Методики для исследования лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии
Цель исследования – изучение особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методики для исследования лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста. | 974.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Методики для исследования лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста».
- Методика «Назови и покажи картинку».
Цель: диагностика развития понимания речи, умения правильно называть и показывать фрукты.
О6рудование: картинки с изображением фруктов, знакомых ребенку: яблоко, груша, слива, персик, апельсин, абрикос, гранат, лимон, банан, ананас.
Ход обследования: перед ребенком раскладывают картинки с фруктами и его просят назвать, и показать каждый предмет. После этого задают ряд вопросов: «Как можно назвать одним словом все эти предметы?», «Назови фрукты овальной формы?», «Назови фрукты круглой формы?», «Назови жёлтые фрукты», «Назови оранжевые фрукты?», «Назови красные фрукты?» Ребенок должен назвать и показать картинку среди других.
Фиксируется: возможность называть каждый предмет, изображенный на картине, выбор ребенком картинки в соответствии с вопросом.
- Методика «Спрячь игрушку».
Цель: диагностика понимания и активного использования простых и сложных предлогов: в, на, за, под, из, с, со, из-под.
Оборудование: игрушки - зайка, машинка, коробка.
Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы: «Спрячь зайку под машинку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку в коробку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку».
Фиксируется: возможность понимания и правильного употребления предлогов.
- Методика «Назови много».
Цель: диагностика умения образовывать имена существительные во множественном числе.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов: стол – столы, чашка-чашки, карандаш-карандаши, дом-дома, стул-стулья, дерево-деревья, окно-окна, ведро-вёдра, пчела-пчёлы.
Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Фиксируется: возможность правильного образования множественного числа существительных.
4. Методика «Назови ласково».
Цель: выявление умения в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов: чашка-чашечка, яблоко-яблочко, стул-стульчик, цветок-цветочек, жук-жучок, ведро-ведёрочко-ведёрко.
Ход обследования: ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.
Чашка-чашечка, яблоко-яблочко, стул-стульчик, цветок-цветочек, жук-жучок, ведро-ведёрочко-ведёрко.
Фиксируется: возможность правильного образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.
5. Методика «Посчитай»
Цель: выявление умения в согласовании числительных с существительными.
Оборудование: карточка с изображением предмета (груша) в разном количестве.
Ход обследования: перед ребенком выкладывают карточку, на которой изображены предметы в разном количестве: один предмет, рядом два таких предмета, далее пять таких предметов. Просят назвать предмет и его количество. (Одна груша, две груши, пять груш).
Фиксируется: понимание задания, умение правильно согласовывать в речи числительное с существительным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста
Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.Цели:- обучение детей умению образовывать существительные в родительном падеже единс...
ПРОЕКТ: «Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий »
Данный проект расчитан на один год индивидуальных коррекционных занятий в старшей или подготовительной к школе группе....
"Игры для развития лексической, грамматической, связной речи и формирования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста"
картотека игр...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе детей дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР
Тема "Мебель"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в группе детей дошкольного возраста (6-7 лет) с ОНР
Тема "Мой любимый город"...