Кружок "Послушный язычок"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» г. СМОЛЕНСКА
Принято Утверждено
на педагогическом совете Заведующий_______ А.С. Горовая 13.08. 2020 г. 01. 09. 2020 г.
Протокол № 115
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРУЖОК «ПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Составитель:
учитель-логопед Долганова Н.А.
Смоленск
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………3
1.2 Цели и задачи реализации программы…………………………………...4
1.3 Структурные элементы занятий…………………………………………...5
1.4 Основные принципы программы………………………………………….6
1.5 Характеристика речевого развития детей………………………………...7
1.6 Прогнозируемые результаты…………………………………………...…10
2. Содержательный раздел
2.1 Структурные элементы занятий. Виды деятельности……………………10
2.2 Учебно-тематический план………………………………………………...20
2.3 Мониторинг результатов реализации программы. Критерии оценки…...22
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение реализации программы………..23
3.2 Регламент образовательной деятельности . Организация коррекционно-образовательного процесса …………………….. ……………………………...23
3.3 Взаимодействие с родителями……………………………………………..23
Календарно-тематический план к программе
Список используемой литературы……………………………………………...24
Таблица обследования детей
Приложения
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Направленность: коррекционно-развивающая.
Возраст: старший дошкольный возраст.
Срок реализации: 1 год.
Актуальность программы
Актуальность проблемы профилактики и исправления речевых нарушений у дошкольников в настоящее время приобретает глобальный характер. Без формирования чистой и правильной речи невозможно развитие гармоничной личности. Важный период в становлении личности ребѐнка - дошкольный возраст
При нормальном развитии овладение звуковым строем языка дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки вовсе не произносятся, какие-то искажаются или заменяются другими звуками.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5- летнего возраста, неовладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, что отражается на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, чувство неполноценности). Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Но в связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети подготовительных к школе групп, возникает необходимость оказывать помощь детям старшей группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчит подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даст возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребѐнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Значимость программы
Программа занятий кружка ориентирована на подготовку детей 4-5 лет к правильному произношению звуков, формированию речевого дыхания, своевременному овладению связной речью, отрабатыванию ритмической структуры слова, обогащению словаря, развитию фонематических процессов, а также развитию мелкой моторики пальцев рук.
Занятия строятся на основе сюжетов сказок, в гости к детям приходят разные персонажи, что позволяет создать доброжелательную атмосферу, побуждает ребенка принять активное участие в учебном процессе.
Соотнесение коррекционного содержания с игровыми целями меняет отношение ребенка к занятиям, стимулирует его речевую активность и формирует положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность. Игровая форма подачи материала позволяет ребенку не просто слушать и повторять, но и активно работать: выбирать, произносить, вставлять пропущенные слова, находить заданные звуки; это помогает более эффективному усвоению материала, позволяет избежать переутомления. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности для участия детей в коллективном труде.
1.2. Цели и задачи реализации программы; составные элементы занятий.
Целью программы кружка является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1.Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции: языка, губ и щек.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, уточнить артикуляционный уклад (положения языка и губ) для произношения определенных звуков.
3. Развивать движения кистей и пальцев рук.
4.Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
5.Развивать слуховое внимание и слуховую память.
6.Развивать фонематические процессы (фонематическое восприятие, фонематический слух и фонематические представления).
7. Расширять лексический запас и осваивать грамматические нормы языка.
8. Совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывать умение четко координировать движения рук во взаимосвязи с речью.
9. Развивать внимание, воображение, память и мышление.
Решая эти задачи, разнообразим занятия кружка следующими элементами:
- артикуляционная гимнастика (Приложение 1)
- дыхательные упражнения (Приложение 2)
- пальчиковая гимнастика (Приложение 3)
- игры на развитие фонематичеких процессов (Приложение 4)
- самомассаж лица и пальцев рук (Приложение 5)
- кинезиологические упражнения (Приложение 6)
- фонопедические (голосовые) упражнения (Приложение 7)
- биоэнергопластика (Приложение 8)
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения и мимические упражнения (Приложение 9)
- чистоговорки для автоматизации звуков (Приложение 10)
- игры для развития лексико-грамматических категорий (Приложение 11)
Интеграция логопедических занятий с образовательными областями
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребѐнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
4. Музыка – используются музыкальные произведения Железновых для логоритмических упражнений, песни для упражнений, игр.
5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей.
Данная программа составлена с учѐтом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируются в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).
1.3. Основные принципы реализации программы:
Логопедическая работа строится с учётом следующих дидактических принципов:
- принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
- принцип максимальной опоры на различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
- принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
- принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
- принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
- принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Форма работы (организации) – групповая и подгрупповая.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю. Продолжительность: 25 минут.
1.4. Характеристика речевого развития детей 5-6 лет
Пятилетние дети очень разговорчивые. Они много общаются с ровесниками и со взрослыми людьми. Они готовы разговаривать целый день.
Звуковая сторона речи
К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко, произносить все звуки в составе слов и предложений. Если у ребѐнка отмечается нарушение звукопроизношения в этом возрасте нужно обращаться к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков. Искаженный звук с малой долей вероятности исправиться сам, он будет закрепляться в речи, и исправить его с возрастом будет все труднее.
Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — просодике (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса). Формирование просодики является «строительным материалом» устной речи. Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т. д.
К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их.
К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.
Формирование навыков звукового анализа
После пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Раньше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становится объектом осознания и изучения. По отношению к младшим дошкольникам Л. С. Выготский говорил: «Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств».
Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец слова, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Словарный запас
У старших дошкольников словарь значительно богаче, чем у детей четырехлетнего возраста. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность - схватывать все на лету, надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи.
Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная потребность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас. Грамматический строй речи
В возрасте пяти-шести лет продолжается третий период формирования грамматического строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов).
В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например: пришел – подошел.
Связная речь
Все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль. В идеале на шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. Но практика показывает, что детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма речи используется редко.
В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Лексика
В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...); владеют обобщающими понятиями.
Имеют представление: о сезонных изменениях в природе; о выращивании овощей и фруктов; о лесных ягодах и грибах; о хищных и травоядных, домашних и диких животных; о насекомых и птицах, рыбах.
Ориентируются в пространстве и времени (вчера, сегодня, ночью...).
Знают:
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название своей страны и столицы государства;
- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
- правила дорожного движения для пешеходов.
1.5. Прогнозируемые результаты программы
- Укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков в результате выполнения артикуляционной гимнастики
- Уточнение артикуляционных укладов для произношения разных звуков
- Развитие фонематических процессов, а также слухового внимания и памяти
- Развитие способности координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений
- Развитие речевого дыхания и целенаправленного выдоха в результате дыхательных упражнений
- Развитие силы голоса в результате фонопедических упражнений
- Овладение умением оперировать лексико-грамматическими категориями языка
- Пополнение словарного запаса языка
- Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения
2.Содержательный раздел.
2.1. Структурные элементы занятий. Виды деятельности.
Как происходит процесс речи? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, щеки. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, процесс речи невозможен без сильных, развитых органов речи. Этому способствует специальная гимнастика. Говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
- Артикуляционная гимнастика.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для органов артикуляции (языка, губ и щек) - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно
создать оптимальные условия. К ним относятся:
- Формирование правильного речевого дыхания.
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.
Источник образования звуков речи — воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание:
— обеспечивает нормальное звукообразование;
— создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
— предохраняет голосовой аппарат от переутомления;
— способствует сохранению плавности речи, правильному соблюдению пауз.
Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии.
Неправильное речевое дыхание нередко приводит:
— к нарушению плавности речи (речь на вдохе);
— позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);
— ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;
— в некоторых случаях к ускорению темпа речи;
— к неправильному использования интонационных средств выразительности;
— нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).
Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Дыхательные упражнения способствуют развитию речевого выдоха.
- Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
- Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще. Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.
Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.
Развитие фонематического слуха происходит по следующим направлениям:
• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);
• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;
• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);
• различение отдельных слогов;
• различение отдельных звуков речи;
• освоение азов анализа и синтеза слов.
- Самомассаж лица и рук.
Логопедический массаж — это метод механического воздействия, изменяющий состояние мышц, тканей, нервов периферического речевого аппарата. Он относится к логопедическим техникам, способствующим нормализации произношения. Данный вид массажа успешно применяется при дизартрии, заикании, ринолалии, проблемах с тонусом мышц и других нарушениях речи. Подходит для разных возрастных групп — детей и взрослых. При массаже мышц лица используются скользящие движения пальцами, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Активизация мышц лица дает хороший настрой к проговариванию звуков и к другим речевым упражнениям.
- Кинезиологические упражнения.
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки этой науки можно проследить в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх в Древней Руси. Все эти системы основаны на основах кинезиологии: специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья. Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико - аналитических способностей левого.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.
Кинезиологические упражнения направлены на:
- Развитие межполушарных связей
- Синхронизации работы полушарий
- Развитие мелкой моторики
- Развитие способностей
- Развитие памяти, внимания
- Развитие речи, мышления
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс речи и письма.
- Фонопедические упражнения.
Голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению, стимулируют, тренируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. В результате фонопедических упражнений значительно увеличивается сила звучания голоса, расширяется диапазон звука, насыщенность звука становится сильнее. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовых функций: выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать), он осознает, что это разная механика. Таким образом, осваивается интонирование.
- Биоэнергопластика
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).
Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.
Работа в системе биоэнергопластики:
- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
- стимулирует интеллектуальную деятельность;
- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
- развивает артикуляционный аппарат;
- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
Для коррекционной работы учителя – логопеда с использованием биоэнергопластики, наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.
8.Релаксация для снятия эмоционального и физического напряжения.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии, способствует усвоению новой информации. Артикуляционные, дыхательные, фонопедические, пальчиковые упражнения - это тоже тяжелая работа для ребенка, поэтому в процессе занятия необходимо уделять внимание и расслаблению.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
В работе с детьми с общим недоразвитие речи, как обязательный элемент логопедического занятия, включается упражнения на мышечное расслабление и дыхательные упражнения в течение всего года. Релаксационные упражнения можно применять на любом этапе логопедического занятия.
Перед тем как приступить к выполнению релаксационных упражнений необходимо объяснить детям, что такое поза покоя. Предложить им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в привычку и помогает детям быстрее сосредоточиваться, переходя от подвижной игры к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной беседе. Затем показать и подробно объяснить каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие.
По мере усвоения отдельных упражнений в целях экономии времени рифмованный текст для повторных упражнений можно сократить или заменить краткими командами. Интонация и медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии.
9.Чистоговорки для автоматизации звуков.
Чистоговорки – это рифмованные фразы, в которых повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Рифмованная речь, основанная на ритмичном произношении звуков, является основой изобретательного отношения ребенка к рифме.
В начале работы необходимо выделить «основу» чистоговорки. Для этого берется последний слог в слове и повторяется в начале чистоговорки столько раз, сколько слогов в этом слове. Получается «основа» чистоговорки, на которой идет отработка звука.
Например, (ша-ша-ша-ша-ша-ша – наша Маша хороша;
су-су-су-су-су-су - не пускаем в дом лису) и т.д.
10. Развитие лексико-грамматических категорий.
Грамматика, грамматический строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов). Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Для этого необходимо:
- оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим
- знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений
- постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта
- использовать разные игровые приемы и оборудование
- включать в работу по развитию лексико-грамматического строя воспитателей и родителей.
Работа ведется по следующим направлениям:
1. Развитие словаря:
- активизация и обогащение словаря по теме;
- описание предметов, особенностей строения;
- называние действий с данными по теме предметами;
- называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
- упражнения на словоизменение (число, род, падеж)
- упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных)
- употребление предлогов
- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, дидактические игры. Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи. (Приложение 11)
2.2 Учебно-тематический план
№п/п | Раздел учебной программы | Содержание программы |
1 | Артикуляционная гимнастика | Учить вырабатывать определенные движения языка и губ для правильного произношения звуков: «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Маляр», «Барабан», «Заборчик», «Дудочка», «Горка», «Индюки», «Парус» и д.р. |
2 | Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук | Учить вырабатывать координированные движения пальцев рук во взаимосвязи с речью. Пальчиковая гимнастика: «Улитка», «Петушок», «Осенние листья», «Листопад» «Овощи», «Грибочки», «Одежда», «Мебель», «Моя семья», «Про птиц», «Транспорт», «Сосна», «Барашек» и др. |
3 | Развитие фонематического слуха | Способствовать формированию навыков фонематического анализа и синтеза, умению выделять данный звук в слове. «Хлопки», «Отстучи мячом, сколько слогов в слове», «Продолжи слово», «Придумай слово на заданный звук», «Тихо-громко», «Где звенит», «Звучащие коробочки» и т.д. |
4 |
Самомассаж лица | Учить массировать биологически важные точки на лице, массаж ладоней мячиками, шишками, карандашами, су-джок-терапия. «Ежик», «Пальчики», «Снеговик» |
5 | Кинезиологические упражнения | Учить специальным упражнениям, которые координируют движения обоих рук, активизируют мыслительные процессы. «Колечки», «Лягушки», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Замок», «Кулак-ребро-ладонь» и др. |
6 | Фонопедические упражнения | Развивать силу голоса, формировать умение управлять своим голосом. «Паровозы», «Осенние листья», «В лесу», «Напугаем медведя», «Зима» и др. |
7 | Биоэнергопластика | Способствовать выработке определенных движения языка с помощью рук. |
8 | Упражнения на релаксацию | Формировать умение расслабляться после напряжения «Кулачки», «Олени», «Деревья спят», «Сон» и др. |
9 | Чистоговорки | Закреплять произношение звуков, ритмически организовывать свою речь. |
10 | Развитие лексико-грамматических категорий | Активизировать словарь, формировать умение согласовывать слова друг с другом, употреблять предлоги. «Большой-маленький», «Жадина:мой, моя, мое», «Скажи наоборот», «Скажи какой», «Закончи преложение», «Что бывает …», «Один – много» и др. |
11 | Развитие речевого выдоха и правильного дыхания | Формировать целенаправленный речевой выдох. Дыхательные упражнения: «Задуй свечу», «Надуй шарик», «Парашют», «Змейка», «Гуси шипят», «Косари», «Забей мяч в ворота» и др. |
12 | Проведение контрольных мероприятий | Мониторинг -начало года -конец года |
13 | Домашние задания | По желанию родителей По усмотрению педагога |
2.3 Мониторинг результатов реализации программы.
Критерии оценки уровня освоения программы.
Раздел обследования | Критерии оценки по баллам |
1.Звукопроизношение | 0- Звукопроизношение не нарушено 1- Нарушено произношение одной группы звуков 2- Нарушено произношение двух групп звуков 3- Нарушено произношение трех групп звуков 4- Нарушено произношение четырех и более групп звуков; дефекты звонкости, мягкости. |
2.Слоговая структура | 0- Слоговую структуру слов производит без ошибок 1- Нарушения редки 2-Нарушения в предложениях. В словах незначительные 3- Нарушения грубые 4- Звукокомплексы, звукоподражания |
3.Фонематические представления | 0 - Соответственно возрасту 1- Коррекция после помощи взрослого 2- Половину заданий выполняет 3- Выполняет правильно только задания для более младшего возраста. 4- Не сформированы |
4.Грамматический строй речи | 0- Грамматические категории использует без затруднений 1- Редкие аграмматизмы 2- Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные 3- Ошибки многочисленные, стойкие, невозможность образовать формы слова |
5.Лексический запас | 0- Лексический запас по возрасту 1- Запас в пределах обихода 2- Лексический запас беден 3- Лексический запас резко ограничен 4- Лексика отсутствует |
6.Понимание речи | 0- В полном объеме 1- Понимание на уровне текста,требуется помощь взрослого 2- Понимание грамматических форм на уровне фразы 3 - Понимание ситуативное 4 - Речь малопонятна для ребенка. |
7.Связная речь | 0- Без затруднений 1- Рассказ бедный. Требуется помощь 2- Синтаксические конструкции фраз бедные. 3- Простая аграмматичная фраза со структур. нарушениями 4- Связной речи нет |
3. Организационный раздел.
3.1 Материальное обеспечение реализации программы
1. Различные игрушки для сказок и мотивации.
2. Куклы Бибабо.
3. Массажные мячики.
4. Дидактические игры.
5. Наглядный материал: разрезные картинки, плакаты, иллюстрации.
6. Детские музыкальные инструменты.
7. Музыкальное сопровождение: фонограмма песенок и чистоговорок.
8. Природный материал: листья сухие, шишки, каштаны и др.
9. Бумажные снежинки, листочки, салфетки, перышки для развития выдоха.
3.2. Регламент образовательной деятельности.
Организация коррекционно-образовательного процесса.
Занятия в кружке «Послушный язычок» проводятся в старшей возрастной группе (дети 5-6 лет).
Данная программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май. В начале сентября и в конце мая проводится диагностика занимающихся.
Общая продолжительность занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин составляет 25 минут. Занятие проводится со всей группой детей, что составляет от 15 до 25 человек. Дети выполняют задания одновременно или поочереди.
В реализации программы участвуют не только дети с тяжелым нарушением речи, но и дети, имеюшие небольшие отклонения в речевом развитии. Набор детей в кружок осуществляется по желанию их родителей (законных представителей).
Основным содержанием программы являются специально подобранные упражнения на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, силы и модуляции голоса, мелкой моторики пальцев рук, формирование слоговой структуры слова и фонематических процессов.
3.3.Взаимодействие с родителями.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс совместной работы с семьей включает:
1.Ознакомление родителей с содержанием коррекционно-развивающей работы, направленной на речевое развитие детей.
2.Отработка родителями дома с детьми упражнений на развитие артикуляционного аппарата, речевого выдоха, мелкой моторики (домашние задания вклеиваются в тетрадь каждому ребенку).
Список используемой литературы
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: Литера, 2010.
- Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во Гном и Д, 2005.
- Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез.
- Егорова О.В.Звуки: М-Н, Т-Д, Б-П, В-Ф. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2005.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999..
- Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. Звуки: Р-Л, С-З-Ц, Ш-Ж-Ч-Щ. – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2003.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения у дошкольников. 2-ое издание дополненное. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.
– М.: Гном-Пресс, 1999.
- Краузе Е.Н. Логопедия: Логопедический занятия с детьми раннего и младшего возраста. – 2-е изд., испр. - СПб.: КОРОНА принт, 2006.
- Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2015
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис – пресс, 2005.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет: Программа развития и обучения дошкольника. – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003.
- Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: КОРОНА принт, 2006.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
- Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002.
- Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002.
- Цуканова С.П. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М.:Издательство ГНОМ, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о язычке
Развитие артикуляционного аппарата. ...
Путешествие язычка
Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...
конспект непосредственно образовательной деятельности "Здравствуй,умный язычок"
занятие для второй младшей группы...
Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"
Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу или на прием к логопеду. Дан...
Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"
Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"
Информационно - практический проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Этот проект призван вызвать интерес детей к...