Развитие диалогической речи детей с нарушением речи.
материал по логопедии (старшая группа)
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие диалогической речи | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями.
Учитель-логопед:
А.С. Черемохова
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Часто, наблюдая за игровой деятельностью детей с общим недоразвитием речи, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У детей нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о своём, не слышит партнёра, и не отвечает на его высказывания. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ОНР фактически лишены возможности словесной коммуникации. В ситуации неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами общения. Для большинства детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерна внеситуативно — познавательная форма общения, остальные дети прибегают к ещё более элементарной – ситуативно-деловой форме. Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно — личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста. В тех случаях, когда речевой контакт между ребёнком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Сюжетно-ролевую игру можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить тот факт, что в диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания. [1, с.51] Как правило, ситуации общения в реальной жизни строятся по следующим шаблонам. Когда мы приходим в аптеку, магазин, кафе и т.д., мы здороваемся и слышим в ответ приветствие. В младшем возрасте стоит начинать обучение построению диалога с первого шаблона: «ПРИВЕТСТВИЕ» - «ПРИВЕТСТВИЕ». Для детей старшего возраста в эту схему вводятся усложнения, можно поприветствовать собеседника и задать интересующий вопрос ему и услышать в ответ приветствие. ответ на заданный вопрос. В данном случае схема будет выглядеть так: «ПРИВЕТСТВИЕ, ВОПРОС» - «ПРИВЕТСТВИЕ, ОТВЕТ» или «ПРИВЕТСТВИЕ, ПРОСЬБА» -«ПРИВЕТСТВИЕ, ОТВЕТ». В учреждении дошкольного образования чаще всего происходят ситуации общения во время сюжетно-ролевых игр, типа: семья, магазин, кафе, больница, автозаправка, аптека, школа и т.д. То есть, это те виды игр, которые направлены на коммуникацию. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Именно поэтому беседы и разговоры педагога с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, каждодневного речевого взаимодействия. В совместном с взрослым рассказывании используется следующий приём: взрослый начинает предложение, а ребёнок его завершает. Получается своеобразный диалог. К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:- любую игру (дидактическую, сюжетно-ролевую, подвижную, игру-драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;- передачу литературных текстов по ролям. Народная педагогика создала множество потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов. Подвижные игры с текстом зачастую содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. К таким играм можно отнести такие, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали — покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками: - Ориентировка на партнёра, необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза. Это игры типа «Угадай по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?» (внимательно рассмотреть и запомнить внешность партнёра и угадать, какие изменения в своём облике он произвёл). Целью создания ориентировки на партнёра служат разнообразные хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держатся за руки. Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнёра и готовность вовремя быстро ответить ему. Здесь можно вспомнить такую игру как «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме…» партнёр должен откликнуться до окончания счёта «раз, два, три».- Поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы приветствия и прощания. Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при организации игр внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. В дидактике известно несколько таких основных типов настольных дидактических игр. Это - лото, домино, лабиринты, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих партнёров.[2, с.214] Велика роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры. Потом дети, чаще всего, начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: слива – это фрукт? Брокколи – это овощ? Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками, имеют также словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2-3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнёра, задавать ему разные вопросы, давать поручения либо указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнёра, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очерёдность, отвечать на высказывания собеседника. В процессе организации словесных дидактических игр парами, обучающими моментами являются осознание игровых правил как правил общения, а также обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами. Для этого хорошо подходят, например, задания с разрезными картинками, на составление рассказа по серии картин или по условным схемам, игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в кругу с мячом «Закончи предложение». Очень хорошо использовать на занятии игру типа «Отгадай предмет, который я загадала»: один ребёнок загадывает предмет (кладёт фишку под одну из выставленных картинок), а остальные дети пытаются отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» либо «нет». Например, на стенде картинки с изображением часов (часы механические и электронные; настенные, настольные, наручные; песочные, будильник и т.п.). Дети отгадывают предмет, задавая вопросы типа: это часы электронные? У этих часов есть гири? Они стоят на полу? По этому же типу можно строить игры, в которых материалом являются разнообразные игрушки, предметы одежды, мебели, посуды, сюжетные картинки.
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений у детей. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний, делает речь ребёнка более динамичной.[3, с.40] При этом тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни учреждения дошкольного образования и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, герои сказок и мультфильмов, овощи и фрукты, предметы мебели и интерьера т.д. Эффективным методом развития диалогической речи является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений детей. Чем выше уровень игрового творчества детей в игре, тем богаче и разнообразнее их диалог. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию и самой игры.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка дошкольника и потому занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Несформированность диалогической речи отрицательно влияет на способность детей к обучению, а также полноценной социальной адаптации. Таким образом, включение игр, способствующих повышению коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями, в логопедическую работу создает достаточный уровень готовности к школьному обучению.
Приложение
Игра «Продолжи разговор». Прочитать разговор в двух лицах, продолжить его: — Рита, что ты делаешь? — Я рисую. – Что ты рисуешь? -…… -….и т. д.
Игра «Увидел-показал-назвал, назвал-увидел-показал» С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику изображаемых предметов (самолет пашет?, магнитофон прыгает?, утюг поет? и т д.).
Игра «Магазин» Один ребенок - «продавец», остальные – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы, в соответствии с выбранным отделом: продукты, хозяйственные товары, канцелярские товары, строительные материалы. Покупатель, не показывая на предмет, который хотел купить, описывает его, рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать. Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
Игра «Путешествие Буратино». Детям демонстрируется кукла Буратино, которая любит путешествовать. Буратино расскажет, где и когда он побывал и что видел. Задача детей заключается в том, чтобы отгадать, в каких помещениях детского сада побывал Буратино и когда это было (зимой, летом, утром, вечером). Например, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытирают их; Буратино был в саду в то время, когда дети на улице лепят снеговиков и т.д.
Игра «Три медведя». Детям предлагается совместно с логопедом рассказать сказку. Сначала уточняется, помнят ли дети сказку «Три медведя. Задаются вопросы: «Как начинается сказка?», «Куда попала Машенька?», «Что она увидела в первой комнате?». Далее логопед начинает фразы из сказки, а дети заканчивают их. По ходу рассказывания логопед обращается к каждому ребенку, чтобы в игре были задействованы все дети.
Игра «Да и нет». Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда. Ход игры Предметы раскладываются на столе. Логопед говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?». Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы. - Этот предмет нужен в хозяйстве? — Его едят? - Его надевают на тело? - Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с …? — Он круглый? Он коричневый? И т.п. Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета — к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку. «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы». Вариант игры. Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.
Игра «Так бывает или нет?» («Небылицы») Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места. Ход игры: Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает. — Вначале несколько небылиц разыгрывает логопед. Например: «Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься. Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно. У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье». Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.
Игра «Знатоки» Цель: Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе. Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки. Ход игры: Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные: назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т.п.; покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность; расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п. Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать)… ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание. Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города. Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д.
Игра «Снежный ком». Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего. На этапе обобщения на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления.
Игра «Почему? А потому!» Игру начинает логопед, потом ее продолжают дети. Логопед задает «каверзные» вопросы. Например: «Почему собака лает?», «Почему кошка часто умывается?». За самый правдоподобный и доказательный ответ ребенок получает фишку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арутанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. [текст] - М.: Мозаика. Синтез, 2009.- 312с.
- Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. [текст] - М., 2008. – 258с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [текст] - М., 2006. – 370с.
- Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. [текст] - М., 2011. – 48с.
- Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. [текст] // Дефектология - 2010. - №4
- Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. — 2001. — №5. — С.51-61.
- Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. — М.: Просвещение, 2003. — 246 с.
- Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: Спецкурс / Автор-составитель О.С. Ушакова. — М.: Профессиональное образование, 1994. — 63 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...
Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...
Выступление и презентация по теме "Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры и приемы".
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важн...
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.
Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....
Программа по развитию диалогической речи у детей нарушением слуха.
Программа ориентирована на детей с нарушением слуха дошкольного возраста (5-7 лет) посещающих разновозрастную группу компенсирующей направленности в дошкольном о...
«Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями».
Что такое диалог, диалогическая речь? Часто, наблюдая за игровой деятельностью детей с речевыми нарушениями, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверст...
Презентация на тему "«Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями».
Игры и упражнения для развития диалогической речи у дошкольников....