«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»
консультация по коррекционной педагогике
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopanot.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»
С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций.
Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного поведения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения. Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня.
Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью.
Задачи:
- Получение качественных знаний правил безопасного поведения детей на улице;
- Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;
- Закрепление правил дорожного движения и практических навыков поведения в условиях игрового пространства;
- Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;
- Расширение педагогической грамотности педагогов и родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Наряду с данными задачами решаем речевые задачи:
Раздел «Словарная работа»:
-продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря через уточнение знаний об окружающем ("Что кому нужно?", "Кто больше слов скажет?", "Назови одним словом", "Назови опасный предмет", "Слово заблудилось" и др.);
-упражнять детей в употреблении прилагательных, характеризующих свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания;
- учить детей самостоятельно находить различные речевые средства для выражения своего отношения к окружающему ("Что вы видите вокруг?", "Скажи, какой?", "Найди правильное решение" и др.);
-обогащать речь детей синонимами и антонимами; побуждать к размышлению о последствиях необдуманного поведения ("Найди точное слово", "Как сказать по - другому?", "Продолжи говорить" и др.);
-упражнять в разгадывании загадок описательного характера; уточнять и расширять представления детей о признаках внешнего вида объектов и их назначении ("Вот так знак!", "Угадай и назови", "Подскажи словечко" и др.).
Раздел «Грамматический строй речи»:
-совершенствовать умение согласовывать имена существительные с прилагательными в роде числе и падеже; знакомить с согласованием имен существительных с числительными; расширять и уточнять знания детей об окружающих предметах и их назначении ("1, 2, 3, 5", "Что из чего сделано?", "Чей, чья, чье?" и др.);
-упражнять в образовании имен существительных с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами; формировать представления о роли предметов в жизни человека ("Один - много", "Скажи ласково", "Маленький, побольше, самый большой", "Хвастунишки" и др.);
-развивать умение различать смысловые оттенки глаголов, употреблять в речи наречия, простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; формировать привычку безопасного поведения ("Как ты поступишь?", "Доскажи словечко", "Хорошо - плохо" и др.).
- работа над слоговой структурой слова.
Раздел «Связная речь»:
-развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки по предложенному педагогом началу рассказа, составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; формировать умение самостоятельно находить решение проблем (" Как я отдыхал в лесу", "Мы гуляли у реки", " Случай на дороге", "Чтобы не случилось беды" и др.);
-упражнять в составлении рассказа с последовательно развивающимся действием; развивать способность давать нравственную оценку поступкам героев сюжетных картинок ("Вася и еж", "Как мы нашли котенка", "Однажды в парке" и др.);
-совершенствовать умение пересказывать сказки, литературные произведения; развивать интонационную выразительность речи.
-координация речи с движениями.
Для реализации задач по данному направлению мы используем разные формы работы с детьми.
-организация предметно-развивающей среды;
-ООД; - проведение тематических недель;
-беседы,
-наблюдения,
-создание игровых ситуаций, решение проблемных ситуаций;
-дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;
-чтение художественной литературы;
-продуктивная деятельность детей;
-организация совместных выставок, вечеров развлечений;
-инсценировки по сказкам;
-использование «Автогородка», - встречи с сотрудниками ГИБДД;
-работа с родителями;
-проектная деятельность;
- проведение акций по пропаганде ПДД; - участие в конкурсах разного уровня.
В работес детьми используем следующие методы и технологии:
-проектный метод;
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
-личностно-ориентированная технология;
-технология игрового обучения;
-метод наблюдения и беседы.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключится с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата.
С расстройствами речи тесно связано нарушение общей и мелкой моторики рук, недостаточная координация, замедленность и неловкость движений, застревание в одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной работы по их коррекции.
Очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно – пространственной развивающей среды. Известно, что предметно – пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками и позволяет включать в познавательную деятельность одновременно всех детей в группе
При организации предметно-развивающей среды по ПДД учитывается возраст детей, доступность материала, яркость и разнообразие иллюстративного материала.
С детьми проводятся различные виды бесед: «Зачем нужно знать дорожные знаки?», «Улица, на которой расположен наш детский сад», «Как вести себя в общественном транспорте?», «Перекресток», «Ходить надо уметь» и т. д. Такая форма работы проводится как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер. В беседах дети учат и закрепляют правила дорожного движения, высказывали свое мнение о каких-то ситуациях.
Рассматривая картины «Улица города», «Перекресток», дети знакомятся с городским транспортом, с разными видами пешеходного перехода и светофора.
Дети очень любят играть с макетом дороги, особенно мальчики. У нас есть атрибуты, с помощью которых дети на практике закрепляют полученные знания по правилам дорожного движения; моделируют проблемные ситуации на дороге и ищут пути их решения, тем самым развивая связную речь.
Мы изучаем с детьми лексическую тему «Транспорт» . В процессе работы дети знакомятся с различными видами транспорта, с правилами поведения на улице и в транспорте. А педагоги в своей работе используют тематические недели.
Движение транспорта и пешеходов на улице и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нём самостоятельно. Поэтому значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, целевым онлайн-прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают и описывают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. Большое внимание уделяем применению полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью используем различные виды игр (дидактические, настольные, познавательные, спортивно- соревновательные) они помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде, разъясняя свое поведение.
Интересной и эффективной формой работы являются ролевые игры, которые помогают детям довести до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Используя фигурки пешеходов и транспорта, можно наглядно показать детям, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения, а также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты.
Очень эффективным методом в закреплении правил дорожного движения является постановка театральных этюдов и сюжетно – ролевые игры.
Эмоциональный положительный настрой к изучению правил уличного движения формируют художественные произведения на соответствующую тематику, из которых с помощью воспитателей дети узнают что-то новое, рассматривают иллюстрации самостоятельно.
Можно прочитать и проанализировать с детьми такие произведения, как «Автомобиль» Н. Носова, «Как Незнайка катался на газированном автомобиле», «Ученый Дружок» Серяков, «Улица. Где все спешат» и др.
Дети любят отгадывать загадки на определенную тематику. В «Автогородке» детского сада, который включает в себя проезжую часть, тротуар, пешеходный переход, перекресток, можно проводить практические занятия. Здесь с помощью переносного и установочного оборудования (светофора, дорожных знаков, игровых транспортных средств, в играх дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения. Дети объясняют назначение и необходимость данного материала.
Подобная форма обучения нравится детям и дает возможность для реализации творческо-речевых замыслов.
Вывод: Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок на дороге, знают ПДД и соблюдают их. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.
И если воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществлять как спланированный процесс, используя любознательность, непосредственность восприятия, наглядно – образное мышление ребенка, то у дошкольника сформируются навыки безопасного поведения на дорогах.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебно - методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -СПб., 2005
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников» - М., 2004
3.Калашникова О.В. «Путешествие в страну дорожных знаков и сказок» - Волгоград, 2006
4.Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы - Ростов, 2004
5. Майоров Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку» - М.,2006
6. Скорлупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М., 2005
7.Степаненкова Э.Я., Филиппенко М.Ф. «дошкольникам о правилах дорожного движения» - М., 1978
8.Тихеева Е.И. «Развитие речи» - М., 2003
9. Поддубная Л.В., Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук» - М.,2008
10.Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено» - Сибирское университетское издательство, 2008-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Статья посвящена формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения, раскрыта система работы с детьми, родит...
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...
Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....
Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Цель исследования: формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде, пополнение знаний о правилах дорожного движения...
Опыт работы на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения"
Опыт работы на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения"...
Доклад на педсовет. Из опыта работы на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...
- Мне нравится (1)