Конспект по обучению грамоте «Свистелочка и Звенелочка в гостях у ребят»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Свистелочка и Звенелочка в гостях у ребят» (Дифференциация звуков С – З)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_itogovoe_zanyatie_svistelochka_i_zvenelochka.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытой фронтальной НОД
по обучению грамоте
в старшей логопедической группе
«Свистелочка и Звенелочка в гостях у ребят»
(Дифференциация звуков С – З).
Подготовила и провела
Учитель-логопед
Кузнецова В.С.
Цель: научить детей дифференцировать звуки С и З, Сь и Зь.
Задачи:
познавательные:
- закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках;
- продолжить знакомить детей со звуками [С], [С'], [З], [З'] в процессе занятия;
- продолжать формировать умение характеризовать согласные звуки по акустическим и артикуляционным признакам посредством работы с индивидуальными зеркалами;
- продолжать формировать умение деления слова на слоги акустическим способом посредством припоминания и применения правила «Сколько гласных – столько и слогов»;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепить навык четкого произношения звуков [С], [С'], [З], [З'];
- обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З]
коррекционно-развивающие
- развивать фонематический слух;
- развивать общую моторику;
- совершенствовать умение работать с раздаточным материалом;
- совершенствовать умение употреблять звуки [С], [С'], [З], [З'] в слогах, словах и фразовой речи;
- развивать логическое мышление;
- развивать зрительное внимание, память;
- формировать зрительно-слуховой анализ и синтез;
- формировать у детей правильную осанку при длительном нахождении за партой посредством вербальных побуждений;
- формировать и совершенствовать умение и желание отвечать полным ответом на поставленный вопрос посредством вербальных побуждений;
- формировать умение поднимать руку при желании высказаться посредством вербальных побуждений;
- формировать умение работать в коллективе и самостоятельно в процессе занятия.
воспитательные
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение слушать речь педагога, товарища, культуру речевого общения;
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать дисциплину в процессе занятия посредством вербальных побуждений.
Оборудование:
демонстрационный материал
- плоскостные изображения звуковичков Свистелочки и Звенелочки;
- предметные картинки с изображениями предметов со звуками С, Сь, З, Зь;
- слоговые схемы слов;
раздаточный материал
- звуковые схемы в корзиночке;
- слоговые схемы в корзиночке;
- листы бумаги с заданиями.
- раздаточные картинки с изображениями предметов с заданными звуками.
Ход занятия.
Орг. момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Логопед: вот мы и поприветствовали друг друга! А сейчас на свое место пройдет тот, кто назовет слово, которое начинается на звуки С, З.
Дети занимают свои места.
Введение в тему.
Логопед: Ребята, к вам в гости сегодня пришли Свистелочка и Звенелочка (на доске висят картинки с изображением Свистелочки и Звенелочки). Прислушайтесь с каких звуков начинаются имена наших гостей и подумайте, какой любимый звук у Свистелочки? Какой любимый звук Звенелочки?
Ответы детей.
Характеристика звуков. Дифференциация звуков.
Логопед: Давайте вместе произнесем звук С и вспомним, что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук? (губы растянуты в улыбке, язычок упирается в нижние зубки). Если язычок упирается в зубки, значит, есть преграда. А если есть преграда, значит, этот звук какой? (согласный).
Теперь давайте произнесем звук З. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук? (губы растянуты в улыбке, язычок упирается в нижние зубки). Значит, этот звук тоже какой? (согласный).
Если при произнесении звука С и З с губками и язычком происходит одно и то же, то чем же они отличаются? Давайте разберёмся вместе со Свистелочкой и Звенелочкой.
Положите свои ладошки на горлышко и произнесите по очереди звуки С и З (на звуке З горлышко «дрожит», на С – горлышко «молчит»).
Сегодня Свистелочка и Звенелочка помогут нам научиться различать эти звуки.
Игра «Найди лишний слог».
Логопед: Свистелочка предлагает вам сыграть в игру «Найди лишний слог». Я буду произносить слоги, слоги, а вы внимательно прислушайтесь и определите какой слог окажется лишним (са-са-за-са; зу-су-зу-зу; со-зо-зо-зо).
Игра «Найди лишнее слово».
Логопед: Молодцы! А теперь задача усложняется. Вам нужно определить лишнее слово. Только слушайте внимательно, какие звуки встречаются в этих словах (зонт, забор, заяц, сумка; санки, змея, сапоги, сова; зебра, земляника, зеркало, зуб).
Игра «Добавь слог».
Логопед: Ребята, Свистелочка и звенелочка решили немного пошалить и спрятали в некоторых словах последние слоги СЫ или ЗЫ, а нам нужно вставить потерянные слоги. Я буду начинать произносить слово, а вы должны будете его закончить слогами СЫ или ЗЫ (арбу…(зы); бу…(сы); ве…(сы); гро…(зы); моро…(зы); ва…(зы); коко…(сы); бере…(зы); у…(сы); фоку…(сы); но…(сы); воло…(сы), абрико…(сы); какту…(сы).
Игра «Распредели картинки».
Логопед: У Свистелочки и Звенелочки перепутались картинки. Давайте поможем им. Картинки, в которых есть звук С, мы дадим Свистелочке, а картинки со звуком З – Звенелочке (например, сапоги, сумка, заяц, замок, снеговик, заколка, глобус, собака, кактус).
Физминутка.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети садятся на места)
Упражнение «Определи количество слогов» (работа с раздаточным материалом).
Логопед: У каждого из вас есть картинка, вам нужно определить сколько слогов в слове и выбрать нужную слоговую схему (дети выкладывают нужную слоговую схему, соответствующую количеству слогов названия их картинок).
Упражнение «Найди нужное слово».
На столах у детей находятся листы бумаги с изображением картинок, начинающихся и оканчивающихся разными звуками.
Логопед: Ребята, а давайте расскажем нашим гостьям, что мы еще знаем о согласных звуках. Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими). Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки? (синим). Каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки? (зеленым). Ребята, Свистелочка и Звенелочка принесли вам листы бумаги с заданием, положите из перед собой:
- обведите в круг синего цвета картинку, название которой заканчивается на твёрдый согласный звук С (например, ананас, автобус, кактус, глобус);
- подчеркните одной зеленой линией картинку, название которой заканчивается на мягкий согласный звук Сь (например, гусь, лось, рысь, карась);
- подчеркните одной синей линией картинку, название которой начинается с твердого согласного звука З (например, замОк, забор, заяц);
- обведите в круг зеленого цвета картинку, название которой начинается с мягкого согласного Зь (например, зебра, зеркало, зефир, земляника).
Упражнение «Придумай предложение».
Дети придумывают предложения с названиями картинок, размещенных на доске после упражнения «Распредели слова».
Поощрение детей.
Логопед: Ребята, вы сегодня большие молодцы! Свистелочке и Звенелочке очень понравилось у вас в гостях, и они принесли вам угощение: конфеты «Сникерс». Как вы думаете почему именно «Сникерс»?
Итог занятия.
- Кто сегодня приходил к нам в гости?
- Какие звуки мы учились различать? и т.д.
Подводятся итоги занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по обучению детей грамоте (старшая группа) «Непоседа в гостях у ребят»
Содержит фотографии наглядных пособий....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « В гостях у царевны- лягушки»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :Закрепить умение выделять звук в слове, определять его местоположение в слове.Развивать навыки звукового анализа.Закрепить умение подбирать слово с заданным звуком.Закреплен...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « В гостях у Дедушки Грамотея »
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « В гостях у Дедушки Грамотея » Данное занятие разработанно в соответствии с требованиями ФГОС. Дошкольникам предлогается знакомство с ...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ « В ГОСТЯХ У МУДРОЙ СОВЫ.»
Цель:1 Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.2 Способствовать развитию фонематического восприятия.3 Продолжать учить детей дифференцировать гласные, согласные звуки,...
Конспект НОД по обучению грамоте В подготовительной группе « В гостях у волшебницы грамоты»
Конспект НОД по обучени.грамоте....
Конспект НОД по сенсорному обучению детей раннего возраста «Кошечка в гостях у ребят»
Цель: Развивать сенсорные способности у детей раннего возраста. Расширять словарный запас.Задачи:Образовательная:-Закрепить умения сравнивать предметы по величине и называть величину (боль...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "В гости к Королеве Знаний в Страну Грамотейка"
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "В гости к Королеве Знаний в Страну Грамотейка"...