«Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями».
учебно-методический материал по развитию речи
Что такое диалог, диалогическая речь? Часто, наблюдая за игровой деятельностью детей с речевыми нарушениями, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У детей нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о своём, не слышит партнёра, и не отвечает на его высказывания. Поэтому участие в диалоге требует от детей сложных диалогических умений… Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_da_net.docx | 489.45 КБ |
Предварительный просмотр:
- Доброе утро, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим немного пообщаться с вами. Для этого просим вас на время включить свои микрофоны! Спасибо!
(Слайд №1)
- Хотим мы с вами поиграть:
Сейчас начнем стихи читать,
Хором дайте нам ответ
Или ДА, или НЕТ!
- Рано утром я проснусь и сделаю зарядку. (Да!)
- А затем в кровать пойду и усну там сладко. (Нет!)
- А! Я завтракать пойду, даже не умоюсь. (Нет!)
- Сначала в ванную пойду себя в порядок приведу. (Да!)
- А на завтрак у меня вкусные конфеты. (Нет!)
- Ну, тогда сейчас я съем все жирные котлеты. (Нет!)
- Тогда кашку я сварила, вкусный чай я заварила. (Да!)
- Я всё съем и убегу, за собой не приберу. (Нет!)
- На работу я приду, заниматься там начну. (Да)!
- Дети все мне надоели, занимаюсь еле-еле! (Нет!)
- Но тогда мы ставим звуки, методично, по науке! (Да!)
- А потом их вводим в речь, чтобы пользу в том извлечь! (Да!)
- Вечером домой бегом, -40 за окном. (Да!)
- Ужин мужа похвалю и добавки попрошу. (Да!)
- Потом в компьютер я войду, целый вечер просижу. (Да!)
- Потом постельку постелю и сладко-сладко я усну! (Да!)
-Вот и славно поиграли.
Вы все верно отвечали.
Знаете правильный ответ,
Когда ДА, а когда НЕТ.!
- Было очень приятно вести с вами диалог, а теперь, пожалуйста, отключите микрофоны!
(Слайд №2)
Тема нашего сообщения сегодня: Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями»
(Слайд №3)
Что такое диалог, диалогическая речь?
(Слайд №4)
Часто, наблюдая за игровой деятельностью детей с речевыми нарушениями, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У детей нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о своём, не слышит партнёра, и не отвечает на его высказывания.
Поэтому участие в диалоге требует от детей сложных диалогических умений…
(Слайд №5)
Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Именно поэтому беседы и разговоры педагога с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия.
Большое значение имеет чтение литературных произведений.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:- любую игру (подвижную, сюжетно-ролевую, словесную дидактическую, театрализованные игры). Народная педагогика создала множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов.
Подвижные игры с текстом зачастую содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров.
Сюжетно-ролевая игра, способствуют формированию и закреплению диалогических умений детей. Чем выше уровень игрового творчества детей в игре, тем богаче и разнообразнее их диалог.
Дидактические, словесные игры или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при организации игр внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
(Слайд №6) Из опыта работы.
Игры с готовыми текстами – диалогами (с прищепками) «Ёжик»
Ёжик (игры на прищепках)
Ёжик, ёжик как дела?
Я тебя давно ждала.
Ёжик, ёжик где живёшь?
Где колючками оброс?
Из какого леса к нам
Прибежал колючий шар?
Я живу в лесу дремучем,
Дом мой — под сосной пахучей,
Дружно в доме мы живём,Сосчитай скорей нас в нём.
«Белка и зайка»
Белку спрашивает зайка:
— Чем займёшься ты, хозяйка?
— Запасу орешки впрок,
Буду щёлкать «цок-цок-цок!»
Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
Ласточка, ласточка, За морем бывала,
Милая касаточка! Весну добывала!
Где ты была, Несу – несу
С чем ты пришла? Весну – Красну!
Стихотворение – диалог «Ну, весна, как дела?»
:
- Ну, весна, как дела! ? - У меня уборка!
- Для чего тебе метла? - Снег мести с пригорка!
- Для чего тебе ручьи? - Мусор смыть с дорожек!
- Для чего тебе лучи! - Для уборки тоже!
Всё промою, просушу! Вас на праздник приглашу!!!
Составить диалог- знакомство между медвежатами по плану:
- Привет!
- Я бурый медвежонок! А ты?
- Я живу в лесу! А ты?
- Я ем малину! А ты?
- Я люблю лазать по деревьям! А ты?
- Зимой я сплю в берлоге! А ты?
(Слайд №10)
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Через игры-драматизации –закрепляются и формируются диалогические умения у детей. Ролевые диалоги и выразительные движения организуют структуру детских высказываний, делают речь ребёнка более динамичной.
Видеоролик «Ёжик и белочки»
Мультфильм «Мешок знаний»
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка дошкольника и потому занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Несформированность диалогической речи отрицательно влияет на способность детей к обучению, а также полноценной социальной адаптации. Таким образом, включение игр, способствующих повышению коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями, в логопедическую и воспитательную работу создает достаточный уровень готовности к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
Данная статья является обобщением личного педагогического опыта....
Развитие диалогической речи дошкольников с речевыми нарушениями
В предлагаемой консультации кратко рассказывается о важности развития диалогической речи ребёнка старшего возраста. А также предлагается ряд игр, способствующих развитию и формированию это...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"
Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов...
Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»
На современном этапе возникла потребность в использовании более эффективных технологий работы с дошкольниками для их всестороннего развития. Данная статья адресована педагогам интересующихся...
Выступление и презентация по теме "Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры и приемы".
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важн...
Развитие диалогической речи детей с нарушением речи.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе р...
Презентация на тему "«Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями».
Игры и упражнения для развития диалогической речи у дошкольников....