Этапы развития грамматического строя речи.
статья по логопедии (старшая группа)
Усвоение грамматического строя языка, как и речи в целом происходит постепенно, на основе подражания. Поэтому качество усвоения во многом зависит от окружения ребёнка. Полное овладение грамматическим строем речи происходит к 8 годам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 96.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел его грамматическим строем.
Грамматика – свод правил, в которых содержаться основные законы об изменении слов (это изучает раздел морфология) и их сочетании в предложении (это изучает синтаксис).
Усвоение грамматического строя языка, как и речи в целом происходит постепенно, на основе подражания. Поэтому качество усвоения во многом зависит от окружения ребёнка. Полное овладение грамматическим строем речи происходит к 8 годам. Постепенность и длительность овладения грамматическими категориями объясняется следующими причинами:
• Возрастные закономерности нервной деятельности (ребёнок в 2 года не может усвоить то, что он должен знать в 5 лет);
• Сложность грамматической системы русского языка:
-очень много исключений из общих правил: разносклоняемые существительные, разноспрягаемые глаголы, несклоняемые существительные;
-нет постоянного ударения: окнО, Окна; чАс, часЫ,
-чередование звуков: ложись, лечь, лягу; бегу, бежать;
-разнообразие окончаний: нет козлов, столов, слонов, но нет стульев;
-большое количество слов-неологизмов: фаст-фуд, хот-дог, роуминг;
-введение новых правил произношения общеупотребительных слов.
В процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста выделяют ряд этапов. Основными критериями сформированности грамматического строя речи являются следующие показатели.
В 3 года ребёнок должен:
•Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;
•Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;
•Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;
•Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;
•Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;
•Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.
В 4 года ребёнок должен:
•Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;
•Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;
•Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;
•Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;
•Правильно согласовывать слова в предложении.
В 5 лет ребёнок должен:
•Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;
•Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;
•Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;
•Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.
В 6 лет ребёнок должен:
•Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;
•Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;
•Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;
•Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;
•Образовывать относительные прилагательные от существительных: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;
•Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;
•Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусм...
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Консультация на тему: «Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР»
Систематическая работа по формированию грамматического строя речи является важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития дошкольника, в результате которого ребенок полу...
Этапы формирование грамматического строя речи в дошкольном детстве.
Грамматический строй речи-это взаимодействие слов междй собой в словосочетаниях и предложениях.Его становление как структуру речи в онтогенезе описано в работах А.Н.Гвоздева,Н.Т.Ушаковой,А.М.Шахнорови...
Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.
Предлагаемый материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...