Методическая разработка на тему:«Преимущества использования компьютерных технологий в непосредственно-образовательной деятельности детского сада»
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.[2]
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preimushchestva_ispolzovaniya_kompyuternyh_tehnologiy_v_neposredstvenno.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преимущества использования компьютерных технологий в непосредственно-образовательной деятельности детского сада»
Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.[2]
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. [1]
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Их использование позволяет привнести эффект наглядности в непосредственно-образовательную деятельность (НОД) и помогает ребёнку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации, создавать наглядные эффектные образы в виде текстовых материалов, фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. [2]
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Составление презентации к НОД всегда большая, кропотливая и полезная работа. Создавая презентацию, педагог должен учитывать, во-первых, возрастные особенности ребёнка. Материал должен отбираться четко, при этом нужно просмотреть много литературы, чтобы выбрать главное. Во-вторых, наглядный материал должен быть подобран, соответствующий теме НОД. В связи с этим просматривается огромное количество наглядного материала, замечаются краски, оттенки, мастерство изображения. В-третьих, материал должен иметь научное направление. [3]
При оформлении слайдов необходимо соблюдать единый стиль оформления, избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Звуковой фон не должен мешать восприятию презентации. На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используются контрастные цвета.
Необходимо использовать возможности компьютерной анимации для предоставления информации на слайде, но не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Для представления информации используются короткие слова и предложения. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации.
Использование презентаций уместно при знакомстве с новым материалом, при закреплении новой темы, при обобщении темы.
Создание презентаций требует творческого подхода со стороны педагога. Компьютер не заменяет педагога во время НОД, а является эффективным помощником.
Таким образом, методически грамотное использование мультимедийных презентаций повышает эффективность процесса познания у дошкольников.
Презентации могут использоваться во всех образовательных областях и позволяют:
в области «Познавательное развитие»:
- расширять кругозор детей, обогащать знания об окружающей действительности, объектах живой и неживой природы;
- упорядочивать и систематизировать полученную и получаемую информацию о мире;
- знакомить детей с объектами, которые нельзя пронаблюдать в повседневной жизни (знакомство с планетами Солнечной системы, с открытиями великих путешественников и др.);
- знакомить детей с цифрами, закреплять навыки счета;
- учить группировать предметы по одному и нескольким признакам;
- учить различать и правильно называть геометрические фигуры;
- учить сравнивать предметы по количеству, длине, ширине, высоте;
- закреплять временные представления.
в области «Речевое развитие»:
- формировать звуковую культуру речи, грамматический строй речи;
- в наглядной форме заучивать артикуляционные и пальчиковые гимнастики;
- обогащать и расширять словарный запас дошкольников;
- закреплять видовые (название предметов), родовые (фрукты, овощи, мебель, посуда и др.), отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.);
- знакомить со словами омонимами, антонимами, синонимами;
- совершенствовать произносительную сторону речи.
в области Художественно-эстетическое развитие»:
- знакомить детей с произведениями изобразительного искусства разных видов.
Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать непосредственную образовательную деятельность более интересной, эмоциональной и запоминающейся для детей не только старшего возраста, но и других возрастных групп.
Большинство презентаций необходимо строить на основе сюрпризного момента: к детям приходят знакомые герои мультфильмов и предлагают отправиться в путешествие и узнать много нового. [5]
Так же, использование мультимедийных презентаций допустимо на разных этапах знакомства с темой:
- на этапе знакомства с новым материалом;
- на этапе закрепления пройденного материала;
- на этапе контроля знаний;
Если при знакомстве с новым материалом презентация будет основываться на иллюстрациях, репродукциях, схемах, то при закреплении пройдённого материала основой презентации будут задания по пройдённой теме («Найди лишнее», «Чего не хватает»).
В каждой презентации, используемой в НОД важно соблюдать определенные требования:
- презентация не должна быть перегружена демонстрационным материалом;
- длительность НОД с использование мультимедийных презентаций не должна превышать 30 минут (для старшей и подготовительной возрастных групп);
- на одном слайде должно быть не более 4-5 иллюстраций;
- занятия с использованием презентаций проводятся в первую половину дня в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда);
- презентации составляются с учетом интеллектуального развития и подготовки детей.
Таким образом, методически грамотное использование мультимедийных презентаций повышает эффективность процесса познания у дошкольников и позволяет сделать образовательный процесс интересным для детей.
Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Используемая литература:
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г.,
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
3. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г.,
4. Никитина, М.В. Ребенок за компьютером / М.В. Никитина. – М., Эксмо, 2006. – 288 с.
5. Полат Е.С. «Новые педагогические технологии».- М., 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Выступление на едином методическом дне на тему: "Использование игровых технологий в НОД "Музыка" в детском саду"
Данная тема полезна для музыкальных руководителей ДОУ....
Методическая разработка на тему: «Путешествие в страну Математики». Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по математике.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по математике в средней группе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)...
Методическая разработка "Применение нетрадиционного метода рисования «сухой кистью» в непосредственно-образовательной деятельности"
Детский писатель и художник-иллюстратор Евгений Чарушин учит любить волшебный мир животных. Этот мир показан в ярких, выразительных образах, с теплотой и гуманностью. Книги Е. Чарушина никого не остав...
Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»
Методическая разработка«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»...