Конспекты логопедических занятий по лексическим темам
план-конспект занятия по логопедии

Чойжинимаева Цырегма Сергеевна

Лексические темы:

- Игрушки

 - Осень

- Овощи

- Фрукты

- Семья

- Наш дом

- Мебель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_logopedicheskih_zanyatiy_po_leksicheskim_temam.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Тема. Игрушки.

Цели:

1.        3акреплять умение образовывать относительные прилагательные.

2.        Учить подбирать определения к названию игрушек.

3.        Упражнять в составлении простых предложений с однородными определениями.

4.        Развивать логическое мышление, слуховое внимание, долговременную память.

Оборудование. Игрушки: пластмассовая кукла, железная машинка, резиновый Буратино, деревянная матрешка, меховой медведь. Полоски разных цветов.

Ход занятия.

I часть - вводная.

Организационный момент.

Упражнение.

- Послушай и назови слово, обозначающее игрушку.

- тетрадь, альбом, кукла;

- кубики, яблоко, машинка;

- репа, юла, свекла;

- троллейбус, мишка, кофта;

- матрешка, пирамидка, дом; и т.д.

II часть - основная.

1. Введение в тему.

Упражнение. «Отгадай загадку!»

Я - хорошая игрушка.

Буду девочкам подружка!

Я могу сидеть в коляске.

Закрывать умею глазки. Что это? (Кукла)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. Что это? (Матрешка)

Зверь забавный

Сшит из меха.

Есть и лапы, и два уха.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. Что это? (Мишка)

Совсем не нужен ей водитель,

Ключом ее вы заведите –

Колесики начнут крутиться.

Поставьте, и она помчится. (Машинка)

Человечек деревянный, - на воде и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино)

2.Образование относительных прилагательных.

Логопед предлагает рассмотреть игрушки, самостоятельно определить, из какого материала каждая из них изготовлена и сказать, какая она.

Кукла из пластмассы - пластмассовая кукла

Машины из железа -

Мишка из меха -

Матрешка из дерева -

Словосочетания: меховой мишка, деревянная матрешка, и пр. повторяются индивидуально и хором.

3. Подбор определений.

Дети стоят в кругу. Логопед передает игрушку.

-Кукла пластмассовая, а еще что можно сказать про нее? Какая она?

Дети передают друг другу куклу и говорят:

-Кукла нарядная, красивая, большая, голубоглазая, длинноволоса...

То же проделывается и с другими игрушкам.

-Машинка железная, заводная, зеленая, легковая, игрушечная...

-Мишка меховой, большой, мохнатый, лохматый, мягкий, пушистый, красивый ...

-Матрешка деревянная, расписная, красивая, яркая, нарядная...

-Буратино, резиновый, красивый, смешной, озорной, нарядный, длинноносый.

4.Физкультминутка.

Буратино потянулся. Руки вверх

Раз - нагнулся, два - нагнулся. Наклониться, коснуться руками пальцев ног

Руки в стороны развел. Развести руки в стороны

Будто ключик не нашел. Пожать плечами.

Чтобы ключик нам достать, Руки вверх,

Надо на носочки встать. Встать на носочки.

Вариант.

Дети становятся в круг. Два ребенка стоят вне круга спиной друг к другу. Все хором

произносят:

-У нашей машины нет шины, шагом иди, меня обгони.

После этого дети, стоящие вне круга, обходят круг. Кто первый обойдет круг, тот выигрывает. Проигравший, выполняет какое-либо задание.

Например:

-Назови части машины.

Или:

- Чем различаются человек и кукла?

- У нас Буратино резиновый, а в сказке какой? Почему? И т. д. Данную игру желательно проводить после подбора определенийпро машинку.

5. Работа с предложением.

-Миша катает… (новую, красивую, заводную) машинку.

-Продавец показывает… (большую, нарядную, пластмассовую) куклу.

-Пете подарили... (мехового, коричневого, забавного) мишку.

-Коля строит башню из … ( неярких, разноцветных, деревянных) кубиков.

-Катя расставит на столе… (расписные, нарядные, деревянные) матрешки.

Предложения повторяются несколькими детьми и хором.

III часть - заключительная.

- О чем мы говорили?

- Какая игрушка была меховая?

- Какая была пластмассовая?

- Что вам понравилось?

IV. Рефлексия. Упражнение: “Какого цвета сегодняшнее занятие”

- Ребята перед вами полоски различных цветов и оттенков. Каждый из вас пусть возьмет полоску такого цвета, который соответствует нашему сегодняшнему занятию. А теперь поделитесь с группой впечатлениями и подарите пожелания всем участникам.

Занятие 2.

Тема. Осень.

Цели.

1.        Расширять и автоматизировать словарь по теме.

2.        Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

3.        Учить образовывать сложные слова.

4.        Правильно употреблять предлоги в предложениях.

5.        Учить подбирать слова-антонимы.

6.        Составлять простые предложения с заданным словом.

7.        Развивать логическое мышление, внимание, память.

Оборудование. Сюжетные картины осени, листья разных цветов, гриб. Лист ватмана, краски.

Ход занятия.

I часть - вводная.

Логопед просит детей назвать лишнее слово и объяснить свой выбор:

Сентябрь, октябрь, ноябрь, март.

Картофель, яблоко, свекла, морковь.

Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь.

Грач, стриж, ласточка, воробей.

-Когда мы собираем урожай овощей?

-Когда собираем грибы?

-Когда перелетные птицы улетают на юг?

Логопед:

- Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

II часть основная.

1.Почему осень называют золотой?

Логопед:

-Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

-А теперь подумайте и скажите, про что мы можем сказать;

золотые? (листья, травы, деревья, кустарники, верхушки деревьев),

золотая? (осень, трава, веточка).

золотой? (ковер, листик, кустарник).

З. Упражнение в образовании сложных слов методом сложения основ.

- Какого цвета осенью бывают листья?

- Если в осеннем листе есть желтый и красный цвета, то какой это листик?

(желто-красный листик)

- Если в осеннем листе есть желтый и зеленый цвета, то какой это листик?

(желто-зелёный листик)

- А если в осеннем листе присутствуют разные цвета, то как мы скажем про такой лист? (разноцветный лист)

-Листья падают. Как про это явление сказать, одним словом?

- Это листопад.

3. Подбор однородных прилагательных.

-Давайте придумаем разные слова, с помощью которых мы сможем рассказать про осень.

- Какая бывает осень? (холодная, теплая, ранняя, поздняя, сухая, дождливая, красивая, замечательная)

- Какой осенью дует ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый, северный, пронизывающий)

- Какой осенью идет дождь? (мелкий, моросящий, холодный)

- Какое осенью небо? (теплое, серое)

4. Упражнение в подборе антонимов. Игра «Скажи наоборот».

- осень ранняя - поздняя

- день веселый - грустный

- день солнечный - пасмурный

- небо голубое - серое

- время года холодное - теплое, жаркое

- небо яркое - тусклое

- облако белое - туча черная

- погода хорошая – плохая

5.Физкультминутка «Листья».

Листья осенние кружатся на цыпочках,

Тихо кружатся, руки в стороны

Листья нам под ноги Приседают

Тихо ложатся.

И под ногами Движения руками вправо-влево

Шуршат, шелестят,

Будто опять поднимаются, кружатся

Закружиться, хотят

6. Обогащение и активизация глагольного словаря.

- Дождь что делает? (льет, идет, моросит, сыплет, капает, льет как из ведра)

- Трава что делает? (желтеет, сохнет, увядает, засыхает)

- Листья? (желтеют, сохнут, осыпаются, гниют)

- Придумайте с этими словами предложения.

(Моросит мелкий холодный дождь. С деревьев осыпаются золотые листья).

7. Правильное употребление простых предлогов.

Логопед показывает детям игрушечный грибок (или муляж) и осенний листик. Затем логопед производит некоторые действия, в результате которых листик оказывается в разных местах, а дети составляют предложения.

(Осенний листик летит над грибком. Осенний листик лежит на грибке. Осенний листик лежит под грибком. Осенний листик упал на пол.)

III часть - заключительная.

- Что вам понравилось?

- Скажите, пожалуйста, вам нравится осень?

- Почему?

IV. Рефлексия. Упражнение: «Моё настроение».

Техника проведения: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

Занятие 3.

Тема. Овощи.

Цели.

1.        Учить практическому употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2.        Правильно употреблять словосочетания (прилагательное + существительное) в единственном и множественном числе.

3.        Составлять, предложения с однородными членами по заданной схеме.

4.        Развивать слуховое внимание, мышление, долговременную память.

Оборудование.

Игрушка - Гном, корзина с овощами, предметные картинки, парные картинки, силуэты посуды, фишки.

Ход занятия.

I часть - вводная.

Организационный момент.

Вариант 1.

Звучит песня «Урожай собирай», муз. Филиппенко (1-3 куплеты) в грамзаписи или сольном исполнении логопеда.

- Про что говорилось в песне? Что дети собирали? (Огурцы, фасоль, горох, кабачок).

- Как все это можно назвать, одним словом?

- Какие овощи еще вы знаете?

Вариант 2.

Логопед читает стихотворение «Помидор» (вопросы те же).

В огороде помидор Крикнул дядя огурец.

Взгромоздился на забор. - Безобразник, сорванец!

Притворяется негодник. Ай-ай, помидор!

Будто сам он огородник! Стыд тебе и позор!

Ай-ай, помидор! Огорчился старый лук

Стыд тебе и позор! - Не терплю подобных штук!

Возмутилась тетя репа Ай-ай, помидор!

Это глупо и нелепо! - Стыд тебе и позор!

Ай-ай, помидор! Покраснел сорванец.

Стыд тебе и позор! Устыдился наконец,

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину.

II часть - основная.

1.Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Логопед вносит Гнома. Гость пришёл с корзиной овощей. Логопед предлагает детям представить малюсенькие овощи те, что растут в Лилипутии и назвать их.

(Помидорчик, репка, редисочка, лучок и т.д.)

2. Образование множественного числа существительных в сочетании с прилагательными.

Гном раздаёт детям картинки: зеленый огурец - зеленые огурцы; красный помидор – красные помидоры, и т.д. дети называют изображённые предметы.

- У меня зелёный огурец и зеленые огурцы ...

Вариант.

Упражнение «Найди пару».

На доске выставлены предметные картинки:

Зелёный огурец, красный помидор, желтая репа и т.д. У детей по одной такой же картинке. Ребёнок выходит к доске, называет свою картинку, находит её пару, ставит рядом.

- У меня красный помидор, на доске красные помидоры.

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед предлагает угостить Гнома овощными блюдами. На доску выставляются силуэты предметов посуды: кастрюля, сковорода, стакан, тарелка. У детей картинки с овощами. Ребенок выходит к доске со своей картинкой, кладет её в кармашек в посуде и называет блюдо, которое можно приготовить из данного овоща.

- Я угощу Гнома гороховым супом

- Я фасолевым супом

- морковной

- капустной котлетой

- свекольной

- картофельным пюре

- гороховым

- кабачковой икрой

- баклажанной

- томатным соком

- тыквенным

- капустным

- огуречным салатом

4.Физкультминутка. «Нелепица».

Дети стоят в кругу взявшись за руки.

Логопед произносит словосочетание, например:

Зеленый огурец, круглый кабачок, красная репа, горький помидор. Если сказанное соответствует действительности, то дети поднимают руки вверх и отвечают:

-Да-да-да, это так!

Если нет, то дети приседают и говорят;

-Нет-нет-нет, все не так!

5. Составление предложений с прилагательными

Логопед начинает предложение и предлагает продолжить его.

- На грядке выросли…хрустящие, сочные, зеленые огурцы.

- В теплице поспели... красные крупные, мясистые перцы.

- На кустике созрел... крупный, красный, сладкий помидор.

- В корзине лежит… огромный, пузатый, жёлтый кабачок.

III часть - заключительная.

- Про какие овощи говорилось в песне (в стихотворении)?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

IV. Рефлексия.

Упражнение «Пиктограмма».

Занятие 4.

Тема. Фрукты.

Цели:

1.        Активизировать словарь качественных прилагательных.

2.        Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

3.        Расширять словарь слов-антонимов.

4.        Учить составлять предложения с противительным союзом «а».

5.        Развивать слуховое внимание, вербальную память, логическое мышление.

Оборудование. Корзина с муляжами овощей и фруктов. Сюжетная картина «Больной товарищ». Фишки.

Ход занятия.

1 часть - вводная.

Организационный момент.

Упражнение на развитие слухового внимания. «Повтори за мной».

- репа, морковь, тыква;

- яблоко, персик, абрикос;

- банан, апельсин, слива...

I часть - основная.

1.Введение в тему.

Логопед вносит корзину с фруктами и овощами, предлагает детям взять по одному фрукту.

2.Подбор определений к существительному.

Упражнение «Кто лучше скажет про свой фрукт».

Логопед дает образец:

-У меня большой, оранжевый, аппетитный, сочный апельсин.

Дети рассказывают о своем фрукте. За каждое слово-определение выдается фишка, чем стимулируется результативность подбора слов.

3.Усвоение слов - антонимов. Упражнение «Скажи наоборот».

Логопед обращается к ребёнку:

-У тебя спелый персик, а наоборот? Как скажешь? (Незрелый персик).

- крупное яблоко - мелкое...

- сладкий абрикос - кислый…

- мягкий банан - твердый...

- гладкий апельсин - пупырчатый (шершавый)...

- круглая слива - продолговатая...

- шершавый лимон - гладкий...

4. Физкультминутка и упражнение на развитие мелкой моторики пальцев.

Дети стоят в кругу. Логопед «по секрету» назначает волка.

Мы делили апельсин, Одноименные пальцы обеих рук касаются

Много нас, а он один. друг друга подушечками.

Эта долька для ежа, Руки с растопыренными пальцами

Эта долька для чижа, обращены ладонями от себя «много»,

Эта долька для утят, затем показать один палец.

Эта долька для котят, Руки в первоначальном положении, на каждое слово

Эта долька для бобра, «эта» разъединяется пара пальцев, начиная с больших

А, для волка кожура,

Он сердит на нас - беда,

Разбегайся кто куда! Дети разбегаются, волк ловит.

5. Образование прилагательных от названия фруктов.

Упражнение. «Какие блюда можно приготовить из фруктов?»

Образец.

- Из фруктов можно приготовить салат. Какой салат получится? (фруктовый).

- Из фруктов можно приготовить фруктовый салат.

- Что можно приготовить из яблок, груш, сливы, апельсинов, вишни, абрикосов? (яблочное пюре, вишневое варенье, грушевый компот, сливовое повидло, апельсиновый сок, яблочный пирог, абрикосовый джем и т. д.).

Каждый ребенок придумывает, опираясь на свой фрукт. Затем хором и индивидуально нужно повторить предложение.

Упражнение. «Исправь ошибку Незнайки».

Почтальон Печкин приносит письмо от Незнайки.

- Мама сварила из яблок сливовое варенье.

- Винтик ел абрикосовый компот из желтых груш.

- Бабушка купила спелой вишни для яблочного пирога.

6. Работа над предложениями.

Составление предложения с союзом «а». На доске сюжетная картинка «Больной товарищ».

- Представьте, заболел ваш товарищ. (Логопед предлагает придумать ему имя). Его надо навестить, справиться о его здоровье. Подумайте, что вы понесете больному товарищу? Образец.

- Я понесу Пете сливовый джем.

Логопед вызывает двух детей. Выслушав ответ каждого, логопед предлагает кому-нибудь сказать про них.

- Что понесут Пете Ира и Вова?

- Ира понесет Пете яблочный пирог, а Вова вишневый компот. Предложение повторяется несколькими детьми и хором. Задание повторяется несколько раз.

III часть - заключительная.

- Что вам понравилось больше всего на занятии?

- Какие фрукты вы запомнили?

IV. Рефлексия. Упражнение «Моё настроение».

- Если бы сейчас перед вами лежала целая коробка разноцветных карандашей, то карандаш, какого цвета ты бы взял. Почему?

Занятие 5.

Тема. Семья.

Цели.

1.        Активизировать словарь качественных прилагательных,

2.        Расширять словарь слов-антонимов.

3.        Познакомить с переносным значением словосочетаний: «золотые руки», «золотое сердце», «золотая голова».

4.        Учить составлять предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки.

5.        Развивать мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование. Выставка семейных фотографий или семейных портретов, нарисованных детьми. Картинки с изображением незаконченного и завершенного действия, шарик, мяч.

Ход занятия.

1 часть - вводная.

Организационный момент.

Дети стоят в кругу. Логопед передает шарик, спрашивает:

- Скажи, как зовут твою маму (папу)?

Ребенок:

- Мою маму зовут Вера Александровна. Как зовут твоего папу? (Передает шарик соседу).

II часть - основная.

1. Введение в тему:

Педагог подводит детей к выставке. Дети рассматривают фотографии (рисунки).

- На каждой фотографии изображена семья. Значит, эти фотографии, какие?

(Семейные фотографии).

- Кого называют семьей?

2. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев.

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик мамочка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья.

3. Под6ор определений, характеризующих нравственные качества человека.

Взрослый предлагает детям рассказать про маму (папу, деда, бабушку, брата, сестру).

Какая она?

Ребенок:

- Моя мама добрая, ласковая, нежная, заботливая.

Подобным образом дети рассказывают о других членах семьи.

4. Знакомство с переносным значением слов.

Логопед:

- Чем занимается мама дома, как она заботится о членах семьи. Предполагаемые ответы детей:

- Моя мама добрая, она всех любит, заботится обо всех. Когда я болел, она меня лечила, ухаживала за мной.

Логопед подводит детей к понятию «золотое сердце»:

-У твоей мамы золотое сердце. Так говорят про добрых, заботливых людей, которые стараются всем помочь, ко всем относятся с участием, любовью. Кто запомнил, как говорят о лю¬дях с добрым сердцем?

-Расскажите, что умеет делать папа?

Ребенок:

-Мой папа может починить утюг, пылесос. Он умеет придумывать разные игры, а однажды он придумал...

Логопед:

-Вот какой умный папа! Он много знает. Он выдумщик! Про такого человека говорят, у него «золотая голова». Как говорят?

-А какая у вас бабушка? Что она делает для внуков?

Ребенок:

-Моя бабушка умеет вязать варежки, носки. Она связала мне даже свитер. А еще у бабушки самые вкусные пироги! Бабушка чинит мне колготки. На Новый год она сшила мне красивый костюм принцессы. Летом бабушка работает в саду и у нее самая сладкая малина растет! Еще она варит ароматное варенье.

Логопед:

-У тебя бабушка рукодельница! Все умеет! Все у нее получается, потому что у нее, наверное, не простые руки, а ...золотые! Я знаю стихотворение про такую бабушку. Послушайте, дети.

Говорят, у бабушки руки не простые

Говорят, у бабушки руки золотые.

Трогаю и глажу, подношу поближе

Как я ни стараюсь - золота не вижу.

Почему же люди наши заводские

Говорят, у бабушки руки золотые?

Спорить я не стану, им видней

Ведь они работают с бабушкой моей.

У моей бабуси руки не простые.

Говорят, у бабушки руки трудовые!

-Так, про кого говорят: «У него «золотые руки»?

5. Физкультминутка. Упражнение «Скажи, наоборот» - с мячом.

Дети стоят в кругу. Логопед кидает мяч кому-нибудь из детей и говорит:

- Твоя бабушка добрая, а Баба-Яга...? (злая).

- Внучка Золушка работящая, а Ленивица…? (ленивая.)

- Папа умный, а сын не хочет учиться и будет каким...? (глупым).

- Брат храбрый, а сестра боится мышей. Она... (трусливая).

- Дедушка щедрый, ему ничего внуку не жалко, а внук дал деду самую маленькую конфету, хотя у него был целый кулек. Внук какой?... (скупой).

- ласковый - грубый

- здоровый - больной

- радостный - печальный

- скучный - интересный

- веселый - грустный

- жадный – добрый

6. Работа с предложением.

На доске две картинки: мама одевает дочку, мама одела дочку. Логопед предлагает отгадать, про какую картинку он говорит: «Одела». Логопед просит сказать про отгаданную картинку полным предложением. Затем дети составляют предложение и по картинке, где действие не завершено.

Таким же образам составляется предложение по другой, паре картинок: брат и сестра покупают лимоны, ...купили лимоны; дочка идет на почту, ...пришла на почту;

брат ремонтирует тачку, ...отремонтировал тачку; и пр.

III часть – заключительная.

-Как необычно мы говорим про бабушкины руки? Мамино сердце? Папину голову?

IV. Рефлексия.

- Если бы перед вами сейчас лежало много разноцветных кружочков, какого цвета кружок ты бы взял (а)? Почему?

Занятие 6.

Тема. Наш дом.

Цели.

1.        Расширять и активизировать словарь по теме.

2.        Закреплять умение образовывать прилагательные со значениями соотнесённости с материалом.

3.        Правильно употреблять родительный падеж единственного и множественного числа существительных.

4.        Подбирать однородные прилагательные к существительному.

5.        Закреплять умение образовывать сложные прилагательные.

6.        Составлять простые предложения.

7.        Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование. Фланелеграф с деталями дома. Картинки домов разной этажности, картинки со строительными профессиями, картинки к игре «Каждому свой дом».

Ход занятия.

I часть - вводная.

Организационный момент.

На фланелеграфе из деталей выложен дом.

Логопед убирает одну деталь (например, трубу) и задает вопрос: «Дом без чего?»

Логопед последовательно убирает детали и задает один и тот же вопрос, а дети отвечают без крыши, бет окон, без дверей, без крыльца, без стен. Затем логопед задает вопрос;

«Что осталось?» (фундамент).

II часть - основная.

1. Логопед обращается к детям с вопросом;

-Из каких материалов строят дом?

- из кирпича - кирпичный

- из дерева - деревянный

- из панелей - панельный

- из блоков - блочный

- из песка - песочный

- из бамбука - бамбуковый

2. Расширение глагольного словаря.

-Чтобы построить дом требуется много разных строителей - специалистов, которые делают каждый свое дело.

-Я вам буду называть строительные профессии, а вы будете называть основное действие, которое выполняет человек данной профессии.

Проектировщик - составляет проект.

Экскаваторщик - роет яму экскаватором.

Каменщик - кладет стены из камня.

Кровельщик - кроет крышу.

Плотник - делает рамы, двери.

Стекольщик - стеклит окна.

Штукатур - штукатурит стены.

Маляр - белит и красит стены, двери.

Плиточник - облицовывает стены плиткой.

3. Физкультминутка. Игра с мячом.

Логопед бросает ребенку мяч и называет действие, которое выполняет человек строительной профессии, а ребенок, бросая мяч обратно, называет эту профессию.

красит стены, двери - (кто?) -... маляр

стеклит окна - (кто?) -... стекольщик

4. Образование сложных слов.

- Дом можно построить разной высоты.

- Если в доме один этаж - это одноэтажный дом.

- Дом из двух этажей - двухэтажные дом.

- Из пяти этажей - пятиэтажный дом.

- Из девяти этажей - девятиэтажный дом.

- В доме много этажей - многоэтажный дом (высотный).

- В каком доме ты живешь?

- Ребенок отвечает полным предложением.

- Я живу в пятиэтажном доме.

5. Игра «Каждому свой дом».

- дом для жилья людей - жилой дом;

- дом для машин – гараж;

- дом для коров – ферма;

- дом для коней – конюшня;

- дом для телят – телятник;

- дом для свиней – свинарник;

- дом для кур – курятник;

- дом для собак – конура;

- дом для пчел – улей;

- дом для белки – дупло;

- дом для мышки – нора;

- дом для муравья – муравейник.

6. Подбери слова – признаки.

К слову «дом» (какой?) - маленький, большой, одноэтажный, многоэтажный, красивый, удобный, деревенский, городской, деревянный, каменный.

III часть – заключительная.

Логопед задает детям вопрос:

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

IV. Рефлексия. Упражнение «Роза настроения».

- «Роза» делится на секторы по количеству детей. Ребята выбирают цвет по своему настроению. Жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение. Зелёный цвет – спокойное, уравновешенное. Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Занятие 7.

Тема. Мебель.

Цели.

1.        Расширять словарь существительных, обозначающих мебель: шифоньер, сервант, буфет.

2.        Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

3.        Учить правильно, употреблять глаголы настоящего времени в единственном и множественном числе.

4.        Составлять предложения с союзом «а».

5.        Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование. Предметные картинки. Чертеж квартиры.

Ход занятия.

I часть - вводная.

Организационный момент. Упражнение «Что лишнее?»

Логопед называет ряд слов: стол, кровать, стена; труба, кресло, тумбочка; чердак, зеркало, тахта;...

- Вспомните, какие слова были лишние? (Стена, труба, чердак,...) Что это?

Вариант 1.

-Дети, назовите лишние слова.

Чердак, фундамент, стол; подвал, диван, дверь; кресло, труба, подоконник; пол, потолок, кровать.

Вариант 2.

Логопед предлагает назвать мебель, на которой:

а) сидят, б) лежат, в) лежат и сидят.

Ответ в виде картинок выставляется на доске. Картинки хором называются и обобщаются в понятии «мебель».

- Какую мебель вы еще знаете?

- Как называется магазин, где продают мебель?

II часть - основная.

1. Образование относительных прилагательных.

Логопед:

- В мебельном магазине сегодня распродажа. Я, продавец - консультант этого магазина, приглашаю вас выбрать, себе мебель. Наш магазин предлагает большой ассортимент столов и шкафов. Предлагаю вам посмотреть столы.

На доску выставляются картинки с изображением столов. Логопед указывает на отличия столов. Дети образуют названия столов от места расположения в квартире (кухонный стол) и назначения столов (письменный, журнальный, обеденный).

- Какой стол вы желаете приобрести?

Ребенок:

- Я хочу купить письменный стол.

(Картинка выдается «покупателю»).

Затем тоже самое проделывается со шкафами - бельевой, плательный шкаф – шифоньер, книжный, посудный – сервант, буфет.

2. Физкультминутка «Мебель».

Один, два, три, четыре Загибают пальцы

Много мебели в квартире Сжимают и разжимают пальцы

В шкаф повесим мы рубашку, Встают на носочка, руки вверх

А в буфет поставим чашку, Руки вперед

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть-чуть на стуле. Приседают

А когда мы крепко спим,

На кровати мы лежим, Складывают ладошки и кладут под щеку

А потом мы с котом

Посидим за столом. Проседают

Чай с вареньем дружно пили Сжимают и разжимают пальцы

Много мебели в квартире. Разводят руки в стороны

3. Закрепление материала.

Вариант 1. Упражнение «Расставь мебель в квартире».

Вывешивается чертеж квартиры. Детям предлагается «расставить» приобретенную мебель по комнатам. Ребенок прикрепляет картинку – «покупку» на чертеж. Действия оречествляются:

- Я поставлю кухонный стол на кухне.

- Я поставлю журнальный столик в зале около кресла.

- Я поставлю плательный (бельевой) шкаф-шифоньер в спальне.

Логопед:

- Молодцы! Давайте, посмотрим, какая квартира у нас получилась?

Вариант.

Упражнение: «Где что стоит?»

Работа проводится по фото или рисунку уже обставленной квартиры.

Логопед:

- Где стоит кухонный стол?

- Где стоит книжный шкаф? Ответы детей.

4. Работа с предложением.

а) Логопед обращается к детям:

- Где стоит кухонный стол и сервант?

Ребенок:

- Кухонный стол стоит на кухне, а сервант в зале.

- Кровать стоит в спальне, а вешалка в прихожей...

Предложения повторяются несколькими детьми.

б) Логопед:

- В квартиру вернулись хозяева. Выставляет картинки: мама - дети.

- Мама сказала: «Сейчас мы будем пить чай. Надо постелить скатерть на стол. Это может сделать мама и дети. Как скажем про маму (про детей)?

Ответ детей:

- Мама стелет на стол скатерть.

- Дети стелют на стол скатерть.

Логопед:

-Надо расставить посуду. Как скажем про маму (про детей)?

-Семья пьет чай.

-Попили чаю, теперь надо убрать посуду. Как скажем про маму (про детей)?

-И посуду надо вымыть. Как скажем про маму (про детей)?

-Посуду надо поставить в сервант. Как скажем про маму (про детей).

III часть - заключительная.

-В каком магазине мы были? Что купили?

IV. Рефлексия.

- Ребята ответьте мне на вопросы:

- Сегодня на уроке я научился…….

- На уроке было интересно……

- На уроке было трудно ……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад" в младшей логогруппе...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"

Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»Задачи:активизация и расширение словаря по теме «Зима»;формирование и активизация знаний о признаках зимы;формирование умение подбирать родс...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Человек и части его тела"

Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.Задачи.Коррекционно-образовательные:обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тел...

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам.30 тем, 1 на каждую неделю в течении учебного года....