Волкова Н.А. Цветы. Пальчиковые игры.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Цветы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Пальчиковые игры. Тема «Цветы».
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
“Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.
Василий Александрович Сухомлинский
Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики, инсценировка стихов, историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры и упражнения помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; развить внимание, терпение. Пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, творческие способности; учат детей управлять своим телом. Пальчиковые игры – это радость взаимопонимания без слов; возможность несловесного общения.
Задачи.
- Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
- Развивать силу и гибкость пальцев детей.
- Увеличить подвижность пальцев детей.
- Формировать умение детей управлять своими движениями.
Этапы разучивания игр.
- Взрослый показывает игру детям.
- Взрослый проговаривает текст, и вместе с детьми выполняет движения.
- Взрослый произносит текст, дети выполняют движения.
- Дети произносят текст и самостоятельно выполняет движения.
Правила проведения пальчиковой гимнастики.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе.
- Во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов.
- При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
- Выполнив упражнения, следует расслабить кисти рук, встряхнув ими.
Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день.
Пальчиковая игра «Цветы».
Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к цветам. Обогащать речь детей глаголами.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, цветы изображаем Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст, выделяя голосом глаголы, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
Вот перед нами бутон, Таит секреты он. | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. | |
Из бутона раскрываются цветы Необычной красоты. | Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней. | |
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. | Шевелим пальчиками, лепестками цветка. | |
Влево – вправо, Влево – вправо. | Наклоняем цветочек в разные стороны. | |
Закрываются цветы Необычной красоты. | Закрываем цветок, прижимая пальчики друг к другу. | |
Засыпают все цветы, Ночью спать они должны. | Наклоним голову, положим ладошку под щёку, спим. |
— Очаровательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, цветы изображали.
Пальчиковая игра «Комнатные цветы».
Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия комнатных растений.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, комнатные цветы изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия комнатных цветов.
Комнатные цветы | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. | |
необычной красоты! | Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней. | |
В комнатах у нас растут, | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. | |
Аспарагус, каланхоэ, фиалка, герань, алоэ. | Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия комнатных цветов). | |
И цветут, цветут, цветут. | Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней. Шевелим пальчиками, лепестками цветка. | |
Бальзамин, бегония, фиалка, роза, пеларгония. | Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия комнатных цветов). | |
Комнатные нежные цветы, | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. | |
Лето посреди зимы. | Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней. |
— Прекрасно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, комнатные цветы назвали.
Пальчиковая игра «Садовые цветы».
Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей прилагательными и существительными, обозначающими названия садовых цветов.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, садовые цветы изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия садовых цветов.
Есть у нас цветочный сад, | Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. | |
там волшебный аромат. | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. | |
На клумбах садовые цветы, необычной красоты. | Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней. | |
Ароматные лилии, нежные тюльпаны, чудесные розы, пышные флоксы, весенние шафраны. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают словосочетания). | |
Высокие гладиолусы, садовые гвоздики, великолепные астры, бархатистые бархатцы, незаметные ноготки. | Поочерёдно, начиная с мизинца, с мизинца загибаем пальцы на левой руке. (Дети проговаривают словосочетания). | |
Из цветов составляют букеты, подбирая цветок за цветком. | Скрещиваем руки в запястьях, растопыриваем пальцы обеих рук. | |
И душистое свежее лето букеты приносят в наш дом. | Шевелим пальчиками обеих рук. |
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, садовые цветы назвали.
Самомассаж пальцев рук «Цветочек».
Задачи. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями.
Игра.
— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).
Самомассаж здоровье укрепляет,
Жизненную силу повышает.
— Дети, мы разучим стихотворение Веры Шуграевой «Цветочек» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем,
от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
Текст | Движения | |
Левой рукой массаж правой руки. | ||
В горшочек посажу росток, | Большой палец. | |
Поставлю на окне. | Указательный палец. | |
Скорей, росток, | Средний палец. | |
Раскрой цветок – | Безымянный палец. | |
Он очень нужен мне. | Мизинец. | |
Правой рукой массаж левой руки. | ||
Промчатся ветры за окном | Мизинец. | |
Со снежною зимой, | Безымянный палец. | |
Но будет выше | Средний палец. | |
С каждым днём | Указательный палец. | |
Расти цветочек мой… | Большой палец. |
— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, стихотворение запоминали.
Пальчиковая игра «Луговые цветы».
Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук. Обогащать речь детей прилагательными и существительными, обозначающими названия луговых цветов.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, луговые цветы изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия луговых цветов.
Как красива наша Земля! Раскинулись вширь луга и поля. | Плавные волнообразные движения рук вверх и вниз. | |||
Здесь растут луговые цветы, | Соединяем руки перед собой, сложив ладошка к ладошке, пальцы к пальцам. | |||
Необычной красоты. | Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней. | |||
Солнце цветы пригревает, | Сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и разжимаем. | |||
Дождик цветы поливает. | Шевелим пальчиками обеих рук. | |||
Синие васильки, белые ромашки, красный клевер, жёлтые лютики, белые кашки. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают словосочетания). | |||
жёлтые мать-и-мачехи, белые нивяники, розовые гвоздики, жёлтые одуванчики, синие колокольчики. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке. (Дети проговаривают словосочетания). | |||
Как красива наша Земля! Цветы украшают луга и поля! | Плавные волнообразные движения рук вверх и вниз. | |||
В них пчёлы находят целительный дар, | Указательным пальцем правой руки рисуем круг на ладони левой руки. | |||
И бабочки пьют из них сладкий нектар. | Указательным пальцем левой руки рисуем круг на ладони правой руки. | |||
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, Не надо букеты из них составлять… | Погрозим указательным пальцем правой руки, затем указательным пальцем левой руки |
| ||
Завянут букеты… Погибнут цветы… | Соединить тыльные стороны ладоней. Шевелим пальчиками | |||
И больше не будет такой красоты! | Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней. |
Пальчиковая игра «Лесные цветы».
Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей прилагательными и существительными, обозначающими названия лесных цветов.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, лесные цветы изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия лесных цветов.
В лес гулять вас приглашаю, | «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке. | |
Лесные цветы показать обещаю. | Раскрытые ладони, соединить указательные и большие пальцы обеих рук. | |
Лесные цветы растут в тени, | Соединяем пальцы правой и левой руки. | |
Неприхотливые они. | Покажем ладони обеих рук. Покачаем ладони вправо-влево | |
Белые подснежники, нежные ландыши, незаметная кислица, лесные фиалки, голубые незабудки. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают словосочетания). | |
Лесной марьянник, сладкая медуница, чудесный кипрей, розовая хохлатка, волшебная сон-трава. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке. (Дети проговаривают словосочетания). | |
Лесные цветы украшают леса, Таятся в цветах чудеса. | Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней. Шевелим пальчиками. | |
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, Не надо букеты из них составлять… | Погрозим указательным пальцем правой руки, затем указательным пальцем левой руки |
|
Завянут букеты… Погибнут цветы… | Соединить тыльные стороны ладоней. Шевелим пальчиками | |
И больше не будет такой красоты! | Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней. |
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, о лесных цветах рассказали.
Самомассаж пальцев рук «Колокольчики».
Задачи. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Обогащать словарь детей прилагательными.
Игра.
— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).
Самомассаж здоровье укрепляет,
Жизненную силу повышает.
— Дети, мы разучим стихотворение Алексея Толстого «Колокольчики» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.
Педагог читает текст, выделяя голосом прилагательные, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Дикие животные. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....
Волкова Н.А. Домашние животные. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние животные и их детёныши», «Дикие и домашние животные»....
Волкова Н.А. Насекомые. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Насекомые»....
Волкова Н.А. Птицы. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние птицы», «Перелётные птицы осенью», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы весной»....
Волкова Н.А. Деревья. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Деревья»....
Волкова Н.А. Урожай. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды»....
Волкова Н.А. Зима. Пальчиковые игры для детей 5-7 лет.
Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима»....