Мониторинг речевого развития
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»
МОНИТОРИНГ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № 2
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ от 6 до 7 лет
на 2021 -2022 учебный год
Учитель-логопед
Штшко А.Е.
Пояснительная записка.
Название программы: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной
Сроки проведения мониторинга – 2 раза в год (сентябрь-май)
Объект мониторинга:
4 воспитанника - с дизартрией;
17 воспитанника – ФФНР (Дислалия)
Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 6-7 лет, владеющих вербальными средствами общения.
Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала;
Задачи мониторинга:
-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторой речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;
-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);
-сформулировать направления индивидуальной (индивидуальный - план) и подгрупповой коррекционной работы;
-скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи;
-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.
-оценить влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.
Методы мониторинга: наблюдения, беседы, создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.
Мониторинг состоял из 7 разделов (компонентов) для исследования состояния устной речи:
- Звукопроизношение.
- Фонематическое восприятие.
- Словарь.
- Грамматический строй речи.
- Связная речь.
Показатели уровня речевого развития воспитанников логопункта МАДОУ № 3
дата обследования: сентябрь 2021 года -21 воспитанников, май 2022 года -20 воспитанников
№ п/п | Ф.И. ребенка | ||||||||||||||
Звукопроизношение | Фонематическое восприятие | Словарь | Грамматический строй | Связная речь | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||
М. | Сентябрь/май | старт. | итог. | старт. | итог. | старт. | итог. | старт. | итог. | старт. | итог. | ||||
1 | Асяев Ваня | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
2 | Абдулаев Камиль | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
3 | Карпов Кирилл | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
4 | Крывда Вика | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
5 | Лагвиненко Егор | 1 | Выб. | 1 | Выб. | 3 | Выб. | 3 | Выб. | 3 | Выб. | ||||
6 | Матвейчук Матвей | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
7 | Маняков Иван | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||
8 | Новиков Кирил | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | ||||
9 | Полющук Арсений | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
10 | Прокудин Саша | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
11 | Прокопьев Рома | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
12 | Салова Рита | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
13 | Суханов Родион | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
14 | Сальников Саша | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
15 | Сабурова Русалинья | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
16 | Специанова Аделина | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||
17 | Смольников Егор | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
18 | Седов Максим | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
19 | Цапенко София | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||||
20 | Ястребова Полина | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | ||||
21 | Файзулин Алексей | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
1 – низкий уровень 2 – средний уровень 3– высокий
Количественные показатели уровня сформированности компонентов речи воспитанников
группы № 2 для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.
Дата обследования:
сентябрь 2021 года, количество: 21 ребенок
май -2022 года, количество: 20детей
Разделы речи | Уровни | ||
сентябрь | май | ||
Звукопроизношение | высокий | - | 90% |
средний | 20% | 10% | |
низкий | 80% | - | |
Фонематическое восприятие | высокий | 15% | 90% |
средний | 85% | 10% | |
низкий | - | - | |
Словарь | высокий | - | 90% |
средний | 100% | 10% | |
низкий | - | - | |
Грамматический строй речи | высокий | - | 95% |
средний | 100% | 5% | |
низкий | - | - | |
Связная речь | высокий | - | 95% |
средний | 100% | 5% | |
низкий | - | - | |
Общие показатели речевого развития | высокий | 5% | 89% |
средний | 92% | 11% | |
низкий | 3% | - |
В конце 2021/2022 учебного года проводилось повторное исследование устной речи воспитанников группы №; 2 для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года. Методика исследования состояния устной речи четко структурирована по этапам работы и имеет 7 основных тесно взаимосвязанных разделов. Каждый раздел объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Количественные результаты обследования речи детей отражены в виде таблиц с приложением речевых профилей, что позволяет проанализировать динамику в развитии основных компонентов языковой системы каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт, листа динамики развития на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года, индивидуальных планов коррекционной работы.
Звукопроизношение.
Исследование состояния звукопроизношения на начало учебного года выявило полиморфное нарушение звукопроизношения у 21 ребенка, проявляющееся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп.
На конец учебного года: звукопроизношение в норме – 15 воспитанников; автоматизация звуков Р - Рь в спонтанной речи – 4 воспитанника; автоматизация звуков Ш - Ж, Р - Рь в предложениях - 1 воспитанник (нарушение звукопроизношения связаны с дефектами короткая подъязычная уздечка ).
Фонематическое восприятие.
Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)
Средний уровень - 10% (2 воспитанника)
Фонематический слух и восприятие на начало учебного года было нарушено у 18 детей. Работа по развитию фонематического восприятия проводилась в следующей последовательности: узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов, фонем, развитие навыков элементарного звукового анализа. Занимательная игровая ситуация в непосредственно образовательной деятельности способствовала комфортному и эффективному развитию фонематического восприятия. Показатели фонематического восприятия на конец учебного года (средний уровень - 10%, высокий уровень- 90%).
Словарь.
Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)
Средний уровень -10% (2 воспитанника)
К концу года у детей расширился активный и пассивный словарь. Дети научились активно употреблять слова обозначающие предметы, их части и явления по изученным лексическим темам, подбирают глаголы, прилагательные, обозначающие форму, качество предметов; антонимы, синонимы. Словарь обогатился обобщающими понятиями. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе. Они могут объяснить малоизвестные слова, переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).
Грамматический строй речи.
Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)
Средний уровень – 10 % (2 воспитанника)
Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи дошкольники чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Совершенствовалось умение образовывать существительные с суффиксами, глаголы с приставками, притяжательные, относительные прилагательные, родственные слова. Сохраняются сложности в образовании слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов.
Связная речь.
Высокий уровень – 100% (20 воспитанников)
Средний уровень – 0% (0 воспитанник)
Последовательная и систематическая работа по формированию монологической речи позволила качественно улучшить навыки связных высказываний. Дети научились самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы; рассказы по картине, по серии картин. Увлекательными стали составление рассказов с элементами творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты мониторинга речевого развития детей старшей группы для детей ОНР за 2009-2010 уч.год.
диаграммы...
Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)
В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...
Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста. Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основн...
Мониторинг речевого развития детей логопедической группы
Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...
Мониторинг. Речевое развитие детей 4-5 лет.
Материал для проведения мониторинга. Экспресс-обследование детей 4-5 лет (средняя группа). Материал взят по "Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста" О.А. Безруковой, ...
Мониторинг речевого развития детей
Предлагаю бланк мониторинга речевого развития детей для старшей и подготовительной к школе логопедических групп....
Мониторинг речевого развития
мониторинг речевого развития детей за 2014-2015 уч. год...