НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ОО) Задачи по ФГОС ДО
|
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ |
|
|
|
ФИЗИЧЕСКОЕ | - ОО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | Тематический модуль «Здоровье»
- Соблюдение физкультурно – оздоровительного режима
- Закаливание.
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия по циклограмме здоровья.
- Игры направленные на создание психологического комфорта
- Использование музыки в создании психологического комфорта детей
- Формирование КГН
- Формирование представлений о ЗОЖ - беседа, просмотр м/м. презентации, видео, чтение познавательной литературы, наблюдения, дидактические игры, развлечения.
1 раз в неделю + ситуативно.
Тематический модуль «Физическая культура» Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Физическое воспитание В теплый период – на прогулке 3 раза в неделю |
|
| В холодный период - 3 раза в неделю в зале 2 раза в неделю в зале, 1 раз на прогулке (подвижные игры и упражнения) |
|
| Подвижные игры Высокой подвижности Хороводные Малой подвижности Народные подвижные игры Элементы спортивных игр |
|
| Физкультурно - массовые мероприятия Неделя здоровья 2 раза в год Физкультурно — спортивные праздники 2-3 раза в год Физкультурный досуг 2 раза в месяц День здоровья 2-3 раза в год |
|
| Корригирующие гимнастики по профилактике нарушения осанки и плоскостопия -профилактические гимнастики: дыхательная, зрительная, пальчиковая Кружок танцевально - спортивной гимнастики |
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ | - ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных | Тематический модуль «Формирование целостной картины мира»
НОД «Формирование элементарных математических представлений» НОД «Ребенок и окружающий мир: предметное окружение» НОД «Ребенок и окружающий мир. Явления общественной жизни» НОД «Ребенок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание» Игры и упражнения на развитие высших психических функций: Восприятие, память, внимание, мышление, воображение (каждый день 1 вид ВПФ) Игры и упражнения на развитие операции: Сравнения Классификации Сериации Логического мышления Игры на формирование сенсорных эталонов: Цвет, форма, величина Игры и упражнения на формирование пространственно – временных представлений умения устанавливать причинно – следственные связи Наблюдения в природе Чтение познавательной литературы Просмотр познавательных видеороликов, фильмов, м/мед. презентаций. Реализация парциальной программы «Мой край родной – Кубань»: Блок «Природа Кубани»
|
| традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
| Блок «С чего начинается Родина» Блок «Времен связующая нить» (материальная традиционная культура Кубани) Блок «Культура и искусство Кубани»
Тематический модуль ««Развитие познавательной деятельности, конструирования и экспериментирования»
НОД «Конструирование и ручной труд»
Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности детей
Экспериментирование
Проектная деятельность познавательно - исследовательского типа.
|
| - ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | Тематический модуль «Речевое общение»
НОД «Развитие речи и художественная литература»
НОД «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Игры и упражнения на формирование ЗКР: Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика Чистоговорки Игры и упражнения на развитие фонематического слуха На развитие речевого дыхания На формирование правильного темпа речи Интонационной выразительности речи Работа по формированию грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря: - В режимных моментах - Игры и упражнения со словами (устные, настольно – печатные) - Интеграция со всеми ОО - Работа со словарями (толковый, орфографический) Работа по развитию связной речи: - Составление описательных рассказов (по игрушке, по картинке, картине, по опорной схеме); - развитие диалогической речи; - развитие монологической речи (составление рассказа по серии картинок, «озвучивание» знакомых детям «немых» мультфильмов и др.)
Тематический модуль «Чтение художественной литературы»
НОД «Развитие речи и художественная литература
НОД «Художественная литература»
Ежедневное чтение художественной литературы
Организация работы в «книжном уголке»
Заучивание стихов, считалок, поговорок, малых фольклорных форм и т.д.
Занимательные литературные вечера, викторины
Игры-драматизации по художественным произведениям
Знакомство с творчеством художников – иллюстраторов детской книги.
|
Социально личностное
| - ОО «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Тематический модуль «Социализация»
Нравственное воспитание и воспитание культуры поведения ( беседы, чтение худ. литературы, д\игры, игры - драматизации и т.д. )
Эмоциональное развитие
Формированию гендерной принадлежности
Правовое воспитание
Сюжетно – ролевая игра
Театрализованные игры (игры-инсценировки)
Работа с фольклорным календарем
Работа с семьей
Реализация парциальной программы «Мой край родной – Кубань»
Блок «Времен связующая нить» Социо-нормативная и духовная культура Кубани» (праздники и обряды, устный, песенный и танцевальный фольклор, формы досуга, игры, особенности в верованиях, системе ценностей и языке)
Проектная деятельность
Тематический модуль «Труд»: Формирование предпосылок трудовой деятельности
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Реализация парциальной программы «Мой край родной – Кубань»:
Блок «С чего начинается Родина» - славные сыны и дочери Кубани (герои труда, выдающиеся деятели в разных областях – медицине, педагогике, сельском хозяйстве, и др.)
Тематический модуль «Безопасность»
Обучение элементарным правилам безопасного поведения: здоровье ребенка ребенок и природа
безопасность ребенка дома
ребенок и другие люди
ребенок на улице (дорожная безопасность и др.)
эмоциональное благополучие ребенка
|
Художественно эстетическое | - ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). | Тематический модуль «Художественное творчество»:
НОД – Рисование НОД – Лепка НОД - Аппликация
Формирование эстетического восприятия мира природы Формирование эстетического отношения к рукотворному миру. Развитие интереса к искусству (декоративно-прикладное, изобразительное, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк):
вид искусства знакомство с произведениями данного вида искусства средства выразительности данного вида искусства («язык» искусства) особенности творческой деятельности профессии деятелей искусства
Посещение выставок, театров, музеев
Развитие театрализованной деятельности детей
Создание условий для самостоятельной художественно - творческой деятельности детей
Реализация творческих проектов.
Реализация парциальной программы «Мой край родной – Кубань»
Блок «Культура и искусство Кубани» Блок «Творческая мастерская»
Тематический модуль «Музыка»
НОД – музыкальная
Развитие музыкальности
Знакомство с жанрами музыки, музыкальными видами искусства (балет, опера, оперетта)
Культурно-досуговая деятельность /праздники, развлечения/
Реализация творческих проектов
Индивидуальная работа по музыкальному развитию
|
|
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
ИНТЕГРАЦИЯ ОО
| Виды детской деятельности и культурные практики
см. Приложение 1.
Деятельностная интеграция — форма интеграции, включающая экскурсии, дискуссии, составление межпредметных проектов и др. Она может быть специфичной, связанной с развитием определенной деятельности воспитанников. Психолого-педагогическая интеграция — специальная организация информации познавательного характера в соответствии с теоретическими моделями обучения, разработанными в психологии и дидактике («проблемное обучение», экспериментальные исследования). Алгоритм формулировки заданий для самостоятельной работы детей (см. приложение 2.)
|