Конспект
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе
«Путешествие в цветочную страну»
Цель: обобщение программного материала по обучению грамоте.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закрепление умения делить слова на слоги;
- закрепление умения определять позицию заданного звука в словах;
-закрепление навыка анализа предложений;
-закрепление умения различать единицы языка: звук, слог, слово, предложение;
- закрепление умения различать буквы на письме.
Коррекционно-развивающие:
- развитие связной речи;
- развитие внимания, мышления, памяти;
- развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания, силы голоса;
- развитие фонематического слуха.
Воспитательные:
-воспитание дружелюбия, ответственности, взаимопомощи, инициативности и самостоятельности, навыков сотрудничества.
Оборудование: письмо от бабочек, предметные и сюжетные картинки, наборы для составления схемы предложения и звуко-слогового анализа, «Слоговой паровоз», «Домики», сенсорная коробка, волшебный мешочек, фигурки с образами животных.
I. Организационный момент
1. Мотивирующее начало
Логопед :
Кто- то бросил к нам в оконце
Вот такое письмецо
Может, это луч от солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
- А вы, ребята, не знаете, от кого оно?
- Давайте его прочитаем!
ПИСЬМО:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам бабочки из цветочного города. Случилось так, что на наш город налетел сильный ураган, в городе стало темно и тоскливо, а над городом сгустились черные тучи, и поэтому нам пришлось улететь из города. Ребята мы просим вас о помощи! Нужно разогнать тучи тогда над городом появится солнце и в городе как раньше станет светло и мы сможем вернуться к себе домой.
Логопед :
- Ну что, ребята поможем бабочкам?
-Мы отправляемся в сказочную страну!
- А по дороге в сказочную страну, я предлагаю подготовить наши язычки.
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед :
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
(На доске изображение города. Над ним большие темные тучи – 4 штуки)
Логопед :
- Вот мы с вами и добрались до волшебной цветочного города.
Посмотрите, над городом сгустились черные тучи. Давайте все вместе попробуем их разогнать. Подуем на тучи.
3. Работа над речевым дыханием «Ветерок»
(Дети делают вдох и выдох по 3 раза. Вдох через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются. Выдох должен быть длительным, плавным. Ребенок не должен надувать щеки)
Логопед :
- Ну что ребята, получилось у нас разогнать тучи? (Нет)
Это не простые тучи! Для того, чтобы они рассеялись мы должны выполнить задания.
II. Основная часть
Логопед :
- На каждой тучке одно задание. Выполнив все, тучи рассеяться и засияет солнышко над городом, а мы с вами сможем помочь бабочкам.
1 задание (1-ая тучка) (Цель- научить определять место заданного звука в слове, опираясь на громкое проговаривание).
Логопед : Прежде чем мы приступим к заданию давайте вспомним, с каким звуком мы знакомились на этой неделе? (Со звуком И)
Скажите, что мы знаем о звуках? (Звуки мы слышим и произносим)
Артикуляция звука.
– Давайте вместе произнесем звук [и] .
Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И-И-И».
(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
Когда мы произносим звук [И] на пути нет преград, этот звук можно пропеть?
- Как называются звуки, которые поются? (Это гласные звуки).
- Правильно, ребята, звук [И] – гласный, обозначать мы его будем фишкой какого цвета?
-Где может стоять звук в слове? (в начале, середине, конце)
Молодцы ребята про звуки вы вспомнили, а теперь приступаем к заданию которое написано на тучке.
- Ребята, вам нужно определить позицию звука И в слове и поселить слово-картинку в нужный домик. Если звук в начале слова-1дом, в середине слова-2 дом, в конце слова- 3 дом.
Для вас я приготовила вот такой мешочек (сенсорный ящик) вы по очереди засовываете туда руку берете картинку никому не показываете картинку и поочередно выходите к доске, проговариваете слово изображенное на картинке и заселяете картинку в нужный домик. (индюк, лиса, петухи).
На доске макет з-х домиков, символизирующих начало, середину и конец слова Дети по очереди выходят к доске и «заселяют» свои картинки в домики, в зависимости от места заданного звука в слове).
2 задание 2-ая тучка) (Цель- научить узнавать букву по образу).
Прежде чем мы приступим к заданию номер 2 скажите, что мы знаем о буквах? (Буквы мы пишем и видим).
На письме звук И обозначается буквой И.
Ты с этой буквою знаком
Стоят два колышка рядком.
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
У вас на столах лежит разный материал (камушки, палочки, фасоль и т. д.). Предлагаю вам сложить букву И из этого материала на своих рабочих местах.(
Логопед :
- Ребята, наше путешествие продолжается. Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка:
Солнышко
Вот так солнышко встает
Выше, выше, выше
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется
А под солнышком нам
Всем весело живется
3 задание (3-ая тучка) ( Цель игры: развитие фонематического слуха, навыков деления слов на слоги, определение количества слогов в слове)
Логопед :
- Ребята, перед вами слоговой паровоз. Его вагоны с одним-, двумя-, тремя и четырьмя вагонами. В этом сундучке у меня спрятаны картинки. Вы должны выйти к доске взять любую картинку прохлопать слово все вместе и в зависимости от количества слогов рассадить картинки в соответствующие вагоны паровоза, и они отправится в путешествие.
- Как мы определяем количество слогов в слове? (Сколько гласных звуков, столько и слогов в слове. Количество слогов определяется «прохлопыванием» слова).
Сколько слогов в твоем слове?
В какой вагон ты посадишь картинку?
4 задание (4-ая тучка) она самая черная, но я верю в вас вы справитесь.
Д/И «Составь схему предложения. Объясни пословицу»
(Цели– обучение навыку составления схем предложений, развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя, расширение и актуализация словаря, развитие связной речи.)
Логопед :
- Вот мы с вами и добрались до последнего задания. Нам нужно объяснить пословицу и выложить ее схему.
Пословица следующая слушаем внимательно.
Поспешишь людей насмешишь.
Считаем количество слов в данном предложении, приготовили пальчики ребята.
Сколько слов всего в предложении? (4)
Оранжевая длинная полоска у вас на столах а у меня на доске, это само предложение, выкладываем на полосках схему предложения, 1 слово выкладываем, второе
Ребята у нас получилось предложение из скольких слов оно состоит?
В конце предложения мы что поставили?
Тише едешь- дальше будешь что это значит?
(У каждого ребенка на столе набор для звукобуквенного анализа и синтеза слов и предложений. Дети работают на местах, один ребенок у доски).
III. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед :
- Ребята, посмотрите, все тучи рассеялись и над городом выглянуло солнце! А на полянке расцвели цветы, а цветы не простые а с картинками этапов занятия, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на нашем занятии сначала и что было потом.
Посмотрите у меня есть вот такая коробочка давайте посмотрим что же находится внутри?
Каждому из вас я дам бабочку, а вы посадите ее на тот цветочек какой этап занятия вам понравился больше всего. Бабочки говорят вам спвасибо
Кто- то бросил к нам в оконце Вот такое письмецо Может, это луч от солнца, Что щекочет нам лицо? Может, это воробьишка, Пролетая, обронил Может, кот письмо, как мышку, На окошко заманил? - А вы, ребята, не знаете, от кого оно? - Давайте его прочитаем! |
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам бабочки из цветочного города. Случилось так, что на наш город налетел сильный ураган, в городе стало темно и тоскливо, а над городом сгустились черные тучи, и поэтому нам пришлось улететь из города. Ребята мы просим вас о помощи! Нужно разогнать тучи тогда над городом появится солнце и в городе как раньше станет светло и мы сможем вернуться к себе домой. |
Ты с этой буквою знаком Стоят два колышка рядком. А между ними поясок, Протянутый наискосок. |
Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться) К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол) Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком всем нам Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....