Обучение чтению детей с нарушениями речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Обучение чтению детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями будущих школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu_detey_s_narusheniyami_rechi.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение чтению детей с нарушениями речи
Обучение чтению детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями будущих школьников. Большинство родителей предполагают, что стойкие навыки самостоятельного чтения могут первокласснику лучше адаптироваться к школьной жизни.
Однако, нередко можно услышать мнение, что обучение чтению – сложный процесс, требующий знаний психологии, логопедии, владения специальными методиками и т.д. Распространение подобного убеждения приводит к нежелательным последствиям: родители колеблются между естественным желанием научить ребенка читать и страхом навредить ему из-за незнания основ педагогики и психологии.
Для реализации данной задачи были использованы следующие методы и приемы:
- выступления на родительских собраниях;
- индивидуальные консультации;
- показ индивидуальных и подгрупповых занятий;
- совместные занятия;
- занятия родителей с детьми под контролем логопеда.
Выступления на родительских собраниях строились в виде небольших лекций, подводящих родителей к более осмысленному пониманию проблемы. В процессе рассказывания рассматривались основные аспекты обучения чтению, упоминались различные точки зрения на проблему, обговаривались трудности и важные моменты в привитии ребенку основного учебного навыка чтения.
В процессе консультаций проходило свободное обсуждение темы обучения чтению, родители задавали вопросы, а логопед знакомил родителей с различными методиками с подробным объяснением положительных и отрицательных сторон каждой.
Были проведены следующие консультации:
- «Глобальное чтение – обучаем с рождения?»;
- «Складовое чтение – дорогами Льва Толстого»;
- «Традиционная методика обучения чтению – что это?»;
- «Речевые дефекты и чтение – что сначала, что потом?»
- «Профилактика дислексии у детей-логопатов».
На индивидуальные консультации приглашались родители, испытывающие стойкие затруднения во время домашних занятий с детьми. В индивидуальном порядке подбирались оптимальные методики обучения чтению с учетом речевого дефекта ребенка.
Все родители, приглашались на показательные занятия, во время которых они не только могли увидеть практическое применение упоминавшихся на консультациях методик, но заметить положительную динамику развития письменной и устной речи у своего ребенка.
Совместные занятия проходили по схеме: родитель + ребенок + логопед = результат. Другими словами, совместное занятие напоминает индивидуальную консультацию, но в присутствии ребенка. При этом логопед только показывает практические приемы обучения чтению. После чего родитель в присутствии логопеда занимается с ребенком, отрабатывая полученные навыки.
Завершая работу над темой обучения чтению детей с нарушениями речи, сделаем некоторые выводы:
- Как следует из литературы по раннему обучению, у детей есть естественное стремление узнавать новое.
- Чтение – универсальный учебный навык, своевременное овладение которым, помогает познавательному развитию ребенка.
- Представления о том, что учить читать можно только детей с нормальным звукопроизношением и только по достижении ими школьного возраста, является в корне неверным.
- Современные педагогические разработки представлены на рынке в большом количестве в виде доступных дидактических пособий.
- В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, степени сформированности звукопроизношения и фонематического восприятия, можно подобрать адекватные методики и разработать индивидуальный учебный маршрут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушениями речи
В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их воспита...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ И БУКВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛИТНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В данной статье показана методика знакомства с буквами, основанный на установлении сходства буквы с предметом, название которого начинается с того же звука. Использование звуковых си...
Консультация для воспитателей Тема : «Методы и приёмы обучения чтению детей с нарушениями слуха»
Консультация предназначена для воспитателей групп для детей с нарушением слуха. В консультации раскрыты основные методы и приёмы работы для формирования навыка чтения у детей с нарушением ...
«Обучение чтению детей с нарушением слуха»
При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной, а тем более на слуховой основе. Для р...
Обучение чтению детей с нарушения речи
Из опыта работы воспитаеля Кобякиной Т.И....
Мастер-класс:«Начальные этапы обучения чтению детей с нарушением слуха»
При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-...