Игры на формирование грамматического строя
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Поротикова Людмила Васильевна

Дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на формирование грамматического строя речи у детей

                            речевыми нарушениями.

«Один – много»

Цель: дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки или круги со стрелками и картинками.

Ребенку предлагается повернуть стрелки так, чтобы маленькая указывала на 1 предмет, а большая – на несколько. (это диван, а это – диваны, это стул, а это- стулья)

2 вариант – игра с мячом. Воспитатель называет 1 предмет, ребенок – много.

«Что без чего?»

Цель: закрепление в речи форм родительного падежа

Оборудование: картинки с изображением предметов без какой-либо части.

Чего не хватает у машины? Колеса.

Без чего не может стоять стул? Без ножки.

Чего нет в доме? Окна

«Накорми животных»

Цель: закрепление форм дательного падежа

Оборудование: листы с изображением на одной половине животных, на другой – корма для них.

Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Подумайте, кому какое угощение предназначено. Ребенок проводит стрелку от угощения к животному и проговаривает: морковка-  зайцу, желуди –кабану, малина – медведю, листья – лосю, мясо – волку, банан – обезьяне…

«Очистим море»

Цель: правильное согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Оборудование: контейнер с игрушками или картинками разного цвета и размера.

На дне моря лежит много разных предметов. Давайте достанем все красные (белые, большие…)

Я достал красный шарик (красное кольцо, красную машину, красные бусы)

«Мой, моя, мое, мои»

Цель: определение рода имен существительных

Оборудование: домики с окошками с изображением мальчика, девочки, солнышка и семьи, картинки.

В доме с изображением мальчика живут картинки, про которые можно сказать мой. В домике с девочкой – картинки, про которые говорят моя. В доме с солнышком – картинки, про которые можно сказать мое. В домик с изображением семьи помещаются картинки, про которые говорят мои.

«1 – 2 – 5»

Цель: упражнение в согласовании существительных с числительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: карточки с различным количеством предметов.

Скажи, сколько бабочек справа, слева, внизу? (внизу, вверху, посередине?)

«Какой сок? Какое варенье?»

Цель: образование относительных прилагательных

Оборудование: шаблоны стаканов и банок с изображенными на них фруктами, ягодами, овощами.

Какое варенье сварим из слив? Сливовое

Какой сок из абрикосов? Абрикосовый

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5-6 лет.

Данные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у ребенка в возрасте 5-6 лет. Речевые игры помогают усвоить грамматические категории рода, числа, падежа, существительных ...

Игры на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Игра на не склоняемые имена существительные . "Ателье" Цель: обратить внимание детей на то, что некоторые слова не изменяются в речи.Оборудование: КУКЛА ИХ КАРТОНА, ЛИСТ КАРТОНА С ВЫРЕЗАННЫМ СИЛУ...

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Игры для формирования грамматического строя речи детей

Картотека игр и игровых упражнений по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....