Профилактика письменной речи
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Квачева Светлана Викторовна

Коррекция дисграфий наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_pismennoy_rechi.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квачева Светлана Викторовна, учитель-логопед МАДОУ ЦРР детский сад № 188 Развитие фонематического восприятия для профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых острых для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Слайд 3

• Совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи ); • Формирование правильного произношения звуков ; • Развитие навыков звукового анализа и синтеза; Основные задачи подготовки дошкольников к обучению грамоте:

Слайд 4

Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Слайд 5

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (слухового восприятия, слуховых дифференцировок, пространственных представлений). 2. Развитие координации взаимодействия анализаторов и сукцессивных функций (слуходвигательных и слухозрительных связей, способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность действий или символов). 3. Развитие психических процессов (зрительного и слухового внимания, памяти). 4. Формирование навыков планирования, контроля и коррекции собственных действий; воспитание у детей мотивации на приобретение знаний. 5. Развитие речи и формирование навыков целенаправленного анализа и синтеза языковых единиц. Направления работы:

Слайд 6

1. Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. 3. Различение близких по звуковому составу слов. 4. Дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем. Ступени формирования фонематического восприятия :

Слайд 7

Развитие восприятия неречевых звуков. Работа начинается с привлечения внимания детей к звукам окружающего мира: машина поехала, собака лает, дождь капает и т. д. Все звуки отличаются друг от друга по определенным признакам – по высоте, силе (или громкости) и длительности звучания. Поэтому мы учимся с детьми различать любые имеющиеся в природе звуки по названным выше признакам, тем самым, в значительной степени, подготавливая их слух к различению по этим же характеристикам и звуков в потоке речи.

Слайд 8

Развитие речевого слуха На занятиях учим детей различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации, например, сравнить, как говорит лиса в сказках “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и козел”, “Снегурочка и лиса”. Развитию речевого слуха способствует и выразительное чтение художественных произведений взрослыми. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремятся при пересказе подражать голосам героев. Развивает речевой слух прослушивание магнитофонных записей сказок, рассказов, стихов, прочитанных мастерами художественного слова.

Слайд 9

В данный период проводятся упражнения для развития фонематического восприятия: дети учатся слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Эти упражнения готовят детей к умению выделять ударный гласный в начале слова, запоминать и воспроизводить сочетания из двух-трех гласных, определять количество произнесенных звуков и их последовательность. Различение близких по звуковому составу слов Дидактическая игра “ Лишнее слово”. Основной этап

Слайд 11

Дидактическая игра “Телефон ” Дифференциация слогов

Слайд 13

Дидактическая игра «Веселое путешествие» Дифференциация звуков

Слайд 15

Дидактическая игра «Цепочка слов» Развитие элементарного звукового анализа

Слайд 17

Дидактическая игра «На ракете»

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...

Презентация "Профилактика письменной речи у дошкольников с ТНР"

В современном мире все актуальней становится вопрос о предупреждении нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста c ТНР. В связи с этим хочется наглядным путем показать важность коррекционны...

Раннее обучение чтению как один из приёмов профилактики письменной речи.

В статье раскрываются причины развития у детей экспрессивной алалии....

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...