КАРТОТЕКА ИГР " С чего нужно начинать при знакомстве детей со звуком?"
картотека по логопедии
Тренируем уши слушать - слуховое внимание.
Не ограничивайтесь этими играми. придумывайте свои. Успехов в работе по развитию слухового внимания детей, которое является базовым кирпичиком в форировании речи !
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
С чего нужно начинать при знакомстве детей со звуком? | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
С чего начинать при знакомстве детей со звуком?
1. Выработка условной двигательной реакции на звук - восприятие неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.
Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме (поезда, машин), о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины), музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т.д.), голоса животных, птиц. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
2. Знакомство со звуками окружающего мира - это игры для развития речевого слуха — умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Примеры игр и упражнений: «Различение имен близких», «Реакция на свое имя», «Моя семья», «Покажи, где дядя, тётя, девочка, мальчик», «Части тела и лица», «Цвета», «Размер» (большой - маленький, узкий-широкий, высокий - низкий), «Животные», «Посуда», «Что делают?»
3. Обучение восприятию на слух речевого материала - это те речевые игры, которые педагоги используют на занятиях по развитию речи. Примеры игр: «Кто что делает?», «Раскрась гусеницу на листе, под листом, в яблоке»; «Положи мяч на стол, под стол», «Раскрась грибы справа, слева», «Куда плывет рыбка», «Было или сейчас?», а также при прослушивании текстов ответить на вопросы.
Тренируем уши слушать
Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
Игра «Скажи (покажи), что ты слышишь»?
Цель: определить источник звука.
Оборудование: ширма, ложки; Так же могут быть разные звучащие предметы: колокольчик, бубен, метроном,
Ход игры: педагог за ширмой звонит в колокольчик и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные. погремушка, свисток, деревянные и металлические музыкальные инструменты.
Игра «Где позвонили?»
Цель: определить направление звука.
Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).
Ход игры: дети сидят группами в разных местах игровой комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Игра «Где постучали?»
Цель: определить направление звука.
Оборудование: палочка, стульчики, повязки.
Ход игры: все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной у детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.
Игра «Тихо — громко!»
Вариант 1
Цель: развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование: бубен.
Ход игры: педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна, дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Вариант 2
На громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, медленно; на тихие, частые удары — бегут на цыпочках, словно мышки.
Игра « Похлопаем — потопаем»
Цель: развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласованные с ритмом.
Оборудование: бубен.
Ход игры: (в ней может участвовать неограниченное количество участников). Дети становятся в круг, ведущий объясняет правила игры. Взяв бубен, он негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук такой тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что дети, услышав такой громкий звук, должны топать ногами. После этого несколько раз нужно прорепетировать: ведущий бьет в бубен то громко, то тихо — дети то хлопают в ладоши, то топают ногами.
Суть игры состоит в том, что ведущий не просто чередует силу звука, но и выстукивает определенный ритм, который дети должны повторить.
Игра «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
Цель: формировать умение различать звучание простейших музыкальных инструментов, развивать слуховой памяти.
Ход игры: Детям раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается запись со звучанием одного из них. Ребёнок, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его. Варианты: перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.
Игра «Будь внимателен»
Цель: обучать детей быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Ход игры: Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» - стоять на одной ноге, «лягушка» - присесть и скакать вприсядку, «птицы» - бегать, раскинув руки, «зайцы» - прыгать и т. д.
Игра «Найди картинку»
Цель: Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
Игра «Пошуршим, постучим»
Цель: Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Оборудование: Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое).
Ход игры: Игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.
Не ограничивайтесь этими играми.
Придумывайте свои.
Успехов в развитии памяти и речи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка «Для чего нужно развивать художественные способности детей»
Памятка «Для чего нужно развивать художественные способности детей»...
Консультация для педагогов групп раннего возраста «С чего нужно начинать учить ребенка играть?»
Игра — творческий акт, в котором творят все его участники, в том числе и взрослые....
Картотека экспериментов "Для чего нужна вода"
картотека...
«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?
Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...
С чего нужно начинать формировать финансовую грамотность ?
Для того, чтобы ребёнок в будущем жил камфортной, обеспеченной жизьнью........
С чего нужно начинать при знакомстве детей со звуком?
ТРЕНИРУЕМ УШИ СЛУШАТЬ - слуховое внимание...
Консультация: "С чего нужно начинать занятия физической культурой дома и что не следует делать"
Внимание родители! Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании или заменить на предложенные варианты....