ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ И БУКВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛИТНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Бодюл Татьяна Александровна

В данной статье показана методика знакомства с буквами, основанный на установлении сходства буквы с предметом, название которого начинается с того же звука.  Использование  звуковых  сиволов и букв при обучении слитному чтению слога детей с нарушениями речи, помогает ребёнку с нарушенной речевой функцией не только быстро и прочно запомнить букву, но и позволяет наглядно продемонстрировать ему процесс слияния двух звуков в слог. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ И БУКВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛИТНОМУ ЧТЕНИЮ СЛОГА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

         Приём показа символа буквы рукой помогает ребёнку с нарушенной речевой функцией не только быстро и прочно запомнить букву, но и позволяет наглядно продемонстрировать ему процесс слияния двух звуков в слог.

         Дело в том, что все символы подвижны. Плавно меняя положение пальцев, можно показать ребёнку, как меняется положение органов артикуляции во время чтения любого слога-слияния. Например, читаем слог СА:

  1. Показываем рукой символ буквы С и тянем звук С;
  2. Пальцы медленно раздвигаются: С–С–А–А, и рот медленно раскрывается;
  3. Вот уже рука показывает символ буквы А. (Рис. 1)

С

А

С

У

                 

                 Рис. 1                                                           Рис. 2

Аналогично читается слог СУ:

  1. Показываем рукой символ буквы С и тянем звук С;
  2. Пальцы медленно вытягиваются вперёд: С–С–У–У, и губы медленно вытягиваются вперёд;
  3. Вот уже рука показывает символ буквы У. (Рис. 2)

Этот приём удобно показывать, используя для чтения слоги, написанные на доске или составленные из букв настенной разрезной азбуки. Рука движется от одной буквы к другой, символы плавно сменяют друг друга, и органы артикуляции, произнося соответствующие звуки, также изменяют своё положение.

Содружественное движение руки и органов артикуляции помогает закрепить вновь образовавшуюся связь.

Спустя много лет, будучи на курсах повышения квалификации, я приобрела пособие Маргариты Ивановны Лозбяковой «Учимся правильно и чётко говорить». Там, в разделе «Обучение грамоте», нашла её приём знакомства с буквами, основанный на установлении сходства буквы с предметом, название которого начинается с того же звука. Дети сначала запоминают похожие предметы, а потом буквы. Возможно, это тоже хороший способ запомнить буквы, но я уже привыкла пользоваться своим способом, изложенным выше, а вам предлагаю ознакомиться с выдержкой из упомянутой книги (Приложение 1)и сделать свой выбор. Удачи!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

М.И. Лозбякова «Учимся правильно и чётко говорить:

Пособие для логопедов, воспитателей, родителей»

Москва, Издательство «Вентана-Граф», 2003 г. 304 с

Из раздела «Обучение грамоте»

Знакомство с гласными буквами основано на сходстве положения органов артикуляции с печатной буквой или отдельными её частями в момент произношения того же звука — подражания человеку или животному, звучанию предмета.

При знакомстве с буквой уточняем, на что она похожа (овал, трубочка, улыбка...) и из каких частей состоит: линии, идущие сверху вниз (стоячие), — палочки, а горизонтальные (лежачие) — перекладины, кружочки — овалы, они находятся вверху, внизу, справа, слева или с обеих сторон от палочки. Например, А состоит из двух палочек в форме шалашика, а в середине — перекладина.

Ознакомление с буквой заканчивается произношением соответствующего звука, причём правильная его артикуляция контролируется перед зеркалом.

На что похожи гласные буквы.

А — «плач» Алёнушки; её рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А — ааа.

О — у ребёнка «болят зубы», он «стонет»: ооо; его губы по форме напоминают букву О.

У — гудок паровоза; дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулёчек).

И — две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт; дети подражают крику жеребёнка: иии.

Э — лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык — у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина; Э — отдалённое эхо.

Ы — опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот ещё шире, чтобы внутри был виден закруглённый конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличие от И, внизу есть тоже закругление — овал; Ы — звукоподражание улетающему самолету.

Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы)

1.        «Изобразим и споём».

По заданию обучающего ребёнок, глядя в зеркало, придаёт губам форму гласных букв, а затем поёт их: А — открывает широко рот; И — губы в улыбке, рот открыт на палец и др.

2.        «Что я хочу спеть?»

Дети отгадывают буквы по немой артикуляции.

3.        «Что надо сделать?»

Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка; на Ы рот откроем пошире, чем при И, и улыбнёмся, во рту тоже виден язык.

4.        «Сравни и найди букву».

Обучающий говорит, например: «Алёнушка плачет», — ребёнок произносит звук ааа, затем находит букву А.

5.        «Назови и покажи».

Один ребёнок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О — «зубки болят» (поёт звук и находит букву).

6.        «Назови части букв».

В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?

7.        «Отгадай по описанию».

Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине — перекладина — это буква А; овал, бублик — О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая — У; полуовал, открытый слева, в середине — волнистая перекладина — Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй — И; две палочки, на первой справа внизу — овал — Ы.

8.        «А что иначе?»

Маленькая буква «а» пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху — ещё закругление, а внизу — овал.

9.        «Опиши букву».

Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна.

10.        «Сравни буквы».

Пример сравнения написания букв О, Э: О — полный овал; Э — половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.

Усвоение каждой согласной буквы основано на её сходстве с предметом, название которого начинается с того же звука. Дети быстро запоминают похожие предметы, а уж потом буквы.

Так, глядя на Д, ребёнок в первую очередь произносит домик, а затем добавляет — Д.

Для правильного называния предметов на все согласные буквы детям требуется не более двух-трёх занятий, после чего им предлагают вспоминать о предмете молча, а вслух произносить только звук в начале слова и показывать соответствующую букву. При назывании звука рот рекомендуется почти не открывать во избежание получения призвука «э» — бэ, дэ, мешающего в будущем соединению звуков в слоги и слова при овладении чтением и составлении слов.

На что похожи согласные буквы.

Б — внизу — круглый барабан, наверху палочка, сейчас она «опустится» вниз: бам-бам-бам.

В — Вова поджал губки.

Г — гусь вытянул длинную шею с клювом, а сам спрятался.

Д домик на курьих ножках, где живет, наверное, Баба-яга.

Ж — жук, в центре — его тело, а по бокам — лапки.

Ззайчик делает большие прыжки, взбираясь на горку.

К — кукла подняла руку и выставила с той же стороны ногу, давайте и мы изобразим эту букву.

Л — ложка (слева) висит на подставке, ею наливаем суп.

М — наверху был мостик, а потом сломался.

Н — двое (палочки) несут носилки, чтобы положить больного.

П папа; малыш начал рисовать папу, пока нарисовал две ноги, а вы дома дорисуете до конца.

Р руль в машине, покрутим его — ррр (дети руками «крутят руль»).

С санки хорошо катятся с горы.

Т трубка лежит на телефоне.

Ф фонарик на ёлке, таких игрушек разного цвета бывает много на новогоднем празднике.

X хлеб (толстая палочка), его режут ножом (другой палочкой).

Ц цыплёнок, у него очень короткий хвостик, как у буквы Ц.

Ч чайник спрятался, видна только его часть с носиком.

Ш шумят, качаются деревья от сильного ветра в лесу (палочки), слышится шорох листьев — шшш (все поднимают руки и качают ими).

Щ — щётка зубная получится, если продолжить внизу перекладину; или щука с хвостиком (но дети часто забывают название и произносят общее слово — рыба).

Игры с согласными звуками и буквами

1.        «От предмета к букве».

Называются похожие на буквы предметы, а дети называют буквы (в начале слова): зайчик бежит на горку — З, домик на курьих ножках — Д.

2.        «От буквы к предмету».

К названной букве дети подбирают похожий предмет: Т — трубка на телефоне, Р — руль в машине, С — санки.

3.        «Назови предмет и букву».

Дети отвечают на вопрос, называя предмет и букву, и по возможности показывают её на наборном полотне. Примерные вопросы:

  • Какой музыкальный инструмент похож на букву?
  • Барабан — на букву Б (для краткости далее пишем только названия
    предметов и буквы).
  • У какой птицы длинная шея?
  • Гусь, Г.
  • Кто прыгает на горку?
  • Зайчик, З.
  • Кто поджал губки?
  • Вова, В.
  • Что построили на курьих ножках?
  • Домик, Д.
  • Какое насекомое похоже на букву?
  • Жук, Ж.
  • Кто выставил ручку и ножку?
  • Кукла, К.
  • Что из посуды похоже на букву?
  • Ложка, Л.
  • Произошла авария, машина в реку упала. Что случилось?
  • Мост сломался, М.
  • Что нужно для управления машиной?
  • Руль, Р.
  • На чём больного несут к машине «Скорая помощь»?
  • Носилки, Н.
  • Кого рисует малыш? Правильно ли он начал?
  • Папа, П.
  • Рисовать надо начинать с головы.
  • Что нужно, чтобы прокатиться с горы?
  • Санки, С.
  • Как мы можем говорить с родными, живущими в другом городе?
  • Телефон, Т.
  • На новогодней ёлке висят разноцветные...
  • Фонарики, Ф.
  • Что всегда на столе во время обеда?
  • Хлеб, X.
  • У кого маленький хвостик?
  • Цыплёнок, Ц.
  • Что нужно, чтобы почистить зубы?
  • Щётка зубная, Щ.
  • Мы кипятим воду в посуде с носиком, что это?
  • Чайник, Ч.
  • Что бывает слышно в лесу?
  • Шум деревьев, шорох листьев, Ш.

4.        «Отгадай по описанию».

Б — палочка, справа внизу овал, а сверху — перекладина. В — палочка, справа два овала, вверху и внизу.

Г — палочка, справа сверху — перекладина.

Д — почти прямоугольник, под ним — перекладина на коротких ножках.

Ж — в середине — палочка, по бокам — лапки.

З — два полуовала друг над другом, открытые слева.

К — палочка, справа — две подставки, направленные вверх и вниз.

Л — две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху — перекладина.

М — две палочки, наверху — сломанная перекладина.

Н — две палочки, в середине — перекладина.

П — две палочки, наверху — перекладина.

Р — палочка, справа наверху — овал.

С — полуовал, открытый справа.

Т — палочка, наверху по центру — перекладина.

Ф — палочка, в середине по бокам — полуовалы.

X — косой крест.

Ц — две палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.

Ч — палочка, слева сверху — крючок, носик.

Щ — три палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик. Ш — три палочки, внизу — перекладина (хвостика нет).

5.        «Опиши букву».

Детям называют букву, они дают её описание, находят на наборном полотне и, показывая всем, говорят: «Это буква ...».

6.        «Чем различаются?»

Чем различаются буквы Н и П; Б и Г; Ш и Щ; Щ и Ц; другие пары.

Гласные буквы второго ряда

С буквами Я, Ё, Ю, Е, И дети знакомятся после отработки в игровой форме мягких и твёрдых согласных звуков, а также их дифференциации на слух и в произношении. Затем они узнают, что пять гласных в первом ряду ставятся после твёрдых согласных, а пять гласных во втором — после мягких согласных.

Я — стоя перед детьми, изобразить букву Я: поставить правую руку в бок, а правую ногу — в сторону — получится буква Я. «Изобразим все вместе» (дети делают то же самое).

  • Кто так сделал? — Я...Я...
  • Правильно, это буква Я.

Ё ёлка, точки над буквой — как игрушки на новогодней ёлке; это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё.

Ю — юла, у юлы большой животик, как и у буквы Ю, и начинается слово юла с буквы Ю.

Е — ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык; в слове ем первая буква — Е.

И — с этой буквой знакомились раньше.

Игры со всеми гласными буквами

1.        «Обозначь мягкость».

—Я буду называть буквы, стоящие после твёрдых согласных, а вы —после мягких: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И.

2.        «Назови парный звук».

—Я назову букву, а вы — её пару: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др.

3.        «Догадайся и назови пару».

По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в улыбке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне.

4.        «Назови слог с парным звуком».

а)        МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.;

б)        чередование слогов с мягкими и твёрдыми согласными нарушается: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ.

5.        «Что напишем?»

—Я назову слог, а вы — звуки. Найдите соответствующие буквы:
MA— M, А (ребёнок находит буквы, все читают);

МЯ — М, Я (пишут и читают).

—Почему написали букву Я?

—Потому что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь,
а мягкость обозначает буква Я.

6.        «Что получится?»

Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — ЛА; Л, Я — ЛЯ и др.
Выводы:

а)        если согласные звуки произносятся мягко, то после них пишутся
гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И;

б)        если же при чтении эти буквы стоят после согласных, то последние
читаются мягко;

в)        после твёрдых согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А,
О, У, Э, Ы ), мы слышим твёрдые звуки и произносим их так же.

7.        «Прочитай правильно».

Берётся любая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго рядов, а дети читают: ЗА — ЗЯ, ЗО - ЗЁ, ЗУ - ЗЮ, ЗЭ - ЗЕ, ЗЫ - ЗИ.

Буквы можно подставлять, не соблюдая порядка.

8.        «Подставь и прочитай».

Игра аналогична предыдущей, но теперь всё делает ребёнок.

9.        «Напиши слог».

Вызываются двое детей, один пишет слог с твёрдым согласным, другой — с парным мягким.

10. «Читай правильно».

Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они читают.

11.        «Какую букву напишешь?»

—Я назову слово, а вы — букву: воз—О, вёз — Ё, ряд— Я, рад—А, лоб— О,
клюв — Ю и т. д.

12.        «Замени букву».

Ребёнок составляет из букв слово, например лук, потом заменяет гласную букву парной и читает — люк .

Последними детям дают буквы Й и Ь.

Й — в отличие от И при чтении нельзя петь, так как этот звук не образует слога, потому и называется И краткий, т. е. короткий, непоющий звук.

Ь — это не звук, только буква, она пишется лишь для обозначения мягкости согласных в конце слов и слогов: соль, маль-чик.

В школе дети нередко путают буквы И—Й, поэтому следует обратить особое внимание на сравнение этих звуков и букв.

Сначала дети отвечают на вопрос, на что похож знак над буквой Й; после многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрнутую трубку на телефонном аппарате.

—А будет ли тогда работать телефон? — Нет.

—Вот и звук Й нельзя петь, ведь в букве Й есть такой знак; если же он
отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его можно петь.

Затем обучающий подходит к ребёнку и спрашивает:

  • Чьи это буквы? — Мои [май].
  • Сколько слогов в этом слове?
  • МА-И, два слога.

  • Какие гласные мы слышим?
    —А, И.
  • А теперь вспомним последний месяц весны.
  • Май.
  • Сколько слогов в этом слове?
  • Один слог, гласный А.

—Чем различаются слова на слух: мои [май] и май ? (Сравниваются их
слоговой, звуковой и буквенный составы.)

Примерный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных — М, Й; в конце слова стоит Й (краткий), этот звук не образует слога».

Игры на закрепление И и Ь

1.        «Один — много».

Мой стол мои столы; урожай — урожаи.. Сарай, герой, бой.

2.        «Узнай звук Й в словах».

Мой, доить, дойка, мойка, лей, герои, майка, читай, бои, рисуй...

3.        «Что получится?»

Если соединить буквы: А, Й — АИ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Можно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы).

4.        «Напиши и сравни».

Дети составляют из букв слова: бой — бои, герой герои и другие, затем слова сравниваются, анализируются.

5.        «Где мягкий знак?»

Дети показывают зелёную фишку или мягкую игрушку, как только услышат мягкий согласный в конце слова: нос, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.)

6.        «Найди разницу».

Дети составляют слова из букв, затем сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон конь, мол — моль, угол уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др.

7.        «Отбери и напиши».

Дети отбирают картинки, названия которых пишутся с Ь на конце, и «пишут» их из букв.

8. «Раздели „соседей"».

Цель: правильно делить на слоги слова, в которых первый слог заканчивается на Ь: галь-ка, конъ-ки, мальчик, пальчик, боль-но...

9.        «Ь потерялся».

  • Напишем галька без мягкого знака, что получится?
  • Галка.
  • Чем различаются эти слова? Почему?

10.        «Что в конце слова?»

Различение на слух и правильное написание в конце слов букв Й, И, Ь. Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, день, лань, дай...

11.        «Придумай слово».

Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце или середине слова; со звуком И в конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".

     Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные матери...

Сценарий логотренинга по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква Д»

Логотренинг для детей 5-6 лет с ТНР по обучению грамоте в рамках лексической темы "Одежда, головные уборы" с использованием ИКТ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как Максим букву потерял»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как...

Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....

Использование символов звуков в среднем возрасте

В статье рассказывается об особенностях использования символов звуков у детей среднего возраста....

Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...

Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с нарушением речи с использованием игровых технологий

Формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа и синтеза  у детей с нарушением речи с использованием игровых технологий...