Дидактическое пособие "Искалочка "Краб"
материал по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Кушнир Татьяна Николаевна

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание новой развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечивает эмоциональный комфорт детей и ориентирована на самоценность детской деятельности., где используются здоровьесозидающие технологии, в которой предметы, материалы, игрушки и пособия содержат элементы «обучения и развития»-возможности самостоятельного поведения. Игрушка "Искалочка" разовьет мелкую моторику, интеллектуальные и творческие способности, память и речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Искалочка»

Вступление

    В целях реализации региональной стратегии отрасли образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на 2019 – 2021 годы на уровне дошкольного образования является создание доброжелательной, комфортной, психологически безопасной и благоприятной среды для всех участников образовательных отношений.

   Одной из основных задач становится создание новой развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечивает эмоциональный комфорт детей и ориентирована на самоценность детской деятельности., где используются здоровьесозидающие технологии, в которой предметы, материалы, игрушки и пособия содержат элементы «обучения и развития»-возможности самостоятельного поведения.

   Игрушка-искалочка – это уникальное развивающее пособие с прозрачным окошком, за которым среди бисера, бусин, пайеток или крупы «прячутся» мелкие игрушки, предметы, пуговицы. Перебирая пальцами наполнитель, либо встряхивая игрушку, ребенок ищет заветные предметы и называет их, развивая, таким образом, мелкую моторику, интеллектуальные и творческие способности, память. Данное дидактическое пособие формирует речь, оказывает положительное влияние на развитие тактильного восприятия, пространственной ориентировки, усидчивости и коммуникативной компетентности.

Мягкая игрушка будет полезна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так как благотворно влияет на нервную систему в целом, а также нравственное развитие.  

Задания могут постепенно усложнятся, варьироваться и изменяться на усмотрение взрослого в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Пособие предназначается воспитателям, родителям детей младшего дошкольного возраста (можно использовать в работе  с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста), а также учителям – логопедам, дефектологам, психологам для подготовки и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий.

Дидактическая игрушка «Искалочка»:

-универсальна, так как может применяться для формирования элементарных математических представлений, сенсорики, воспитания исследовательского интереса, инициативности.

- интересна, доступна, безопасна в применении, проста в изготовлении.

Развивающая игрушка сшита вручную из фетра, прочного и одновременно безопасного для здоровья ребёнка материала. Наполнителем может быть бисер, деревянные бусинки, пайетки, крупа и пластмассовый гранулят. Для прозрачного окошка использовалась обычная мягкая обложка для школьных тетрадей (можно вырезать прозрачное окошко из папки-скоросшивателя) Внутрь «Искалочки» засыпаются мелкие пуговицы, игрушки, предметы в любом количестве.

 Можно сделать в дополнение к игрушке ламинированную карточку с изображением предметов, находящихся внутри, чтобы малыш целенаправленно искал определённые их и знал, сколько их внутри "искалочки". Но это не обязательно. Еще понадобятся нитки -мулине, игла, ножницы, клей, вощеная нить и … вдохновение!

«Искалочку» можно стирать на деликатном режиме в стиральной машине, сушить в расправленном виде, не гладить.

Перед игрой ребенку важно объяснить, что игрушку не надо кусать, царапать, а предметы нужно рассматривать в прозрачном окошке. Дети младшего дошкольного возраста играют с «Искалочкой» под присмотром взрослого.

Дидактическая игра «Поищем и найдем!»

1 вариант игры.

Игру можно провести в форме индивидуального или подгруппового занятия с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильной чувствительности.

Задачи:

  1. Сформировать умение находить знакомые и незнакомые предметы, соотносить предметы в игрушке и на карточке.
  2. Обогащать словарный запас. Расширять знания об окружающем мире.
  3. Развивать речь, внимание и мышление.
  4. Закреплять знание цветов, размера, количества.
  5. Воспитывать у детей интерес к настольным играм,  инициативность, коммуникативность

Оборудование: игрушка «Искалочка» -краб, с мелкими предметами внутри: пуговица «Мишка» голубого цвета, божья коровка, листик зеленого цвета, пуговица «Ежик» фиолетового цвета, пуговица «Заяц» белого цвета, пуговица «Котенок» желтого цвета, белая перламутровая бусинка; наполнитель: пластмассовые шарики оранжевого цвета, красный бисер; красные прищепки; ламинированная карточка с изображением предметов из игрушки.

Ход игры

Ребенку сначала предлагается  рассмотреть «искалочку» и карточку, немного поиграть с игрушкой.

Затем, в качестве организационного момента,  вызова интереса к игре, взрослый может прочесть стихотворный текст:

Крабик, крабик,

К нам беги,

Поиграть с нами спеши!

Что ты прячешь там внутри?

Ты скорее покажи!

Взрослый сообщает ребенку, что краб спрятал много интересных игрушек, которые он нашел в море и предлагает малышу найти и назвать знакомые предметы, их цвет и размер. Ребенок, перебирая пальцами наполнитель, находит и называет предметы. Взрослый называет найденные, но не названные ребенком предметы и кратко рассказывает о них.  Если в игре участвуют другие дети, то найти и назвать незнакомые мелкие предметы или игрушки предлагается другим детям. Далее взрослый предлагает ребенку сравнить предметы в игрушке с карточкой, тем самым проверяя правильность выполнения задания.

2 вариант игры. Для игры с подгруппой детей.

Взрослый предлагает детям познакомиться с игрушкой, потрогать на ощупь мелкие предметы в прозрачном окошке и внимательно рассмотреть карточку.  Взрослый говорит слова:

По крабу пальчиками проведем,

Заданный предмет найдем!

Затем предлагает каждому ребенку найти внутри «искалочки» заданный предмет, изображенный на карточке и рассказать о нем.

Образец ответа ребенка: Это заяц. Он белый и маленький. Заяц живет в лесу.

Когда все мелкие предметы будут названы, взрослый обращает внимание детей на красные прищепки и предлагает придумать им применение. Если дети затрудняются, то взрослый может сделать подсказку:

Крабик все нам показал,

Но где -то ножки потерял…

Ожидаемые действия детей: дети прикрепляют красные прищепки по бокам «искалочки», имитируя ножки краба.

В конце занятия-игра с «искалочкой» по инициативе детей.

       

«Методы и приёмы продуктивного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности, повышающие эффективность коррекционной работы по развитию фразовой речи посредством сюжетно-ролевой игры».

Дидактическое пособие «Искалочка «Краб»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....