С чего нужно начинать при знакомстве детей со звуком?
картотека по коррекционной педагогике
ТРЕНИРУЕМ УШИ СЛУШАТЬ - слуховое внимание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
С чего нужно начинать знакомство детей со звуком? | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
С чего начинать при знакомстве детей со звуком?
1. Выработка условной двигательной реакции на звук - восприятие неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.
Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме (поезда, машин), о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины), музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т.д.), голоса животных, птиц. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
2. Знакомство со звуками окружающего мира - это игры для развития речевого слуха — умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Примеры игр и упражнений: «Различение имен близких», «Реакция на свое имя», «Моя семья», «Покажи, где дядя, тётя, девочка, мальчик», «Части тела и лица», «Цвета», «Размер» (большой - маленький, узкий-широкий, высокий - низкий), «Животные», «Посуда», «Что делают?»
3. Обучение восприятию на слух речевого материала - это те речевые игры, которые педагоги используют на занятиях по развитию речи. Примеры игр: «Кто что делает?», «Раскрась гусеницу на листе, под листом, в яблоке»; «Положи мяч на стол, под стол», «Раскрась грибы справа, слева», «Куда плывет рыбка», «Было или сейчас?», а также при прослушивании текстов ответить на вопросы.
Тренируем уши слушать
Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
Игра «Скажи (покажи), что ты слышишь»?
Цель: определить источник звука.
Оборудование: ширма, ложки; Так же могут быть разные звучащие предметы: колокольчик, бубен, метроном,
Ход игры: педагог за ширмой звонит в колокольчик и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные. погремушка, свисток, деревянные и металлические музыкальные инструменты.
Игра «Где позвонили?»
Цель: определить направление звука.
Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).
Ход игры: дети сидят группами в разных местах игровой комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Игра «Где постучали?»
Цель: определить направление звука.
Оборудование: палочка, стульчики, повязки.
Ход игры: все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной у детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.
Игра «Тихо — громко!»
Вариант 1
Цель: развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование: бубен.
Ход игры: педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна, дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Вариант 2
На громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, медленно; на тихие, частые удары — бегут на цыпочках, словно мышки.
Игра « Похлопаем — потопаем»
Цель: развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласованные с ритмом.
Оборудование: бубен.
Ход игры: (в ней может участвовать неограниченное количество участников). Дети становятся в круг, ведущий объясняет правила игры. Взяв бубен, он негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук такой тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что дети, услышав такой громкий звук, должны топать ногами. После этого несколько раз нужно прорепетировать: ведущий бьет в бубен то громко, то тихо — дети то хлопают в ладоши, то топают ногами.
Суть игры состоит в том, что ведущий не просто чередует силу звука, но и выстукивает определенный ритм, который дети должны повторить.
Игра «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
Цель: формировать умение различать звучание простейших музыкальных инструментов, развивать слуховой памяти.
Ход игры: Детям раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается запись со звучанием одного из них. Ребёнок, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его. Варианты: перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.
Игра «Будь внимателен»
Цель: обучать детей быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Ход игры: Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» - стоять на одной ноге, «лягушка» - присесть и скакать вприсядку, «птицы» - бегать, раскинув руки, «зайцы» - прыгать и т. д.
Игра «Найди картинку»
Цель: Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
Игра «Пошуршим, постучим»
Цель: Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Оборудование: Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое).
Ход игры: Игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.
Не ограничивайтесь этими играми.
Придумывайте свои.
Успехов в развитии памяти и речи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для чего нужны дидактические игры детям.
В наше время современные родители слишком мало уделяют внимания играм со своими детьми. Общение заменяется большинством игрушек. Даже игрушки надо выбирать с определенным подходом....
Консультация для педагогов групп раннего возраста «С чего нужно начинать учить ребенка играть?»
Игра — творческий акт, в котором творят все его участники, в том числе и взрослые....
«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?
Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...
С чего нужно начинать формировать финансовую грамотность ?
Для того, чтобы ребёнок в будущем жил камфортной, обеспеченной жизьнью........
КАРТОТЕКА ИГР " С чего нужно начинать при знакомстве детей со звуком?"
Тренируем уши слушать - слуховое внимание.Не ограничивайтесь этими играми. придумывайте свои. Успехов в работе по развитию слухового внимания детей, которое является базовым кирпичиком в форировании р...
Когда нужно начинать учить детей финансовой грамотности
В дошкольном возрасте можно научить самой концепции денег - иными словами, что такое деньги и зачем они нужны.......
Консультация: "С чего нужно начинать занятия физической культурой дома и что не следует делать"
Внимание родители! Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании или заменить на предложенные варианты....