Волкова Н.А. Деревья. Пальчиковые игры.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Деревья».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Пальчиковые игры. Тема «Деревья».
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
“Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.
Василий Александрович Сухомлинский
Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики, инсценировка стихов, историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры и упражнения помогают детям улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; развить внимание, терпение. Пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, творческие способности; учат детей управлять своим телом. Пальчиковые игры – это радость взаимопонимания без слов; возможность несловесного общения.
Задачи.
- Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
- Развивать силу и гибкость пальцев детей.
- Увеличить подвижность пальцев детей.
- Формировать умение детей управлять своими движениями.
Этапы разучивания игр.
- Взрослый показывает игру детям.
- Взрослый проговаривает текст, и вместе с детьми выполняет движения.
- Взрослый произносит текст, дети выполняют движения.
- Дети произносят текст и самостоятельно выполняет движения.
Правила проведения пальчиковой гимнастики.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе.
- Во время игры обязательно следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Все указания должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов.
- При необходимости оказывать помощь отдельным детям.
- Выполнив упражнения, следует расслабить кисти рук, встряхнув ими.
Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день.
Пальчиковая игра «Деревья».
Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деревьев.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, деревья изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия деревьев.
В лес гулять с тобой пойдём Там деревья мы найдём: | Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами. | |
клён, липа, дуб, берёза, рябина. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке. (Дети проговаривают названия деревьев). | |
Ясень, тополь, ива, яблоня, осина. | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке. (Дети проговаривают названия деревьев). | |
Деревья в лесу растут, Пользу людям несут. | Раскрываем кулачки, покажем ладони обеих рук. | |
Ветер по лесу гуляет, Листья с деревьев срывает. | Энергично встряхиваем кисти рук. |
— Прелестно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, деревья назвали.
Пальчиковая игра «Листочки».
Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей. Обогащать речь детей прилагательными.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев собираем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия листьев деревьев.
Ветер по лесу летал, Ветер листочки считал: | Плавные волнообразные движения рук вверх и вниз. | |||
С дуба дубовые, С клёна … кленовые, С рябины … рябиновые, С берёзы … берёзовые, С осины … осиновые. | Загибаем одновременно по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия листьев деревьев). | |||
Ветер листочки срывал, На тропинки бросал. | Резко раскрываем кулачки и встряхиваем кисти рук. |
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев назвали.
Пальчиковая игра «Осенний букет».
Задачи. Развивать мелкую моторику детей, динамическую координацию рук. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Обогащать речь детей числительными.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев считаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают числительные.
Пошли пальчики гулять | «Шагаем» пальчиками обеих рук по бокам и бёдрам. | |
Стали листья собирать: Красный листик, Жёлтый листик. Красный листик, Жёлтый листик. | На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев к большому пальцу одновременно на обеих руках.
| |
Нужно листья считать: Один, два, три, четыре, пять! | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.
(Дети проговаривают числительные). | |
Сколько листиков собрали? Пять! | Протягиваем вперёд правую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы. (Дети проговаривают числительное). | |
Снова начали считать: Один, два, три, четыре, пять! | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.
(Дети проговаривают числительные). | |
Сколько листиков собрали? Пять! | Протягиваем вперёд левую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы. (Дети проговаривают числительное). | |
Ветер по двору гуляет, Листья раздувает. | Энергично встряхиваем кисти рук. |
— Удивительно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев считали.
Самомассаж пальцев рук «Осень».
Задачи. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Обогащать речь детей прилагательными.
Игра.
— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).
Самомассаж здоровье укрепляет,
Жизненную силу повышает.
— Дети, мы разучим стихотворение Ольги Высотской «Осень» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.
Педагог читает текст, выделяя голосом прилагательные, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.
Пальчиковая игра «Хвойные деревья».
Задачи. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук, силу и гибкость пальцев детей. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия деревьев.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, хвойные деревья изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, договаривают названия деревьев.
Здравствуй, лес! | Соединяем пальцы в "замок". | |
Хвойный лес! | Сжимаем пальцы обеих рук в кулачки. | |
Полный сказок и чудес. | Сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимаем на каждое слово. | |
Великанами удивляет, | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. | |
Деревья назвать предлагает. | Соединяем пальцы в "замок". | |
Зелёные, могучие, но всегда колючие. | Замочек открываем и закрываем на каждое слово. | |
Вместо листьев – хвоя, Как иголка – остра. | Двигаем указательным пальчиком обеих рук из стороны в сторону. | |
Хвойные леса посещаем, Деревья называем. | Ладони параллельно друг другу. | |
Здесь растут лиственницы. В е́льнике … ели. В сосновом бору … сосны. В кедровнике … кедры. В пихто́внике … пихты. | Парное касание пальцев обеих рук от мизинцев к большому пальцу. (Дети договаривают названия деревьев). | |
Деревья в лесу растут, Пользу людям несут. | Покажем ладони обеих рук. Покачаем ладони вправо-влево |
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, деревья назвали.
Самомассаж пальцев рук «Ёлка».
Задачи. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Обогащать речь детей глаголами.
Игра.
— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).
Самомассаж здоровье укрепляет,
Жизненную силу повышает.
— Дети, мы разучим стихотворение Зои Петровой «Ёлка» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.
Педагог читает текст, выделяя голосом глаголы, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
Текст | Движения | ||
Левой рукой массаж правой руки. | |||
Наша ёлка велика, | Большой палец. | ||
Наша ёлка высока. | Указательный палец. | ||
Выше папы, выше мамы – | Средний палец. | ||
Достаёт до потолка. | Безымянный палец. | ||
Как блестит её наряд, | Мизинец. | ||
Правой рукой массаж левой руки. | |||
Как фонарики горят, | Мизинец. | ||
Наша ёлка с Новым Годом | Безымянный палец. | ||
Поздравляет всех ребят. | Средний палец. | ||
Будем весело плясать, | Указательный палец. | ||
Будем песни распевать. | Большой палец. |
— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Дикие животные. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....
Волкова Н.А. Домашние животные. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние животные и их детёныши», «Дикие и домашние животные»....
Волкова Н.А. Насекомые. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Насекомые»....
Волкова Н.А. Птицы. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние птицы», «Перелётные птицы осенью», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы весной»....
Волкова Н.А. Урожай. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды»....
Волкова Н.А. Цветы. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Цветы»....
Волкова Н.А. Зима. Пальчиковые игры для детей 5-7 лет.
Тема недели «Зимушка-зима». Лексическая тема «Зима»....