Проектная деятельность по развитию социальных навыков у детей 5-7 лет в ходе коррекционной работы учителя-логопеда
статья по логопедии (старшая группа)

Дёмина Анна Александровна

В данной статье предлагается авторский подход к организации по развитию социальных навыков у детей 5-7 лет в ходе коррекционной работы учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:


Проектная деятельность по развитию социальных навыков у детей 5-7 лет в ходе коррекционной работы учителя-логопеда

Аннотация: в данной статье предлагается авторский подход к организации по развитию социальных навыков у детей 5-7 лет в ходе коррекционной работы учителя-логопеда

Ключевые слова: социализация, учитель-логопед, нарушения речи.

Дошкольный возраст является возрастом
формирования межличностных отношений со сверстниками. У детей данного возраста, имеющих нарушения речи, отмечаются  затруднения в социализации. Им  в большей степени требуется помощь взрослых для снятия межличностных барьеров для установления взаимодействия.

На традиционных индивидуальных логопедических занятиях учителем-логопедом решаются в первую очередь коррекционные задачи с детьми, но проблемы в социализации воспитанников не решаются должным образом [4].

В проектной деятельности нами были  определены пути решения данной проблемы, а именно включение задач социальной направленности в деятельность логопеда и создание картотеки игр по организации и проведению социального воспитания.

Целью нашей проектной работы является формирование социальных навыков у детей 5-7 лет, имеющих нарушения речи, в процессе коррекционной деятельности.

Для  достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  • учить детей  общаться в паре, чтобы дети научились понимать и решать общую задачу и последовательно разбивать её на конкретные действия;
  • учить детей слаженно работать в группе, чтобы дети научились решать общую задачу, осуществляя функцию контроля над своей деятельностью и  над деятельностью участников группы;
  • формировать навыки самоконтроля:
  • воспитывать у детей чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости, честности, что архи важно для полноценной социализации.

Для решения поставленных нами задач, были намечены следующие этапы коррекционной работы: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительный этап отводилось 2 недели сентября. В течение этого времени проводился мониторинг речевого развития, анализировался уровень социального взросления детей, и подбиралась литература с играми и упражнениями для реализации данного направления коррекционной работы.

Со следующей недели и до 3 недели декабря реализовывался основной этап коррекционной работы по разработанному перспективному плану, содержащему игры и упражнения направленные на развитие социальных навыков.

Для реализации данного этапа, мы предлагали использовать три группы игр:

Первая группа - игры в парах. Игра  «Рыбалка»

Цель: формировать умение общаться в паре, понимать и решать общую задачу, последовательно разбивая ее на конкретные действия для каждого участника игры

Описание: один ребенок берет удочку и «ловит» рыбку, другой ребенок  переворачивает ее с обратной стороны называет картинку, четко выделяя звук [Л] или [Р].

Вторая группа -игры в группах. Игра «Угадай»

Цель: сформировать умение слаженно работать в группе над решением общей речевой задачи, осуществляя функции контроля и самоконтроля

Описание: ребенок перечисляет признаки предмета, а дети отгадывают его.

Большая, рогатая, добрая, дает молоко, мычит — (корова).

Серый, зимой белый, трусливый, длинноухий — (заяц)

И третья группа-игры – соревнования, т.к они воспитывают здоровый дух соперничества, чувство коллективизма, взаимопомощи, что очень важно при формировании социального взросления ребенка.

Игра «Собери бусы»

Описание: дети делятся на 2 команды, на столе выкладываются карточки в виде кругов, картинки называются логопедом. Детям дается задание:

«Одна команда выбирает только те картинки, в название которых встречается звук [Р], а другая звук [Л], команда, которая собрала бусы первой, начинает первой называть картинки» и т. д. Картинки выкладываются в виде бус [5].

На заключительном этапе проводился повторный анализ уровня социального взросления детей, мониторинг речевого развития детей, оформлялась картотека игр, которая прошла апробацию в течение периода всей коррекционной работы, а так же был проведен анализ всей логопедической деятельности.
         Таким образом, в результате проведенной нами проектной деятельности по данной теме  наблюдалась положительная динамика в развитие социальных навыков у детей с нарушениями речи 5-7 лет:

•        дети, участвующие в коррекционной работе с логопедом, научены понимать, решать общую задачу, выделяя конкретные действия,

•        научились контролировать себя и слышать ошибки в речи других, оказывать помощь другим в процессе игры

•        дети проявляют терпение, понимая свою очередность в действиях направленных на достижении цели.  

•        дети научились работать в паре и в коллективе.

Рекомендуем действующим учителям-логопедам учитывать задачи по формированию социальных навыков в коррекционной работе с дошкольниками. Включать в работу  игры социальной направленности.

Список использованных источников и литературы:

[1 Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2008 – 329 с.

[2]  Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2006 – 237 с.

[3] Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2005 – 365 с.

[4]        Тропинина,  С.О.  Социализация  ребенка  дошкольного  возраста  с  тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ/ С.О. Тропинина // Дошкольная  педагогика.  –  2012.  -№8. – С. 50 – 52.

[5] Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - , 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию навыка правильного употребления сочетаний числительных с существительными у детей с ТНР.

В статье рассматриваются пути и средства формирования навыка правильного употребления сочетания числительных и существительных у детей с ТНР.Особое внимание уделяется формам взаимодействия учителя-лог...

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»...

Направления коррекционной работы учителя-логопеда по развитию словаря у детей с ОНР (III уровень речевого развития)

Данная статья даёт информацию о направлениях деятельности учителя-логопеда по развитию словаря у воспитанников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Проблема формирования словаря...

Сообщение на педагогическом совете «Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»

Сообщение на педагогическом совете«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...