Проектная деятельность по развитию социальных навыков у детей 5-7 лет в ходе коррекционной работы учителя-логопеда
статья по логопедии (старшая группа)
В данной статье предлагается авторский подход к организации по развитию социальных навыков у детей 5-7 лет в ходе коррекционной работы учителя-логопеда
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность по развитию социальных навыков у детей 5-7 лет в ходе коррекционной работы учителя-логопеда
Аннотация: в данной статье предлагается авторский подход к организации по развитию социальных навыков у детей 5-7 лет в ходе коррекционной работы учителя-логопеда
Ключевые слова: социализация, учитель-логопед, нарушения речи.
Дошкольный возраст является возрастом
формирования межличностных отношений со сверстниками. У детей данного возраста, имеющих нарушения речи, отмечаются затруднения в социализации. Им в большей степени требуется помощь взрослых для снятия межличностных барьеров для установления взаимодействия.
На традиционных индивидуальных логопедических занятиях учителем-логопедом решаются в первую очередь коррекционные задачи с детьми, но проблемы в социализации воспитанников не решаются должным образом [4].
В проектной деятельности нами были определены пути решения данной проблемы, а именно включение задач социальной направленности в деятельность логопеда и создание картотеки игр по организации и проведению социального воспитания.
Целью нашей проектной работы является формирование социальных навыков у детей 5-7 лет, имеющих нарушения речи, в процессе коррекционной деятельности.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- учить детей общаться в паре, чтобы дети научились понимать и решать общую задачу и последовательно разбивать её на конкретные действия;
- учить детей слаженно работать в группе, чтобы дети научились решать общую задачу, осуществляя функцию контроля над своей деятельностью и над деятельностью участников группы;
- формировать навыки самоконтроля:
- воспитывать у детей чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости, честности, что архи важно для полноценной социализации.
Для решения поставленных нами задач, были намечены следующие этапы коррекционной работы: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительный этап отводилось 2 недели сентября. В течение этого времени проводился мониторинг речевого развития, анализировался уровень социального взросления детей, и подбиралась литература с играми и упражнениями для реализации данного направления коррекционной работы.
Со следующей недели и до 3 недели декабря реализовывался основной этап коррекционной работы по разработанному перспективному плану, содержащему игры и упражнения направленные на развитие социальных навыков.
Для реализации данного этапа, мы предлагали использовать три группы игр:
Первая группа - игры в парах. Игра «Рыбалка»
Цель: формировать умение общаться в паре, понимать и решать общую задачу, последовательно разбивая ее на конкретные действия для каждого участника игры
Описание: один ребенок берет удочку и «ловит» рыбку, другой ребенок переворачивает ее с обратной стороны называет картинку, четко выделяя звук [Л] или [Р].
Вторая группа -игры в группах. Игра «Угадай»
Цель: сформировать умение слаженно работать в группе над решением общей речевой задачи, осуществляя функции контроля и самоконтроля
Описание: ребенок перечисляет признаки предмета, а дети отгадывают его.
Большая, рогатая, добрая, дает молоко, мычит — (корова).
Серый, зимой белый, трусливый, длинноухий — (заяц)
И третья группа-игры – соревнования, т.к они воспитывают здоровый дух соперничества, чувство коллективизма, взаимопомощи, что очень важно при формировании социального взросления ребенка.
Игра «Собери бусы»
Описание: дети делятся на 2 команды, на столе выкладываются карточки в виде кругов, картинки называются логопедом. Детям дается задание:
«Одна команда выбирает только те картинки, в название которых встречается звук [Р], а другая звук [Л], команда, которая собрала бусы первой, начинает первой называть картинки» и т. д. Картинки выкладываются в виде бус [5].
На заключительном этапе проводился повторный анализ уровня социального взросления детей, мониторинг речевого развития детей, оформлялась картотека игр, которая прошла апробацию в течение периода всей коррекционной работы, а так же был проведен анализ всей логопедической деятельности.
Таким образом, в результате проведенной нами проектной деятельности по данной теме наблюдалась положительная динамика в развитие социальных навыков у детей с нарушениями речи 5-7 лет:
• дети, участвующие в коррекционной работе с логопедом, научены понимать, решать общую задачу, выделяя конкретные действия,
• научились контролировать себя и слышать ошибки в речи других, оказывать помощь другим в процессе игры
• дети проявляют терпение, понимая свою очередность в действиях направленных на достижении цели.
• дети научились работать в паре и в коллективе.
Рекомендуем действующим учителям-логопедам учитывать задачи по формированию социальных навыков в коррекционной работе с дошкольниками. Включать в работу игры социальной направленности.
Список использованных источников и литературы:
[1 Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2008 – 329 с.
[2] Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2006 – 237 с.
[3] Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2005 – 365 с.
[4] Тропинина, С.О. Социализация ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ/ С.О. Тропинина // Дошкольная педагогика. – 2012. -№8. – С. 50 – 52.
[5] Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - , 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности у детей с ОНР как форма взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя специализированных групп
Стендовый доклад...
Особенности коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию навыка правильного употребления сочетаний числительных с существительными у детей с ТНР.
В статье рассматриваются пути и средства формирования навыка правильного употребления сочетания числительных и существительных у детей с ТНР.Особое внимание уделяется формам взаимодействия учителя-лог...
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»...
Направления коррекционной работы учителя-логопеда по развитию словаря у детей с ОНР (III уровень речевого развития)
Данная статья даёт информацию о направлениях деятельности учителя-логопеда по развитию словаря у воспитанников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Проблема формирования словаря...
Сообщение на педагогическом совете «Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»
Сообщение на педагогическом совете«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...