"ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ" для молодых воспитателей групп компенсирующей направленности.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

повышение педагогической компетентности молодых воспитателей, начинающих  свою трудовую деятельность в группах компенсирующей направленности; формирование положительно-эмоционального отношения к работе; установление партнёрских отношений в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 91 компенсирующего вида»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ  ВСЕОБУЧ

 для молодых воспитателей

групп компенсирующей направленности.

1 занятие.

Подготовили:

Учитель-логопед Сидорова О.Е.

Учитель-логопед Борисова Н.Б.

г.Ухта,  пгт.Шудаяг.

Цели: повышение педагогической компетентности молодых воспитателей, начинающих  свою трудовую деятельность в группах компенсирующей направленности; формирование положительно-эмоционального отношения к работе; установление партнёрских отношений в коллективе.

I часть ВСЕОБУЧА.

«Артикуляционная гимнастика

– основа формирования правильного звукопроизношения».

Добрый день, уважаемые участники нашей встречи!

Не секрет, что приоритетным направлением Детского сада компенсирующего вида является формирование правильного звукопроизношения. В связи с этим особое внимание и значительное время в коррекционной работе занимает артикуляционная гимнастика. Итак первый вопрос нашего Всеобуча мы так и называли -«Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения».

1.Что такое артикуляционная гимнастика– это выполнение комплекса определённых упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения.

2. Когда проводится?  Артикуляционная гимнастика проводится 2 раза в день. В первую половину дня, до или после зарядки, и во вторую половину дня после тихого часа. В средней и старшей логогруппах двухразовое проведение артикуляционной гимнастики.В подготовительной группе, когда у детей уже звукопроизношение близко к норме и достигло этапа автоматизации, артикуляционная гимнастика проводится фронтально – в первую половину дня, до занятий, а также на индивидуальных занятиях с логопедом.

3. Как правильно сидеть во время артикуляционной гимнастики во время проведения с группой детей и индивидуально. 

1) При работе с группой воспитатель должен показать и словесно напомнить, как выполнять то или иное упражнение. Чем младше ребёнок, тем больше должно быть игровых моментов при проведении гимнастики. Чем старше ребёнок, тем больше чёткости в инструкции. Воспитатель сидит напротив детей с зеркалом. Все дети должны быть хорошо видны воспитателю.

Во время индивидуальной работы ребенок должен сидеть, а не стоять, или лежать на полу, или бегать. Лучше, если он будет сидеть  перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо и лицо взрослого. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Можно давать ребенку настольное зеркало, тогда воспитатель садится напротив ребёнка, тем самым он сможет видеть остальных детей группы. Если воспитатель сидит лицом к ребёнку, то упражнения показываются взрослым зеркально.

        При индивидуальной работе воспитателя с ребёнком, младший воспитатель не просто присутствует в группе, а занимает остальных детей группы (рисуют, играют в настольные игры, в подготовительной группе дети могут читать карточки младшему воспитателю).    

4.  Выполнение инструкций по выполнению. Прежде всего воспитатель сам должен познакомится с описанием упражнения и уметь его точно выполнять. В средней группе ребёнку трудно выполнить упражнение точно. В этом возрасте артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности языка, на то, чтобы ребёнок научился ориентироваться в органах артикуляции, понимать и выполнять простые инструкции: покажи язык, подними его наверх за верхние зубки, положи его на верхнюю губу и т.п.

В старшей и подготовительной группе, когда логопед занимается постановкой звуков важно обращать внимание на точность выполнения упражнений. Поэтому воспитателю необходимо самому владеть техникой выполнения того или иного упражнения. Как правило, рекомендуется выполнять 4-5 упражнений. Но они должны быть отработаны.  

К каждому упражнению, как правило прилагается описание его выполнения. Воспитатель должен отрабатывать упражнения, чётко опираясь на его описание. Например: (карточка любого упражнения)- мастер – класс – совместное выполнение упражнения с присутствующими.

5. Название упражнений. Одно и то же упражнение артикуляционной гимнастики может иметь разные названия. Так, например, упражнение «Лопатка» может называться «блинчик» или «Колобок». Упражнение «Часики» может быть названо «Маятником», упражнение «Окошко» - «Бегемотик», «Маляр» - «Утюжок» и т.д. Важно, чтобы, выполняя то или иное упражнение, воспитатель следовал той терминологии, которую использует логопед группы.

Особенно на это нужно обратить внимание подменным воспитателям, и быть особенно внимательными, готовясь к проведению артикуляционной гимнастики.

6. Выбор и порядок выполнения упражнений. Когда вы работаете с ребёнком индивидуально, то необходимо выполнять упражнения строго по порядку, определённого логопедом.  Не надо доставать карточки из конверта и начинать с того упражнения, которое первое выпало из конверта. Работаем от простого к сложному. Уровень сформированности звукопроизношения у детей также разный. Один комплекс упражнения направлен на постановку шипящих, другой на постановку свистящих и т.п.

Если не получается вечером вызванный звук, значит останавливаемся, не закрепляем неправильное произношение.

7. Виды упражнений. Статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребёнок должен удержать определённый уклад органов артикуляции определённое временя. Примеры? («Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Киска сердится», «Чашечка», «Заборчик»).

Динамические - это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. Примеры? («Лошадка», «Гармошка», «Маляр», «Дятел», «Катушка», «Прятки», «Вкусное варенье».)

8. Практическая часть. Выполнение упражнений перед зеркалом: «Вкусное варенье»,  «Чашечка», «Оближем губки».

9. Автоматизация поставленных звуков в речи должна начинаться только после того, когда вам рекомендовал это логопед. Бывает с точностью до наоборот, звук только вызвали, вы его начинаете с ребёнка требовать по собственной инициативе, а то, что уже надо контролировать, мы на это не всегда обращаем внимания. Давайте работать в команде!

Переходим ко второй части нашего всеобуча. 

II часть «Развитие навыков звукового  анализа и синтеза».

Что же такое звуковой анализ?  Анализ – это разделение целого на составные части.

Звуковой анализ – разделение целого ( целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е. звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Для чего нам нужен звуковой анализ? Звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребёнку необходимо произвести  анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа.

Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо слова «страна» - сана, тана или др.

Синтез – это соединение частей в целое. Звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребёнок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребёнок отвечает – «РОМА».

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение звуков и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Владение навыками звукового анализа и синтеза.

- умение выделять звук на фоне слова;

- слышать и выделять первый и последний звук в слове;

- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

- определять количество и последовательность звуков в слове по отношению к другим звукам;

- называть слова с заданным звуком;

- уметь составлять слова из звуков;

- дети знают и правильно употребляют термины – «звук», «слог», «слово», «предложение».

Чтобы закрепить с ребёнком пройденный материал, педагог сам должен знать правильную артикуляцию, как гласных, так и согласных звуков, уметь давать характеристику любому звуку, знать, чем они похожи и чем отличаются  (таблицы – схемы).

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.  Гласные звуки произносим голосом, гласом.  Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ).

Мягкие и твёрдые согласные звуки.

- согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми.

- Мягкий согласный звук мы обозначаем зелёным цветом.

- Твёрдый согласный звук – синим цветом.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими.

- При произнесении звонких согласных звуков в работу включается голос. На картинке звонкость согласного звука твёрдого или мягкого обозначается – колокольчиком.

 «Символы звуков» - сигналы трёх цветов – красный, синий, зелёный;

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он никак не связан со звуком. Некоторым детям с нарушением речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении. Символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук (символы по Ткаченко).

При произнесении согласных звуков обращаем внимание, чтобы не было призвука гласного звука: говорим [М] – отрывисто, а не [ЭМ] или [МЭ].

- Звуки на письме обозначаем буквами.

- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем).

 Показывая буквы, надо произносить не её официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

В процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями на помощь приходят игры, т.к. для детей дошкольного возраста игра имеет важнейшее значение.

Учимся выделять звук.

- «Найди общий звук».

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?» - (чайник, очки, ключи; [Ч]). - «Найди лишнее слово»

В трёх словах этого задания есть общий звук, а в четвёртом его нет. Найди это слово.

(Щука, плащ, шерсть, клещи).

- «Придумай слова с заданным звуком» (заданный звук может находиться в слове в любом месте – в начале, в середине или в конце).

Игры, помогающие определить место звука в слове.

- « Назови только те  слова, которые начинаются со звука [Б] – (балкон….)

- «Жук – Звукоед». У Звуковичков есть страшный враг – «Жук – Звукоед». Он питается начальными  звуками во всех словах ; – отгадайте слова. ( съел звук С-…ок, …пальня,…тарик, …амовар, …вадьба, …ундук).

Или «Жук – Звукоед» съел последний звук в словах. Как теперь звучат произносимые слова.(закончи слово звуком Н или НЬ: осе.., де.., пио…, пе.., те.., сто.., ле.., океа..)

- «Подарки лесным зверюшкам». Крокодил Гена провёл отпуск в Африке. И оттуда привёз своим друзьям – лесным зверюшкам – много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки (например, зайчику – зонтик, звонок, задачник; волку -…, медведю-.., белке-..

- «Цепочка».

Ребёнок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя, так, чтобы последний звук в названии одного предмета стал бы первым звуком в названии другого предмета (например, автобус – стул -…).

Практическое упражнение «Определи место звука в слове» (работа со «звуковой дорожкой», даём детям понятие о границе слова – начало, конец, середина).

Учимся различать согласные твёрдые и мягкие.

- «Подари подарки  Наде и Никите».

- «Упрямые Звуковички» (взрослый называет твёрдый согласный звук и бросает мяч ребёнку. Поймав мяч, ребёнок называет пару заданного звука (младшего «братца») и бросает мяч взрослому (например, Б-БЬ, Т-ТЬ,..).

Или, наоборот, взрослый называет мягкий согласный , а ребёнок в ответ – старшего «братца», т. е. твёрдую пару названного звука (например, ВЬ-В, КЬ-К,..)

- «Измени слово» (взрослый называет слово с твёрдым согласным  звуком в конце слова, а ребёнок меняет твёрдый согласный звук – на мягкий. Например, дал – даль, стал- сталь, мел-мель, угол-уголь, цел-цель, пыл-пыль)

Игра «Наоборот» (различение звуков Т-Д: дуб-туп, дом-том, дачка-тачка, дочка-точка, дам-там, доля-Толя, удочка-уточка).

Мастер класс: звуковой анализ слова  - «Малинка» (назови по порядку  каждый звук в слове, дай характеристику каждому звуку; посчитай, сколько всего звуков в слове; назови только мягкие согласные звуки в слове; покажи гласные звуки в слове, назови их по порядку).

По завершению  навыков звукового анализа и составлению слов дети должны уметь:  выделять звук из слова, правильно определять последовательность звуков в слове и совершать со звуками различные операции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

Аналитическая справка по результатам мониторинга качества образования по направлению «Достижения воспитанников» в группе компенсирующей направленности на середину 2014-2015 учебного года.

Мониторинг представляет собой результат по освоению старшими дошкольниками образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художеств...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...