Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Использование технологии Виммельбух в образовательной деятельности детского сада"
методическая разработка по логопедии

Завгородняя Татьяна Анатольевна

Современный «Виммельбух» ― это направление в детских книгах, которое быстро завоевало любовь детей из разных стран, в том числе и из России. Такие книги впервые появились в Германии ― глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться», а сами «виммельбухи» насыщены детальными рисунками, множеством предметов и героев.

Развороты виммельбухов могут содержать множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка.

 На просторах  интернета и книжных магазинов очень много различных виммельбухов по самым разным  тематикам и для разных возрастов. Но виммельбухи можно  создавать и самостоятельно, совместно с детьми и подключая родителей.  Вписывая, при желании, небольшие слова или текст.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vimmelbuh.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии Виммельбух в образовательной деятельности детского сада

В настоящее время набирают популярность виммельбухи ― книги для разглядывания. Их ценят родители и очень любят дети. В чем же их секрет?

Впервые виммельбух проиллюстрировал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Идея создать подобную книгу посетила его после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он вдохновился творчеством немецких граверов XVII века и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. А потом, глядя на эти картинки, любой сможет истолковать их по-своему. Из-под его пера вышли такие виммельбухи, как «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли», «Колесо» и другие.

Современный «Виммельбух» ― это направление в детских книгах, которое быстро завоевало любовь детей из разных стран, в том числе и из России. Такие книги впервые появились в Германии ― глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться», а сами «виммельбухи» насыщены детальными рисунками, множеством предметов и героев.

Развороты виммельбухов могут содержать множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка.

 На просторах  интернета и книжных магазинов очень много различных виммельбухов по самым разным  тематикам и для разных возрастов. Но виммельбухи можно  создавать и самостоятельно, совместно с детьми и подключая родителей.  Вписывая, при желании, небольшие слова или текст.

Цель использования:

-развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи,

-непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи),

-формирование причинно-следственных связей;

-расширение общего кругозора, представлений об окружающем мире;

-актуализация имеющегося опыта социальной коммуникации и накапливание нового;

-развитие способности сопереживать другому человеку, понимание его чувства и эмоции, регулирование своего поведения на их основе;

-тренировка усидчивости, самоконтроля;

-развитие умения ориентироваться в пространстве и времени;

-развитие мелкой моторики рук.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности.

«Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку.

Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10, напечатанных на плотном картоне.

Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории.

Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно.

В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.).

Этапы работы:

Сначала рассматриваем  книгу, а потом постепенно начинает вовлекать в ее мир ребенка.

От 1-2,5 лет наша задача показать ребенку один или два разворота. Так как деталей много, то делаем упор на новые слова: животные, транспорт, предметы.

Одной из  любимых серий виммельбухов – серия «Городок» французского автора Ротраут Сузанна Бернер, издательство «Самокат», “Большая книга картинок и слов”.

В эту серию входят «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга», «Ночная книга».

Каждое животное, предмет называем, рассказываем  про цвет, размер, форму и действие с ним. Объясняем, что делает животное, персонаж и т.д.

Увеличиваем объем информации к 4 годам.

В этом возрасте ребенок уже способен воспринимать большое количество информации, концентрация внимания увеличивается. Вы можете составлять более объёмные истории или вспоминать и находить героев, о которых говорили ранее, тем самым активно тренируя память и внимание.

Присмотритесь к мелким деталям. Они позволяют придумать новые сюжетные ходы для вашей истории.

С помощью виммельбуха можно эффективно обучать ребенка счету (и числительным), например, предложить малышу узнать, сколько на картинке лисят или медведей.

Можно спросить, сколько будет в гнезде птиц, если посадить туда двух сорок и двух дятлов? Или поразмышлять вместе, как поделить одну морковку на двух голодных зайцев.

Можно активно поработать с автоматизацией звуков. Например, найти все рррычащие слова, или слова в которых слышно шипение. Или начать изучать буквы и звуки: “Что начинается со звука А?”.

Животные и транспорт любимые темы, но в виммельбухе всегда можно найти что-то не очень знакомое – именно так и расширяется словарный запас.

Хорошо поработать с приемом: “Что видишь на картинке?” И ребенок перечисляет все, что попадает под фокус его глаз.

Найди и назови предмет по инструкции: “Он находится в верхнем левом углу страницы…”

Для этого возраста хорошо подойдут виммельбухи немецкого автора Анны Сьюз «Большой виммельбух», «Мой большой виммельбух о животных», «Рождественский виммельбух», «На ферме», «Мой большой виммельбух о временах года» и др. А так же Серия «История в картинках» ДороГёбель и Петер Кнорр. “Найди овечку”, “найди улитку в саду”, “Найди и покажи” Издательства Клевер.

В этом возрасте очень важно приобрести умение устанавливать причинно- следственные связи и развивать эмоциональную сферу.

Одним из важных аспектов готовности ребенка к школе, является способность составлять рассказ по картинке. (5-7 лет).

Мотивируйте ребенка к созданию собственной истории.

Придумайте ей название и запишите.

Обращайте внимание, чем интересуется ребенок и о чем фантазирует.

Помогайте развивать словарный запас, подсказывая синонимы.

По ходу рассматривания задаем вопросы: “Почему? Зачем? Что произошло? А что было до этого?

Интересуемся чувствами и эмоциями героя или персонажа.

Сочиняем небольшую историю сами, а потом, придумав начало истории, просим ребенка продолжить вашу историю с опорой на виммельбух.

Сочиняем историю о героях, которых выберет ребенок.

Сравниваем картинки с тем, что окружает ребенка: дом, детский сад, аптека – ищем похожие предметы.

Рассмотрев картинку закрываем ее и просим ребенка вспомнить, что же было на ней изображено.

На страницах виммельбухов много персонажей и предметов – это существительные, они что-то делают – это глаголы, они имеют цвет, форму и качества, настроения – это прилагательные. Соответственно, это помогает ребенку выстроить предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов.

Можно порекомендовать «Приключения медвежонка Помпона» БенжаменШо, «Где моя сестра?» Свен Нурдквист, Серия «Весёлые пряталки” от издательства Нигма, «Все считаются» Кристин Роскифте.

Семейное чтение

Виммельбухи идеальны для семейного чтения. В них почти нет текста. Но в этом вся соль. Разглядывая картинки вместе с ребенком, можно сочинять совместные истории, а затем обсуждать их. Психологи говорят, что в отличие от традиционных книжек с текстом виммельбух можно «читать» бесконечно, и это каждый раз будет новая история.

Таким образом, в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области Государственного стандарта, создавая основу для мультикультурного образования, даря метапредметные интеграции, как основу для школьного обучения.

Последовательность создания виммельбуха:

1.Определить тему виммельбуха.

2.Создать фон виммельбуха (нарисовать на ватмане, распечатать и др.).

3.Найти и вырезать большое количество героев, придумывая сюжет и обстановку.

4.Разместить героев на фоне и приклеить их.

5.Виммельбух готов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности детского сада

Сказкотерапия - очень интересный вид здоровьесберегающих технологий. Это «лечение» сказкой, которое используется для повышения внимания детей, развития эмоциональной отзывчивости, воображения, фантази...

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности детского сада

Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков,                             ...

Методическая разработка на тему:«Преимущества использования компьютерных технологий в непосредственно-образовательной деятельности детского сада»

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных сп...

Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"

Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...