Технология "Мозжечковой стимуляции" с применением тренажёров баланса
статья по логопедии (старшая группа)
Технология "Мозжечковой стимуляции" и особенности ее применения в разном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_mozzhechkov_stimulyatsii.docx | 119.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Мозжечковой стимуляции»
с применением тренажеров баланса
Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития.
Что такое мозжечок и зачем его стимулировать?
Мозжечок — это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок — ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Если мозжечок работает плохо, ребенок физически не может выполнить задания быстро и правильно. Бесполезно, требовать от него больше, чем он способен выполнить. В этом часто кроется причина неэффективных или не до конца эффективных занятий с логопедом или дефектологом, это происходит, потому что часть процессов в головном мозге не налажена.
«Мозжечковая стимуляция» как зарядка для мозга, помогает «настроить» процессы в головном мозге и заложить правильный фундамент для коррекционной работы, поэтому дефектолог и логопед на занятиях могут использовать ее в своей работе.
Технология «мозжечковой стимуляции» – специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка.
Цель «мозжечковой стимуляции» – улучшение синхронизации в работе полушарий, за счет которой происходит взаимовлияние вестибулярной, зрительной и кинестетической систем друг на друга, научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие. Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются, укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции.
В работе по «мозжечковой стимуляции» возможно использование различного оборудования, такого как: доска Бильгоу (Баламетрикс), Сибирский борд, тренажер BOSU, различные батуты, гамаки, фитболы, качели и др.
Доска Бильгоу (Баламетрикс) основное оборудование, используемое в работе дефектологов и логопедов в технологии «мозжечковой стимуляции».
Ребенок, стоя на балансировочной доске Бильгоу и удерживая равновесие, выполняет задания специалиста: лазание и сползание с доски с разных сторон, повороты туловища, наклоны, движения руками («плавание», «вращение», движения головой, перекидывание мешочка из руки в руку, подкидывание вверх и ловля мешочка (1-2 руками), кидание взрослому и ловля мешочка (1-2 руками), перебрасывание 2 мешочками одновременно, кидание в мишени на полу и на стене мешочка, отбивание мячика, подвешенного к потолку (руками, плашкой), бросание и ловля мяча и другие упражнения. Уровень сложности упражнений меняется в зависимости от регулируемого угла наклона доски.
Мозжечковая стимуляция позволяет оптимизировать сенсорномоторную интеграцию, то есть способность к объединению и анализу информации от органов зрения, слуха, тактильных ощущений. Регулярно занимаясь ребенок:
- избавляется от суетливых и навязчивых движений;
- начинает лучше ориентироваться в пространстве;
- приобретает хорошую координацию и учится рассчитывать свои силы;
- восполняет дефицит спонтанной двигательной активности;
- становится более ловким и обретает способность концентрироваться на выполнении конкретных задач.
Каким детям необходима мозжечковая стимуляция
Прежде всего, детям с нарушениями координации и баланса, за которыми всегда стоят те или иные неврологические нарушения.
1. Малыш позднее, чем его сверстники начал ходить. Особенно если он пропустил стадию ползания. Говорить первые слова.
2. Ребенок:
- быстро утомляется;
- перевозбуждается;
- не может контролировать свои эмоции;
- импульсивен;
- склонен к частым перепадам настроения.
3. Не может сконцентрировать внимание на каком-то задании. Часто отвлекается.
4. У ребенка нарушена координация. Отмечается моторная неловкость, неуклюжесть.
Метод мозжечковой стимуляции эффективен при таких нарушениях, как:
- СДВГ, нарушения внимания;
- поведенческие расстройства;
- речевые нарушения: ОНР, ЗРР;
- логоневроз (заикание);
- нарушения осанки;
- нарушения работы вестибулярного аппарата;
- нарушения координации;
- нарушения аутистического спектра;
- проблемы в обучении (дисграфия, дислексия, диспраксия и др.).
Какие процессы улучшает метод мозжечковой стимуляции
При нарушении нейронных связей между мозжечком и лобными долями головного мозга у ребенка замедляется психическое развитие. Мозжечковая стимуляция улучшает:
- концентрацию внимания и все виды памяти;
- моторно-зрительную координацию;
- пространственное воображение;
- речевое развитие, включая навыки чтения и письма;
- логическое мышление и математические способности;
- процессы анализа и синтеза;
- способность к планированию деятельности;
- состояние эмоционально-волевой сферы.
Что нужно знать родителям
Тренироваться необходимо несколько раз в неделю, минимум по 30 минут.
- Занятия на балансировочной доске не могут быть единственным методом коррекционной работы с ребенком. Они обязательно являются частью комплекса коррекционных мероприятий.
- Тренироваться необходимо несколько раз в неделю. Продолжительность одного занятия должна составлять не менее 30 минут.
- Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений на балансировочной доске. Занятия проводятся под строгим контролем специалиста.
- Специальной подготовки к занятиям не требуется.
- Рекомендуемый возраст для начала тренировок: 3 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Новый взгляд на занятие: баланс обучения и развития"
Цель: развитие предметно-методической компетентности воспитателей в вопросах организации образовательных мероприятий (занятий) в соответствии с ФГТ....
Консультация для воспитателей «Обеспечение разумного баланса при организации оздоровительного режима в ДОУ».
Особенности организации оздоровительного режима в ДОУ...
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс является основным отчетным документом и представляет наибольший интерес для всех пользователей бух. информации т.к. характеризует финансовое положение организации на определенную ...
Применение глазодвигательных тренажёров для увеличения резервов зрения.
Цель: Создание условий для охраны, укрепления здоровья, восстановления зрения и формирование представлений о его роли в жизни.Задачи:-Формировать представление о способах сохранения зрения; ...
Картотека игр применением Су-Джок тренажёра.
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский...
Изготовление и применение тренажёров для проведения дыхательной гимнастики с детьми младшего возраста
Актуальность работыЗдоровье ребенка - является приоритетом работы педагогов. Во время работы нами было замечено, что когда ребенок начинает посещать детский сад и проходит адаптацию, он подвержен част...
Характеристика особенностей применения различных компьютерных технологий (тренажёров) для коррекции речевых нарушений.
Характеристика особенностей применения тренажёров для коррекции речевых нарушений. В статье указывается название тренажёра, возрастные рамки его применения, а также содержание программы тренажёра. Мат...