Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в разновозрастной группе от 5 до 7 лет «Путешествие к Снежной королеве»
план-конспект по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_g-k_razlichenie_zvukov_i_bukv_1.1_klass_1.docx | 664.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда
«Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»
Направление коррекционной работы:
Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 1.1 класса. Они направлены на профилактику коррекции акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания используются для преодоления
трудностей распознавания звонких и глухих парных согласных, предупреждения
орфографических ошибок при изучении программы по русскому языку.
Целевая группа: учащиеся с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Тема: «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»
Тип: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы к - г в устной и письменной речи.
Задачи:
образовательные:
∙ закрепить знания о механизме образования звуков [к] – [г] и их акустических
особенностях;
∙ упражнять обучающихся в дифференциации фонем [к] – [г] по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
∙ закрепить умения дифференцировать звуки [к] – [г] по звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях устно и на письме;
∙научить правильному построению словосочетаний и предложений.
развивающие:
∙развивать фонетико – фонематическое восприятие;
∙обогащать лексико- грамматический строй речи;
∙развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление.
Воспитательные:
∙воспитывать интерес к занятиям;
∙формировать положительную учебную мотивацию;
∙повышать речевую активность;
∙оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Используемые педагогические технологии и методы:
Используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:
∙информационные технологии обучения;
∙проблемное обучение;
∙личностно-ориентированное обучение;
∙здоровье сберегающие технологии;
∙технология индивидуализации обучения;
Методические приемы:
∙ наглядность (карточки, слайды презентаций);
∙совместная и индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при
выполнении некоторых упражнений);
∙игровые ситуации.
Дидактические средства:
∙ оборудование: картинки и карточки по дифференциации звуков и букв [к] – [г];
∙мультимедийная техника: компьютер, презентация занятия в PowerPoint;
∙мягкая игрушка - солнышко
∙карточки со слогами;
∙цветные карандаши, ручки и простой карандаш;
Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные:
∙развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;
∙проявление инициативы, самостоятельности;
∙выполнение действий по словесной инструкции;
∙формирование умения работать по правилу и по образцу;
∙формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Регулятивные:
∙выполнение действий схематизации и моделирования;
∙оценка деятельности сверстников;
∙самооценка собственной деятельности.
Познавательные:
∙способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Коммуникативные:
∙умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении
проблем.
Планируемые результаты:
Предметные
∙Знать точную характеристику звуков [к] – [г]. Знать и различать понятия: звук,
буква, слог, слово, словосочетание, предложение.
∙ Уметь формулировать тему и цели занятия. Актуализируется умение выполнять
звуковой анализ слов: определение наличия звуков [к] – [г] в словах;
умение вставлять пропущенные буквы. Закрепляется умение образовывать словосочетания из данных слов, составлять грамматически правильные предложения из слов, данных в начальной форме.
Личностные: развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Развитие орфографической зоркости, формирование навыков грамотного письма.
Метапредметные: через метапредметные задания учащиеся овладевают системой знаний и операций, обеспечивающих усвоение правил и норм русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель:
- Создание положительного настроя на учение,
- организация начала деятельности.
Доброе утро, ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь глазки на меня.
Если у вас хорошее настроение - хлопните в ладоши.
Если вы любите шоколад - оближите губы.
Если у вас есть друг - улыбнитесь.
Если вы любите танцевать - потопайте ногами.
Если вы готовы к уроку - поднимите руку.
Садитесь на свои места
Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову. Давайте выполним пальчиковую гимнастику.
Потрем подушечки пальцев рук с перечислением дней недели: Потереть ладошки и вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе? Назовите первый день недели (пятый день недели)? Назовите выходные дни?
II. Основная часть
Объявление темы. Цель: Усвоение новых знаний;
- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
- умение контролировать свою деятельность.
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Слушайте меня внимательно
«Цып-цып-цып!
Кудах-кудах!»
Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая... (курица)
К нам на занятие пришла Курица Клуша . А вы хотите узнать, кто еще пришел вместе с Клушей? Слушай мою загадку .
Шею тянет и шипит.
Ущипнуть всех норовит.
Только ты не очень трусь.
Это – наш домашний …..(гусь)
К нам на занятие пришел гусь Гоша
Как можно назвать, одним словом курицу и гуся? (Птицы).
– А какие птицы? (Домашние). Они живут на ферме.
Характеристика звуков.
Как кудахчет курица? (ко-ко-ко)
-Назовите 1 звук в слоге: ко?
- Правильно, это звук - К.
Скажите, а звук [К] согласный или гласный? Почему?
Звук К согласный, он не поется и при его произнесении мы встречаем преграду. (язычок создает преграду воздуху).Ещё раз произнесите звук К и скажите, встречается ли преграда? (да встречается)
-В слоге КО, звук К твёрдый или мягкий?
- Твердый,
- Давайте с вами узнаем при произнесении звука К «поет» ли голос? Положите ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.
Вы что то почувствовали при произнесении звука К ? Нет, не почувствовали. Когда мы произносим звук К – голос «молчит». Значит звук К (глухой), мы ему не подарим колокольчик.
- Сделаем общий вывод.
Звук К: согласный, твердый, глухой
-Как гогочет гусь?
- Га-га-га.
-Назовите 1 звук в слоге: га?
- Правильно, это звук - Г.
Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему?
Звук Г согласный. Мы его не можем пропеть и при его произнесении мы встречаем преграду .Ещё раз произнесите звук Г и скажите, встречается ли преграда? (да встречается)
-В слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий?
- Твердый,
- Давайте с вами узнаем при произнесении звука Г «поет» ли голос ? Положите ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.
Да, почувствовали. Когда произносим звук [г], голос звонко «поет», и стенки его «домика» начинают вибрировать. Значит, звук Г звонкий и ему мы подарим колокольчик.
- Сделаем общий вывод.
Звук Г: согласный, твердый, звонкий
Ребята, как вы думаете, с какими звуками и буквами мы будем работать на нашем занятии? (Ответ). Тема нашего занятия звуки и буквы К и Г.
Мы будем учиться различать эти звуки среди других звуков, слышать их в слогах и словах и предложениях, писать буквы, слоги в словах . Курица Глаша и Гусь Гоша нам в этом помогут.
Формирование фонематического восприятия, операций фонематического анализа и синтеза.
1. определить наличие заданного звука в ряду других звуков.
Инструкция 1: У вас на столах лежат две карточки с нашими звуками.
Покажите карточку, на которой напечатан звук Г, когда услышите этот звук среди других звуков: Г, к, н, м, х, п, г, л.
Инструкция 2:
Покажите карточку, на которой напечатан звук К, когда услышите этот звук среди других звуков: Г, к, н, м, х, п., к, л.
2.определить наличие заданного звука в слогах.
Инструкция 1:
Покажите карточку, на которой напечатан звук Г, когда услышите этот звук в слогах:Га- ка- га- ха- ого – уку - охо – ыгы.
Инструкция 2:
Покажите карточку, на которой напечатан звук К, когда услышите этот звук в слогах:Га- ка- га- ха- ого – уку - охо – ыгы.
3.определить наличие заданного звука в словах.
Инструкция 1:
Покажите карточку, на которой напечатан звук Г, когда услышите этот звук в словах: Гора – кора – голос – колос – гость - кость.
Инструкция 2:
Покажите карточку, на которой напечатан звук К, когда услышите этот звук в словах: Игра – икра – гол – кольцо – игра - икра.
4.вставить пропущенный слог ГА или КА (устно):
Инструкция: Я сейчас буду вам передавать солнышко и назову часть слова, а вы добавите пропущенный слог ГА или КА:
РУ…(КА) НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА).
Курица Клуша и Гусь Гоша подготовили для Вас интересное задание
Работа с предметными картинками – игра «Сортировка».
Закрасьте кнопочки под картинками с звуком К желтым цветом, со звуком Г оранжевым цветом. Выполняем работу самостоятельно. После мы с вами проверим, что у вас получилось.
Физ.минутка:
Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся с нашей курочкой Клушей.
Железнова Е.С. «Вышла курочка гулять»
Дифференциация букв Г - К на письме.
А это задания от курицы Клуши
Инструкция: Вставьте пропущенные буквы Г или К в слова .
Вставить пропущенный слог ГА или КА (письменно):
Инструкция: Вставь пропущенный слог ГА или КА в слова:
Вставьте ГА или КА | |||
…….ПУСТА | ДОРО…… | ……..РАНДАШ | РАДУ….. |
Следующее задание для вас подготовил Гусь Гоша
Составить словосочетания.
Внимание на экран. Вам необходимо подобрать пары.
К словам из первого столбика добавить нужную картинку из второго столбика
А глубокий 1 каша
Б гречневая 2 колодец
В громкий 3 кофта
Г. голубая 4 голос
А 2, Б 1, В4, Г 3.
Помогите Гоше вставить нужное слово в предложение
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова
Нужно прочитать предложение и дополнить его подходящей по смыслу картинкой, из правого столбика.
Собака грызет .... гости – кости
В четверг к нам придут ....
Гриша любит хлебную .... горка — корка
В понедельник весь класс ходил на
Последнее задание от наших друзей Гоши и Клуши
Слова в предложении перемешались, нужно их расставить по своим местам.
Из слов соберите предложение:
– Катя, каша, манная, кушать; (Катя кушала, кушает манную кашу)
– заяц, сидеть, куст, под; (Заяц сидит, сидел под кустом)
– грядка, на, выросли, огурцы. (На грядке выросли огурцы)
Назовите слова со звуком [к] и со звуком [г].
III. Подведение итогов
– О каких звуках и буквах мы говорили на сегодняшнем занятии? (К и Г)
- Какой звонкий, а какой глухой? К – глухой, Г- звонкий
- В чем различие? [К]- голос не поет, горлышко не дрожит, [Г]- голосовые связки работают, горлышко дрожит
- Какие задания больше всего понравились?
- Какие задания были трудными?
- Назовите по одному слову со звуком [К] или [Г].
Релаксация
Какое у вас настроение после нашего занятия? Поднимите палец вверх те, у кого хорошее, веселое настроение, кому было интересно на занятии! Опустите палец вниз у кого настроение плохое, грустное и кому было скучно на занятии.
Всем спасибо! Мне было очень приятно с вами работать и выполнять задания! Наши друзья Клуша и Гоша говорят вам до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Путешествие в зимний лес»
Интегрированное занятие. Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей в соответствии со словом и музыкой....
Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя «Зимнее путешествие снежинок к Госпоже Метелице»
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя«Зимнее путешествие снежинок к Госпоже Метелице»Составили: Учитель-логопед Редькина П.Е. 1 категорияВоспитатель: Наров...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога -психолога в разновозрастной группе от 5 до 7 лет "Путешествие к Снежной королеве"
Цель:развитие эмоционально- волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Презентация интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога -психолога в разновозрастной группе от 5 до 7 лет "Путешествие к Снежной королеве"
Цель:развитие эмоционально- волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда «Путешествие в мир предлогов»
Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда «Путешествие в мир предлогов»Цели занятия: познакомить учащихся с предлогами в, из.Задачи занятия:• науч...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.Задачи:1. Образовательные:- Расширять и уточнять словарный запас,...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога "Путешествие в сказку"
Логопед и психолог преследует в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. В нашем детском саду педагог-психолог совместно с учителем-логопедом пр...