Обучение детей придумыванию сказок с использованием моделей
методическая разработка по развитию речи по теме
Материал может быть использован при организации работы по развитию связной речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение детей придумыванию сказок с использованием моделей»
Ведущую роль в речевом развитии ребенка играет связная речь. Проблеме развития связной речи посвящены исследования психолингвистов, психологов, педагогов. Исследователи указывают, что в старшем дошкольном возрасте возникает возможность развития творческой речевой деятельности , результатом которой является словесное творчество. Словесное творчество — это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений. Одной из форм словесного творчества является придумывание сказок и рассказов.
Современные отечественные исследователи (Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко), занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок может придумать аналогичный вариант сказки. Педагогами и психологами Л.Е.Журовой, В.А.Запорожцем, Ф.А.Сохиным были предложены разные методы работы по обучению детей сочинению сказок. Мы в своей работе будем рассматривать возможность обучения детей придумыванию сказок на основе моделей. Изучение работ В.И. Логиновой, Г.А.Репиной, П.Г.Саморуковой позволило определить понятие «модель». Модель — это материальный заместитель реальных предметов, явлений природы, отражающих их признаки, структуру, взаимосвязь между структурными частями. Доступность этого метода для детей дошкольного возраста доказана в исследованиях Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина. Они подчеркивают, что развитие мышления и речи эффективно с помощью специально разработанных моделей и схем, которые в наглядной , доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками, обогащает словарь, активизирует речь, воздействует на все органы чувств.
Обучение использованию моделей целесообразно начинать с анализа готовых сказок с использованием заместителей для выделения персонажей. В обучении детей сочинению сказок необходимо использование различных видов моделей. Свою работу мы проводили в два этапа на основе методики, предложенной О.М.Дьяченко. На первом этапе целесообразно вводить наглядные модели только в процессе пересказывания русских народных сказок. Цель на этом этапе работы — научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.
Второй этап направлен на обучение составлению сказок самими детьми, используя наглядные модели и схемы.
Работу по обучению пересказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трех лет. Разыгрывать с заместителями можно такие сказки, как «Колобок», «Репка» и другие (см. Приложение). Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели.
Наиболее простой вид наглядных моделей — модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например, чтобы разыграть сказку репка нужен круг желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми можно обсудить, кого из героев сказки должна замещать та или иная полоска. Затем, когда эта часть работы дети успешно осваивают, уместно предложить самим раскладывать заместители в нужном порядке.
Позже, после овладения, детьми сериационного ряда, необходимо использовать двигательные модели. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: ребенок придумывает сказку и выполняет все нужные действия (пришел, ушел и далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж.
Важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения. Поэтому до начала «игры в сказку» нужно обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета,характерного для внешнего вида персонажа (например, красный круг может соответствовать Красной Шапочке, серый - волку ) или на основе величин героев ( в сказке «Теремок»), тогда заместителями будут полоски разной длины.
Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. У детей появляется возможность придумывать собственные истории, сказки.
Приложение.
Конспект игровой развивающей ситуации по сказке «Репка» с детьми 2 младшей группы.
Программное содержание: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделей; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; развивать интонационную выразительность речи, эмоциональную отзывчивость.
Материал – пальчиковый театр по сказке «Репка», иллюстрации к сказке «Репка», игрушка мышка, семь кругов для изготовления моделей, листы бумаги с нарисованным кругом ( по количеству детей), карандаши (по количеству детей).
Ход:
Дети сидят на ковре.
- Ребятки, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня к нам пришла.
- Маленькая, серенькая
В норке живет, корочку живет.
- Кто это?
Дети отвечают, педагог показывает мышку и предлагает сказать, какая мышка, как ее можно назвать по-другому?
- Эта мышка сумела вытащить из земли самую большую репку. Вот и книжку со сказкой нам принесла. Садитесь поудобней, слушайте сказку.
По ходу рассказывания сказки воспитатель показывает иллюстрации. Дети могут участвовать в рассказывании.
После рассказывания педагог задает вопросы:
- Дети, мышка сама вытащила репку?
- Назовите тех, кто помогал ей.
Педагог обращается к игрушке:
- Спасибо, мышка, за сказку. Вы трудились все вместе, дружно, помогали друг другу вот и вытянули большую репку.
- дети, а хотите поиграть в сказку? Подходите к столу, берите кукол.
Педагог раздает куклы пальчикового театра и предлагает повторить сказку.
После обыгрывания педагог приглашает детей за столы.
- Что вы видите на листке? (кружок). Давайте станем волшебникам, и кружок превратим в репку. Репка какая? (большая, желтая, круглая.) У репки сверху большие листья. Нарисуем их карандашом.
(Дети дорисовывают листья)
- Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый ). Покажите, какие у деда усы (показывают усы жестами). Нарисую вот этому кружку усы. Это будет дед. (Педагог на мольберте дополняет круг деталями.)
- Потом пришла на помощь бабка. Бабка какая? (старенькая) Что у бабки на голове? (на голове у нее платочек). На этом кружке нарисуем узелки платочка.
- А внучка какая ? (маленькая с бантиком). А вот этот кружок превратим в девочку: нарисуем бантик.
- У собачки Жучки хвостик колечком, Дорисуем хвостик на следующем кружке.
- Кошка какая? (Серая, полосатая, мягкая) Нарисуем на кружочке ушки и превратим его в киску.
А мышка какая? (Маленькая). А хвостик у нее какой (длинный, тоненький, как ниточка) Нарисуем мышке хвостик.
- Посмотрите ребята, мы превратили кружки в героев сказки. Давайте вместе назовем, кто у нас получился. Мы с вами нарисовали целую сказку.
Сделанные модели можно предложить детям для самостоятельной игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...

Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6 лет)
Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6лет).«САЛАТ ИЗ СКАЗОК». Поповцева Ольга Валерьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №69 «Остров...

Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок
Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определен...

«Методическая разработка по обучению дошкольников рассказыванию сказок посредством использования элементов мнемотехники»
Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Известно, что в раннем возрасте ви...
Обучение детей составлению сказок с использованием приема опорного моделирования
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становясь одновременно главной конеч...