Технология "Мозжечковой стимуляции" с применением тренажёров баланса
статья по логопедии (старшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Технология "Мозжечковой стимуляции" и особенности ее применения в разном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_mozzhechkov_stimulyatsii.docx119.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Мозжечковой стимуляции»

с применением тренажеров баланса

     Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития.

Что такое мозжечок и зачем его стимулировать?

мозжечковая стимуляция

Мозжечок — это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок — ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка. Если мозжечок работает плохо, ребенок физически не может выполнить задания быстро и правильно. Бесполезно, требовать от него больше, чем он способен выполнить. В этом часто кроется причина неэффективных или не до конца эффективных занятий с логопедом или дефектологом, это происходит, потому что часть процессов в головном мозге не налажена.

«Мозжечковая стимуляция» как зарядка для мозга, помогает «настроить» процессы в головном мозге и заложить правильный фундамент для коррекционной работы, поэтому дефектолог и логопед на занятиях могут использовать ее в своей работе. 

 Технология «мозжечковой стимуляции» – специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка.

 Цель «мозжечковой стимуляции» – улучшение синхронизации в работе полушарий, за счет которой происходит взаимовлияние вестибулярной, зрительной и кинестетической систем друг на друга, научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие. Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются, укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции.

В работе по «мозжечковой стимуляции» возможно использование различного оборудования, такого как: доска Бильгоу  (Баламетрикс), Сибирский борд, тренажер BOSU, различные батуты, гамаки, фитболы, качели и др.

балансировочная доска бильгоу

Доска Бильгоу (Баламетрикс) основное оборудование, используемое в работе дефектологов и логопедов в технологии «мозжечковой стимуляции»

Ребенок, стоя на балансировочной доске Бильгоу и удерживая равновесие, выполняет задания специалиста:     лазание и сползание с доски с разных сторон, повороты туловища, наклоны, движения руками («плавание»«вращение», движения головой, перекидывание мешочка из руки в руку, подкидывание вверх и ловля мешочка (1-2 руками), кидание взрослому и ловля мешочка (1-2 руками), перебрасывание 2 мешочками одновременно, кидание в мишени на полу и на стене мешочка, отбивание мячика, подвешенного к потолку (руками, плашкой), бросание и ловля мяча и другие упражнения. Уровень сложности упражнений меняется в зависимости от регулируемого угла наклона доски.

Мозжечковая стимуляция позволяет оптимизировать сенсорномоторную интеграцию, то есть способность к объединению и анализу информации от органов зрения, слуха, тактильных ощущений. Регулярно занимаясь  ребенок:

  • избавляется от суетливых и навязчивых движений;
  • начинает лучше ориентироваться в пространстве;
  • приобретает хорошую координацию и учится рассчитывать свои силы;
  • восполняет дефицит спонтанной двигательной активности;
  • становится более ловким и обретает способность концентрироваться на выполнении конкретных задач.

Каким детям необходима мозжечковая стимуляция

Прежде всего, детям с нарушениями координации и баланса, за которыми всегда стоят те или иные неврологические нарушения.

1. Малыш позднее, чем его сверстники начал ходить. Особенно если он пропустил стадию ползания. Говорить первые слова.

2. Ребенок:

  • быстро утомляется;
  • перевозбуждается;
  • не может контролировать свои эмоции;
  • импульсивен;
  • склонен к частым перепадам настроения.

3. Не может сконцентрировать внимание на каком-то задании. Часто отвлекается.

4. У ребенка нарушена координация. Отмечается моторная неловкость, неуклюжесть.

Метод мозжечковой стимуляции эффективен при таких  нарушениях, как:

  • СДВГ, нарушения внимания;
  • поведенческие расстройства;
  • речевые нарушения: ОНР,  ЗРР;
  • логоневроз (заикание);
  • нарушения осанки;
  • нарушения работы вестибулярного аппарата;
  • нарушения координации;
  • нарушения аутистического спектра;
  • проблемы в обучении (дисграфия, дислексия, диспраксия и др.).

Какие процессы улучшает метод мозжечковой стимуляции

При нарушении нейронных связей между мозжечком и лобными долями головного мозга у ребенка замедляется психическое развитие. Мозжечковая стимуляция улучшает:

  • концентрацию внимания и все виды памяти;
  • моторно-зрительную координацию;
  • пространственное воображение;
  • речевое развитие, включая навыки чтения и письма;
  • логическое мышление и математические способности;
  • процессы анализа и синтеза;
  • способность к планированию деятельности;
  • состояние эмоционально-волевой сферы.

Что нужно знать родителям

упражнения на балансировочной доске

Тренироваться необходимо несколько раз в неделю, минимум по 30 минут.

  1. Занятия на балансировочной доске не могут быть единственным методом коррекционной работы с ребенком. Они обязательно являются частью комплекса коррекционных мероприятий.
  2. Тренироваться необходимо несколько раз в неделю. Продолжительность одного занятия должна составлять не менее 30 минут.
  3. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений на балансировочной доске. Занятия проводятся под строгим контролем специалиста.
  4. Специальной подготовки к занятиям не требуется.
  5. Рекомендуемый возраст для начала тренировок: 3 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Новый взгляд на занятие: баланс обучения и развития"

Цель: развитие предметно-методической компетентности воспитателей в вопросах организации образовательных мероприятий (занятий) в соответствии с ФГТ....

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс является основным отчетным документом и представляет наибольший интерес для всех пользователей бух. информации т.к. характеризует финансовое положение организации на определенную ...

Применение глазодвигательных тренажёров для увеличения резервов зрения.

Цель: Создание условий для охраны, укрепления здоровья, восстановления зрения и формирование представлений о его роли в жизни.Задачи:-Формировать представление о способах сохранения зрения;  ...

Картотека игр применением Су-Джок тренажёра.

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский...

Изготовление и применение тренажёров для проведения дыхательной гимнастики с детьми младшего возраста

Актуальность работыЗдоровье ребенка - является приоритетом работы педагогов. Во время работы нами было замечено, что когда ребенок начинает посещать детский сад и проходит адаптацию, он подвержен част...

Характеристика особенностей применения различных компьютерных технологий (тренажёров) для коррекции речевых нарушений.

Характеристика особенностей применения тренажёров для коррекции речевых нарушений. В статье указывается название тренажёра, возрастные рамки его применения, а также содержание программы тренажёра. Мат...