Обучение чтению детей с нарушения речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
КОБЯКИНОЙ Т.И.
на тему «Обучение раннему чтению воспитанников с нарушениями речи»
В настоящее время осуществляется новый подход к обучению навыкам чтения. Накопленный материал по обучению раннему чтению опирается на позиции О.Жуковой Д.Б.Эльконина, которые считали, что процесс обучения навыкам чтения должен проходить в игре, так как это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Только тогда, сложится необходимая база знаний, умений и навыков, которые взаимно поддерживают друг друга, и являются одним из элементов подготовки к школьному обучению.
Разработана и апробирована система использования игр по обучению чтению с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста.
Накопление материала по данной проблеме проходило в три этапа:
- Первый этап – теоретический анализ научных исследований. В результате определилась тематика исследуемой проблемы;
- Второй этап – поиск коррекционно-образовательных методик по обучению чтению, осуществление диагностических срезов и создание предметно-развивающей среды;
- Третий этап – диагностирование, срезы и оформление результатов исследования
Направления работы
Учитывая важность проблемы по формированию у воспитанников навыков раннего чтения работа проводится по следующим направлениям:
- Формирование навыков чтения в специально организованных играх, способствующих наилучшему усвоению звуков и букв родного языка;
- Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию навыков чтения;
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) по формированию навыков чтения.
Содержание работы по формированию навыков чтения и развитию моторики составило:
- Обучение навыкам чтения в совместной деятельности воспитателя с детьми;
- Создание предметно-развивающей развивающей среды;
- Тесное сотрудничество с родителями.
- При проведении намеченной работы придерживались следующих требований:
- Переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.
- Использование разнообразных методов и приемов обучения навыкам чтения.
- Учет индивидуальных особенностей воспитанников.
- Обучение навыкам чтения в совместной деятельности воспитателя с детьми (использование дидактических игр по обучению детей дошкольного возраста чтению).
Игры по подготовке к освоению навыков чтения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка. Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на занятиях по обучению чтению он не сможет долго удерживать внимание, будет отвлекаться. Очевидно, что прежде чем предлагать малышу запоминать буквы, нужно научить его запоминать картинки. Чтобы увидеть разницу между буквами или услышать особенности произношения разных звуков, ребенку нужно уметь находить сходства и различия между предметами и звуками окружающего мира. Научившись сравнивать группы предметов, классифицировать их, ребенок будет использовать уже сформировавшиеся мыслительные навыки в работе с буквами.
Игры, представленные в опыте, могут быть использованы для организации подготовительной работы к чтению. Проигрывая эти игры с ребенком, можно не только тренировать познавательные способности ребенка - внимание, память, мышление, мелкую моторику, но и ненавязчиво готовить малыша к процессу обучения чтению.
В основание технологии обучения чтению детей дошкольного возраста положены следующие дидактические принципы:
- принцип направленности обучения на решение задач образования, воспитания и развития в их взаимосвязи;
- принцип доступности и достаточной нагрузки;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности детей в процессе обучения при руководящей роли педагога;
- принцип наглядности обучения;
- принцип научности обучения;
- принцип позиционного чтения;
- принцип первичности фонемы по отношению к букве;
- принцип целостности игрового содержания;
- принцип использования полученных знаний и сформированных навыков в основных видах деятельности детей.
Известно, что уровень и качество усваиваемых знаний, навыков и умений, уровень овладения той или иной деятельностью зависит не только от содержания обучения, но и от того, какие методы и приемы использует педагог.
Поэтому в работе используются следующие методы и приемы:
показ игрушек
Наглядный метод
показ картин, иллюстраций, фотографий
показ способов выполнения заданий
объяснение
Словесный метод
пояснение
указание
вопросы к детям
чтение художественной
литературы
Игровой метод
пальчиковая гимнастика
Практический
метод
штриховка в тетради
написание в тетради в клетку букв,
слогов, слов, предложений
Методы, приемы обучения основываются не только на возможностях актуального развития детей, но и ориентируются на потребности ближайшего развития детей. Упражнения способствуют также и совершенствованию перцептивных действий, их интериоризации, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, произвольности.
Разработанная система игр и упражнений по обучению чтению детей дошкольного возраста учитывает ограниченные возможности обучения, связанные с особенностями возрастного психофизиологического развития детей:
- уровень развития перцептивных органов существенно ниже уровня сформированных сенсорных анализаторов детей младшего школьного возраста. Об этом свидетельствует более короткая дистанция видения, более высокий, чем у детей 6-7 лет, порог слышимости, меньшая тактильно-кинестетическая чувствительность;
- внимание и память детей дошкольного возраста имеют непреднамеренный, непроизвольный характер, однако одним из наиболее существенных новообразований в развитии познавательных процессов является возникновение произвольных форм поведения, памяти, внимания;
- наиболее характерным способом мышления детей является наглядно-образное мышление, хотя довольно часто дети данного возраста предпочитают решать задачи в наглядно-действенном плане. Решение задач в словесно-логическом плане не характерно для детей среднего дошкольного возраста.
Основными видами деятельности дошкольников являются: игровая, творческая продуктивная и бытовая. Уровень развития основных видов деятельности позволяет использовать их в процессе обучения, а также включать читательскую деятельность в деятельность дошкольников. Ведущей деятельностью, оказывающей наибольшее влияние на формирование личности детей среднего дошкольного возраста, является игра. Наиболее популярны в этом возрасте сюжетно-ролевые, драматизированные игры по определенному сюжету и режиссерские игры.
Использование игры в качестве средства обучения способствует развитию и обогащению самой игры как ведущей деятельности дошкольников. На занятиях дети получают представления о вариантах развития игрового содержания, опыт общения и взаимодействия друг с другом в процессе игры. Это способствует развитию ребенка и формированию гармоничной личности.
- Создание предметно-развивающей среды
Развивающая среда – это дидактические, наглядные материалы, которые находятся в распоряжении воспитанников. Их назначение привлечь внимание ребенка и побудить его к самостоятельному поиску информации по обсуждаемой теме.
Кроме того, к развивающей среде можно отнести и речь педагога, который общается с ребенком. Образец правильной, грамотной речи, который постоянно присутствует в жизни воспитанника, является важным стимулом к усвоению нового материала.
С этой целью используются:
«Книжный уголок», в котором размещены книги, соответствующие возрастным возможностям воспитанников. Дети стремятся поделиться с окружающими прочитанным, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным. А главное самому прочитать книгу. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни.
«Уголок художественной деятельности» - способствует развитию самостоятельности, инициативы, умения создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные речевые навыки, знания об искусстве.
«Игровой уголок» в котором подобраны разнообразные атрибуты для организации сюжетно-ролевых, режиссерских игр, способствующих расширению жизненного опыта, формированию процессов коммуникации и социализации.
«Зеленый уголок» - обогащает личный опыт положительного взаимодействия ребенка с природой. Расширяет экологически ценные контакты с растениями и животными, с объектами неживой природы, усваивая на данном материале звуки и буквы родного языка.
«Уголок сенсорики» - уголок для развития мелкой моторики пальцев рук, в котором воспитанник совместно с воспитателем играет, строит, разучивает сценки из пальчиковых игр и т.д. С помощью данного уголка можно строить дифференцированную коррекционную работу, найти подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности.
«Центр познавательно - ревой активности» - пособия, игры, иллюстративные, раздаточные материалы по развитию речи и формированию познавательных навыков; игры, лото, дидактический материал по познавательному и речевому воспитанию дополняют и расширяют разделы программы «Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи», способствуют также закреплению изученных и поставленных звуков, расширению словарного запаса и грамматического строя речи у воспитанников, там же используется большое количество иллюстративного, наглядно-дидактического материала по теме смотра-конкурса.
Во всех группах составлена картотека игр по развитию речи детей дошкольного возраста.
Кроме того, в группу внесены предметы и вещи из серии «Мир взрослых» - атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Парикмахерская», «Больница», «Школа», ведь, как известно все основные навыки и умения ребенка не только формируются, Нои закрепляются в процессе игровой деятельности. Высоким показателем усвоения знаний может служить то, что воспитанник переносит знакомые знания, умения и навыки в другой вид деятельности и свободно ими пользуется.
Также часто используются музыкальные произведения, художественная литература, ознакомление с родным краем, декоративно-прикладным искусством с целью закрепления знаний воспитанников о звуках и буквах родного языка и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Предметно-развивающая среда
Таким образом, правильно спланированная, разнообразно оборудованная, многофункциональная предметно-развивающая среда поможет воспитаннику более качественно и в более сжатые сроки усвоить изученный материал.
- Взаимодействие с родителями (законными представителями)
по формированию навыков чтения.
Задачи:
- привлечь родителей к процессу обучения детей дошкольного возраста чтению;
- повысить рейтинг чтения в досуге семьи;
- дать представление родителям о творческих возможностях детей как читателей;
Основные требования при работе с родителями
- Доброжелательность.
- Не конкурировать за право влияния на ребёнка.
- Передать свой профессиональный опыт.
- Опираться на положительный читательский опыт.
- Ориентировать родителей на чтение литературы детьми в соответствии с их возрастом.
Система работы с родителями. Элементы системы
1. Диагностика детей и родителей для выявления интересов, увлечений и талантов и планирования дальнейшей работы.
2. Планирование для более эффективной организации работы с родителями. Информирование родителей о методической литературе по организации чтения детей и художественной детской литературы.
3. Индивидуальная работа с родителями по решению проблемы детского чтения.
4. Групповая работа: помощь в подборе материала, составление рекомендационных списков.
5. Работа с родительским комитетом для совместной деятельности по организации мероприятий, посвящённых чтению.
Перспективный план
организации совместной игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по обучению чтению
№ п/п | Название игры/упражнения | Цель | Материал и оборудование | Предшествующая работа |
1 | «Чей это голос?» | Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. | мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. | Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением животных, игры с игрушками животными, игры на звукоподражание и интонирование |
2 | «Угадай игрушку» | Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. | 3-4 игрушки, знакомые детям | Рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение стихотворений |
3 | «Про кого я говорю» | Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. | - | Рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение стихотворений |
4 | «Скажи какой» | Цель: учить выделять и называть признаки предмета. | 3-4 знакомых предмета, игрушки | Рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение стихотворений, литературных произведений |
5 | «Исправь ошибку» | Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. | Набор картинок с «неправильным» изображением предмета | Рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение стихотворений, литературных произведений, рисование в уголке изобразительной деятельности |
6 | «Кто больше увидит и назовет» | Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. | Кукла, одетая в осеннюю одежду, игрушка-зайчик, кошка | Рассматривание игрушек, иллюстраций, беседы с детьми |
7 | «Что напутал Буратино?» | Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. | - | Беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото |
8 | «Какая кукла» | Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. | Кукла, муляжи овощей, фруктов | Игры, беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото, муляжей |
9 | «Сравни кукол» | Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками. | Две куклы, отличающиеся друг от друга внешними признаками | Игры, беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото |
10 | «Сравни медвежат» | Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам. | Две игрушки – медвежонка с характерными признаками | Беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото |
11 | «Сравни разных зверят» | Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. | Игрушки: лиса, заяц, волк, медведь | Беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото |
12 | «Кто лучше похвалит» | Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. | Игрушки: лиса, заяц, волк, медведь | Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением животных, игры с игрушками животными |
13 | «Куклы рисуют и гуляют» | Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки. | Две куклы, две модели елочек, рисунки, кукольные кроватки | Беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото |
14 | «Куклы: веселая и грустная» | Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный. | Две куклы | Рассматривание игрушек, иллюстраций, беседы с детьми |
15 | «Назови одним словом» | Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах. | На первых этапах изучения игры картинки (одежды, посуды, мебели и т.д.) | Дидактические игры на обобщение, беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций |
16 | «Чего не стало?» | Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных | Парные предметы одинаковые по названию, но разные по внешним признакам | Дидактическая игра «Чудесный мешочек», беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций |
17 | «Прятки» | Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около. | Кукольная мебель, 2-3 игрушки | Дидактические игры в различных видах детской деятельности на ориентировку в пространстве, наблюдение, игры-соревнования |
18 | «Поручения» | Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов. | 2-3 игрушки | Использование поручений в повседневной жизни детей, беседы |
19 | «Разложи картинки» | Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их. | Картинки с изображением последова тельных действий | Беседы, рассматривание иллюстраций |
20 | «Кто что умеет делать» | Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. | Картинки знакомых животных | Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением животных, игры с игрушками животными |
21 | «Кто назовет больше действий» | Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия. | Ленточки разных цветов | Беседы, наблюдения |
22 | «Где что можно делать» | Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. | - | Беседы, наблюдения |
23 | «Закончи предложение» | Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий. | - | Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение стихотворений, литературных произведений |
24 | «Оркестр» | Цель: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов. | Игрушечные музыкальные инструменты | Рассматривание ДМИ, слушание музыки, игра на ДМИ |
25 | «Профессии» | Цель: соотносить существительные с глаголом. | Набор картинок с изображением людей разных профессий | Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение стихотворений, литературных произведений |
26 | «Расскажем про Олю и зайчика» | Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять. | Набор игрушек | Словесные игры, индивидуальная работа по обогащению словарного запаса воспитанников словами – действиями, признаками и т.д. |
27 | «Игры-инсценировки с игрушками» | Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки. | Набор игрушек для инсценирования сказок | Чтение произведений, рассматривание картинок и иллюстраций, игрушек кукольного и настольного театров, игры имитации и т.д. |
28 | «Добавь слово» | Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. | - | Подвижная игра «Сделай как я», рассматривание картинок и изображений с использованием действий |
29 | «Козлята и зайчик» | Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки. | Игрушки: заяц, волк | Чтение сказки, «Козлята и волк», рассматривание иллюстраций, игры с игрушками |
Примечание: игры, после их изучения, можно использовать в произвольном порядке, так как они дополняют друг друга и способствуют не только обучению чтению, но и обогащению словаря, развитию монологической и диалогической речи. Кроме того, многие из этих игр можно использовать как в совместной деятельности воспитателя с детьми, так и на прогулке, в часы утреннего приема детей, в процессе индивидуальной работы с воспитанниками. Многие из представленных выше игр можно рекомендовать родителям (законным представителям) с целью развития у ребенка навыков речевого общения, психофизиологических процессов (память, мышление, внимание), способствующих формированию гармоничной личности и подготавливающих к дальнейшему обучению.
Перспективный план
организации совместной игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по обучению чтению
№ п/п | Название игры/упражнения | Цель | Материал и оборудование | Предшествующая работа |
1 | «Найди первый звук» | Цель: учиться четко выделять в слове первый звук. | Игрушки | Рассматривание игрушек, иллюстраций, игры на звукоподражание |
2 | «Громко — шепотом» | Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом | - | Игры на звукоподражание и интонирование, словообразование, разучивание чистоговорок, потешек |
3 | «Как говорит Таня?» | Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. | игрушки | Рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение стихотворений, игры на звукоподражание и интонирование, словообразование, разучивание чистоговорок, потешек |
4 | «Кто больше слов скажет» | Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. | Картинки с изображением предметов и животных | Рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение стихотворений, литературных произведений |
5 | «Кто заблудился?» | Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам. | Игрушки | Рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение стихотворений, литературных произведений, рисование в уголке изобразительной деятельности |
6 | «Какие бывают иголки» | Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже | Набор иголок для рассматривания, игрушка-ежик, иллюстрации, фотографии | Рассматривание игрушек, иллюстраций, беседы с детьми |
7 | «Кого можно гладить» | Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить». | Игрушки животных, утюг | Беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото, игры в уголке сюжетно-ролевых игр |
8 | «Шишка» | Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка». | Игрушки – белки, мешки | Игры, беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото, подвижная игра «У медведя во бору», заучивание стихотворений, игры- имитации |
9 | «Ручка—ножка» | Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка». | Фото или иллюстрации ручек различного характера – дверная, письменная и т.д., ножек – по аналогии | Игры, беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото |
10 | «Как сказать по-другому?» | Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях | Набор картинок | Беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото |
11 | «Кто это ползет?» | Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание. | Игрушки, картинки | Беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворения Т.Волжиной «Где, чей дом?» |
12 | Составление сказки «Приключения Маши в лесу» | Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания. | Набор картинок | Рассматривание картин, беседы по содержанию |
13 | «Расскажем про белочку» | Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания. | Набор картинок, игрушка - белочка | Беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, |
14 | «В гостях у лесника» | Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа. | - | Рассматривание игрушек, иллюстраций, беседы с детьми, создание поделки в уголке изобразительного творчества |
Примечание: игры, после их изучения, можно использовать в произвольном порядке, так как они дополняют друг друга и способствуют не только обучению чтению, но и обогащению словаря, развитию монологической и диалогической речи. Кроме того, многие из этих игр можно использовать как в совместной деятельности воспитателя с детьми, так и на прогулке, в часы утреннего приема детей, в процессе индивидуальной работы с воспитанниками. Многие из представленных выше игр можно рекомендовать родителям (законным представителям) с целью развития у ребенка навыков речевого общения, психофизиологических процессов (память, мышление, внимание), способствующих формированию гармоничной личности и подготавливающих к дальнейшему обучению.
Перспективный план
организации совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по обучению чтению
№ п/п | Название игры/упражнения | Цель | Материал и оборудование | Предшествующая работа |
1 | «Что такое звук, слово, предложение?» | Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова | Карточки, обозначающие гласны и согласные звуки, твердые и мягкие звуки, слово, предложение | Знакомство со звуком, словом, предложением – дидактические и настольно-печатные игры |
2 | «Найди звук» | Цель: находить слова с одним и двумя слогами. | Карточки с обозначением слогов | Дидактические игры |
3 | «Картина — корзина» | Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию. | Картинки | Дидактические и настольно-печатные игры |
4 | «Едем, летим, плывем» | Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. | Картинки | Рассматривание игрушек, дидактические и настольно-печатные игры |
5 | «Что вы видите вокруг?» | Цель: уточнить представления детей о названии предметов. | Предметы, игрушки для рассматривания | Рассматривание игрушек, иллюстраций, чтение стихотворений, литературных произведений, беседы |
6 | «Скажи, какое» | Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу. | - | Рассматривание игрушек, иллюстраций, беседы с детьми, чтение стихотворения |
7 | «Найди точное слово» | Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия. | Игрушки и иллюстрации для рассматривания | Беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, фото |
8 | «Высокий — низкий» | Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу. | Набор предметов, отличающихся по высоте | Игры, беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, игрушек |
9 | «Это правда или нет?» | Цель: находить неточности в стихотворном тексте. | - | Игры, беседы с воспитанниками, слушание стихотворений |
10 | «Найди другое слово» | Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы. | - | Дидактические и настольно-печатные игры |
11 | «Назови одним словом» | Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию | - | Дидактические и настольно-печатные игры, слушание и заучивание стихотворений |
12 | «Кто у кого» | Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных. | Рисунки животных с детенышами | Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением животных, игры с игрушками животными |
13 | «Один — много» | Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. | Картинки с изображение предметов, игрушки | Беседы с воспитанниками, рассматривание иллюстраций, дидактические и настольно-печатные игры, слушание и заучивание стихотворений |
14 | «Составь описание» | Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия | - | Рассматривание игрушек, иллюстраций, беседы с детьми |
15 | «Придумай рассказ» | Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. | Дидактические и настольно-печатные игры, слушание и заучивание стихотворений | |
16 | «Скажи точнее» | Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. | - | Дидактические и настольно-печатные игры, слушание и заучивание стихотворений |
Примечание: игры, после их изучения, можно использовать в произвольном порядке, так как они дополняют друг друга и способствуют не только обучению чтению, но и обогащению словаря, развитию монологической и диалогической речи. Кроме того, многие из этих игр можно использовать как в совместной деятельности воспитателя с детьми, так и на прогулке, в часы утреннего приема детей, в процессе индивидуальной работы с воспитанниками. Многие из представленных выше игр можно рекомендовать родителям (законным представителям) с целью развития у ребенка навыков речевого общения, психофизиологических процессов (память, мышление, внимание), способствующих формированию гармоничной личности и подготавливающих к дальнейшему обучению.
Перспективный план работы
с родителями (законными представителями)
по обучению навыкам чтения детей дошкольного возраста
№ п/п | Название мероприятия | Форма организации |
1 | Советы по обучению чтению | Практическая консультация |
2 | Когда начинать учить ребенка читать? | Анкетирование Родительское собрание |
3 | Игры по подготовке к обучению чтению | Семинар - практикум |
4 | Почему и зачем учат дошкольника читать | Беседа |
5 | Я читаю | Непосредственно образовательная деятельность интеграционного характера |
6 | Обязательные правила по обучению детей чтению | Информационное поле |
7 | Профилактика трудностей в обучении чтению | Вечер вопросов и ответов |
8 | Я учусь читать слова | Пропаганда педагогических знаний |
9 | Как хорошо уметь читать | Непосредственно образовательная деятельность интеграционного характера |
Примечание: предлагаемый перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) может быть использован в любой возрастной группы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Результативность
Для определения результативности использованной системы работы по обучению чтению воспитанников были использованы следующие диагностические методики:
- «Назови звук» (Е.И.Тихеева, 1981 г.)
- «Назови слово начинающееся (заканчивающееся) на звук …» (В.В.Гербова, 1985 г.);
- «Сколько слогов в слове, слов в предложении?» (Л.Н.Смирнова, 1995г.)
Анализ представлен за два учебных года, т.к. обучение дети в группе компенсирующей направленности начали со старшей группы. Также к подготовительной к школе группе несколько воспитанников были выведены по истечении срока обучения в соответствии с протоколом ПМПК.
Тест «Назови звук»
Цель: определение знаний о звуках, показываемых на карточке, произносимых изолированно и по артикуляции.
Материал: карточки со звуками в соответствии с программным материалом по каждому возрасту.
Инструкция:
Назови:
- звук ….
- звук, который нарисован на карточке;
- звук, «читая» его по губам.
Таблица № 1
Диагностирование воспитанников
2018-2019 учебный год
(старшая группа)
№ п./п. | Уровни Название этапа | Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | ||
1 | Начало учебного года | - | - | 6 | 50% | 6 | 50% |
2 | Конец учебного года | 4 | 33% | 4 | 33% | 4 | 33% |
Таким образом, анализ таблицы показал, что количество воспитанников с высоким уровнем развития навыков по данному тесту к концу года увеличился на 33%.
Таблица № 2
Диагностирование воспитанников
2019-2020 учебный год
(подготовительная к школе группа)
№ п./п. | Уровни Название этапа | Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | ||
1 | Начало учебного года | 4 | 57% | 3 | 43% | ||
2 | Конец учебного года | 2 | 29% | 4 | 57% | 1 | 14% |
Таким образом, анализ таблицы показал, что количество воспитанников с высоким уровнем развития навыков по тесту «Назови звук» к концу года увеличился на 29%, количество воспитанников с низким уровнем снизилось на 29%.
Диаграмма № 1
Сравнительный анализ
навыков обучения чтению
Таким образом, из диаграммы видно, что наблюдается положительная динамика у детей дошкольного возраста при обучении чтению при помощи использования игр и упражнений.
Тест
«Назови слово начинающееся (заканчивающееся) на звук (…)»
Цель: выявление уровня сформированности навыков называть слова с заданным звуком, учитывая его место расположения в слове.
Материал: картинки с изображением предметов, игрушки.
Инструкция:
Необходимо выбрать игрушку (картинку), название которой начинается (заканчивается) на звук «…»
Таблица № 3
Диагностирование воспитанников
2018-2019 учебный год
(старшая группа)
№ п./п. | Уровни Название этапа | Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | ||
1 | Начало учебного года | 4 | 33% | 2 | 17% | 6 | 50% |
2 | Конец учебного года | 7 | 58% | 4 | 33% | 1 | 9% |
Таким образом, анализ таблицы показал, что количество воспитанников с высоким уровнем развития навыков по данному тесту к концу года увеличился на 25%.
Таблица № 4
Диагностирование воспитанников
2019-2020 учебный год
(подготовительная к школе группа)
№ п./п. | Уровни Название этапа | Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | ||
1 | Начало учебного года | 4 | 57% | 3 | 43% | 0 | 0% |
2 | Конец учебного года | 6 | 86% | 1 | 14% | 0 | 0% |
Таким образом, анализ таблицы показал, что количество воспитанников с высоким уровнем развития навыков по тесту «Назови слово» к концу года увеличился на 29%.
Диаграмма № 2
Сравнительный анализ
навыков обучения чтению
Таким образом, из диаграммы видно, что наблюдается положительная динамика у детей дошкольного возраста при обучении чтению при помощи использования игр и упражнений.
Тест
«Сколько слогов в слове, слов в предложении?»
Цель: выявление знаний о составе слова, умений делить слово на слоги, находить ударный слог; знаний о предложении, умении делить предложения на слова.
Инструкция:
- произведи звуковой анализ слова
- сколько слогов в слове?
- составь предложение с заданным словом
- сколько слов в твоем предложении?;
- «запиши» схематично предложение
Таблица № 5
Диагностирование воспитанников
2018-2019учебный год
(старшая группа)
№ п./п. | Уровни Название этапа | Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | ||
1 | Начало учебного года | - | - | 8 | 67% | 4 | 33% |
2 | Конец учебного года | 3 | 25% | 6 | 50% | 3 | 25% |
Таким образом, анализ таблицы показал, что количество воспитанников с высоким уровнем развития навыков по данному тесту к концу года увеличился на 25%.
Таблица № 6
Диагностирование воспитанников
2019-2020 учебный год
(подготовительная к школе группа)
№ п./п. | Уровни Название этапа | Высокий | Средний | Низкий | |||
Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | Кол-во воспит. | % | ||
1 | Начало учебного года | 2 | 29% | 5 | 71% | 0 | 0% |
2 | Конец учебного года | 5 | 71% | 2 | 29% | 0 | 0% |
Таким образом, анализ таблицы показал, что количество воспитанников с высоким уровнем развития навыков по тесту «Назови слово» к концу года увеличился на 42%.
Диаграмма № 3
Сравнительный анализ
навыков обучения чтению
Таким образом, из диаграммы видно, что наблюдается положительная динамика у детей дошкольного возраста при обучении чтению при помощи использования игр и упражнений.
Анализ диаграмм позволяет сделать вывод, что к подготовительной к школе группе значительно увеличилось количество детей, которые перешли на высокий уровень усвоения материала.
Сравнительный анализ диагностических данных за два года выявил стабильно высокие результаты в работе педагога по развитию навыков раннего чтения и мелкой моторики пальцев рук у воспитанников старшей и подготовительной к школе групп. Высокий уровень сенсомоторного развития, и развития фонематических навыков создают благоприятные условия для формирования правильной речи. Это подтверждается данными диагностики по комплексной программе, которое проводят воспитатели по выявлению уровня развития у воспитанников звукопроизношения, словарного запаса, фразовой речи.
Анализ результатов опытного обучения, показал эффективность освоения навыка первоначального чтения по данной технологии. Результаты диагностики уровня развития познавательных процессов и сформированнасти навыков первоначального чтения у детей показали, что в старшем дошкольном возрасте обучение чтению более эффективно влияет на развитие познавательных процессов и формирование навыков первоначального чтения.
Результаты диагностики уровня развития речи у детей, также свидетельствует о положительном влиянии процесса обучения чтению на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, на пополнение словарного запаса и формирование навыков составления связных рассказов. Таким образом, предположение об эффективном влиянии процесса обучения чтению детей старшего дошкольного возраста подтвердилось опытным путем.
КРИТЕРИИ
оценки по усвоения навыков по обучению раннему чтению
Старшая группа
Высокий уровень
Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы, при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении, слышит и интонационно выделяет звук в слове при помощи взрослого.
Четко произносит все буквы родного языка (кроме вибрантов и шипящих), знает некоторые буквы, отчетливо произносит слова и фразы, владеет темпом речи и без взрослого.
Средний уровень
Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.
Четко произносит шесть гласных звуков ( А, О, У, Э, Ы, И) и 5 согласных звуков (М, П, Т, Д, В, Ф). Знает некоторые буквы из букваря или на кубиках, может по показу взрослого пользоваться темпом и интонационной выразительностью.
Низкий уровень
Ребенок понимает речь, затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами – заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает, не владеет формами вежливого общения.
Не все звуки родного языка произносит четко, не знает ни одной буквы, неотчетливо произносит слова и фразы, темпом речи и интонационной выразительностью не владеет даже по показу.
Подготовительная к школе группа
Высокий уровень
Ребенок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи и речи доказательства. Все звуки произносит четко, речь эмоциональна, выразительна. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы и сказки, сочиняет загадки, проявляет интерес к языку, самостоятельно проводит звуковой анализ односложного трех звукового слова с использованием модели, схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели».
Читает не только отдельные слова, но и тексты, знает их пересказ.
Средний уровень
Ребенок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи и речи – доказательстве. Грамматические ошибки в речи не часты, в звуковом отношении речь внятна, достаточно грамотна, эмоциональна. При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Ребенок владеет простыми предложениями, в построении сложных затрудняется. Допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Проявляет интерес к обучению грамоте.
Различает твердые и мягкие согласные при помощи взрослого, определяет позицию звука при утрированном произношении звука взрослым, не всегда владеет темпом и интонационной выразительностью. Знает буквы, но иногда путает при написании, читает слоги и короткие слова.
Низкий уровень
В общении малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами речи – доказательства, затрудняется в построении развернутых предложений. В речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов. Различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого, не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, пассивен в работе со схемами и моделями. Буквы знает, но путает; не знает их написания; не читает открытые и закрытые слоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушениями речи
В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их воспита...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ И БУКВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛИТНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В данной статье показана методика знакомства с буквами, основанный на установлении сходства буквы с предметом, название которого начинается с того же звука. Использование звуковых си...
Консультация для воспитателей Тема : «Методы и приёмы обучения чтению детей с нарушениями слуха»
Консультация предназначена для воспитателей групп для детей с нарушением слуха. В консультации раскрыты основные методы и приёмы работы для формирования навыка чтения у детей с нарушением ...
«Обучение чтению детей с нарушением слуха»
При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной, а тем более на слуховой основе. Для р...
Обучение чтению детей с нарушениями речи
Обучение чтению детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями будущих школьников....
Мастер-класс:«Начальные этапы обучения чтению детей с нарушением слуха»
При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-...