Консультация для воспитателей «Обеспечение разумного баланса при организации оздоровительного режима в ДОУ».
консультация (младшая группа) на тему
Особенности организации оздоровительного режима в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей инструктора по физической культуре высшей категории Фоминой Н.Н. МБДОУ «Детский сад № 133» г. Рязани
«Обеспечение разумного баланса при организации оздоровительного режима в ДОУ».
Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения является сегодня поистине глобальной.
В детских садах оздоровительная и профилактическая работа проводится в основном медиками, а образовательная и воспитательная – педагогами. Нередко эти направления существуют параллельно и содержательно никак не связаны. Поэтому необходимо проводить и планировать воспитательно - образовательную работу с дошкольниками так, чтобы она опиралась на идеи междисциплинарного научно – практического направления, которое В.Т. Кудрявцев назвал «педагогикой оздоровления».
Особое требование предъявляется к обеспечению разумного баланса при организации оздоровительного режима. Это связано с тем, что ослабленные дети, с одной стороны в большей степени нуждаются в отдыхе, а с другой – дефицит движений негативно сказывается на их психологическом состоянии.
Так короткие перерывы ( 3 – 5 мин ) для физкультминуток и физкультурных двигательных пауз во время образовательной деятельности по математике, развитию речи, конструированию и других интегрированных занятий благотворно влияют на ребенка, помогают восстановить силы.
Правильное распределение времени на сон, отдых, прием пищи способствует нормальному функционированию всех органов ребенка. Нарушение режима приводит к сбою естественных биологических ритмов жизнедеятельности организма.
Рост численности респираторных заболеваний осенью и весной связан с нарушением слаженности ритмов и, как следствие этого, со снижением устойчивости организма к болезнетворным воздействиям. Повышается возбудимость центральной нервной системы, сокращается количество гормонов эндокринных желез и желудочно-кишечного тракта, что ведет к снижению иммунитета.
Поэтому в этот период важно включать профилактические оздоровительные мероприятия в режим дня, приводящие к стабилизации работы всего организма. Это массаж акупунктурных точек, взаимомассаж, дыхательная гимнастика, фитотерапия, ароматерапия, стопотерапия и т.д.
Наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий снижение возбудимости в процессе деятельности и функциональные ресурсы организма – прогулки на свежем воздухе. Очень важно организовать прогулку так, чтобы двигательная активность детей была разнообразной (для этого должно быть достаточное количество выносного игрового инвентаря и нестандартного оборудования) и соответствовала погодным условиям и части прогулки. Так в холодное время года в начале прогулки нельзя проводить игры высокой подвижности, т.к. дети могут вспотеть и в последствии переохладиться. Так же и в жаркое время года не рекомендуется проводить игры высокой интенсивности, т.к. может наступить перегрев организма. В жаркую погоду необходимо соблюдать питьевой режим, чтобы исключить обезвоживание организма.
Эффективность оздоровительной работы обеспечивается не только последовательностью и повторяемостью режимных моментов, но и их содержанием.
Таким образом, режим предполагает рациональное чередование покоя и труда, смену одного вида деятельности другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм ребенка. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей работой.
А теперь предлагаю всем вспомнить методику физического воспитания.
Конкурс для знатоков методики физического воспитания.
- Почему при отборе игры необходимо учитывать место ее проведения? ( Охрана здоровья и жизни ребенка. )
- Как должны размещаться дети на площадке в момент объяснения игры? Графически изобразите расположение детей в начале игры «Кошки и мышки», «Гуси и лебеди». (Объяснение ведется в игровом положении, т.е. дети стоят там, откуда начнутся игровые действия: в играх с перебежками – на краю площадки, в играх с построением в круг – в кругу).
- Почему нельзя начинать объяснение игры с распределения ролей? (Падает внимание детей к объяснению).
- Как строятся объяснения игры в зависимости от возраста? (В младшей группе объяснения поэтапно в ходе игровых действий, в старшей – перед началом игровых действий).
- Во время игры педагог должен следить за…? (За соблюдением детьми правил игры, за выполнением ими движений, за самочувствием детей, выразительно и своевременно подавать сигналы – словесные, звуковые, зрительные).
- Каково участие самого воспитателя в игре? (В первой младшей группе обязательно непосредственное участие воспитателя, чаще всего исполняющего главную роль. Во второй младшей группе в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. В средней и старшей группе руководство игрой опосредованное, но иногда воспитатель непосредственно участвует в игре, если, например, по ее условиям должно быть определенное число играющих.)
- Предложите вариант игр «Ловишка», «У медведя во бору». (Нельзя менять сюжет и композицию в играх. Можно увеличить дозировку по времени и расстоянию, усложнить двигательное содержание, изменить размещение играющих на площадке, изменить сигнал, провести игру в необычных условиях, усложнить правила: преодолеть полосу с препятствиями, убегая от медведя)
- Определите правильно последовательность руководства игрой: подготовка к игре, сбор детей на игру, приемы создания интереса к игре, объяснение игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итогов игры.
- В чем назначение физкультминуток? (Обеспечить активный отдых детей на занятиях.)
- Через сколько времени наступает утомление детей во время образовательной деятельности? Каковы внешние признаки утомления? (Через 8 -15 минут занятия. Дети отвлекаются, шумят и переговариваются.)
- В какой форме проводятся физкультминутки? (Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дидактические игры с движениями, танцевальные движения.)
- Почему не рекомендуется проводить физкультминутки в группах раннего и младшего возраста? (Занятия проводятся в игровой форме.)
- Разработайте эстафеты на основе предложенных предметов: мяч, обруч.
- Сколько физкультминуток можно использовать на одном занятии? (Физкультминутки проводятся по мере утомления детей.)
- Приведите примеры физкультминуток на стихотворные тексты, в форме двигательных действий и заданий, танцевальные движения под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"
В этом материале предоставленны рекомендации по прафилактики оздоровления детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей: «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4.3648-20»
Актуальность консультации обусловлена вступлением в силу с 1 января 2021 года санитарных правил 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и...
Организация оздоровительного режима в семье
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И.П.Павлов называл внешним стереотипом,— обязат...
Консультация для воспитателей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны п...
Консультация для воспитателей "Обеспечение доступности дошкольного образования через организацию вариативных форм с детьми дошкольного возраста"
Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу....
Консультация для воспитателей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций" консультация
для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Основные принципы внедрения и реализация оздоровительных технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций"
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей. Решить эти задачи должны п...