Консультация на тему: «Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР»
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Систематическая работа по формированию грамматического строя речи является важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития дошкольника, в результате которого ребенок получает: своевременное  речевое воспитание, правильное сочетание различных форм работы и, как следствие, успешное развитие грамматической стороны речи .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammatika_statya_na_mo.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Незабудка» города Невинномысска

 

Методическое объединение

«Коррекционно- развивающая работа учителей- логопедов»

Консультация на тему:

«Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР»

                                                                                                                             

                                                                                            Учитель- логопед

                                                                                            Ширяева Е.И.

                                         г. Невинномысск

                                                  2021г.

При ОНР формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.

У старших дошкольников с ОНР обнаруживаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У  детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

В связи с этим систематическая работа по формированию грамматического строя речи         является важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития дошкольника, в результате которого ребенок получает: своевременное  речевое воспитание, правильное сочетание различных форм работы и, как следствие, успешное развитие грамматической стороны речи путем:

1. Формирования морфологической стороны речи- образования новых слов.

2. Формирования синтаксической стороны речи-  построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

3. Формирования способов словообразования при помощи суффиксов  или приставок.

При формировании грамматического строя, упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи.

1. Прежде всего, необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы З лица единственного числа настоящего времени (например: Вова, иди; Вова идет).

2. Затем формируются навыки практического употребления в речи:

• категории числа существительных;

• категории глаголов;

• категории падежа.

На сегодняшний день дошкольные учреждения имеют большой выбор методических рекомендаций по коррекционной работе над грамматическим строем речи.  Мы предложим коррекционную работу Н. В. Нищевой.

Формирование грамматического строя речи в средней группе

Учить различать и  употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и  среднего рода в косвенных падежах сначала в  беспредложных конструкциях, затем в  предложных конструкциях с простыми предлогами.

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формировать умение образовывать и  использовать в  речи глаголы в  по- велительном наклонении, инфинитиве, в  настоящем и  прошедшем времени в изъявительном наклонении.

 Учить различать и  употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Формировать умение согласовывать числительные с  существительными мужского и женского рода.

Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Коррекционная работа  становится более эффективной при применении различных игр и упражнений  с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий.

1. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки. 
Ход игры: логопед раздает детям картинки с животными, и задает вопросы.

Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
Игра «МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

Логопед: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.); «это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.); «это моё» (моё платье, моё дерево, моё пальто, моё кашне и т. д.).

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

Совершенствование грамматического строя речи в старшей группе

Обеспечить дальнейшее усвоение и  использование в  экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и  с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.

 Научить образовывать и  использовать в  экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и  числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и  по демонстрации действия, распространять их однородными членами.  

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение и  умение оперировать им, а  также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

 Игровое упражнение «Подскажи действия».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образования приставочных глаголов.
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.

Наглядный материал: игрушечная машинка. 
Ход игры: логопед показывает действия с машинкой и начинает предложения, а дети должны  продолжить предложения и назвать действие.

Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Логопед повторяет произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

Совершенствование грамматического строя речи в подготовительной группе

Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

            Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

            Формировать умение образовывать и  использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

            Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.  

Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.

Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в  разных временных формах, в  том числе в  форме будущего простого и будущего сложного времени.

Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с  противопоставлением и  сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов.

            Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Дифференциация глаголов с приставками (по  картинкам).

а)        В импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:

входит — выходит,

подлетает — отлетает,

подходит — отходит,

влетает — вылетает,

переходит — перебегает,

наливает — выливает,

залезает — слезает.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

б)        В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

в клетку...(влетает),

из клетки...(вылетает),

через дорогу...(переходит),

от дерева...(отходит),

к дому...(подъезжает),

в стакан...(наливает),

из стакана...(выливает),

на дерево...(влезает),

 с дерева...(слезает).

Найти общую часть в словах (по картинкам).

Переходит - перебегает

Наливает - выливает

Подходит - подбегает;

подходит - уходит;

подлетает – отлетает.

Таким образом, поэтапная систематическая работа по формированию грамматических категорий с использованием игровых приемов, упражнений, будет способствовать речевому развитию дошкольников с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка речевых игр. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на разных этапах.

Данная методическая копилка содержит различные речевые игры для использования на занятиях по развитию речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, а так же в подготовительных группа...

Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

18.10.18. Консультация на тему " Развитие речи и формирование грамматического строя речи у детей "

В дошкольном возрасте очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его несформированность к началу школьного обучения приводит к нарушению письма....

Презентация- консультация для воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

В презентации- консультации рассмативаются вопросы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Этапы формирование грамматического строя речи в дошкольном детстве.

Грамматический строй речи-это взаимодействие слов междй собой в словосочетаниях и предложениях.Его становление как структуру речи в онтогенезе описано в работах А.Н.Гвоздева,Н.Т.Ушаковой,А.М.Шахнорови...

Презентация на тему :"НАРУШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ"

Презентация на тему "Нарушения формирования грамматического строя у детей со стертой дизартрией"...