Консультация на тему: «Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР»
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Систематическая работа по формированию грамматического строя речи является важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития дошкольника, в результате которого ребенок получает: своевременное речевое воспитание, правильное сочетание различных форм работы и, как следствие, успешное развитие грамматической стороны речи .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammatika_statya_na_mo.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Незабудка» города Невинномысска
Методическое объединение
«Коррекционно- развивающая работа учителей- логопедов»
Консультация на тему:
«Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР»
Учитель- логопед
Ширяева Е.И.
г. Невинномысск
2021г.
При ОНР формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.
У старших дошкольников с ОНР обнаруживаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
В связи с этим систематическая работа по формированию грамматического строя речи является важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития дошкольника, в результате которого ребенок получает: своевременное речевое воспитание, правильное сочетание различных форм работы и, как следствие, успешное развитие грамматической стороны речи путем:
1. Формирования морфологической стороны речи- образования новых слов.
2. Формирования синтаксической стороны речи- построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.
3. Формирования способов словообразования при помощи суффиксов или приставок.
При формировании грамматического строя, упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи.
1. Прежде всего, необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы З лица единственного числа настоящего времени (например: Вова, иди; Вова идет).
2. Затем формируются навыки практического употребления в речи:
• категории числа существительных;
• категории глаголов;
• категории падежа.
На сегодняшний день дошкольные учреждения имеют большой выбор методических рекомендаций по коррекционной работе над грамматическим строем речи. Мы предложим коррекционную работу Н. В. Нищевой.
Формирование грамматического строя речи в средней группе
Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в по- велительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
Коррекционная работа становится более эффективной при применении различных игр и упражнений с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий.
1. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: логопед раздает детям картинки с животными, и задает вопросы.
Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
Игра «МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).
Логопед: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.); «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.); «это моё» (моё платье, моё дерево, моё пальто, моё кашне и т. д.).
Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Совершенствование грамматического строя речи в старшей группе
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).
«Из чего сделано? »
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
«Чей, чья, чьё? »
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
Игровое упражнение «Подскажи действия».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образования приставочных глаголов.
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.
Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: логопед показывает действия с машинкой и начинает предложения, а дети должны продолжить предложения и назвать действие.
Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Логопед повторяет произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
Совершенствование грамматического строя речи в подготовительной группе
Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов.
Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).
а) В импрессивной речи.
Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:
входит — выходит,
подлетает — отлетает,
подходит — отходит,
влетает — вылетает,
переходит — перебегает,
наливает — выливает,
залезает — слезает.
Аналогичным образом проводится игра в лото.
У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.
б) В экспрессивной речи.
Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:
в клетку...(влетает),
из клетки...(вылетает),
через дорогу...(переходит),
от дерева...(отходит),
к дому...(подъезжает),
в стакан...(наливает),
из стакана...(выливает),
на дерево...(влезает),
с дерева...(слезает).
Найти общую часть в словах (по картинкам).
Переходит - перебегает
Наливает - выливает
Подходит - подбегает;
подходит - уходит;
подлетает – отлетает.
Таким образом, поэтапная систематическая работа по формированию грамматических категорий с использованием игровых приемов, упражнений, будет способствовать речевому развитию дошкольников с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка речевых игр. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на разных этапах.
Данная методическая копилка содержит различные речевые игры для использования на занятиях по развитию речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, а так же в подготовительных группа...
Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...
18.10.18. Консультация на тему " Развитие речи и формирование грамматического строя речи у детей "
В дошкольном возрасте очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его несформированность к началу школьного обучения приводит к нарушению письма....
Презентация- консультация для воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
В презентации- консультации рассмативаются вопросы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
КАРТОТЕКА ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТОТЕКА ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Этапы формирование грамматического строя речи в дошкольном детстве.
Грамматический строй речи-это взаимодействие слов междй собой в словосочетаниях и предложениях.Его становление как структуру речи в онтогенезе описано в работах А.Н.Гвоздева,Н.Т.Ушаковой,А.М.Шахнорови...
Презентация на тему :"НАРУШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ"
Презентация на тему "Нарушения формирования грамматического строя у детей со стертой дизартрией"...