Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии на тему
Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе. При переходе детей из детского сада в школу речевая патология значительно затрудняет и без того сложный социально-биологический процесс адаптации к новым условиям воспитания и обучения. Это обстоятельство и определяет актуальность коррекционно-развивающей работы в дошкольном периоде.
Речевые проблемы у детей старшего дошкольного возраста, как правило, осложнены клиническими показаниями, и дефект имеет сложную структуру. Решение данной проблемы возможно:
- через выполнение федеральных государственных требований (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- через интеграцию содержания Основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина) и локальной Образовательной программы ДОУ.
Обусловленность данной проблемы заключается в необходимости построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. А именно:
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- унификация достижений ребенка к 7-ми годам;
- обеспечение интегративных качеств воспитанников, независимо от содержания программы;
- взаимосвязь диагностического обследования с образовательными программами обучения и воспитания, с помощью которых выявляются качественные параметры достижений ребенка;
- обеспечение системы мониторинга качества освоения Программы и достижения детьми планируемых результатов Программы.
Поэтому решение этой проблемы требует комплексного медико-психолого-педагогического подхода. В нашем ДОУ разработана система диагностического и коррекционно-развивающего процесса, а также система возрастной преемственности и взаимодействия служб детского сада и семьи в комплексном сопровождении ребёнка от момента его поступления в ДОУ до выпуска в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdatka_seminara.doc | 157 КБ |
prezentatsiya_na_temu.doc | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Инструментарий обследования речевого развития детей старшей группы 5 лет
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
ПРИЁМ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ |
1. Обследование звукопроизношения | Ребёнку предлагается назвать картинку с исследуемым звуком, затем повторить слово за логопедом. | 3б – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях; 2б – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению; 1б – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован. |
2. Обследование звуко-слоговой структуры слова и предложения. | Повторить за логопедом слова: танкист, космонавт, милиционер, сковорода, аквариум, , баскетбол, аквалангист, термометр. Мальчики слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Сапожник чистит сапоги. Экскурсовод проводит экскурсию. | 3б – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления; 2б – замедленное послоговое воспроизведение; 1б – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова). |
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
ПРИЁМ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ |
1. Повторение слогового ряда. | ба - ба - па па - ба - па та - да - та да - та - да га - ка - га ка - га - ка ба - бя - ба бя - ба - бя | 3б – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления; 2б – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому; 1б – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками или не воспроизводит. |
2. Состояние фонематического анализа и синтеза. | Назвать первый звук в словах: аист, Аня, Ира, окна, ухо. Назови последний звук пух, луна,кот, шар,сок,мука, мак, руки,нос | 3б – правильно отвечает с первой попытки; 2б – правильно отвечает со второй попытки; 1б – отвечает неправильно. |
6. Различение слов-паронимов. | Назвать картинки и определить отличия в названиях. | 3б – называет и объясняет чем отличаются; 2б – допускает ошибки; 1б – не справился с заданием. |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
ПРИЁМ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ |
1. Исследование понимания лексики 1.1. Исследование понимания обобщающих слов по темам. | Покажи, где: - птицы - транспорт - дикие животные - обувь и т.п. | 3б – правильно выполняет задания; 2б – выполняет после нескольких повторений; 1б – с трудом понимает обращенную к нему речь; |
1.2. Исследование дифференциации пред ложно-падежных конструкций | Покажи, где: - мальчик входит в дом, выходит из дома; - девочка ставит чайник на стол, берет чайник со стола; | |
2. Исследование дифференциации форм словообразования 2.1. Исследование понимания существительных с суффиксом -инк-. | Покажи: - бусы - бусинку - машину – машинку - виноград - виноградинку | |
2.2. Исследование понимания глаголов с различными приставками. | Покажи, где: - выходит, заходит, подходит- заезжает, выезжает, подъезжает | |
3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений 3.1. Исследование понимания словосочетаний. | Покажи: - ключом карандаш - ключ карандашом - положи карандаш на платок - накрой платком карандаш | |
3.2. Исследование понимания простых распространенных предложений. | Покажи картинку, где: - девочка рвет цветы - девочка играет в мяч | |
3.3. Исследование понимания вопросительных предложений. | Покажи: Кого ловит девочка? Чем девочка ловит бабочку? - Кто ловит бабочку? | |
3.4. Исследование понимания слов с противоположным значением. | Покажи, где: - узкая - широкая (лента) - что кислое - что сладкое - толстая - тонкая (книга) |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
ПРИЁМ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ |
1. Исследование активного словаря 1.1. Исследование предметного словаря. | Я покажу, а ты назови части тела; пальцы, живот, спина, брови, грудь, ноги. | 3б - дает правильный ответ; 2б – дает правильный ответ после небольшой помощи; 1б – форму образует неверно; |
1.2. Исследование существительных, обозначающих части предметов. | Посмотри на картинки. Какие предметы на них изображены? Из каких частей состоят эти предметы? одежда (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс); детали машины (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор). Аналогично-стул, чайник | |
1.3. Исследование глагольного словаря. | Ответь на вопросы: - кто как голос подает? (кошка, воробей, мышь, корова, гусь) - что делают люди этих профессий? (врач, повар, учитель, почтальон - подобрать по два-три слова-действия по предъявляемым картинкам) - что делают девочки? (по предъявленным картинкам: шьет, вяжет, подметает, поливает, гладит) | |
1.4. Исследование словаря прилагательных (определений). | Назови слова-признаки: - цвет (оттенки: оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой) - качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый, веселый, грустный, здоровый, больной) - форму (овальный, четырехугольный) | |
2. Исследование словообразования 2.1. Употребление сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом | Я скажу про большой предмет, а ты - про маленький, ласково: шкаф, ваза, береза, миска, ухо
| |
2.2. Образование названий детенышей | Скажи, как называют детенышей: зайца, волка, белки, собаки, медведя | |
3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения 3.1. Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе | Я назову один предмет, а ты назови много: - ухо - уши - мост – мосты - воробей-воробьи - пчела-пчелы - стул-стулья - утенок-утята | 3б - образует правильно практически все слова; 2б - образует правильно половину слов; 1б - не образует слов, словосочетаний. |
3.2. Исследование употребления предложно-падежных конструкций. | - где стоит машина (около дома) - где летает бабочка (над цветком) - от кого убегает мышка (от кошки) | |
3.3. Исследование употребления прилагательных и существительных в ед. и множ. числе женского, мужского и среднего рода. | Посмотри на картинки. Скажи, что на них изображено и какого цвета изображенные предметы: - красные ягоды - синее одеяло - желтые листья - голубые глаза | |
3.4. Исследование употребления сущ. с числительными. | Посчитай предметы: один карандаш, два карандаша,…, пять карандашей (кукла, помидор, стул) | |
3.5.Исследование употребления относительных прилагательных | «Скажи, какой?»: сумка из кожи -…кожаная сумка, матрешка из дерева -…деревянная, шуба из меха -…, стакан из стекла -…, кубик из пластмассы -…, сок из клюквы-… | |
3.6. Исследование употребления притяжательных прилагательных | «Скажи чей? (чья, чье, чьи)» : зубы волка -…, платок тети -…, будка собаки -…, уши зайца -…, дупло белки -… | |
4. Исследование связной речи. | а) составление рассказа по картинке; б) составление рассказа по серии картин. | 3б - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; оформлен грамматически правильно; ребенок самостоятельно подбирает и располагает картинки. 2б - ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи; рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов; ребенок раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам. 1б - выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения или отсутствие рассказа; наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов или рассказ не оформлен; задание недоступно даже при наличии помощи. |
Пересказ сказки, рассказа. | 3б - воспроизводит все смысловые звенья; рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2б - воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями; пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания 1б - пересказ не полный, имеются значительные сокращения или не выполняет задания; отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены или пересказ недоступен. |
Инструментарий обследования речевого развития детей подготовтельной к школе группы 6 лет
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
ПРИЁМ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ |
1. Обследование звукопроизношения | Ребёнку предлагается назвать картинку с исследуемым звуком, затем повторить слово за логопедом. | 3б – безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях; 2б – изолированно и отраженно произносит правильно, но иногда подвергает звук замене или искажению; 1б – изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован или в любой позиции звук искажается или заменяется |
2. Обследование звуко-слоговой структуры слова и предложения. | Повторить за логопедом слова: танкист, космонавт, милиционер, сковорода, кинотеатр, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр. Волосы подстригают в парикмахерской. Саше понравился пластмассовый кораблик. У девочки Дины котенок Тима. | 3б – правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления; 2б – замедленное послоговое воспроизведение; 1б – искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) или не воспроизводит. |
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
ПРИЁМ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ |
1. Опознание фонем. | а) поднять руку, если услышит звук А среди других гласных: А, У, Ы, О, А, У, Э, Ы, И; б) хлопни в ладоши, если услышишь звук К среди других согласных: П, Н, М, К, Т, Р. | 3б – опознаёт фонему; 2б – допускает ошибки, сам исправляет; 1б - допускает ошибки исправляет с помощью или не опознаёт. |
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. | а) звонких и глухих (п-б, т-д, к-г, ж-ш, с-з, в-ф); б) шипящих и свистящих (с, з, щ, ш, ч); в) соноров (р, л, м, н). | 3б – различает фонемы; 2б – допускает ошибки; 1б – не различает фонемы одной из групп. |
3. Повторение слогового ряда. | ба - ба - па па - ба - па та - да - та да - та - да га - ка - га ка - га - ка са - ша - са ша - са - ша жа - за - жа за - жа - за ча - ша - ча ша - ча - ша ла - ра – ла ра - ла - ра | 3б – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления; 2б – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому или неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 1б - не воспроизводит. |
4. Выделение исследуемого звука среди слогов. | Подними руку, если услышишь слог со звуком «С» (ла, ка, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си). | 3б – выделяет звук; 2б – допускает ошибки, сам исправляет; 1б - допускает ошибки исправляет с помощью или не выделяет. |
5. Выделение исследуемого звука среди слов. | а) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Ж» (лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы); б) придумай слова со звуком «З»; в) определить наличие звука «Ш» в названии картинок (колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда). | |
6. Различение слов-паронимов. | Назвать картинки и определить отличия в названиях. | 3б – называет и объясняет чем отличаются; 2б – называет, но не объясняет; 1б - допускает ошибки или не справился с заданием. |
7. Определение места звука в слове. | Определить место звука «Ч» в словах (начало, середина, конец). | 3б – определяет в любом месте; 2б – выделяет в начале, середине или конце слова; 1б - не выделяет. |
8. Раскладывание картинок. | Разложить картинки в 2 ряда: в первый со звуком «С», во второй со звуком «Ш». | 3б – раскладывает верно; 2б – допускает ошибки, сам исправляет; 1б - допускает ошибки, исправляет с помощью или с заданием не справляется. |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
ПРИЁМ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ |
1. Обследование понимания номинативной стороны речи. | а) показать называемые логопедом предметы; б) узнавание предметов по описанию: «Покажи чем чистят зубы» по картинкам; в) предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребёнка просят показать картинку с изображением вороны среди 2 картинок (ворона и ворота); г) понимание действий, изображённых на картинках. Ребёнок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед; д) понимание слов, обозначающих признаки: покажи, где круглый стол, а где прямоугольный, треугольный и прямоугольный флажок; е) понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны и т. д.; повернись вправо, влево и т. д. | 3б – правильно выполняет задания; 2б – выполняет после нескольких повторений; 1б – с трудом понимает обращенную к нему речь; |
2. Обследование понимания предложений. | а) выполнение действий: «Закрой, пожалуйста, дверь садись за стол», «Возьми из стаканчика карандаш, положи его на стол и садись»; б) ответить на вопрос: «кто приехал?» - «Петю встретил Митя»; в) подобрать наиболее подходящее слово: «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьёв»; г) исправить предложение: «Коза принесла корм девочке»; д) какое из двух предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона»; | |
3. Обследование понимания грамматических форм. | а) понимание логико-грамматических отношений. Показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла; б) понимание отношений, выраженных предлогами: В ящике бочонок. Ящик за бочонком. На бочонке ящик. Бочонок перед ящиком. в) понимание падежных конструкций: показать линейку ручкой, карандашом ручку и карандаш линейкой; г) понимание форм единственного и множественного числа: показать, где шар (шары); | |
4. Исследование понимания связной речи. | Послушай рассказ Л.Н. Толстого «Катя и Маша». Ответь на вопросы. Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину и перенесла Машу через речку. Вопросы к тексту: - Скажи, кто пошел в лес? - Кого Катя взяла с собой? - Что повстречали дети на своем пути? - Кого Катя посадила себе на спину? |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
ПРИЁМ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ |
1. Обследование словарного запаса. | а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках; б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: стол, стул, шкаф…; в) нахождение общих названий: стол – мебель, а чашка – (что?), сапоги – обувь, а шуба – (что?); г)называние детёнышей домашних и диких животных; д) называние обобщённых слов по группе однородных предметов; е) называние предмета по его описанию: как называется предмет в который наливают суп? Кто косой, слабый, трусливый? Что свети, сияет, греет? ё) называние признаков предмета: слова-антонимы (высокий-низкий..); ж) подбор признаков к предметам; з) называние действий: что делает? Как передвигается? Как кричит? Обиходные действия (шел – за-,вы-, у-) и) название времён года, их последовательность, признаки; й) подбор синонимов. | 3б - правильно называет слова; 2б – допускает ошибки, сам исправляется или после стимулирующей помощи; 1б – затрудняется выполнить задание. |
2. Исследование словообразовательных процессов. | а) преобразование единственного числа в множественное; б) образование уменьшительно-ласкательных форм существительного; в) образование относительных прилагательных: варенье из клюквы - …; г) образование качественных прилагательных: если днём мороз, то день (какой?) - …; д) образование притяжательных прилагательных: у волка лапа (чья?) - …; е) согласование существительных с числительными; ё)употребление предлогов. | 3б – правильная форма; 2б – допускает ошибки, сам исправляется или после стимулирующей помощи; 1б – неправильная форма или отказ. |
3. Исследование сформированности грамматического строя речи. | а) составление предложений по картинкам; | 3б – правильное выполнение; 2б – неправильный порядок слов; пропуск одного члена предложения; негрубые аграмматизмы; упрощение структуры предложения; 1б – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок или не составляет. |
Составление предложений из слов в начальной форме: Доктор, лечить, дети. Сидеть, синичка, на, ветке. Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, бросить, косточка. | 3б – правильное выполнение; 2б - неправильный порядок слов; пропуск одного члена предложения; негрубые аграмматизмы; упрощение структуры предложения; 1б – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок или не составляет. | |
Верификация предложений: Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. | 3б – правильное выполнение; 2б – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения; 1б – ошибка не выявлена. | |
Дополнение предложений предлогами: Лена наливает чай…чашки. Птенец выпал…гнезда. Щенок спрятался…крыльцом. Деревья шумят…ветра. | 3б – правильное выполнение; 2б – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 1б – неправильное выполнение или отказ. | |
4. Исследование связной речи | а) составление рассказа по картинке; б) составление рассказа по серии картин. | Оценка смысловой целостности 3б - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2б - ребенок незначительно искажает ситуацию, не- правильно воспроизводит причинно-следственные связи; 1б - выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения; |
Оценка лексико-грамматического оформления 3б - рассказ оформлен грамматически правильно; 2б – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов; 1б - наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов | ||
Оценка самостоятельности выполнения задания 3б - самостоятельно подбирает и располагает картинки; 2б - раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам; 1б - задание недоступно даже при наличии помощи. | ||
Пересказ сказки, рассказа. | Оценка смысловой целостности 3б - воспроизводит все смысловые звенья; 2б - воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями; 1б - пересказ не полный, имеются значительные сокращения или не выполняет задания. | |
Оценка лексико-грамматического оформления 3б - рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2б - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания 1б - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены или пересказ недоступен | ||
Оценка самостоятельности выполнения задания 3б - самостоятельный пересказ 2б - пересказ по вопросам 1б - пересказ недоступен |
Инструментарий обследования ЗУН по обучению грамоте
ПРИЁМ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ |
1. Обследование анализа предложения. | а) определить количество слов в предложении; б) назвать второе (третье…) слово в предложении; в) составить графическую схему предложения; г) придумать предложение к заданной схеме. | 3б – выполняет все задания верно; 2б - допускает ошибки, сам исправляется или после незначительной помощи; 1б – затрудняется выполнить задание даже после стимулирующей помощи или отказ. |
2. Обследование звукового анализа слов. | 1. Назвать первый ударный гласный звук: Оля, Аня, уши, осы. 2. Назвать ударный гласный звук в конце слова: ведро, грибы, чулки. 3. Выделить согласный звук из начала слова: сок, шуба, магазин, щука, чай. 4. Определить последний согласный звук в словах: кот, сыр, стакан, щенок, стол. 5. Определить количество звуков в словах: ус, дом, коса. 6. Выделить последовательно каждый звук в слове: мак, сок, дым, сито. 7. Собрать слово из заданных звуков: р, а, к; д, ы, м; р, у, к, и. 8. Звуковой анализ слова. Составить схему: сом, сова. | 3б – называет все звуки; 2б – допускает ошибки, сам исправляет или с незначительной помощью; 1б – с заданием не справляется даже после стимулирующей помощи. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста.
этапы формирования лексико-граматических представлений у детей дошкольного возраста...
доклад из опыта работы по теме "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Опыт работы педагога по театрализованной деятельности...
Мнемотехника в познавательно-речевом развитии ребенка дошкольного возраста
Современная развивающая технология мнемотехника специально разработана для развития памяти. Мнемотехника – искусственн...
Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"
Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....
Статья "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста"
Информация для родителей о развитие речи ребенка....
Нормы речевого развития ребенка дошкольного возраста
Нормы речевого развития дошкольника...
мониторинг речевого развития детей дошкольного возраста 4-6 лет
Вариант мониторинга проводимый мною в ДОУ в начале учебного года, промежуточно - в середине учебного года, и в конце учебного года....