Методики для исследования лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии

Громак Любовь Александровна

Цель исследования – изучение особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у детей  дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Методики для исследования лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста».

  1. Методика «Назови и покажи картинку».

Цель: диагностика развития понимания речи, умения правильно называть и показывать фрукты.

О6рудование: картинки с изображением фруктов, знакомых ребенку: яблоко, груша, слива, персик, апельсин, абрикос, гранат, лимон, банан, ананас.

C:\Users\E5200_250GHz\Desktop\ЛОГОПЕДИЯ\МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ\4.jpg

Ход обследования: перед ребенком раскладывают картинки с фруктами  и его просят назвать, и показать каждый предмет. После этого задают ряд вопросов: «Как можно назвать одним словом все эти предметы?», «Назови фрукты овальной формы?», «Назови фрукты круглой формы?», «Назови жёлтые фрукты», «Назови оранжевые фрукты?», «Назови красные фрукты?»  Ребенок должен назвать и показать картинку среди других.

Фиксируется: возможность называть каждый предмет, изображенный на картине, выбор ребенком картинки в соответствии с вопросом.

  1. Методика «Спрячь игрушку».

Цель: диагностика понимания и активного использования простых и сложных предлогов: в, на, за, под, из, с, со, из-под.

Оборудование: игрушки - зайка, машинка, коробка.

C:\Users\E5200_250GHz\Desktop\ЛОГОПЕДИЯ\МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ\Картинки\5e763593ce7ccbed9586e4f38797d9e0.jpeg C:\Users\E5200_250GHz\Desktop\ЛОГОПЕДИЯ\МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ\Картинки\713641473_w640_h640_premium-avtomobil-samosval.jpg

C:\Users\E5200_250GHz\Desktop\ЛОГОПЕДИЯ\МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ\Картинки\1020905084.jpg

Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы: «Спрячь зайку под машинку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку в коробку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку».

Фиксируется: возможность понимания и правильного употребления предлогов.

  1. Методика «Назови много».

Цель: диагностика умения образовывать имена существительные во множественном числе.

  Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов: стол – столы, чашка-чашки, карандаш-карандаши, дом-дома, стул-стулья, дерево-деревья, окно-окна, ведро-вёдра, пчела-пчёлы.

C:\Users\E5200_250GHz\Desktop\ЛОГОПЕДИЯ\МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ\Картинки\page_00021.jpg

 Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Фиксируется: возможность правильного образования множественного числа существительных.

4. Методика «Назови ласково».

Цель: выявление умения в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных. 

 Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов: чашка-чашечка, яблоко-яблочко, стул-стульчик, цветок-цветочек, жук-жучок, ведро-ведёрочко-ведёрко.

C:\Users\E5200_250GHz\Desktop\ЛОГОПЕДИЯ\МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ\Картинки\img17.jpg

Ход обследования: ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.

Чашка-чашечка, яблоко-яблочко, стул-стульчик, цветок-цветочек, жук-жучок, ведро-ведёрочко-ведёрко.

Фиксируется: возможность правильного образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

5. Методика «Посчитай»

Цель: выявление умения в согласовании числительных с существительными.

 Оборудование: карточка с изображением предмета (груша) в разном количестве.

C:\Users\E5200_250GHz\Desktop\ЛОГОПЕДИЯ\МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ\Картинки\img26.jpg

Ход обследования: перед ребенком выкладывают карточку, на которой изображены предметы в разном количестве: один предмет, рядом два таких предмета, далее пять таких предметов. Просят назвать предмет и его количество. (Одна груша, две груши, пять груш).

Фиксируется: понимание задания, умение правильно согласовывать в речи числительное с существительным.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста

Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.Цели:- обучение детей умению образовывать существительные в родительном падеже единс...

ПРОЕКТ: «Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий »

Данный проект расчитан на один год индивидуальных коррекционных занятий в старшей или подготовительной к школе группе....