Использование речевого коммуникатора GO Talk в коррекционной работе с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями.
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Башманова Любовь Петровна

Аннотация На современном этапе развития информационно-коммуникативных технологий одним из наиболее часто используемых средств альтернативной коммуникации являются специализированные технические устройства разной степени сложности.

Как показывает практический опыт, применение информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, методы коммуникации, речевой тренажер GoTalk, альтернативная коммуникация, слова-эквиваленты, звуковые комплексы.

 

Под термином расстройство аутистического спектра (далее РАС) понимают нарушение психического развития, которое характеризуется трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления.

 Успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие невозможно без свободной коммуникации. Для всех детей, у которых есть нарушения речевого развития, полезны дополнительные методы коммуникации или сочетание обычной речи и каких-то вспомогательных средств, которые помогут ребенку выразить свои мысли и желания.

Благодаря развитию технических средств появилась возможность уменьшить несоответствие между способностью понимать и выражать себя. Таким средством является Go Talk, представляет собой легкий, портативный коммуникатор, который позволяет записывать и воспроизводить сообщения.  

Речевой тренажер GoTalk представляет собой компактное устройство со сменными карточками с изображениями и встроенным диктофоном. На экране коммуникатора имеются специальные «окошки» для картинок. Наборы картинок подбираются индивидуально для каждого ребенка, использующего данное средство, в зависимости от его общего и речевого развития, мотивации и потребностей. Количество картинок на экране меняется в зависимости от модели устройства (4, 9, 20).  Наименование тренажера можно перевести как «начинаем говорить», произносится как «ГоуТок». Простым нажатием на кнопку, устройство начинает разговаривать. Речевой тренажер предназначен для усвоения, развития или восстановления речевых навыков с помощью педагога и самостоятельно

 При нажатии на ячейку тренажера встроенный диктофон воспроизводит заранее записанное наименование картинки, изображенной в данной ячейке. Предусмотрено использование нескольких сменяемых карточек, и, соответственно, звуковое сопровождение, которое по громкости переключается кнопкой «уровень».

Тренажер может использоваться для обучения как нормально развивающихся детей, так и детей с нарушением интеллекта, и речевыми нарушениями такими как афазия, алалия, дислалия, дизартрия, а также для реабилитации взрослых после перенесенного заболевания, травм, инсульта, для детей с РАС.

 Расстройства аутистического спектра (РАС) могут проявлять себя по-разному. Нередко одним из признаков аутизма становится либо полное отсутствие речи, либо существенная ограниченность речевых способностей. Однако это вовсе не означает, что дети с аутизмом не хотят общаться. Общение им необходимо в не меньшей, а может даже и большей мере, чем обычным людям. Но что же делать в таком случае? Как помочь человеку с РАС наладить контакт с окружающими, что такое альтернативная коммуникация и какие приспособления или приложения способны разрешить сложившуюся ситуацию. Как помочь невербальному человеку? Средства альтернативной коммуникации помогут не только наладить общение, но и способны стать предпосылкой к развитию речи, первой ступенью на пути социализации ребенка в обществе

Использование речевого тренажера «ГОУ ТОК» для детей с РАС и другими ментальными нарушениями в какой-то мере перекликается с карточками PECS, и имеет ряд особенностей.

1. Ребенок должен уметь воспринимать плоскостное изображение или   находиться на этапе умения соотносить объемное изображение с плоскостным
2. У ребенка должно быть сформировано предметное действие, а также способность к подражанию.

3. У ребенка должны быть сформированы учебного поведения: умение сидеть, слушать, концентрировать взгляд, взаимодействовать с педагогом.

Наличие этих способностей дает возможность использовать речевой тренажер у детей данной категории без привязки к возрасту. 
Речевое развитие детей с РАС в первую очередь направлено на формирование коммуникативных способностей, поскольку для них характерным является снижение потребности в речевом общении наряду с различными нарушениями самой речевой деятельности.   Процесс обучения начинается с показа картинок, заложенных в карточках речевого тренажера. Сначала число картинок ограничено тремя – четырьмя, затем оно увеличивается

Для того, чтобы научить ребенка пользоваться речевым тренажером, следует сначала показать ему, как можно извлечь из него звук. Другими словами, нужно научить ребенка нажимать на картинку. Для этого мы располагаем на всех ячейках картинки с изображением кнопки и записываем на диктофон одно слово – «нажми». Ребенок должен усвоить слово «нажми», соединить образ со словом и понять, что при нажимании будет звуковое оформление действия. Далее коммуникативная инициатива ребенка поддерживается в ситуациях выбора «что ты хочешь?», одновременно закрепляется умение пользоваться указательным жестом и возможность выбирать более предпочитаемый предмет или стимул. Ребенок может произносить слово, исходя из своих речевых возможностей, или просто нажимать на нужную картинку в ответ на вопрос «Покажи, где … ?».

В зависимости от характера нарушения отбор языкового и дидактического материала, определение последовательности его изучения можно варьировать. То есть использование речевого тренажера позволяет построить обучение индивидуально, с учетом специфики речевого недоразвития.
  Далее для выработки условной связи звучания и предмета подбираются слова-эквиваленты, звуковые комплексы. Нажимая на картинку с изображением паровоза, ребенок может произносить – «у-у», коровы – «му», жука – «ж-ж». Педагог может варьировать способы преподнесения задания от предварительной записи звуков на диктофон до самостоятельного произнесения звука дошкольником

Для ребенка с РАС при общении важным является выделение, запоминание и введение в активную и пассивную речь слов и оборотов речи, которые он будет постоянно слышать и которые будут «привязаны» к ежедневным ритуалам, постоянно повторяющимся ситуациям. Это, так называемые, слова-метки. Вот некоторые из этих слов: «дай», «на», «возьми», «положи», «принеси», «сядь», «встань», «подойди».

Эти слова ребенок должен усвоить в первую очередь, так как они являются основными инструкциями при взаимодействии с взрослыми, выполнении элементарных предметных действий, перемещениями в пространстве предметов.

Прежде чем активно использовать речевой тренажер для обучения, с ребенком следует выполнить несколько упражнений на соотнесение объемных и плоскостных предметов. Например, это могут быть игрушки. Перед ребенком кладут пирамидку, куклу, мячик, грузовик и т.п. Если ребенок не говорит, дают инструкцию: «покажи, где…?». Если у ребенка имеется активный словарный запас (он может называть предмет звуком, звукокомплексом, искаженно и т.д.), педагог спрашивает: «что это?». Затем педагог предлагает ребенку набор картинок с изображением игрушек. Показывает одну картинку и просит ребенка найти такую же игрушку. Если ребенок справляется с заданием, педагог просит соотнести предметы по другим обобщающим словам (посуда, мебель, одежда и т.д.).

Отрабатывая навык соотнесения плоскостных и объемных изображений, важна доступность и простота предлагаемого материала. Ребенку предлагаются предметы из бытового обихода. Если это игрушки, то самые простые. Осторожно следует подбирать картинки с предметами бытовой техники. Может быть так, что ребенок никогда не наблюдал за работой микроволновой печи, блендера, соковыжималки, тостера. Из всех предметов он знаком только с телевизором, телефоном, пылесосом.

Набор слов-меток, можно дополнить и другими словами, чаще всего встречающихся в процессе занятий, игр, режимных моментов. Запись этих слов на диктофон, предъявление изображения или создание обыгрывающей это слово (выражение) ситуации, способствует успешной отработке понятий.

Главным преимуществом речевых тренажеров подобного рода становится способность к расширению словарного запаса. То есть, возможности того же самого Go Talk не ограничиваются лишь одним видом сообщений. При помощи специального программного приложения можно самостоятельно, изготавливать индивидуальные вкладыши, составляя их из десятков, сотен и тысяч картинок, собранных в архиве программы Go Talk.

С помощью речевого тренажера можно пополнить словарь ребенка не только существительными, но и прилагательными и глаголами, обобщающими понятиями, учить дошкольника диалогу. С помощью программного обеспечения можно обучать детей чтению.

Научиться коммуникации – вероятно, самая важная задача для детей. Как известно, чем активнее ребенок общается, тем лучше ему это удается. Если ребенок хорошо освоил один способ коммуникации, он легко воспримет перемены, которые помогут ему расширить возможности общения. Общение должно приносить радость, и современные технические средства открывают множество путей к этой цели.

Литература
1. Дюкен Ф, Лопатина Л.В. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми. Учебное пособие. СПб., РГПУ им. Герцена, 2001.

2. Рабэ З. Коммуникация при помощи технических средств – В сб.: Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод. Пособие/ Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск, БГПУ, 2009, с. 40.

3. Рыскина В.Л., Лазина Е.Э. Коммуникация – это не только слова, СПб., Everychild, 2007.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ-линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помо­щи. - М.: Теревинф, 2000. — 336 с.

 5. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

 .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование речевого коммуникатора GO Talk в коррекционной работе с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями.

Л. П. Башманова,

учитель-логопед

МБДОУ ДС № 41 «Семицветик» г.Старый Оскол, 

Н.Д. Кузнецова,

тьютор

МБДОУ ДС № 41 «Семицветик» г.Старый Оскол

Аннотация На современном этапе развития информационно-коммуникативных технологий одним из наиболее часто используемых средств альтернативной коммуникации являются специализированные технические устройства разной степени сложности.

Как показывает практический опыт, применение информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, методы коммуникации, речевой тренажер GoTalk, альтернативная коммуникация, слова-эквиваленты, звуковые комплексы.

 Под термином расстройство аутистического спектра (далее РАС) понимают нарушение психического развития, которое характеризуется трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления.

 Успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие невозможно без свободной коммуникации. Для всех детей, у которых есть нарушения речевого развития, полезны дополнительные методы коммуникации или сочетание обычной речи и каких-то вспомогательных средств, которые помогут ребенку выразить свои мысли и желания.

Благодаря развитию технических средств появилась возможность уменьшить несоответствие между способностью понимать и выражать себя. Таким средством является Go Talk, представляет собой легкий, портативный коммуникатор, который позволяет записывать и воспроизводить сообщения.  

Речевой тренажер GoTalk представляет собой компактное устройство со сменными карточками с изображениями и встроенным диктофоном. На экране коммуникатора имеются специальные «окошки» для картинок. Наборы картинок подбираются индивидуально для каждого ребенка, использующего данное средство, в зависимости от его общего и речевого развития, мотивации и потребностей. Количество картинок на экране меняется в зависимости от модели устройства (4, 9, 20).  Наименование тренажера можно перевести как «начинаем говорить», произносится как «ГоуТок». Простым нажатием на кнопку, устройство начинает разговаривать. Речевой тренажер предназначен для усвоения, развития или восстановления речевых навыков с помощью педагога и самостоятельно

 При нажатии на ячейку тренажера встроенный диктофон воспроизводит заранее записанное наименование картинки, изображенной в данной ячейке. Предусмотрено использование нескольких сменяемых карточек, и, соответственно, звуковое сопровождение, которое по громкости переключается кнопкой «уровень».

Тренажер может использоваться для обучения как нормально развивающихся детей, так и детей с нарушением интеллекта, и речевыми нарушениями такими как афазия, алалия, дислалия, дизартрия, а также для реабилитации взрослых после перенесенного заболевания, травм, инсульта, для детей с РАС.

 Расстройства аутистического спектра (РАС) могут проявлять себя по-разному. Нередко одним из признаков аутизма становится либо полное отсутствие речи, либо существенная ограниченность речевых способностей. Однако это вовсе не означает, что дети с аутизмом не хотят общаться. Общение им необходимо в не меньшей, а может даже и большей мере, чем обычным людям. Но что же делать в таком случае? Как помочь человеку с РАС наладить контакт с окружающими, что такое альтернативная коммуникация и какие приспособления или приложения способны разрешить сложившуюся ситуацию. Как помочь невербальному человеку? Средства альтернативной коммуникации помогут не только наладить общение, но и способны стать предпосылкой к развитию речи, первой ступенью на пути социализации ребенка в обществе

Использование речевого тренажера «ГОУ ТОК» для детей с РАС и другими ментальными нарушениями в какой-то мере перекликается с карточками PECS, и имеет ряд особенностей.

1. Ребенок должен уметь воспринимать плоскостное изображение или   находиться на этапе умения соотносить объемное изображение с плоскостным
2. У ребенка должно быть сформировано предметное действие, а также способность к подражанию.

3. У ребенка должны быть сформированы учебного поведения: умение сидеть, слушать, концентрировать взгляд, взаимодействовать с педагогом.

Наличие этих способностей дает возможность использовать речевой тренажер у детей данной категории без привязки к возрасту.  
Речевое развитие детей с РАС в первую очередь направлено на формирование коммуникативных способностей, поскольку для них характерным является снижение потребности в речевом общении наряду с различными нарушениями самой речевой деятельности.   Процесс обучения начинается с показа картинок, заложенных в карточках речевого тренажера. Сначала число картинок ограничено тремя – четырьмя, затем оно увеличивается

Для того, чтобы научить ребенка пользоваться речевым тренажером, следует сначала показать ему, как можно извлечь из него звук. Другими словами, нужно научить ребенка нажимать на картинку. Для этого мы располагаем на всех ячейках картинки с изображением кнопки и записываем на диктофон одно слово – «нажми». Ребенок должен усвоить слово «нажми», соединить образ со словом и понять, что при нажимании будет звуковое оформление действия. Далее коммуникативная инициатива ребенка поддерживается в ситуациях выбора «что ты хочешь?», одновременно закрепляется умение пользоваться указательным жестом и возможность выбирать более предпочитаемый предмет или стимул. Ребенок может произносить слово, исходя из своих речевых возможностей, или просто нажимать на нужную картинку в ответ на вопрос «Покажи, где … ?».

В зависимости от характера нарушения отбор языкового и дидактического материала, определение последовательности его изучения можно варьировать. То есть использование речевого тренажера позволяет построить обучение индивидуально, с учетом специфики речевого недоразвития.
 Далее для выработки условной связи звучания и предмета подбираются слова-эквиваленты, звуковые комплексы. Нажимая на картинку с изображением паровоза, ребенок может произносить – «у-у», коровы – «му», жука – «ж-ж». Педагог может варьировать способы преподнесения задания от предварительной записи звуков на диктофон до самостоятельного произнесения звука дошкольником

Для ребенка с РАС при общении важным является выделение, запоминание и введение в активную и пассивную речь слов и оборотов речи, которые он будет постоянно слышать и которые будут «привязаны» к ежедневным ритуалам, постоянно повторяющимся ситуациям. Это, так называемые, слова-метки. Вот некоторые из этих слов: «дай», «на», «возьми», «положи», «принеси», «сядь», «встань», «подойди».

Эти слова ребенок должен усвоить в первую очередь, так как они являются основными инструкциями при взаимодействии с взрослыми, выполнении элементарных предметных действий, перемещениями в пространстве предметов.

Прежде чем активно использовать речевой тренажер для обучения, с ребенком следует выполнить несколько упражнений на соотнесение объемных и плоскостных предметов. Например, это могут быть игрушки. Перед ребенком кладут пирамидку, куклу, мячик, грузовик и т.п. Если ребенок не говорит, дают инструкцию: «покажи, где…?». Если у ребенка имеется активный словарный запас (он может называть предмет звуком, звукокомплексом, искаженно и т.д.), педагог спрашивает: «что это?». Затем педагог предлагает ребенку набор картинок с изображением игрушек. Показывает одну картинку и просит ребенка найти такую же игрушку. Если ребенок справляется с заданием, педагог просит соотнести предметы по другим обобщающим словам (посуда, мебель, одежда и т.д.).

Отрабатывая навык соотнесения плоскостных и объемных изображений, важна доступность и простота предлагаемого материала. Ребенку предлагаются предметы из бытового обихода. Если это игрушки, то самые простые. Осторожно следует подбирать картинки с предметами бытовой техники. Может быть так, что ребенок никогда не наблюдал за работой микроволновой печи, блендера, соковыжималки, тостера. Из всех предметов он знаком только с телевизором, телефоном, пылесосом.

Набор слов-меток, можно дополнить и другими словами, чаще всего встречающихся в процессе занятий, игр, режимных моментов. Запись этих слов на диктофон, предъявление изображения или создание обыгрывающей это слово (выражение) ситуации, способствует успешной отработке понятий.

Главным преимуществом речевых тренажеров подобного рода становится способность к расширению словарного запаса. То есть, возможности того же самого Go Talk не ограничиваются лишь одним видом сообщений. При помощи специального программного приложения можно самостоятельно, изготавливать индивидуальные вкладыши, составляя их из десятков, сотен и тысяч картинок, собранных в архиве программы Go Talk.

С помощью речевого тренажера можно пополнить словарь ребенка не только существительными, но и прилагательными и глаголами, обобщающими понятиями, учить дошкольника диалогу. С помощью программного обеспечения можно обучать детей чтению.

Научиться коммуникации – вероятно, самая важная задача для детей. Как известно, чем активнее ребенок общается, тем лучше ему это удается. Если ребенок хорошо освоил один способ коммуникации, он легко воспримет перемены, которые помогут ему расширить возможности общения. Общение должно приносить радость, и современные технические средства открывают множество путей к этой цели.

Литература
1. Дюкен Ф, Лопатина Л.В. Альтернативные средства коммуникации с неговорящими детьми. Учебное пособие. СПб., РГПУ им. Герцена, 2001.

2. Рабэ З. Коммуникация при помощи технических средств – В сб.: Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод. Пособие/ Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск, БГПУ, 2009, с. 40.

3. Рыскина В.Л., Лазина Е.Э. Коммуникация – это не только слова, СПб., Everychild, 2007.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ-линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. — 336 с.

 5. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье обобщен материал о традиционных и инновационных технологиях в работе логопеда с детьми с ТНР...

Педагогический проект «Речевичок - здоровячок» (использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 6-и – 7-и лет)

Цель проекта:  коррекция речевых нарушений детей через использование здоровьесберегающих технологий.         Задачи проекта:- совершенствовать общую и мелк...

Презентация "Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения".

Презентация "Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"....

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...