2. Мотивация к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Звенит телефон.(запись) -Извините, у меня звенит телефон. - Кто говорит? - Свон (запись) - Не пойму, кто это? - Да Свон это, свон.(запись) Ребята, а вы догадались, кто это? - Слон. - А Слон, а вы догадались, какой звук не правильно произносит он? - Звук Л -А вы научились правильно говорить звук Л? -Да. Давайте пригласим Слона на наше занятие. (Стук в дверь , из-за ширмы достаем Слона) | Создает мотивационную ситуацию для дальнейшей реализации поставленной цели. . |
| Может выражать свои чувства, мысли Проявляет любознательность. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми |
3. Поиск, решение задачи, проблемы Цель. совместная деятельность для достижения результата. | Слоненок ребята научились говорить звук Л, а ты хочешь научиться? - Да. А чтобы научиться произносить звук Л нужно для начала размять наш язычок. Смотри, как делают ребята и учись, а звук Л будет смотреть правильно ли ребята делают упражнения.(артикуляционная гимнастика на интерактивном столе) Упр. «Бегемотик» Открываем шире ротик Получился бегемотик Упр. «Чистим зубки» Упр. «Часики» Влево-вправо, влево-вправо Мой язык скользит лукаво. Словно маятник часов, Покачаться он готов. Упр. «Лошадка» Упр. «Индюк» Слоненку очень понравилась гимнастика для язычка, он ее запомнил и будет выполнять ее каждый день. Ребята, посмотрите, звук Л для вас принес интересные игрушки, давайте сядем на ковер и поиграем в «Летающий шарик» - Смотрите слоненок кивает вам головой, легко ли было выполнять это упражнение? -Нет | Задает вопросы, инициирует общее обсуждение
Выполняет артикуляционную гимнастику с использованием художественного слова и мультимедийного оборудования Следит за правильностью выполнения артикуляционных упражнений.
Следит за правильностью выполнения упражнения на развитие плавной воздушной струи | Дети вступают в диалог, выражают собственные мысли
Выполняют артикуляционную гимнастику
Выполняют упражнение на дыхание в кругу на ковре | Сформированы навыки элементарного звукового анализа (выделение 1 звука из слова).
Развита артикуляционная моторика.
Развита плавная воздушная струя
|
4. Планирование деятельности. Цель: совместная деятельность для достижения результата
| А теперь ребята, становитесь в круг, давайте споем слоненку песенку «Самолета»: л-л-л. садятся за столы Наш самолет идет на посадку, и мы садимся за столы. Давайте расскажем нашим гостям, как нужно правильно произнести звук Л, для этого мы с вами будем использовать схему: -Посмотрите в зеркало, произнесите звук [Л]: Губы: открыты Зубы: сомкнуты или разомкнуты? - Разомкнуты Язык: упирается в бугорочки за верхними зубами Воздушная струя: теплая, прерывистая, - Голосок: работает (положите руку на горлышко проверьте) -Воздушная струя встречает преграду, Что можно сказать про звук [Л] – он согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом. - Посмотрите слоненок собрал всех звуковичков и запутался, давайте ему поможем найти среди них звук Л. -Слоненок ты понял как правильно нужно произносить звук Л? | Произносит изолированный звук [Л] (идя по кругу), совместно с детьми.
Проводит анализ артикуляции с использованием схемы.
Уточняет понятие согласного звука, обозначение согласного звука Знакомит со звуковичком | Произносят звук [Л] изолированно
Выражают собственные мысли, чувства с использованием слухового, зрительного и тактильного анализатора.
Повторяют за педагогом, определяют каким цветом обозначается звук
| Автоматизирован изолированный звук [Л].
Проявляет речевую активность.
Способен делать простые заключения
Сформировано умение работать со схемой. Ребенок проявляет любознательность.
Различает условную и реальную ситуацию |
«Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности Цель. Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка | - Звук [Л] пришел не с пустыми руками, он принес нам с вами разные игры, которые положил в «Чудесный мешочек» и «Сундучок». Что мы с вами откроем первым? д/и «Чудесный мешочек» Звук Л предлагает поиграть с вами в разноцветное пианино, мы будем с вами нажимать на клавиши указательным пальцем и произносить слоги: Ла-ла-ла, лы-лы-лы, ло-ло-ло, лу-лу-лу, а теперь только на желтые клавиши Ла-лы-ло-лу, а теперь на голобые Ла-лы-ло-лу и т.д. Слоненок шепнул мне на ушко: ему понравилось пианино, спрашивает можно ли ему взять с собой и потренироваться дома. Что же еще лежит в мешочке? -Кубик-трансформер. Давайте будем передавать его по кругу и называть слова, следите за произношением звука Л, Слоненок внимательно вас слушает, как вы научились говорить звук Л в словах. - Молодцы, ребята(слоненок гладит детей) Давайте посмотрим, что у звука Л в Сундучке лежит. Д/и «Звездочет» Волшебник обещал звуку Л собрать звездочки со звуком Л, но произнес неправильное заклинание и все перепутал., Звук Л просит помочь ему, нужно обвести только, те картинки, в названии которых, есть звук Л. Назовите эти слова. А теперь покажем слоненку, как мы умеем делить слова на слоги. Разделим слова на слоги (лапы, лак, пила, ландыши, лопата), покажите мне цифру, сколько слогов в словах. Ответьте полным предложением.(В слове лапы два слога). - Молодцы, ребята! Волшебник нас с вами одарил волшебными камешками «Марблс», давайте с их помощью, выполним звуковой анализ слова: луна. Луна - ______ ______
- замените камешки буквами. Выберете себе одну звездочку и составьте предложение. Запишите схему предложения на игровизоре.
Используя «Говорящие карточки» проговорите предложение , которое мне шепнул на ушко слоненок: «Белая луна светит в ночном небе».
Слоненку очень понравилось как вы справились с заданием. Ребята, звук Л откроет вам секрет: Звук [Л] живет в букве эЛ. Запомните правило: «Звуки мы слышим, а буквы мы пишем». Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит буква эЛ. -Буква эЛ состоит из двух больших наклонных палочек. Давайте сделаем или напишем букву эЛ на кинестическом песке. Слоненок смотри какие буквы сделали ребята. | Предлагает выбор заданий для детей 0Выслушивает мнения детей.
Автоматизация звука [Л] в прямых слогах. Объясняет последовательность действий. Автоматизация звука Л в прямых слогах в начале, конце слова
Закрепляет деление слов на слоги
Помогает выстроить последовательность выполнения действий звукового анализа и синтеза.
Помогает записать предложение, используя игровизор.
Объясняет последовательность действий. Включает карточку, прослушивает
Знакомство с правилом
Демонстрирует букву Л , задает вопрос, пишет букву Л
| Выбор детьми заданий
.
Закрепляют звук Л в слогах , с использованием тактильных ощущений
Самостоятельный выбор картинного материала по автоматизации звука Л
Рассматривают картинки и выбирают картинки со звуком [Л]
Делят слова на слоги, соотносят количество слогов и цифру
Выполняют звуко-буквенный анализ слова «луна»
Составляют предложение, записывают схему предложения.
Принимают участие в работе с «Говорящими карточками»,
Рассматривают букву Л, описывают, из каких элементов состоит буква, делают ее из песка
| Сформировано слуховое внимание
Автоматизирован звук л слогах
Автоматизирован звук л в словах.
проявляют способность решать адекватные возрасту задачи.
Умеет делить слова на слоги
Умеет различать понятия «гласный» «согласный» , «твердый», «звонкий» Умеет выполнять звуко-буквенный анализ
Умеет схематично записывать предложение на доске.
Ребенок проявляет любознательность, речевую активность.
Сформированы представления о букве и звуке. Умеет писать букву Л
|
5. Рефлексия. Цель. Осознание детьми своей деятельности, учить работать с интерактивным полом, самооценка результатов своей деятельности | - Ребята, Вам понравилось, как мы сегодня играли? Спасибо Вам, думаю, что слон будет еще не одно занятие, учится говорить звук Л. - Что для Вас сегодня было самым трудным? - А что понравилось вам? - Если вам было легко на занятии, то приклейте «веселого» слоника на доску, если нет, то «грустного». | Стимулирование к анализу, совместный анализ.
| Демонстрируют свое отношение к занятию. Самооценка детьми своего вклада в достижение результата Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе | Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач. Проявляет эмоциональную реакцию, умеет делиться своими впечатлениями. |