Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи.
учебно-методическое пособие по логопедии по теме
- Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;
- Обратить внимание, что название гриба связано с местом его произрастания или его внешним видом;
- Закрепить понятия: съедобные и несъедобные грибы;
- Закрепить название основных и оттеночных цветов; порядковый счет;
- Упражнять в согласование числительных с существительными в роде, числе; подборе родственных слов, антонимов;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать динамический слух;
- Закрепить понимание и употребление предлогов, пространственную ориентацию;
- Развивать память, внимание;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgruppovoe_zanyatie_po_formirovaniyu_leksiko.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи
ТЕМА «ГРИБЫ»
ЦЕЛИ:
- Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;
- Обратить внимание, что название гриба связано с местом его произрастания или его внешним видом;
- Закрепить понятия: съедобные и несъедобные грибы;
- Закрепить название основных и оттеночных цветов; порядковый счет;
- Упражнять в согласование числительных с существительными в роде, числе; подборе родственных слов, антонимов;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать динамический слух;
- Закрепить понимание и употребление предлогов, пространственную ориентацию;
- Развивать память, внимание;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Иллюстрация «Электричка с грибами»; конверт с письмом; билеты на электричку для каждого ребенка; муляж грибной поляны; картинки с изображением грибов; 3 кочки (обручи, обтянутые материалом); фигура- дед Лесовик; колокольчик; пластмассовая игрушка «Гриб»; музыкальная запись; пособие «Собери картинку» в конвертах на каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
Логопед. Мне сегодня приснился удивительный сказочный сон. Вижу я, что
Едут в электричке
Волнушки и лисички
С подружками, друзьями,
Опятами, груздями.
А старичок-боровичок,
Интеллигентный толстячок,
Приподнимает свой берет
И предъявляет свой билет.
(на доске иллюстрация «Электричка с грибами»)
2. Введение в тему.
Логопед. Вот такой удивительный сон!
- Вы догадались о чем он?
- Какие грибы ехали в электричке?
Логопед. Грибы разные. Но, что есть у каждого из этих грибов? ( выявление знаний детей о строении гриба: шляпка, ножка, грибница).
Стук в дверь. Почтальон вручает конверт.
В конверте письмо с приглашением в лес на грибную поляну и билеты на электричку. Логопед выдает каждому ребенку билет, в котором указан номер вагона и место.
Ребенок называет номер вагона и место и усаживается в электричку согласно билету.
(У меня первый вагон красное место. У меня второй вагон зеленое место. И т.д.)
- Изучение нового.
Логопед. Сядьте поудобнее. Отправляемся (логопед звонит в колокольчик). Пока мы едем, я вам расскажу про грибы и покажу фотографии (предметные картинки с изображением грибов).
Грибы появляются в лесу после теплых грибных дождей. Одни грибы можно употреблять в пищу: их собирают, варят, жарят, солят – эти грибы называют съедобными.
Подберезовик
Подосиновик
Опята
Лисички
(рассматриваются фотографии и обговаривается внешний вид)
Другие грибы нельзя употреблять в пищу – их называют несъедобными, они ядовитые.
Мухомор
(рассматриваются фотографии и обговаривается внешний вид)
Назовите съедобные грибы. Почему их называют съедобными?
Назовите несъедобные грибы. Почему их называют несъедобными?
Теперь я вижу, что вы настоящие грибники (словарная работа) и можете отличить один гриб от другого.
Игра «Скажи наоборот»:
- боровик крупный гриб, а опенок …….. (мелкий)
- у подберезовика ножка тонкая, а у подосиновика …… ( толстая)
- лисичка съедобный гриб, а мухомор ….. (несъедобный)
4. Закрепление материала.
Логопед. ( звонит в колокольчик) Вот мы и приехали! Чтобы не потеряться в лесу, давайте пересчитаемся. (дети выходят из вагонов по очереди и говорят:
- Я первый грибник.
- Я второй грибник и т.д.)
Закройте глаза и представьте, что перед вами красивый, зеленый, сказочный лес.
Давайте шопотом повторим : какой лес?
В это время логопед раскладывает на полу « кочки» и вносит фигуру деда Лесовика.
Дети открывают глаза, услышав звон бубенцов. Знакомство с дедом Лесовиком.
Чтобы пройти к грибной поляне, нужно преодолеть препятствие – кочки.
Вы сможете перешагнуть с кочки на кочку, если вспомните, в какой лес вы попали? (красивый, зеленый, сказочный)
Дети подходят к поляне. Поляна покрыта цветочным покрывалом.
Логопед (обращаясь к Лесовику) Нам не нужны цветочки, нам нужны ……(грибочки)
Логопед снимает покрывало и цветочная поляна превращается в грибную.
Дети рассматривают грибы и читают стихи.
-Что лучше собрать 5 мухоморов или 1 подосиновик?
5.Физ.минутка. «Передай гриб»
Дети встают в круг и под музыку передают друг другу гриб то быстро, то медленно ( в соответствии со звучанием музыки).
Игра «Подскажи словечко»
Бы – бы – бы в лесе выросли …..(грибы)
Чек – чек – чек на поляночке ….. (грибочек)
Ник – ник – ник по лесу идет ….. (грибник)
Ой – ой – ой сварим суп ….. (грибной )
6. Развитие фонематического слуха.
Логопед. Интересная и веселая получилась прогулка. Но нам пора возвращаться. И снова на пути кочки …
Задание: если услышите в названии гриба звук «У» перешагните на кочку и скажите: «Вот ты где!» (масленок, груздь, опенок, лисички, мухомор, сыроежка, волнушка).
7.Совершенствование пространственного восприятия, понимания и употребления предлогов.
Рассаживайтесь по местам. Чтобы не скучать в пути, мы «Соберем картинку».
Каждому ребенку выдается конверт с картинками: гриб, грибочек, цветочек, листочек, бабочка, улитка. По словесной инструкции логопеда дети располагают картинки на парте.
- Гриб положите перед собой;
- справа от гриба – цветочек;
- слева – грибочек;
- на шляпке – листочек;
- под шляпкой – улитка;
- над грибом – бабочка.
8. Итог.
Логопед звонит в колокольчик.
Вот и закончилось наше лесное путешествие.
Дети выходят из вагонов и встают в круг.
- Куда мы ездили?
- Что нового узнали?
- С кем подружились во время путешествия?
«Эстафета дружбы»
Логопед передает детям настольную игру «Собери грибы» от Деда Лесовика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (подготовительная группа) Тема «Кто где живет?»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».• Формировать практические навыки правиль...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи.
Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;Обратить внимание, что название гриба связано с местом его произрастан...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему: «Фрукты - сад»
Конспект занятия...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».
конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР 3 уровня «В лес с Красной Шапочкой»
Коррекционно-образовательные задачи:Развитие лексического строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы «Ягоды» - существительные, прилагате...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности «Весеннее путешествие»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме "Весна"...