Особенности дистанционных форм работы с родителями в условиях ДОУ компенсирующего вида
материал

Оксана Валерьевна Букарева

Дистанционная форма работы с родителями - это современная удобная форма общения. 

Дает возможность родителю более подробно узнать о проблемах своего ребёнка...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности дистанционных форм работы с родителями в условиях ДОУ компенсирующего вида

                                                            Заведующий МБДОУ д/с №12 г.Белгорода  

                                                                                        Букарева О.В.

Современные образовательные технологии предполагают сочетание как очных, так и дистанционных форм обучения. В рамках коррекционно-образовательной деятельности  разнообразие дистанционных услуг - это ответ специалистов на изменения условий жизни, на развитие революционных технологий в сфере информации и электронной техники. Поэтому дистанционные формы помощи родителям имеют ряд преимуществ по сравнению со своими традиционными методами: прежде всего, дистанционное общение со специалистами ДОУ обеспечивает конфиденциальность.

Данный вид работы удобен в чисто практической плоскости: клиенту не нужно выходить из дома, к тому же экономится время. Немаловажный фактор – оперативность связи: стороны связываются в удобное для них время и так часто, как это может быть целесообразно, если беседа ведется в виде переписки, компенсируется возможностью участников диалога в ходе набора текста более точно сформулировать свои мысли. Для специалиста- консультанта появляется дополнительное время, чтобы подобрать соответствующие упражнения, тщательнее продумать свои последующие действия. Большим плюсом дистанционной работы  является возможность специалистов работать одновременно с различными людьми, находящимися в различном отдалении от консультанта. Не мало важным преимуществом дистанционной помощи  является ее относительная дешевизна, так как специалист-консультант не несет затрат на аренду офиса, коммунальные услуги и прочее.

При проведении групповых коррекционно-развивающих занятий существует ограничение в применении индивидуального подхода. Учитывая сложность нарушений у детей, дистанционное общение позволяет: 
- индивидуализировать помощь детям;

-активизировать и включить родителей в коррекционно-развивающий процесс; формировать положительную мотивацию к изменениям в детско-родительских отношениях и частично делегировать ответственность за развитие ребёнка на родителей;

- повышение психолого-педагогической компетенции у родителей по проблеме ребёнка;

-непрерывность прохождения программы; 

Дистанционное консультирование – это технология организации взаимодействия консультируемого и консультирующего, которые находятся на расстоянии друг от друга, без учета скорости обмена информацией друг с другом.
Мы рассматриваем дистанционное консультирование, как специфические отношения между людьми, позволяющие родителю увидеть проблемы речевого развития у своего ребёнка, прийти к более ясному пониманию проблемы, определить с помощью специалиста пути коррекции (развития) ребёнка и наравне со специалистом участвовать в процессе коррекции речевого развития ребёнка.

Целью дистанционных форм работы является создание благоприятных условий взаимодействия специалиста и родителей, способствующих преодолению у ребёнка недоразвития или нарушения (устной или письменной) речи. Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Задачи дистанционного консультирования:

  • Повышение качества информированности родителей об особенностях развития детей дошкольного и школьного возраста в соответствии с их запросами.
  • Обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса вне зависимости от присутствия ребёнка на занятиях у учителя-логопеда.
  • Обеспечение оперативного реагирования на запрос клиента.
    Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса.
  • Развитие вариативных форм работы с родителями детей с ОВЗ.

Субъекты, принимающие участие в дистанционных формах работы: специалисты ДОУ, семья ребёнка, педагогическая среда (логопедические, дефектологические занятия, помощь других специалистов).

Ребёнок является опосредованным участником данного процесса. Кроме того, все субъекты дистанционного консультирования – это потенциальные источники диагностической информации, позволяющей понять сущность возникшей у ребёнка проблемы и возможные пути её преодоления. Для обеспечения безопасности, другие специалисты включаются в работу только при согласии родителей ребёнка.

Объектом дистанционных форм работы является индивидуальный коррекционно-развивающий процесс.

Принципы дистанционных форм работы:

Доступность.
Индивидуально-личностный характер взаимодействия. Реализуется за счет подборки материала в соответствии с запросом консультируемых.
Непрерывность взаимодействия родителей со специалистом. Осуществляется за счёт постоянного обмена информацией между родителями и учителем-логопедом. 
Комплексность.
Дистанционное консультирование ведётся параллельно с посещениями детьми логопедических занятий, с личными беседами родителей и учителя-логопеда.

Гибкость взаимодействия.

Не критичность консультирования к расстоянию, временному графику.

Принцип стартовых знаний. 

Наличие интернета, компьютера и навыков работы в сети.

Формы.

В качестве основных организационных дистанционных форм консультирования могут использоваться: консультация индивидуальная посредством электронной почты, программы организации и конференцсвязи, программы мгновенного обмена сообщениями ISQ, чата, форума сайта ДОУ, персональных сайтов и блогов специалистов ДОУ.

Содержание.

Дистанционные формы позволяют учителю-логопеду, учителю-дефектологу и другим специалистам ДОУ осуществлять обмен сообщениями или документами без применения бумажных носителей. Кроме обычного текста существует возможность передать звуковые сообщения, изображения, документы.
При помощи дистанционных форм учитель-логопед, учитель-дефектолог может взаимодействовать с родителями, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, очные консультации.

 Кроме того, специалист ДОУ может отправлять родителям и воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: карточки с заданиями, наглядные средства обучения, медиа пособия и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать ДОУ. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также может происходить через интернет-общение. Таким образом, родители становятся активными участниками коррекционно-развивающего процесса.
Структура.
1.Первичная очная диагностика речевого развития ребёнка.
2.Формулирование запроса родителем.

3.Зачисление на коррекционно-развивающую программу к учителю-логопеду, учителю-дефектологу, педагогу-психологу МБДОУ д/с № 12. 
4.Получение согласия родителя на дистанционное консультирование.
5. Сопровождение коррекционно-развивающего процесса в дистанционной форме.
6.Итоговая диагностика.

7. Анализ результативности.

ВЫВОД:

Дистанционные формы работы с родителями, в частности,  дистанционное консультирование - это очень удобно и практично, такая консультация дает возможность родителям более подробно узнать о проблемах ребенка, а также появляется возможность привлечь ребенка к этому процессу, особенно когда не всегда есть возможность посетить консультацию в консультационном центре ДОУ.

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дистанционные формы работы с родителями»

Индивидуальное выступление на тему«Дистанционные формы работы с родителями»...

Дистанционные формы работы с родителями. Этапы проведения дистанционного родительского собрания.

Дистанционные формы работы с родителями. Этапы проведения дистанционного родительского собрания....

Дистанционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ

Дистанционные формы взаимодействия с родителями !!!!!...

Организация сотрудничества учителя-логопеда и родителей в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Взаимодействие ДОУ и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно. Воспитательные фун...

Дистанционные формы работы с родителями. Работа в чатах.

Мы, как педагоги, заинтересованы повысить уровень педагогической культуры родителей и развернуть их фокус внимания на собственных детей, помочь им замечать «хвостики субъектности» и поддер...