А. Буква А

Закрепить понятие«гласный звук». Закрепить умение выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Определение позиции звука в слове. Различение понятий «звук» и «буква».

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

2

Звук У. Буква У

Закрепить умение выделять звук У  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

Дифференциация звуков А, У по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение  наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Печатание и чтение слов АУ, УА.

3

Звук И. Буква И

Закрепить умение выделять звук И  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

Составление предложений по картинкам. Составление схем предложений (Тигр идёт. Кит плывёт. и др.).

4

Звук Ы. Буква Ы.

Закрепить умение выделять звук И  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

Дифференциация звуков Ы, И по артикуляции и звучанию.

НОЯБРЬ

1

Звук  О. Буква О

Закрепить умение выделять звук О  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

Чтение слогов и слов.

2

Звук  Э. Буква Э.

Закрепление гласных звуков.

Закрепить умение выделять звук Э  из ряда звуков, слогов и слов.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

Дифференциация звуков О, Э по артикуляции и звучанию.

Закрепление умения делить слова на слоги. Дать понятие «ударный слог».

3

Звуки   П-ПЬ.

Буква П

Закрепить умение выделять звук П  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепление понятия «согласный звук». Дифференциация понятий «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

Разгадывание ребусов - печатание и чтение слогов.

Чтение и звуковой анализ обратных слогов АП, ОП, УП, ИП.

4

Звуки М-МЬ.

Буква М

Закрепить умение выделять звук М  из ряда звуков, слогов и слов.

Дифференциация понятий «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

Разгадывание ребусов - печатание и чтение слогов.

Чтение и звуковой анализ обратных и прямых слогов АМ, ОМ, УМ, ЭМ, ИМ, ЫМ, МА, МО, МУ, МЫ, МИ.

ДЕКАБРЬ

1

Звуки Б-БЬ.

Буква Б

Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ

Закрепить умение выделять звук Б  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Упражнение в чтении и звуковом анализе слогов БА, БО, БУ, БЫ, БИ.

Печатание буквы. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. Чтение и анализ  односложных слов БИМ, БОМ. Закрепление понятия «слово».

2

Звуки Т-ТЬ.

Буква Т

Закрепить умение выделять звук Т  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

Упражнение в чтении и звуковом анализе слогов ТЫ, АТ, ТИ.

Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Чтение и анализ  двусложных слов ТОМА, ТИМА.  

Дифференциация звуков П, Т по артикуляции и звучанию.

3

Звуки Д-ДЬ.

Буква Д.

Закрепить умение выделять звук Д  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков.

Закрепить умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости. Упражнение в печатании, чтении и звуко-слоговом анализе  слов ДЫМ, ДИМА. Определение «ударного гласного звука».

Закрепить умение дифференцировать звукиТ, Д по глухости и звонкости (картинки).

Разгадывание ребусов - подобрать слог к картинкам.

4

Звуки Н-НЬ.

Буква Н

Закрепить умение выделять звук Н  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение  слова НИНА.

Дифференциация звуков М, Н по артикуляции и звучанию.

5

Звуки В-ВЬ.

Буква В.

Закрепить умение выделять звук В  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании, чтении и составлении звуковых схем слогов и слов ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВОВА, ВИНТ.

Закрепление умения разгадывать ребус - составлять слово по первым звукам  данных слов.

ЯНВАРЬ

1

КАНИКУЛЫ

2

Звуки Ф-ФЬ.

Буква Ф

Закрепить умение выделять звук Ф  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Чтение и составление схем слогов АФ, ОФ, УФ, ЫФ, ИФ, ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФИ.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

3

Звуки  К-КЬ.

Буква К.

Закрепить умение выделять звук К  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов АК, КА, ОК, КО, УК, КУ, ИК, КИ, КОТ, КИТ.

Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки.

4

Звуки Г-ГЬ.

Буква  Г

Закрепить умение выделять звук Г  из ряда звуков, слогов и слов.

Определение позиции звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза слов ВАГОН, НОГИ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.

Упражнение в соотнесении прочитанного слога  и картинки, в названии которой он  «спрятался». Составление предложений с предложенными словами.

ФЕВРАЛЬ

1

Звуки Х-ХЬ.

Буква Х

Закрепить умение выделять звук Х  из ряда звуков, слогов и слов.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов АХ, ХА, ОХ, ХО, УХ, ХУ, ИХ, ХИ, МУХА, МУХИ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.

Упражнение в соотнесении печатного слова и картинки.

Дифференциация звуков К, Х по артикуляции или акустическим признакам.

2

Звук Й. Буква Й

Закрепить умение выделять звук Й  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения, определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Чтение и составление схем слогов ОЙ, АЙ, МАЙ.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

3

 Буква Я

Познакомить с буквой Я. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Я.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Я.

4

Буква Е

Познакомить с буквой Е. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Е.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Е.

МАРТ

1

Звуки С-СЬ.

Буква С

Закрепить умение выделять звук С  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании, чтении и звуковом анализе слогов и слов СА, ОС, СИ, ОСЫ, ГУСИ, СОВЫ. Закрепление умения делить слова на слоги, ставить знак ударения.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.

2

Звуки З-ЗЬ.

Буква З

Закрепить умение выделять звук З  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов  ИЗ, ЗИ, ЗЫ, ЗОНТ, ЗИМА.

Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой З.

Разгадывание ребуса - составить слово по первым звукам данных слов.

Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.

3

Звук Ц. Буква Ц

Закрепить умение выделять звук Ц  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Закрепить умение подбирать слоги к данной звуковой схеме.

Закрепление  звуко-буквенного анализа и синтеза слов ЗАЙЦЫ, СИНИЦА.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.

Дифференциация свистящих звуков С, З, Ц по акустическим признакам -«Помоги пассажирам найти свои вагончики».

4

Звуки Р-РЬ.

Буква Р.

Закрепить умение выделять звук Р  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании, чтении и звуковом анализе слогов РА, РО, РУ, РЫ, АР, РИ, РЕ, РЯ.

Закрепление  умение выполнять звуко-буквенныйанализ и синтез слов РАК, ГИРИ.

Упражнение «Вставь потерянные буквы».

Упражнение в чтении и соотнесении предложений с картинками.

5

Звуки Л-ЛЬ.

Буква Л

Закрепить умение выделять звук Л  из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове, дифференцировать мягкий и твёрдый звук.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании и чтении слогов АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ИЛ, ЕЛ, ЯЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛИ, ЛЕ, ЛЯ.

Закрепление  умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез словВОЛК, ЛИСА.

Упражнение «Вставь пропущенные буквы».

Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками.

Дифференциация звуков Р, Л по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики».

АПРЕЛЬ

1

Буква Ё

Познакомить с буквой Ё. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ё.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение «Впиши потерянные буквы».

Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ё.

2

Буква Ю

Познакомить с буквой Ю. Смягчение согласных, стоящих перед буквой Ю.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение «Впиши потерянные буквы».

Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Ю.

3

Звук Ш. Буква Ш

Закрепить умение выделять звук Ш из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Закрепить умение подбирать слоги к данной звуковой схеме.

Закрепление  умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ДУШ, ШУБА.

Разгадывание ребусов - составить слова по последним звукам данных слов и найти картинки-отгадки.

Упражнение «Впиши пропущенную букву».

Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.

Дифференциация звуков С, Ш по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги пассажирам найти свои вагончики».

4

Звук Ж. Буква Ж

Закрепить умение выделять звук Ж из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Закрепление  умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЖУК, ПИЖАМА.

Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.

Познакомить с правилом написания слогов ЖИ-ШИ. Упражнение в печатании слогов ШИ и ЖИ.

Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками.

Дифференциация звуков З, Ж по артикуляции и акустическим признакам - «Найди рисунки Жени и Зои».

МАЙ

1

Звук Ч. Буква Ч

Закрепить умение выделять звук Ч из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой Ч.

Закрепление  умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЧАЙ, БОЧКА, ВРАЧ.

Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.

Дифференциация звуков Ть, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги тигрёнку и черепашке найти свои шарики».

2

Звук Щ.Буква Щ.

Закрепить умение выделять звук Щ из ряда звуков, слогов и слов.

Закрепить умение определять позицию звука в слове.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании и чтении слогов с буквой Щ.

Закрепление  умения выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов ЩУКА, ЩИТ.

Упражнение в чтении и соотнесении слов и предложений с картинками.

Дифференциация звуков Щ, Ч по артикуляции и акустическим признакам - «Помоги щенку и черепашке найти свои шарики».

3

Мягкий знак.

Познакомить с буквой Ь и функцией смягчения и разделения.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов КОНЬ, ГУСЬ, ПАЛЬТО. Сравнение количества звуков и букв в каждом слове.

Упражнение в чтении и соотнесении слов с картинками.

Упражнение в чтении слогов и слов с разделительным Ь.

4

Твердый знак.

Познакомить с буквой Ъ и функцией разделения.

Печатание буквы. Закрепление графо-моторных навыков. Закрепление оптико-пространственного образа буквы.

Упражнение в печатании, чтении и сравнении слов СЕЛ - СЪЕЛ; СЪЕЛ - СЪЕЛА.

Дифференциация Ь и Ъ - вставь пропущенные буквы и прочитай слова.

5

Повторение

Закрепление пройденного материала: разгадывание кроссворда, ребусов, составление предложений по предложенной схеме.

3.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

3.2.1.Демонстрационный материал:

Картинки на развитие воздушной струи

Артикуляция звуков в графическом изображении

Звуковые дорожки

Пособие «Звуковой домик»

 «Звуковой паровозик» (позиция звука в слове)

«Весёлые звуковички» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)

Схема характеристики звука

«Волшебные домики» (слоговые домики)

Наглядный материал «Буквы»

Панно «Разрезная азбука»

Алфавит

Пособие «На что похожа буква»

Пособие «Лифт» (для чтения слогов)

Схемы предложений

3.2.2. Дидактические и развивающие игры:

Логопедическое лото

«Звонкий – глухой»

Магнитные кубики «Я сам читаю»

Игры с прищепками «Слоги», «Слова»

Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, сухой фасолевый бассейн)

3.2.3.Методическая литература

1. Методические рекомендации «Составление рабочих программ курсов логопедической направленности» / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.

  1. Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для  детей  с общим  недоразвитием речи  (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007./ Н.В. Нищева.
  2. Примерна адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР /Л. В. Лопатина.
  3. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.
  4. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т. Филичева, Г. Чиркина.
  5. Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.
  6. Успенская Л.Г. Учитесь говорить правильно.
  7. Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно.  
  8. Кочугова Н.П. Трёхсложные слова с открытыми слогами (картинный материал).
  9. Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой).
  10. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами.
  11. Жукова Н.С. Букварь.
  12. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
  13. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением  речи. Москва, 2000г.
  14. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
  15. Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
  16. Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
  17. Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
  18. Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
  19. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков  и слов»  - М.: Владос,2001
  20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
  21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
  22. Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
  23. Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
  24. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
  25. Милостивенко Л. Методические   рекомендации   по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
  26. Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.
  27. Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
  28. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
  29. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  30. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
  31. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.-  М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
  32. Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
  33. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
  34. Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом. М., 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и предназначена для работы в средней группе для детей с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа в группе «Непоседы» для детей с задержкой в психическом развитии».

Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной ...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа в группе «Непоседы» для детей с задержкой в психическом развитии».

Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной ...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет»

Рабочая программа учителя-логопеда Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» разработана в соответствии ...

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" (средняя группа)

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня....

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение"(старшая группа)

Развитие фонетико-фонематической системы языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников старшей группы с общим недоразвитием речи II - III уровня....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с ОНР с 5-6 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКоррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с ОНР с 5-6 летразработана на основе ООП МКДОУ «д/с № 15»  и с учетом «Комплек...