Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Моличкович Ирина Васильевна

В материале подобраны цели и задачи  психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет

  по образовательным областям: «Социально-коммуникативное

развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художест-

венно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 - 6 лет

 

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

- 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

- 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

 В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

  Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются

- распределением ролей в игровой деятельности;

- структурированием игрового пространства;

- дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью;

- применением в конструировании обобщенного способа обследования образца;

- усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

C:\Users\User\Desktop\интерьер группы\Ugolki dlya gruppy\Новая папка (3)\8.png

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ

РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
  • Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
  • Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
  • Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
  • Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
  • Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.).
  • Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.)
  • Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

 

Образ Я.

  • Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).
  • Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Расширять традиционные гендерные представления.
  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Семья.

  • Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
  • Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
  • Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Детский сад.

  • Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др.
  • Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
  • Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления.
  • Подводить детей к оценке окружающей среды.
  • Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками.
  • Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам.
  • Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
  • Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.
  • Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Родная страна.

  • Расширять представления о малой Родине.
  • Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
  • Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).
  • Воспитывать любовь к Родине.
  • Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна.
  • Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины.
  • Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
  • Расширять представления детей о Российской армии.
  • Воспитывать уважение к защитникам отечества.
  • Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.
  • Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей.
  • Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание

Культурно-гигиенические навыки.

  • Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.
  • Следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
  • Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  • Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание.

  • Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.
  • Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд.

  • Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.
  • Разъяснять детям значимость их труда.
  • Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
  • Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.
  • Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.
  • Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
  • Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы.
  • Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
  • Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща.
  • Развивать желание помогать друг другу.
  • Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.
  •  Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
  • Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.
  • Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.).
  • Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе.

  • Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).
  • Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых.

  • Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
  • Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
  • Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Формирование основ безопасности

        

Безопасное поведение в природе.

  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  • Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
  • Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

  • Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
  • Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности.

  • Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
  • Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
  • Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).
  • Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
  • Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
  • Знакомить с работой службы спасения — МЧС.
  • Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
  • Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
  • Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

C:\Users\User\Desktop\интерьер группы\Ugolki dlya gruppy\Новая папка (3)\8.png

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности_

Первичные представления об объектах окружающего мира.

  • Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  • Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
  • Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.).
  • Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.
  • Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Сенсорное развитие.

  • Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
  • Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические).
  • Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.
  • Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре.
  • Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
  • Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету.
  • Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.).
  • Совершенствовать глазомер.
  • Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Проектная деятельность.

  • Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.
  • Развивать проектную деятельность исследовательского типа.
  • Организовывать презентации проектов.
  • Формировать у детей представления об авторстве проекта.
  • Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)
  • Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)

Дидактические игры.

  • Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.
  • Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей.
  •  Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
  • Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).
  • Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
  • Учить подчиняться правилам в групповых играх.
  • Воспитывать творческую самостоятельность.
  •  Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.
  • Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Приобщение к социокультурным ценностям

  • Обогащать представления детей о мире предметов.
  • Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер,

мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).

  • Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда

«пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.).

  • Расширять представления детей о профессиях.
  • Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
  • Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
  • Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
  • Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
  • Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
  • Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет.

  • Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
  • Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
  • Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).
  • Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).
  • Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
  • Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10).
  • Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  • Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
  • Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).
  • Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
  • Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Величина.

  • Учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
  • Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
  • Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
  • Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
  • Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Форма.

  • Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
  • Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
  • Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.
  • Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве.

  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».
  • Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени.

  • Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
  • Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Ознакомление с миром природы

  • Расширять и уточнять представления детей о природе.
  •  Учить наблюдать, развивать любознательность.
  • Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.
  •  Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
  • Продолжать знакомить с комнатными растениями.
  • Учить ухаживать за растениями.
  • Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
  • Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
  • Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
  • Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).
  • Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).
  • Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
  • Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
  • Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
  • Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
  • Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
  • Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
  • Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
  • Показать взаимодействие живой и неживой природы.
  • Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень.

  • Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
  • Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима.

  • Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе.
  • Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Весна.

  • Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.
  •  Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).

Лето.

  • Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).
  • Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок). 

C:\Users\User\Desktop\интерьер группы\Ugolki dlya gruppy\Новая папка (3)\8.png

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

Развитие речи.

 

Развивающая речевая среда.

  • Продолжать развивать речь как средство общения.
  • Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
  • Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
  • Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
  • В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
  • Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря.

  • Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
  • Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
  • Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи.

  • Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
  • Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
  • Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко).
  • Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
  • Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
  • Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
  • Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
  • Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
  • Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь.

  • Развивать умение поддерживать беседу.
  • Совершенствовать диалогическую форму речи.
  • Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  • Развивать монологическую форму речи.
  • Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
  • Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
  • Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  • Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. 

Художественная литература

  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
  • Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки.
  • Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
  • Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
  • Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
  • Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
  • Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
  • Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.
  • Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  • Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
  • Продолжать знакомить с книгами.
  • Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.
  • Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
  •  Выяснять симпатии и предпочтения детей.

C:\Users\User\Desktop\интерьер группы\Ugolki dlya gruppy\Новая папка (3)\8.png

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

 РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

 

Приобщение к искусству

  • Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.
  • Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
  •  Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
  • Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
  • Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства.
  • Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.
  • Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.
  •  Расширять представления о графике (ее выразительных средствах).
  • Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).
  • Продолжать знакомить детей с архитектурой.
  • Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома,

магазины, театры, кинотеатры и др.

  • Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.).
  • Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.
  • Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
  • При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.
  • Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
  • Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
  • Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства, к искусству.

Изобразительная деятельность

  • Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
  • Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
  • Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
  • В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
  •  Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
  • Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
  • Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
  • Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.
  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
  • Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
  • Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).
  • Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм).
  •  Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
  • Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
  • Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Предметное рисование.

  • Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений.
  • Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
  • Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.).
  • Учить передавать движения фигур.
  • Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
  • Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
  • Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
  • Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
  • Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
  • Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).
  • При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование.

  • Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).
  • Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
  • Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).
  • Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Декоративное рисование.

  • Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.
  • Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
  • Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи.
  • Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
  • Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
  • Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
  • Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани.
  • Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
  • Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Лепка.

  • Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
  • Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.
  •  Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
  • Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
  • Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
  • Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.).
  •  Развивать творчество, инициативу.
  • Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
  • Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
  • Закреплять навыки аккуратной лепки.
  • Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка.

  • Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки.
  •  Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
  • Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
  •  Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства.
  • Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.
  • Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Аппликация.

  • Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
  • Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).
  • С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.
  • Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
  • Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Художественный труд.

  • Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).
  • Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).
  • Закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.
  • Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.
  • Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.
  • Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материалы.

 

Конструктивно-модельная деятельность

  • Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
  • Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.
  • Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.
  • Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
  • Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.
  •  Учить заменять одни детали другими.
  • Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
  • Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
  • Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкально-художественная деятельность

  • Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
  • Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
  • Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
  • Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

Слушание.

  • Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
  • Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
  • Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение.

  • Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
  • Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.
  • Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.
  • Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество.

  • Учить импровизировать мелодию на заданный

текст.

  • Учить сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения.

  • Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
  • Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
  • Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
  • Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
  • Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество.

  • Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.
  • Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.
  • Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах.

  • Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.
  • Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

C:\Users\User\Desktop\интерьер группы\Ugolki dlya gruppy\Новая папка (3)\8.png

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  • Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.
  • Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
  • Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
  • Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
  • Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
  • Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения).
  • Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.
  • Знакомить детей с возможностями здорового человека.
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.
  • Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
  • Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
  • Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Физическая культура

  • Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
  • Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
  • Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.
  • Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
  • Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
  • Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.
  • Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
  • Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой).
  • Учить ориентироваться в пространстве.
  • Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.
  • Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.
  • Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Подвижные игры.

  • Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
  • Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
  • Учить спортивным играм и упражнениям.

C:\Users\User\Desktop\интерьер группы\Ugolki dlya gruppy\Новая папка (3)\8.png

РАЗВИТИЕ

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные цели и задачи

Сюжетно-ролевые игры

  • Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
  • Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
  • Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.
  • Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и

т. д.

  • Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры.
  • Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений.
  • Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
  •  Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
  • Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
  • Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли).
  • Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.
  • Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
  • Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.
  • Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

Подвижные игры

  • Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования.
  • Знакомить с народными играми.
  • Воспитывать честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

Театрализованные игры

  • Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.
  • Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.
  • Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем.
  • Создавать атмосферу творчества и доверия, предоставляя каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
  • Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
  •  Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
  • Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.
  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей.
  • Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Дидактические игры

  • Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.
  • Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
  • Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).
  • Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
  •  Учить подчиняться правилам в групповых играх.
  • Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.
  •  Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"

Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Коммуникация»: цель, формы работы, интеграция с другими областями.

Цель разработки - показать необходимость речевого развития дошкольников, как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне её; наметить цели и задачи совершенствования...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...

Психолого-педагогические основы работы с детьми, имеющими ЗПР

Настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличи...

Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....