Доклад на тему: «Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок».
материал (старшая группа) по теме
Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок».
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями.
В процессе работы с детьми особое внимание уделяю развитию у них связной речи.
Одним из средств обучения связной речи является придумывание детьми коротких рассказов или сказок.
Расскажу об этапах, которые я использую при обучении составления рассказа с помощью предмета.
На первом этапе рассматриваем предмет (игрушку или героев настольных, ложковых и других театров). Учу рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия.
На следующем, втором этапе я использую задания на развитие памяти, мышления и воображения. Для этого провожу работу над этюдами или психогимнастики.
Третий этап – это составление описательных рассказов. На данном этапе происходит развитие звуковой стороны речи, словаря,, грамматического строя и связной речи.
На четвертом этапе предлагаю детям сочинить самостоятельно короткий рассказ или сказку.
Пятый этап театрализация или обыгрывание речевого творчества детей.
Вот некоторые из них.
"Зайкин день рождения"
Жил был зайчик Вася, так его звали зайцы и все звери.
Он жил в старом домике в лесу на берегу большого озера, занесенного
глубоким снегом. И вот у зайчика Васи наступил день рождения, который совпал со Старым Новым Годом. Думал, думал зайчик Вася, как ему отметить этот день рождения. Ходил и думал, бегал и думал и придумал. Решил Вася собрать на праздник всех своих друзей: ёжика Женю, лису Алису, старого волка Колю, медведя Михаила Михайловича и ворону Кар-Кар.
И вот собрались все гости в избушке у зайчика Васи. Все его поздравляют, дарят подарки. Сели за стол и стали кушать. Гостям подали угощенье:
Сосиски, овощи, варенье,
Булки, пряники и сушки,
Мёду полную кадушку,
Молока бидона два,
Свежих сливок два ведра,
Сыр, творог и масло "Рама"
Яблок двадцать килограммов,
Клюквы, Омуля с Байкала,
А друзья кричат всё мало-мало!
Вот веселятся гости, пляшут,
Кушают угощенье - и вдруг ...
Слышат стук в дверь - тук, тук.
Услышал этот стук зайчик Вася и подумал, кто же это стучит в дверь, Ведь я больше никого не приглашал? И все друзья тоже услышали этот стук и притихли за столом, испугались. Только один медведь Михаил Михайлович не испугался, а грозно спросил: "Кто это там стучит?"
А за дверью раздался старый дребезжащий голос: "Здравствуйте звери! Здесь живет зайчик Вася, у которого сегодня день рождения?"
Вася подумал, подумал и сказал: "Да, здесь живет зайчик Вася - это я!" и открыл дверь. На пороге стоял дед мороз с большим мешком, который был набит морковкой.
- Вот! Это ему подарок от дедушки Мороза!" - и поставил мешок на пол.
Веселье продолжалось.
Сказка "Маленький Джек"
Жил в одном городе мальчик по имени Джек. Жил он с мамой, папой, младшей сестрой Алисой. Но мальчик был очень непослушный, обижал свою сестренку и не слушался своих родителей, когда они просили его что-нибудь помочь.
Однажды идя в школу и переходя перекресток, одна старушка попросила ей помочь перейти дорогу, но мальчик Джек отказал ей в своей помощи и даже попытался оскорбить старушку. Старушка оказалась волшебницей и превратила Джека в игрушку. И мальчик Джек стоял на витрине магазина, пока мальчик Рома не зашел в этот магазин. Он увидел в красивой коробке эту игрушку и попросил у своей мамы её купить. Рома принес эту коробку домой, раскрыл её и стал играть с Джеком. Джеку очень понравилось у Ромы, но очень хочет опять стать настоящим мальчиком, вернуться к своим родителям и младшей сестренке.
Волшебница обязательно превратит Джека в мальчика, но только тогда, когда убедится в том, что он исправился, и всегда будет слушаться своих родителей, не обижать сестру и всегда всем помогать, кто нуждается в своей помощи.
"Человек - паук"
У меня живет на полке
Мой любимый человек
Как зовут его ребята?
Человек - паук.
Он умеет ловко прыгать,
кувыркаться и летать,
паутиной плотной
Быстро всех
Плохих уничтожать.
Мы с ним верные друзья,
Наша дружба навсегда!
"Крепкая дружба"
Жила девочка Юля. Юля мечтала о собачке. Однажды Юля проснулась, а в ограде сидит собачка Пушок. Однажды Пушок сказал, что не мешало бы завести коровку. Наутро они увидели в ограде корову, они назвали её Машей. Маша давала молоко, сметану, творог. Пушок подметал дом, накрывал на стол. Они весело отмечали дни рождения.
Но как - то пришёл медведь и забрал Юлю, но корова Маша и собачка Пушок догнали медведя. Маша стала бодать медведя, а Пушок его кусать, тогда медведь отдал им Юлю и больше никогда к ним не приходил.
"Прогулка"
Маленький котенок Вася вышел погулять во двор, как было здесь много интересного. Вот петушок Петя гуляет со своей семьёй: Курицей Пеструшкой и жёлтенькими цыплятами. Возле будки сидит собачка Жучка, она следит за порядком и покоем. А вот большая корова Зорька мычит, зовет хозяйку, чтобы она взяла у неё молоко. Вдруг Вася услышал ласковый голос своей мамы, она звала его на обед.
"Веселая песенка"
Жил был зайчик Степашка. Однажды шёл он по лесной дорожке и напевал весёлую песенку. Увидел он белочку, которая прыгала по дорожке ему навстречу, и тоже что - то напевала. Когда они встретились, то оказалось, что они поют одну и ту же песенку. И так у них хорошо получалось, что вышел из - за пенька колючий ёжик и заслушался. Но вдруг появилась лиса Алиса, и зверята разбежались кто куда.
"Дружба"
Встретились собачка и гномик. Они подружились. Гномик пригласил собачку в гости. Они пили чай с пирогами. Собачка поблагодарила гномика и пошла домой. По дороге она вспомнила, что забыла пригласить гномика к себе. Она пошла обратно к домику гномика, но в это время подул сильный ветер, пошёл дождь. Он еле добрался до домика гнома. Собачка осталась ночевать у гнома. Гномик очень переживал за здоровье своего друга, он сварил суп с мясом (мясо отдал собачке, а сам поел суп). Напоил его горячим чаем с малиной и предложил собачке жить вместе.
"Клад"
Жили - были гномик Бантик и собачка Рекс. Рекс ходил на охоту, а гномик искал клад. К ним часто приходили в гости лесные жители. Они их угощали чаем, играли в разные игры. Так жили они дружно и богато. Была у них хорошая семейка.
"Ссора"
Жили - были петух Петя, поросенок хрю - хрю. Однажды они нашли большой сундук, а там было много золота и денег. Принесли они сундук домой, стали делить богатство и поссорились. Каждому казалось, что одному достанется больше. Ссорились день, ссорились два дня, и казалось, что этому не будет конца. Тогда они решили унести сундук назад и больше никогда не ссориться.
«Настины друзья»
В одной деревне жила девочка Настя. Ей было скучно одной. Захотела она однажды сметаны и купила корову Майку. А кто двор будет сторожить. Пошла она на базар и купила собачку Шарика. Шарик охранял двор, а Майка давала не только молоко, но и кексы. Когда Шарик хотел, сметаны, он сам доил корову и угощал всех бездомных собачек. Тут и сказки конец.
"Любимая игрушка Барби"
Жила - была кукла Барби. И не было у неё хозяйки и своего дома. Она очень грустила и мечтала, что когда - нибудь у неё будет своя кроватка, много одежды и маленькая хозяйка её будет очень любить.
А в это время жила девочка Уля пяти лет. И очень хотела, чтобы у неё была кукла Барби. Решила девочка попросить любимую игрушку у Деда Мороза и написала ему письмо.
И вот однажды в канун Нового Года Ульяна заглянула под ёлку и увидев там что - то интересное, пригляделась, а это её мечта - кукла Барби в красивом нарядном платье. Очень она обрадовалась такому сюрпризу!
И с тех пор они неразлучны. Вместе гуляют, ходят в детский сад.
И Уля теперь знает, что если что - нибудь очень сильно захочешь, то твоя мечта обязательно сбудется!
"Любимая игрушка Бимка"
В моем маленьком домике живёт маленький щенок, зовут его Бимка. Я очень люблю с ним играть в разные игры. Утром, когда мы с ним просыпаемся, идём в ванну умываться и чистить зубки. Потом мама зовёт нас завтракать. Мы идём с Бимкой в наш уголок - играть. Играем с ним в догонялки, прятки, если Бимка устанет, мы с ним валяемся на кровати и отдыхаем. Вместе смотрим мультики по телевизору. Я никогда с ним не расстаюсь, хожу с ним гулять, даже когда иду в гости, беру его с собой. Если я его забуду в гостях, я расстраиваюсь и не могу без него уснуть. А на следующий день, утром просыпаюсь и бегу за ним, извиняюсь, что про него забыла. Вот такой у меня Бимка, самый любимый из всех игрушек, он как живой. Вот и все. Конец.
"Волшебный телефон"
Жил - был в одном хорошем доме волшебный телефон. Телефон этот был не совсем обычный - он делал добрые дела. Какие? Он исправлял речь и поведение людей. Те, кто разговаривал по волшебному телефону, становились добрее, вежливее, уступчивее.
А все дело в том, что телефон знал много волшебных слов. Эти слова открывают любые двери, вызывают улыбку, дарят прощение.
Эта сказка будет понятна тем, кто знает волшебные слова.
"Репка"
Мой дед Лёша живёт в деревне. У нас там свой дом, есть большой огород. В огороде сажаем овощи. Вот дед решил посадить репку для своего внука Андрюшки. Весной дед вскопал землю, посадил семена. Поливал каждый день, рыхлил грядку, чтобы репка выросла большая, желтая. Когда мы приехали к деду, дед решил угостить своего внука Андрюшку репкой. Он сходил в огород, сорвал репку, помыл её и стал угощать. Репка была сочная, вкусная, сладкая. Нам очень понравилась репка, и мы сказали деду спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»
Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...
«Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей»
Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения. Но существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи: 1. Один из так...
Статья на тему "Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста на основе игровой методики "
В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. показаны результаты и уровень эффективности игро...
Конспект занятия по развитию речи в 2 младшей группе "Составление короткого рассказа по игрушке"
Учить составлять короткий рассказ об игрушке. учить правильно образовывать формы глаголов в повелительном наклонении ( поскачи, поезжай); правильное использование предлогов «в», &laq...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021...
Конспект ООД по развитию речи во 2 мл. группе на тему «Зайчик в гостях у ребят».Составление коротких рассказов про игрушки.
Задачи: упражнять детей составлять с помощью воспитателя рассказ об игрушках;- формировать умение отвечать на вопросы;- активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества пре...
Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т. А. Ткаченко»
Существует ряд методик развития речи дошкольника (А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, О. И. Соловьева, О. С. Ушакова и др.). Однако, при обучении детей развитию речи, использовать эти методики в полной мере н...