ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по логопедии
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_pedagogicheskaya_rabota_s_detmi_s_ovz.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ».
Автор: Костенкова В.А.,
Учитель - логопед МБДОУ д/с №2
Ставрополь -2023 г.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
Автор: Костенкова В.А.,
Учитель - логопед МБДОУ д/с №2
г.Ставрополь
Аннотация: В статье раскрыта педагогическая работа с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, направления, диагностика, направление, результаты.
Психолого – педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится в соответствии с ФГОС ДО. Работа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
Основными направлениями психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ:
- диагностическая работа,
- коррекционно-развивающая работа,
- профилактическая и консультативная работа с родителями.
Диагностическое направление:
Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психо-коррекционной работы.
В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной организации (ПМПк ДОУ) определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи, индивидуальной траектории развития или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или подгруппы детей в целом.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с ОВЗ;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);
- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребёнка;
- определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.
Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
- особенности контакта ребёнка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- реакция на одобрение;
- реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:
особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
особенности моторной функции.
Коррекционно-развивающее направление.
Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми с ОВЗ служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны упражнения в парах и подгруппах.
Работа учителя-логопеда имеет ряд особенностей:
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
2. На основе обследования логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
3. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.
5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
6.Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.
7. Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
Основные направления работы:
- диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;
- планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей группы;
- организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
- мониторинг инклюзивного образовательного процесса.
Работа учителя-логопеда имеет ряд особенностей. Программа коррекционной работы включает диагностическое направление. Ежегодно в дошкольных учреждениях дети массовых групп проходят психолого-логопедическое обследование с целью выявления детей с ОВЗ. По результатам диагностики, родители с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи, направляются на городскую ТПМПК. Специалисты ТПМПК проводят обследование и дают рекомендации по перспективам дальнейшего обучения и воспитания ребенка.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ начинается с всестороннего обследования специалистами. Учитель-логопед, используя специальные методики, в процессе диагностики выявляет характер нарушения речевой деятельности.
С учетом психоречевого и физического развития ребенка составляется план индивидуального развития, определяется индивидуальный образовательный маршрут.
Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка. Содержание коррекционной работы основывается на:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения детей с ОВЗ;
- создание специальных условий для занятий с детьми с ОВЗ;
- подборе специальных методических пособий и дидактических материалов;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Развитие мелкой моторики
- гимнастика в стихах,
- игры с палочками,
- игры с шариками,
- самомассаж пальчиков,
- массаж пальчиков массажером.
- штриховка,
- работа с трафаретами.
- контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
- дорисовка;
- волшебные узоры.
Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.
В конце учебного года все специалисты проводят мониторинг результатов образовательной программы, соотносят поставленный цели и задачи с реальными достижениями ребенка, оценивают успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ.
Используемая литература:
1. Журнал «Логопед» - № 4/2014.
2. Журнал «Логопед» - № 4/2015.
3. Научно-методический журнал «Практический психолог и логопед» № 3(7), 2014.
4.Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» № 4(62), 2014.
5. Федорова Л. И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования коррекционно-развивающей работы. М. Педагогический университет «Первое сентября» 2014г.
6.Составители Прочухаева М. И., Самсонова Е. В. Инклюзивное образование. Выпуск № 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М., «Центр школьная книга» 2010г.
7. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. Мозаика — Синтез 2011.
8.Богатырева А. В., Косткина М. А. Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 146-148.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого – педагогической работы с детьми и родителями в группе кратковременного пребывания.
Адаптационная группаоткрывается с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 2-х до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский ...
Конспект проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей группы в процессе организации трудовой деятельности
проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей группы в процессе организации трудовой деятельности(Мытье комнатных растений) Тема: «В мире комнатных растений»...
Содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательной области «Безопасность»
Консультация "Содержание психолого-педогогической работы с детьми по ОО "Безопасность"...
творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"
Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я.А.Камен...
Консультация для педагогов ДОУ "Психолого - педагогическая работа с детьми по реализации ООП в соответствии с ФГОС ДО"
Консультацуия представляет собой таблицу - структуру и содержание психолого-педагогической работы с детьми по 5 образовательным областям ФГОС ДО...
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет
В материале подобраны цели и задачи психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет по образовательным областям: «Социально-коммуникативноеразвитие», «Познавательное развитие», «Речевое р...
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет
В материале представлены цели и задачи образовательной деятельности с детьми 6 - 7 лет по пяти областям и игровой деятельности в соответствии с ФГОС....